ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока по изобразительному искусству
на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
Учитель: Маслова Людмила Владимировна
Воронокского филиала МБОУ «Крупецкая СОШ»
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Тип урока | комбинированный урок |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая |
Тема урока | Древние образы в современных народных игрушках |
Цель урока | Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса обучающихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные термины, понятия | Каргополь, Филимоново, Дымково, игрушечник, артель, народный промысел, роспись, обожжённая глина |
Планируемый результат
Личностные | Сформировать: уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение коммуникативную компетентность в общении со сверстниками потребность в самостоятельной практической творческой деятельности умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Метапредметные | Уметь определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение (Регулятивные УУД); уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера (Коммуникативные УУД) уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Предметные | Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции; осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная работа Индивидуальная работа | Учебник для 5 класса Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская Образцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская), таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация, шаблоны игрушек, краски. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
1.Организация на урок Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности 2.Открытие новых знаний Цели: -организовать усвоение обучающимися нового способа действия с проговариванием во внешней речи 3.Изучение нового материала. Работа с учебником. Стр. 66 4. Физкультминутка. 5. Практическая работа. Самостоятельная работа. Цели: -организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку 6. Подведение итогов практической деятельности 7. Информация о домашнем задании. 8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - Зафиксировать новое содержание урока; - Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | 1. Приветствует. 2. Проверяет рабочие места. 3. Организует внимание. 4.Четверостишье. Хоть и более привычны Нам полеты на Луну, Вспомним русские обычаи, Вспомним нашу старину. 5. Постановка задач, целей на урок. - При просмотре презентации, подумайте, с какой темой мы познакомимся, над чем будем работать, что нового узнаем? 6. Показ слайда «Народные игрушки» На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках» Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. Рассказ по таблицам по образцам игрушек и росписи. Народная игрушка. «Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская» Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что их объединяет и ,что отличает друг от друга. Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек. Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково. Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки. Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице. Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Что же этот узор означает? Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека. Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица. Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое? Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает. Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц. Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый. Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области. Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной. Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений. Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки? Правильно! Все они сделаны из глины. А в чем различия? Узоры Форма Организовать выполнение обучающимися самостоятельной работы по учебнику для поиска информации по теме урока. Давайте отдохнём. Раз- подняться, подтянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Друг на друга посмотрели И на место тихо сели. Молодцы! Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов -Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме. Подумайте Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки? Какие? Какие элементы росписи будете использовать? Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка). 1.Даёт инструкцию по выполнению диагностической деятельности. 2. Предлагает рассказать, какие способы применили при декорировании. 3. Организует самоконтроль и взаимоконтроль. Обеспечить понимание обучающимся цели, содержания и способов выполнения ДЗ. 1.Выявить уровень достижения учебных задач урока. 2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. 3. Выставка работ. Благодарю за урок. Вы молодцы! | Настройка на урок. Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Слушают, участвуют в формулировании цели, определяют учебные задачи на урок. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов с использованием опорных таблиц. Объединяет- в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба) Отличие- форма, цвет Знакомятся с текстом учебника. Обсуждают новую информацию, рассматривают репродукции и методические пособия. Рассуждают, делают собственные выводы, высказывают собственное мнение. Выполняют упражнения. Ученики расписывают игрушку. Проверяют дают самооценку своей деятельности и её результатов. Записывают ДЗ. Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно фиксируют приобретённые знания. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку по таблице. Убирают рабочее место. | ЛУУД: Действие смыслообразования. Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; Самоконтроль по организации рабочего места КУУД:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, мнение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Умение слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли РУУД: целеполагание, (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий) ПУУД:самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания. Уметь слушать и слышать (КУУД) ЛУУД: оценивают разнообразие и творческое начало в глиняной игрушке. РУУД: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. ПУУД: извлекают необходимую информацию из учебника, из таблиц, беседы. ЛУУД: развивают эмоциональную отзывчивость. ПУУД: Творчески применяют на практике основные приёмы росписи игрушки. ПУУД: формирование умения сравнивать цель и результат. КУУД: рефлексия своих действий. РУУД: осуществление пошагового контроля по результату. Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (ПУУД, общеучебные) Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки (РУУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
Приложение к уроку.
Приложение 1
Дымковская игрушка
Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район г.Вятки. Здесь в далекую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Дымковские игрушки связаны с древним языческим праздником «Свистопляски». Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце). Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка». Для производства дымковской игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с речным песком. Фигурки лепят по частям. Отдельные детали собирают и лепят, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для предания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки расписывают. Всю зиму женщины лепили игрушки. Что только не лепили Дымковские мастерицы: коней, индюков, баранчиков, оленей и др. животных. Для росписи игрушек мастера используют геометрический орнамент: ромбы, квадраты, точки, кружочки, овалы, прямые и волнистые полоски, пятна. Краски яркие- яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, синие, зеленые, черные, коричневые и даже золотые. На каждой игрушке может быть до 10-12 цветов одновременно. Поэтому это самая нарядная современная игрушка, которая имеет пропорциональную форму и сохраняет древние образы.
Филимоновская игрушка.
Филимоновскую игрушку лепят в д.Филимоново, Одоевского района Тульской области. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной белой глины.. Промысел игрушки возник на основе местного гончарного промысла в середине XIX в. В начале XX в. промысел угас, и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц, которые продолжили старые традиции, сохраняя древние образы в современных игрушках. Веселый, яркий хоровод филимоновских игрушек образуют кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни и кавалеры. Все филимоновские игрушки — свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц. Для них характерны вытянутые формы. Особенность глины в том, что она пластичная, вязкая и это позволяет вытянуть всю фигуру сразу. При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись. Роспись очень проста: сочетание
цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг — это солнце, треугольник — земля, елочки и ростки — символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы. Использовали три главные цвета — малиново-красный, желтый и зеленый. Каждому персонажу — свой цвет. Из-за того что роспись велась пером, она кажется небрежной, неумелой, словно это детская работа.
Каргопольская игрушка.
Каргопольскую игрушку лепят в г.Каргополь Архангельской области. Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. Лепят каргопольцы из красной глины охотно зверей, птиц, мужиков и женщин - крестьянок. Особо почитается медведь: то его с зеркальцем слепят, то с рыбой. Кони каргопольские — с игриво закругленной шеей, зайцы — с гармошкой, бородатые мужики — с трубкой, гармонью, лаптями. Есть особая игрушка - полуконь-получеловек Полкан. Все игрушки имеют приземистую форму. На них нехитрый узор: полоски, волнистые линии, точки, кресты, штрихи. Этот узор очень древний, и каждый знак имеет определенный смысл, который сейчас многими забыт, а мастера рисуют его так, как изображали когда-то предки. Расписывают игрушку неяркими, блеклыми красками. Лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Раньше мастера подмешивали пигмент в мел, поэтому цвет каргопольской игрушки разбавлен белилами, приглушен. Предпочтительны красные, зеленые, фиолетовые, желтые, оранжевые краски неярких оттенков. Современные мастера бережно сохраняют древние образы в своих игрушках.