Файл: Ю. Н. Толстова измерение в социологии курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вероятно, одной из основных причин отказа от постановки соответствующей задачи является сложность измерения соотно­шений между расстояниями. Мы зачастую априори полагаем, что если нам нужно оценить порядок между -Ь)и (с - d)(а, Ь, с, dпроизвольные шкалируемые объекты), то сделать это можно только путем постановки перед респондентом "лобово­го" вопроса типа: "Что, с Вашей точки зрения, больше — раз­ность - Ь) или разность (с - )?" А на этот вопрос иногда ответить бывает весьма затруднительно (однако при умелом про­ведении исследования соответствующие ответы бывает возмож­но получить [Дэйвисон, 1988]).

Заслуга Кумбса состоит не только в том, что он показал ра­зумность постановки описанной задачи. Он продемонстрировал также практическую доступность ее решения. Ведь входом метода одномерного развертывания служит информация, которую по­лучает, вероятно, каждый социолог, — ранжировки объектов.-Надежность же выхода определяется только тем, принимаем ли мы используемую Кумбсом модель восприятия.

Еще один методический момент, который нам хотелось бы отметить, касается яркого показа того, что для социологии есте­ственными являются шкалы, занимающие промежуточное по­ложение между порядковыми и интервальными. Представляется очевидным, что такое положение действительно характерно для тех описанных выше оценочных шкал, которые дают возмож­ность установить отношения частичного порядка для расстоя­ний между объектами (вспомним, что пока мы отождествляли тип шкалы с теми эмпирическими отношениями, которые ото­бражаются в числовые при измерении; несколько иначе мы по­дойдем к определению типа шкалы в следующем разделе).

Последний методический аспект состоит в демонстрации роли выбора исследователем модели восприятия. Мы уже неоднократ­но отмечали, что такая модель "стоит" за каждым методом изме­рения и что социолог должен давать себе отчет в том, какова эта модель, если он хочет, чтобы осуществляемое им измерение дей­ствительно отражало какую бы то ни было реальность. Однако при рассмотрении других методов измерения мы с определен­ным трудом "вытаскивали" подобную модель на показ читателю. Здесь же она явно определяется. Четко вырисовывается ее роль в построении шкалы. И становится совершенно ясно, что при не­согласии с этой моделью метод применять нельзя (точнее, не соглашаясь с моделью, нельзя соглашаться и с результатами из­мерения, осуществленного с помощью рассматриваемого под­хода). Представляется, что такая наглядность должна заставить исследователя иначе, более серьезно взглянуть на роль подобных моделей и в других ситуациях.


Именно здесь представляется уместным коротко сказать о том, как метод одномерного развертывания задействован в реализа­ции основной усматриваемой нами во всех рассматриваемых методах идеи: соединения "мягкого" и "жесткого", "качествен­ного" и "количественного". Конечно, то, что мы "принудитель­но" заставляем респондента ранжировать объекты — жесткий подход (выше мы неоднократно говорили о том, что он может быть неадекватен реальности, но здесь считаем, что ранжиров­кам можно верить — это тоже часть модели, "стоящей" за нашим методом, модели восприятия). Но, анализируя их, мы действу­ем "мягко" — не считаем, какой объект больше всего респон­дентов поставили на такое-то место, не усредняем ранги, при­писанные одному объекту (как мы уже говорили, эти приемы нередко уводят нас в сторону от реальных мнений людей).

Кумбсовский подход позволяет более тонко учитывать на­строй отдельного человека, правда, здесь надо добавить: при построении усредненных (по всей совокупности респондентов) оценок рассматриваемых объектов. Вследствие этого здесь осо­бую остроту приобретает еще одна проблема, упомянутая выше:-проблема однородности той совокупности респондентов, мне­ние которых мы фактически агрегируем (напомним, что "мяг­кими", адекватными должны быть не только способ опроса каж­дого индивида, но и способ усреднения мнений разных людей, и подход к определению множества тех респондентов, чьи мне­ния мы имеем право усреднять).

В заключение обсуждения методических аспектов метода од­номерного развертывания заметим, что соответствующий под­ход, будучи обобщенным на многомерный случай, является ос­новой одной из ветвей многомерного шкалирования — много­мерного развертывания [Интерпретация и анализ..., 1987, гл. 8; Клигер и др., 1978, гл. 4].


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Раздел 3 ОСНОВАНИЯ ТИПОЛОГИЙ ШКАЛ, ПРЕДЛОЖЕННЫХ КУМБСОМ

Глава 10. ТИПОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА СТЕПЕНИ УПОРЯДОЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ И РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ НИМИ



Известно довольно много типологий шкал, использующихся в социологии. В разделе 4 будет рассмотрена самая популярная типология, восходящая к Стивенсу. Можно назвать ряд весьма полезных для социолога типологий, которых мы не будем ка­саться. Это, например, типологии, отраженные в работах [Torgerson, 1957; Косолапое, 1984].

Типологии Кумбса представляются нам наиболее интересны­ми. Кумбс сумел увидеть в способностях респондента оценивать те или иные объекты то, что до него никто не увидел, осуще­ствил глубокий анализ специфики социологических данных. И это нашло отражение в разработке оснований многочисленных предложенных им типологий социологических шкал.

Говорить о полноценной типологии мы не можем, так как коснулись слишком малого количества шкал: если выделяемые на основе предложенных оснований классы рассматривать как некие "полочки", на которые шкалы должны быть "уложены", то на многие из "полочек" нам просто нечего будет положить, поскольку о соответствующих шкалах мы в данной книге даже не упоминаем.

Но рассмотрение оснований типологии представляется име­ющим смысл само по себе. В этих основаниях отразилось видение автором специфики социологической информации, и их анализ может многое дать социологу. Внимательно отнесясь к мнению Кумбса, он поймет,во-первых, что наличие соответствующих аспектов в человеческих представлениях имеет смысл учитывать в своей работе, и, во-вторых, что такой учет можно практичес­ки осуществить. А это, как мы увидим, может привести социо­лога к использованию многих нетрадиционных, но весьма по­лезных подходов к измерению.

10.1. Отношение порядка и его искажение респондентом
В своих классификациях Кумбс обращал особое внимание на отношение порядка между рассматриваемыми объектами. И это представляется естественным. На наш взгляд, это отношение явля­ется одним из ключевых при "ориентации" человека в окружаю­щем мире. Человеческая жизнь фактически состоит из непрерыв­ной цепочки принятия решений, которые мы принимаем автома­тически: встать утром рано, или проспать занятия, съесть на завт­рак бутерброд с маслом или с сыром, обойти лужу или пойти напрямик и т.д. Делать это человек может только при наличии оп­ределенного упорядочения окружающих объектов в его сознании. Рассмотрим более подробно, что такое отношение порядка.

Пока мы опирались на интуитивное понимание названного отношения. Но для того, чтобы говорить о предложенных Кумб-сом основаниях классификации социологических данных, необ­ходимо четко обрисовать свойства отношения порядка. Сделаем это, вспомнив, как оно определяется в математике (математика строго формулирует то, что диктует нам здравый смысл).

Говорят, что на некотором множестве задано бинарное отно­шение порядка < (этот знак — общепринятое "имя" отношения порядка; бинарность отношения означает то, что в это отноше­ние "вступают" два объекта; если говорить более точно, ниже мы определяем отношение строгого порядка; отношение простого порядка обозначается < и определяется несколько иначе), если, во-первых, оно определено для любых двух объектов этого мно­жества (т.е. для любых двух объектов можно сказать, выполняется ли для них соотношение а<Ь,либо соотношение Ь<а; заметим, что, в соответствии с традицией, в случае выполнения соотно­шения а<Ьговорят, что объект а меньше объекта Ь),а если, во-вторых, для трех произвольных объектов а, Ь, с из заданного мно­жества выполняются следующие условия:

соотношения а<Ьи Ь<а не могут выполняться одновременно (антисимметричность);

если выполняются соотношения а<Ьи*Ь<с,то выполняется также и соотношение а<с(транзитивность).

Отметим, что всем этим свойствам шкальные значения на­ших объектов будут удовлетворять, если они будут получены по порядковой шкале.

В п. 6.1 мы уже упоминали, что сформулированные соотноше­ния далеко не всегда выполняются в случаях, когда упорядоче­ние объектов производится человеком. Кумбс вместе с соавто­рами изучил и систематизировал соответствующие ситуации [Coombs, Raiffa, Thrall, 1954].

Обнаружилось, что вводимое респондентами на множестве рассматриваемых объектов отношение порядка может не удов­летворять условию антисимметричности, и в то же время удов­летворять условию транзитивности и наоборот; может не удов­летворять ни одному из названных условий и удовлетворять обоим. Кроме того, на это накладывается еще возможность того, что порядок может быть лишь частичным: для некоторых объектов оказывается невозможным определить, который из них больше (частичному порядку уделяется определенное внимание россий­скими авторами [Ядов, 1995; Саганенко, 1979]).

Кумбс с соавторами перечислили классы практически встре­чающихся (в социально-психологических исследованиях) эм­пирических систем соответствующего плана, сопроводив это пе­речисление яркими примерами. Система таких классов сама яви­ла собой частично упорядоченное множество (отношение по­рядка на нем определяется естественным образом: один класс "меньше" другого, если первый включается во второй).

Мы не будем здесь приводить соответствующую схему из-за не­достатка места, и из-за того что рассмотрели не все проанализиро­ванные названными авторами особенности "социологического" от­ношения порядка (они учитывали не только строгое отношение порядка <, но и нестрогое <=). Отметим лишь, что в западной литературе проблеме "искажения" отношения порядка в эмпири­ческих социально-психологических ЭС уделяли довольно большое внимание разные авторы [Fishburn, Gehrline, 1975; Luce, 1956].
10.2. Основания типологии

Мы уже неоднократно говорили о возможности и важности получения от респондентов информации, связанной, с одной сто­роны, с упорядочением как объектов, так и расстояний между ними, и, с другой стороны, как с полным, так и с частичным упорядочением чего бы то ни было. Поэтому представляется целе­сообразным предложить читателю внимательно отнестись к следу­ющим основаниям, предложенным Кумбсом для одной из типоло­гий шкал. Эта типология описана в [Осипов, Андреев, 1977, с. 61— 62].

Первое основание. Что упорядочивается: 1)объекты; 2) рассто­яния между ними.

Второе основание. Степень упорядочения: 1) упорядочение отсутствует (номинальная шкала); 2) частичное упорядочение; 3) полное упорядочение.

Кумбс предложил типы шкал называть двумя терминами: пер­вый должен относиться к объектам, второй — к расстояниям между ними. Были рассмотрены типы: номинальная—номиналь­ная шкала (т.е. шкала, с помощью которой не упорядочиваются ни объекты, ни расстояния между ними); номинальная — час­тично упорядоченная шкала (объекты измерены по номиналь­ной шкале, а расстояния — частично упорядочены); номиналь­ная — вполне упорядоченная шкала (объекты измерены по но­минальной шкале, а расстояния — по порядковой); частично упорядоченная — номинальная шкала и т.д.

Заметим, что с помощью метода одномерного развертывания, примененного к ситуации с четырьмя и более объектами, мы по­лучаем, вообще говоря, шкалу с названием "вполне упорядочен­ная — частично упорядоченная". Названию "вполне упорядочен­ная — вполне упорядоченная" отвечает наша интервальная шкала.

Важно подчеркнуть, что знакомых нам номинальной и поряд­ковой шкал среди кумбсовских шкал нет. Перечисленные шкалы с двойными наименованиями требуют, чтобы расстояния были из­мерены хотя бы по номинальной шкале, т.е. чтобы было известно хотя бы, какие из них равны друг другу, а какие нет. Для обычных номинальной и порядковой шкал этого не требуется. Ни та, ни другая не предусматривают отображения каких бы то ни было эмпирических отношений между расстояниями в математические.

В последнем предложении мы не случайно применительно к отображению отношений между расстояниями вместо термина "числовой" упомянули термин "математический". Важно под­черкнуть, что большинство перечисленных шкал в принципе не являются числовыми: соответствующие отношения, как бы мы ни старались, невозможно смоделировать с помощью чисел. Это касается в первую очередь отношений частичного порядка как между объектами, так и между расстояниями.
Глава 11. ТИПОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ПРОЦЕДУРАХ ОПРОСА И МОДЕЛЯХ ВОСПРИЯТИЯ

11.1. Зависимость ответа респондента от процедуры опроса. Классификация процедур

Указанная зависимость неоднократно рассматривалась в ли­тературе [Ноэль, Ι993; Мосичев, 1996; Schuman, Presser, 1996]. Известно, что ответ респондента определяется многими момен­тами, характеризующими способ постановки вопроса в анкете: местом — в начале или конце перечня возможных ответов на вопрос стоит рассматриваемая альтернатива, количеством пред­лагаемых ответов, длиной и терминологической насыщеннос­тью вопроса и т.д. Один из примеров приведен в п. 1.2 со ссыл­кой на статью [Согомонов, Толстых, 1989]. За этим стоит боль­шая и серьезная проблема. Она не является предметом нашего специального анализа. Но мы ее должны упомянуть, рассматри­вая одну из предложенных Кумбсом типологий шкал.

Свое видение соответствующей проблематики Кумбс отра­зил в предложенной им классификации процедур опроса. Она коротко описана в отечественной литературе [Клигер и др., 1978, с. 49-51, Осипов, Андреев, 1977, с. 100-103].

Классификация касается практически всех процедур, обычно использующихся социологами. Сам перечень процедур говорит о том, какие именно обстоятельства Кумбс считал влияющими на характер ответа респондента. Опишем классификацию.

Первая группа процедур касается самих оцениваемых объектов.

1. Оценка объектов:

а) числовая оценка; имеется в виду ситуация, когда исследо­ватель просит респондента, скажем, приписать каждой телепе­редаче из некоторого перечня число от 1 до 7 в зависимости от того, насколько эта передача ему нравится: если очень нравится, приписать 1, если нравится, но не очень, то — 2 и т.д., если совсем не нравится — то 7;

б) вербальная оценка; имеется в виду сходный опрос, но рес-
понденту предлагается не приписывать число передачам, а ука-
зать, с каким из перечисленных выражений относительно каждой
передачи он согласен: "Передача мне очень нравится", "Передача
мне нравится, за исключением отдельных моментов", "Пере-
дача мне совсем не нравится" (те же эмоции могут быть выраже-
ны и другими словами);

в) графическая оценка; тот же опрос сводится к тому, что
респонденту предлагают отрезок прямой от 1 до 7 (пределы мо-
гут быть изменены), полюсы которого отождествляются, соот-
ветственно, с высказываними "Эта передача мне очень нравит-
ся" и "Эта передача мне совсем не нравится" и просят указать
место каждой конкретной передачи на этом отрезке.

2. Сравнение объектов:

а) ранжирование; респонденту предлагается проранжировать
те же телепередачи;

б) сравнение в парах; это процедура, которую мы в главе 6
назвали методом парных сравнений (рассматриваемым как ме-
тод сбора данных).

Как мы видим, действительно, речь идет о самых популяр­ных способах опроса.

Следующая группа процедур касается пар объектов. Процеду­ры те же, но относятся не к объектам, а к всевозможным парам, составленным из них. Эти процедуры не распространены в оте­чественных исследованиях. Поэтому прежде всего поясним, за­чем такие, вроде бы экзотические, процедуры сбора данных нужны социологу.

В главе 9 мы уже говорили о том, что для социолога часто бывает весьма полезно знать мнение респондентов о соотноше­нии расстояний между оцениваемыми объектами: анализ этих соотношений важен и сам по себе (тем более, что соответствую­щая информация иногда бывает более надежна, чем оценка (срав­нение) самих объектов), и потому, что он может послужить основой многомерного шкалирования — эффективного метода, позволяющего достаточно глубоко проанализировать простран­ство восприятия каждого респондента. К сожалению, здесь мы не имеем возможности на этом остановиться. Ограничимся лишь напоминанием, что "входом" для этих методов служит матрица близостей для шкалируемых объектов. А она легко получается именно на основе обсуждаемых процедур сбора первичных дан­ных (иногда, правда, эти данные предварительно надо опреде­ленным образом преобразовать).

Там же мы оговаривали, что соотношения между расстояния­ми могут быть получены в результате прямого опроса респонден­тов, если этот опрос умело организовать. И сейчас мы говорим по существу о способах такой организации. Конечно, способы рабо­ты с респондентами в рассматриваемом случае ближе к тем, кото­рые приняты в психологии, чем к тем, которые привычны соци­ологу. Но подобные опросы реально проводятся при сборе дан­ных для многомерного шкалирования. Техника их проведения под­робно описана в соответствующей литературе [Дэйвисон, 1988].

Приведем примеры того, как могут быть сформулированы вопросы анкеты, принадлежащие к рассматриваемому кумбсов-скому типу.

1. Оценка пар объектов:

а) числовая оценка — исследователь предлагает респонденту всевозможные пары объектов и просит приписать каждой паре число от 1 до 7 в зависимости от того, насколько, по его мне­нию, эти объекты близки друг другу в каком-либо отношении (например: "если телепередачи изданной пары нравятся (не нра­вятся) Вам совершенно в одинаковой степени, припишите этой паре значение 1", "если, по Вашему мнению, передачи этой пары вызывают разные симпатии, припишите паре значение 7".

Аналогично строятся анкеты, реализующие пп. "б" и "в" для пар объектов.

2. Сравнение пар объектов:

а) ранжировка пар объектов — исследователь предлагает рес-
понденту проранжировать пары телепередач в зависимости от того,
насколько, по его мнению, передачи каждой пары похожи с точ-
ки зрения их художественного качества. На первое место надо
поставить пару, состоящую из передач, максимально схожих друг
с другом, на последнее — пару, элементы которой по своим ху-
дожественным свойствам не имеют друг с другом ничего общего;

б) сравнение пар в парах — исследователь просит респонден-
та сказать, какие передачи ближе друг к другу, — а и bv\m с и d.
11.2. Модели восприятия
О моделях восприятия, учитываемых в рассматриваемой ти­пологии, мы фактически уже говорили. Они описаны в п. 9.3. Это векторная модель и модель идеальной точки. Именно они и были положены Кумбсом в основу рассматриваемой нами типологии. Заметим, что, будучи обобщенными на многомерный случай, эти модели, как и другие идеи Кумбса, послужили одним из тех оснований, на котором было выстроено мощное здание много­мерного шкалирования. Два рассмотренных вида моделей вос­приятия легли в основу двух ветвей этого подхода: собственно МШ и многомерного развертывания.

Раздел 4

ФОРМАЛИЗОВАННАЯ ТЕОРИЯ ИЗМЕРЕНИЙ

Глава 12. РОЛЬ ФОРМАЛИЗМА В РАЗВИТИИ НАУКИ

12.1. Формализация как достижение науки
Коснемся^ заявленного в заголовке вопроса, не вдаваясь глу­боко в суть соответствующей проблематики.

Прежде всего — несколько слов о понятии формализации.

Ясно, что описание какого-либо фрагмента реальности с по­мощью математического языка — это формализация. Однако по­нятие формализации шире. В него можно включать, скажем, пе­реход к использованию формальной логики. Более того, этапу математизации, переводу представлений исследователя на мате­матический язык неизбежно предшествует этап определенной "доматематической", логической (в обыденном смысле этого слова) формализации, размещению этих представлений "по полочкам", т.е. внесению той четкости, без которой невозмож­на математика (вспомним, например,какие рассуждения мы ис­пользовали в главах 5 и 6, прежде чем выразили мнение одного человека об одном оцениваемом объекте в виде определенного нормального распределения).

Очевидно, что подобная логическая формализация может и не иметь своей целью образование базиса для математизации представлений исследователя о реальности (хотя, как мы отме­чали в п. 3.3, математический подход возможен там, где форма­лизация достаточно четкая).

Заметим, что ядром процесса формализации всегда служит вы­деление каких-то сторон реальности. А такое выделение является отражением модельных представлений, иногда довольно силь­ных (началом процесса моделирования в реальных социологичес­ких исследованиях чаще всего служит переход к "мышлению при­знаками", о чем мы уже говорили в п. 1.3). Уточняя свойства вы­деленного фрагмента, мы снова фактически пользуемся моделя­ми. Поэтому термины "модель", "моделирование" далее, при об­суждении проблем, связанных с формализацией, будут активно использоваться.

"Доматематический" этап формализации иногда называют по­строением качественной модели изучаемого явления, математи­ческий этап связывают с количественной моделью. Но мы и здесь выскажем свое негативное отношение к использованию в таком смысле названной пары терминов,поскольку совершенно неяс­но, где провести границу между качественной и количественной моделями. Будем просто говорить о формализации и ее этапах.

Сама возможность формализации научных представлений о любом предмете свидетельствует о достижении достаточно высо­кого уровня знания. Ввести какой бы то ни было формализм — значит иметь довольно четкое представление о том, что мы изу­чаем. Пока такой четкости нет, никакой формализм невозможен.

В большинстве известных нам наук рано или поздно исполь­зовалась формализация хотя бы каких-то их фрагментов (это касается не только социологии, но и таких наук, как психоло­гия, демография, социальная статистика, лингвистика, исто­рия, логика, философия и даже литературоведение).

Будучи как бы материальным воплощением научных пред­ставлений, достигнутых рассматриваемой ветвью науки к опре­деленному моменту, формализация, несомненно, играет огром­ную положительную роль. Она дает возможность четко обрисо­вать круг уже достигнутых результатов, выявить совокупность нерешенных задач, сформировать представления о возможных направлениях их решения и т.д. Другими словами, успешно осу­ществленная формализация — это знак того, что рассматривае­мый фрагмент науки в достаточной мере похож на науку. (Отме­тим, что в советской философской литературе анализу роли формализации в познании уделялось довольно большое внима­ние [Гносеологические проблемы формализации, 1969].)

Формализация понятия измерения в социологии олицетворя­ется в так называемой репрезентационной теории измерений (РТИ), о которой пойдет речь в главе 14. Эта формализация по­зволила систематизировать соответствующие представления, что дало возможность, с одной стороны, решить ряд стоящих перед социологической практикой задач (п. 14.1), а с другой — выявить минусы этих представлений, определить, какие социологические ситуации остались не учтенными формализмом (п. 14.2), и наме­тить пути включения этих представлений в общую теорию (п. 14.3).



12.2. Недостатки формализации

Всякий формализм, каким бы "хорошим" (адекватным ре­альности) он ни был, не может полностью, раз и навсегда удов­летворить исследователя уже в силу самой своей сути, поскольку любая формальная конструкция отражает лишь какую-то часть реальности. На каком-то этапе, при решении какого-то класса задач этого отражения может быть достаточно. Прогнозы, полу­чающиеся на основе соответствующего моделирования, оказы­ваются более или менее оправдывающимися (это и служит про­веркой качества модели). Но история науки говорит о том, что такое благодушное положение — до поры до времени. В какой-то момент становится ясно, что формализм учел не все. Что-то су­щественное оказалось "за бортом". Ученые ищут новый форма­лизм (расширяют имеющийся). И все начинается снова. Далее мы покажем, какие важные для социолога моменты не учитываются формализмом РТИ и предложим направление его изменения (сами же принципы РТИ нам в этом помогут).

1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

Глава 13. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗМЕРЕНИЯ

13.1. Предыстория вопроса
Проблема измерения в науке серьезно начала интересовать ученых примерно во второй половине XIX века. Сначала все рассмотрения велись в рамках так называемого классического подхода — подхода, опирающегося на предположение о суще­ствовании единицы измерения. Здесь было достаточно проблем, с особенной остротой вставших в конце XIX — начале XX века, в связи с возникновением известного кризиса в науке.

Этот кризис затронул и естественные (революция в физике, крах механистического детерминизма), и гуманитарные науки (антипозитивизм, понимающая психология и социология), и математику (парадоксы теории множеств, проблемы оснований математики). В русле попыток преодоления этого кризиса лежало появление новых разработок, направленных как на совершен­ствование классических представлений об измерении (что при­вело к созданию новой науки — метрологии; см. [Маликов, 1966; Свириденко, 1971; Фридман, 1965]), так и на принципиальное расширение этих представлений, позволяющее учесть потреб­ность гуманитарных наук (результатом явилось создание РТИ).

Основной причиной внимания к проблемам, связанным с осмыслением природы измерения в гуманитарных науках, слу­жило осознание того, что соответствующая процедура очень ча­сто не предполагает наличия единицы измерения. Но четких пред­ставлений об измерении, не использующем сравнения измеря­емых объектов с неким эталоном, в науке долгое время не было.

Положение изменилось в начале XX века, когда постепенно начал вырисовываться новый подход к пониманию измерения. Сначала он был связан с простым допущением самой возмож­ности приписывания объектам чисел по каким-то правилам, не связанным с использованием единицы измерения [Campbell, 1928, 1957; Russel, 1937]. Однако измерением такое приписыва­ние называлось далеко не всегда.

Термин "измерение" поначалу применился только для так на­зываемых аддитивных признаков. Аддитивность признака озна­чала, что для изучаемых свойств объектов (отвечающих отдель­ным значениям признака) имеется отношение порядка и опре­делена физическая операция их соединения. Предполагалось, что в процессе измерения приписывание чисел происходит таким образом, чтобы порядку свойств соответствовал естественный порядок чисел, а физическому процессу соединения свойств от­вечала операция сложения чисел. (Заметим, что физической опе­рации сложения ученые уделяли внимание еще в прошлом веке: именно тогда было четко, на математическом языке сформули­ровано, что это такое [Гельмгольц, 1893; Holder, 1901]; этими формулировками пользовался, в частности, и Кемпбелл.)