Файл: Ю. Н. Толстова измерение в социологии курс лекций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такое внимание к аддитивным признакам было как бы "пе­режитком" классического подхода к измерению: нетрудно пока­зать, что предположение об аддитивности признака эквивален­тно предположению о существовании для него единицы изме­рения. Аддитивность является ключевым понятием для класси­ческого определения измерения.

Таким образом, хотя Кемпбелл и Рассел допустили возмож­ность приписывания чисел объектам по правилам, не связан­ным с использованием единицы измерения, но "осмелились" называть эту операцию измерением только в том случае, когда она по существу отвечала классическому подходу. В других ситу­ациях само представление о приписывании чисел объектам дол­гое время носило весьма неконструктивный характер, о воз­можности использования в качестве результатов измерения не­числовых математических конструктов речи вообще не было. Все это не позволяло найти ответы на многие интересующие соци­ологов вопросы типа следующих:

в какой степени можно считать измерением получение чисел с помощью таких шкал, как установочные шкалы Терстоуна и Лайкерта (ведь их авторы, с одной стороны, вроде бы не без оснований претендуют на то, что получают что-то похожее на числа, а с другой, — совершенно явно не используют никакой эмпирической операции сложения)?

операция сложения определена не только для чисел, а, на­пример, для числовых матриц. Сопоставление с каждым респон­дентом некой числовой матрицы — задача, не такая уж редкая для социологии. (Так, обсуждая в главе 6 метод парных сравне­ний, мы приписывали каждому респонденту матрицу из 0 и 1 и говорили, что анализ таких матриц может уже на начальном этапе выделить однородные группы респондентов. Мы не опи­сывали, как именно это делается, но сейчас заметим, что в про­цессе такого выделения активно используется и операция сло­жения матриц, и другие арифметические операции над ними.) Какие "права" имеют подобные действия? Вроде бы логично матрицу считать моделью респондента, т.е. тоже результатом из­мерения. Как это примирить с тем, что результат измерения — это число и только число?

какие методы можно использовать для анализа данных, получен­ных по номинальным и порядковым шкалам? Хорошо ли, что эти шкалы остаются "за бортом" представлений об измерении? И т.д.

Но наука двигалась дальше.

13.2. Предложенная Стивенсом парадигма измерения
В 30-е годы одним из самых активных "возмутителей спокойствия" ученых по поводу необходимости найти кардинальный выход из соответствующего тупика был американский психолог С.С.Сти-венс. Однако все его воззвания к научному сообществу оставались без ответа. Ответ в конце концов был дан им самим.


Стивене предложил принципиально новый подход к пони­манию измерения [Stevence, 1946; Стивене, 1961]. Решение было вроде бы простым: он предложил рассматривать числа как ре­зультат моделирования реальности, "видеть" в числах только то, что исследователь ставил своей целью отобразить при изме­рении. Если он отображал, скажем, порядок между объектами, то и в получившихся числах "усматривал" только отношения вида 3 < 5, 1 < 4 и т.д. А вот выражение 5 — 4 = 3 — 2 было для него как бы "бессмысленным". Сам Стивене рассматривал четы­ре типа шкал: номинальные, порядковые, интервальные и шка­лы отношений. Первые три типа были определены им примерно так, как мы их определили выше (п. 1.1). Шкалы отношений ассоциировались с ситуацией, когда признак имеет фиксиро­ванное начало отсчета и изменяющуюся единицу измерения. Наличие в системе Стивенса шкал отношений говорит о том, что измерение в житейском понимании этого слова является частным случаем стивенсовского. Вероятно, любое разумное представление об измерении должно удовлетворять этому свой­ству.

Таким образом, Стивене ввел существенный элемент конст­руктивности в понимание того, каким образом следует приписы­вать объектам числа, отражающие свойства, не являющиеся адди­тивными. Четкие предложения Стивенса значительно приблизили этап формализации понятия социологического измерения.

В заключение параграфа — несколько слов о других направле­ниях развития интересующих нас представлений об измерении и о некоторых используемых здесь терминах.

И после появления работ Стивенса продолжают встречаться публикации, в которых измерением называется приписывание объектам чисел, понимаемое весьма расплывчато, в духе Кемп-белла [Finkelstein, 1974]. Некоторые ученые выделяют два вида измерения: измерение, понимаемое как сравнение с эталоном, и измерение, понимаемое как отображение в числовые систе­мы, называя эти операции соответственно измерением в узком и широком смысле [Hoffman, 1979]. Примерно в том же смысле говорят о конкретном и абстрактном измерении [Fertig, 1977].

Наряду с терминами "аддитивный — неаддитивный" для обо­значения соответствующих признаков используются пары терми­нов: "экстенсивный — интенсивный" [Цыба, 1980]; "количествен­ный — качественный" [Суппес, Зинес, 1967; Мариничева, 1978].



Надо сказать, что в литературе имеется довольно много ра­бот, посвященных анализу разных сторон измерения в социо­логии [Андреев, 1982; Берка, 1987; Войшвилло, 1985; Гносеоло­гические проблемы измерения, 1968; Мартынова, 1970; Мель­ников, 1968; Пат-ругин, 1970]. Анализ понятия аддитивности признака с точки зрения РТИ осуществлен в [Толстова, 1989].

13.3. Развитие идей Стивенса
Подход Стивенса оказался очень плодотворным. На все пере­численные выше вопросы ученые дали конструктивные ответы.

Идеи Стивенса привели к созданию своеобразной математи­ческой теории, которая была названа теорией измерений и бур­но развивалась во второй половине XX века.

Произошло то самое "взаимообогащение" социологии и ма­тематики, о котором мы говорили выше в п. 3.3. А именно: бла­годаря четкости стивенсовских представлений их оказалось воз­можным выразить на математическом языке. Математики обоб­щили задачу, расширили постановку вопроса — и новорожден­ная научная ветвь стала развиваться самостоятельно, по своим собственным, "математическим" законам. Сейчас это мощная ветвь прикладной математики, описанная в ряде работ [Суппес, Зинес, 1967; Пфанцагль, 1976; Krantz et al, ..., 1971, 1990], в том числе — отечественных [Клигер и др., 1978; Котов, 1985; Логви-ненко, 1993; Орлов, 1985; Хованов, 1982] (названные работы отнюдь не повторяют друг друга, в каждой из них, помимо об­щих положений, излагаются оригинальные авторские результа­ты, лежащие в соответствующем русле; заявленная в заглавии некоторых книг ориентация их авторов на психологию и даже на биологию не должна смущать социолога: речь в основном идет о положениях, полезных и для социологии тоже).

Именно только что упомянутую теорию измерений мы называ­ем в настоящей работе репрезентационной (РТИ), т.е. основанной на представлении (репрезентации) эмпирических систем число­выми. Причина добавления этого эпитета состоит в том, что тер­мин "теория измерений" претендует на универсальность, которой РТИ не обладает. В частности, она не может полностью удовлетво­рить социолога. Мы покажем (глава 14), что для приближения этой теории к потребностям социологии ее надо расширить. Для этого расширения будем использовать словосочетание "теория социоло­гического измерения". Термин "теория измерений" пока оставим незадействованным — по нашему мнению, нет пока в науке тео­рии, достаточно общей для того, чтобы так называться.

Уже первые результаты РТИ дали ответ на большинство сформулированных выше вопросов. Развитие теории породило новые проблемы, новые результаты. Далеко не все достойные внимания социолога достижения РТИ "возвращены" сейчас в практику. Кратко сформулируем основные принципы РТИ и покажем, как из этих принципов вытекают ответы на постав­ленные выше вопросы.

13.3.1. Допустимыепреобразованияшкал
Выше (п. 1.1) мы уже отмечали, что совокупности шкальных значений, полученных по номинальным, порядковым, интер­вальным шкалам, определяются неоднозначно. Это имеет место из-за того, что не все свойства чисел оказываются задействован­ными при моделировании изучаемой ЭС. Ясно также, что имен­но эта неоднозначность мешает использованию для нужд соци­ологии традиционных числовых математических методов.

Действительно, если, например, с помощью порядковой шка­лы мы моделируем в ЧС только отношения равенства и порядка, то, конечно, для нас не будут различимы следующие, получен­ные для некоторых четырех эмпирических объектов, последова­тельности шкальных значений: 1, 3, 5, 7 и 121, 122, 305, 504 (сравнить табл. 1.1). Если же, применив какой-то метод к первой последовательности, мы получим один содержательный резуль­тат (скажем, состоящий в том,что интересующее нас различие между первым и вторым объектом равно различию между треть­им и четвертым), а ко второй — совершенно другой (первое различие существенно меньше второго), то зачем нам такой метод?! И, вероятно, не требует особого доказательства тот факт, что чем в большей мер^е у нас могут "болтаться" результаты из­мерения, тем меньше методов будет пригодно для их изучения.

Подобные рассуждения привели исследователей к выводу, что степень неоднозначности шкальных значений должна быть клю­чевым понятием для такой теории измерений, главная цель ко­торой — обеспечение грамотного отражения реальности в про­цессе измерения и адекватного анализа его результатов. "Грамот­ность" и "адекватность" удерживают моделирование (и в про­цессе измерения, и в процессе анализа данных) в рамках реаль­ности.

Это ключевое понятие было строго определено. Допустимым преобразованием шкалы было названо такое преобразование по­лученных с ее помощью шкальных значений, с точностью до которого эти значения были определены (ниже будет дана более строгая формулировка). Стало ясно, что пригодным для анализа некоторой совокупности шкальных значений можно назвать та­кой математический аппарат, который в каком-то смысле не "реагирует" на допустимые преобразования этой совокупности. Поскольку же с точки зрения потребностей практики для ис­следователя, вероятно, могут считаться одинаковыми шкалы, для которых пригодны одни и те же способы анализа их значе­ний, то родилась идея отождествить тип шкалы с отвечающей ей совокупностью допустимых преобразований.


Итак, понимание типа шкалы "замкнулось" на представле­нии о том, что мы можем делать со шкальными значениями. Математика же требует строгих определений, которые и были сформулированы в рамках РТИ. Перейдем к описанию соответ­ствующего формализма.

13.3.2. Шкалакакгомоморфизм
Дадим еще раз некоторые определения, уже введенные нами в п. Ι.Ι. Но сделаем это более строго. Не давать строгих дефини­ций мы не можем: именно в них — квинтэссенция того подхода, который дает возможность продвигаться вперед в решении про­блемы социологического измерения. Однако встает вопрос: по­чему строгие определения не были даны в начале работы?

Причина не только в том, что нам не хотелось сразу "ошара­шивать" формализмом читателя-гуманитария. Данные в п. l.l оп­ределения тоже довольно формальны. Принципиальное их отли­чие от приведенных ниже состоит не в недостаточной степени формализации, а в том, что они шире (смысл этого станет ясным из главы 14). Если бы мы с самого начала определили шкалу так, как это будет сделано в настоящем параграфе, мы не смогли бы говорить об очень многих свойствах измерения, обсужденных выше. Теперь, когда, как мы надеемся, читатель убедился в актуально­сти уже осуществленных рассмотрений, мы сможем обоснованно говорить о том, чем хорош и чем плох для социологии форма­лизм РТИ, и, пользуясь ее принципами, наметить пути дальней­шего развития теории социологического измерения.

Назовем системой с отношениями (СО) кортеж 21 =< A; Rp

Rm>, состоящий из некоторого множества-носителя А и со­вокупности заданных на нем отношений RpRимеющих размерности (местности) гр гтсоответственно. ЭСО, ЧСО, МСО определим аналогично тому, как это было сделано в п. 1.1.

Предположим теперь, что у нас имеются две системы с отно­шениями:

21 =< A; RpRm>; 23 = <В; SpSn> таких, что количество " отношений в обеих СО одинаково (т=п) и что между отноше­ниями этих СО установлено такое соответствие, при котором размерности отвечающих друг другу отношений одинаковы. Для определенности положим, что номера этих отношений тоже оди­наковы: отношение Л, отвечает отношению