Файл: Древние образы в современных народных игрушках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Технологическая карта урока по изобразительному искусству

на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Учитель: Маслова Людмила Владимировна

Воронокского филиала МБОУ «Крупецкая СОШ»
Технологическая карта урока

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

комбинированный урок

Технология построения урока

проблемно-диалогическая

Тема урока

Древние образы  в современных народных игрушках

Цель урока

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса обучающихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Основные термины, понятия

Каргополь, Филимоново, Дымково, игрушечник, артель, народный промысел, роспись, обожжённая глина


Планируемый результат

Личностные

Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

целостное мировоззрение

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на урокеработать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД);

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт,  и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


Предметные

Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов;

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;

осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.




Организация пространства


Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская

Образцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская), таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация, шаблоны игрушек, краски.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

1.Организация на урок

Мотивация учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

2.Открытие новых знаний

Цели:

-организовать усвоение обучающимися нового

способа действия с проговариванием во внешней речи

3.Изучение нового материала.
Работа с учебником. Стр. 66


4. Физкультминутка.

5. Практическая работа.
Самостоятельная работа.

Цели:

-организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку

6. Подведение итогов практической деятельности

7. Информация о домашнем задании.


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

- Зафиксировать новое содержание урока;

- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

1. Приветствует.

2. Проверяет рабочие места.

3. Организует внимание.

4.Четверостишье.
Хоть и более привычны 
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
5. Постановка задач, целей на урок.

- При просмотре презентации, подумайте, с какой темой мы познакомимся, над чем будем работать, что нового узнаем?
6. Показ слайда «Народные игрушки»

На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы  в современных народных игрушках»

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Рассказ по таблицам по образцам игрушек и росписи.

Народная игрушка. «Каргопольская»                        

«Дымковская»                «Филимоновская»

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что их объединяет и ,что отличает друг от друга.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи  глиняных игрушек.

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

 Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока.

Давайте отдохнём.

Раз- подняться, подтянуться,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Друг на друга посмотрели

И на место тихо сели.

Молодцы!
Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов

-Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят  игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для  этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи  выбранной игрушки?

Какие?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка).


1.Даёт инструкцию по выполнению диагностической деятельности.

2. Предлагает рассказать, какие способы применили при декорировании.

3. Организует самоконтроль и взаимоконтроль.

Обеспечить понимание обучающимся цели, содержания и способов выполнения ДЗ.


1.Выявить уровень достижения учебных задач урока.

2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников.

3. Выставка работ.


Благодарю за урок.

Вы молодцы!

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей.

Слушают, участвуют в формулировании цели, определяют учебные задачи на урок.

 

Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов.

Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов с использованием опорных таблиц.

Объединяет- в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба)

Отличие- форма, цвет

Знакомятся с текстом учебника.

Обсуждают новую информацию, рассматривают репродукции и методические пособия.

Рассуждают, делают собственные выводы, высказывают собственное мнение.
Выполняют упражнения.

Ученики расписывают игрушку.

Проверяют дают самооценку своей деятельности и её результатов.
Записывают ДЗ.

Отвечают на вопросы учителя

Самостоятельно фиксируют приобретённые знания.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку по таблице.
Убирают рабочее место.

ЛУУД:

Действие смыслообразования.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места

КУУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, мнение ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)

ПУУД:самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания.

Уметь слушать и слышать  (КУУД)

ЛУУД: оценивают разнообразие и творческое начало в глиняной игрушке.

РУУД: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

ПУУД: извлекают необходимую информацию из учебника, из таблиц, беседы.
ЛУУД: развивают эмоциональную отзывчивость.

ПУУД: Творчески применяют на практике основные приёмы росписи игрушки.

ПУУД: формирование умения сравнивать цель и результат.

КУУД: рефлексия своих действий.

РУУД: осуществление пошагового контроля по результату.

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

(ПУУД, общеучебные)

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения.  Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

(РУУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)



Приложение к уроку.
Приложение 1
 Дымковская игрушка

Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район г.Вятки. Здесь в далекую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Дымковские игрушки связаны с древним языческим праздником «Свистопляски». Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце). Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка». Для производства дымковской игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с речным песком. Фигурки лепят по частям. Отдельные детали собирают и лепят, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для предания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки расписывают. Всю зиму женщины лепили игрушки. Что только не лепили Дымковские мастерицы: коней, индюков, баранчиков, оленей и др. животных. Для росписи игрушек мастера используют геометрический орнамент: ромбы, квадраты, точки, кружочки, овалы, прямые и волнистые полоски, пятна. Краски яркие- яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, синие, зеленые, черные, коричневые и даже золотые. На каждой игрушке может быть до 10-12 цветов одновременно. Поэтому это самая нарядная современная игрушка, которая имеет пропорциональную форму и сохраняет древние образы.
Филимоновская игрушка.

Филимоновскую игрушку лепят в д.Филимоново, Одоевского района Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной белой глины.. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. промысел угас, и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц, которые продолжили старые традиции, сохраняя древние образы в современных игрушках. Веселый, яркий хоровод филимоновских игрушек образуют кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни и кавалеры. Все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц. Для них характерны вытянутые формы. Особенность глины в том, что она пластичная, вязкая и это позволяет вытянуть всю фигуру сразу. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись. Роспись очень проста: сочетание 
цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того что роспись велась пером, она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.
Каргопольская игрушка.

Каргопольскую игрушку лепят в г.Каргополь Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. Лепят каргопольцы из красной глины охотно зверей, птиц, мужиков и женщин - крестьянок. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские — с игриво закругленной шеей, зайцы — с гармошкой,  бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Есть особая игрушка - полуконь-получеловек Полкан. Все игрушки имеют приземистую форму. На них нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны красные, зеленые, фиолетовые, желтые, оранжевые краски неярких оттенков. Современные мастера бережно сохраняют древние образы в своих игрушках.