Файл: Московский городской педагогический университет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Департамент методики обучения
Варанюк София Андреевна
Тема выпускной квалификационной работы
Мультимедийный сторителлинг как средство формирования коммуникативных умений младших школьников
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Направление подготовки/специальность 44.04.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы Детская журналистика
(очная форма обучения)
Руководитель ВКР: Рецензент: кандидат педагогических наук доктор педагогических наук доцент профессор
Серебренникова
Львова Анна Сергеевна
Юлия Александровна
__________________________
_____________________________
Москва
2022

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО
СТОРИТЕЛЛИНГА
ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ
МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
………………………………………………………………………………………..8 1.1 Сторителлинг как мультимедийное повествовани……………………............8 1.2 Вопросы совершенствования коммуникативных умений младших школьников в современной методической литературе………………………….13 1.3 Применение мультимедийного сторителлинга для формирования коммуникативных умений младших школьников……………………….............22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….28
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО
СТОРИТЕЛЛИНГА
В
РАЗВИТИИ
КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………..29 2.1 Возможности современных УМК для формирования коммуникативных умений младших школьников …………………………………………………….29 2.2 Диагностика сформированности у младших школьников коммуникативных умений …....................................................................................................................37 2.3 Программа формирования коммуникативных
УУД посредством технологии мультимедийного сторителлинга……………………………………45 2.4. Проверка эффективности опытно-экспериментальной работы…………….59
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ …………………………………………………63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………68
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….75


3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обсуловлена значимостью развитых коммуникативных навыков младших школьников как неотъемлемого условия эффективной учебной деятельности и процесса социализации. Именно развитие коммуникативности является важным условием эффективной совместной деятельности и учебы. С другой стороны, несовершенство коммуникативных умений препятствует полноценному когнитивному развитию детей, не обеспечивая в должной мере процесс свободного общения со взрослыми и сверстниками и снижая эффективность образовательного процесса.
В практике работы начальной школы непрерывно ведется активный поиск путей, стимулирующих развитие коммуникативных умений учащихся в условиях оптимизации всего учебного процесса. Среди разнообразия направлений новых педагогических технологий одной из приоритетных является технология мультимедийного сторителлинга.
Соответствуя современным требованиям к образованию младших школьников, применение сторителлинга не обходится без участия информационных технологий. Для преподавателей и учеников электронный вариант сторителлинга является хорошим способом для развития личности, достижения цели в образовании и формирования коммуникативных умений и навыков.
Однако, информационно-коммуникационные технологии,необходимые на сегодняшний момент для речевого развития младших школьников, развиты недостаточно. Такая технология, как мультимедийный сторителлинг, не часто используется педагогами, многие из них вообще с ней не знакомы. Методика обучения младших школьников с помощью средств мультимедийного сторителлинга практически отсутствует.
Противоречие между между потребностью в развитии у младших

4 школьников коммуникативных УУД, и недостаточным вниманием в начальной школе к мультимедийному сторителлингу как технологии, спользование которой позволяет формировать коммуникативные умения у учащихся младших классов.
Проблема исследования: Каковы педагогические условия применения технологии сторителлинга с целью формирования коммуникативных УУД младших школьников?
Целью настоящего исследования является составление программы формирования коммуникативных УУД с помощью технологии мультимедийного сторителлинга.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предмет исследования- мультимедийный сторителлинг как средства формирования коммуникативных умений учащихся.
В рамках исследования предложим гипотезу, согласно которой формирование коммуникативных умений младших школьников будет эффективным при условии:
- включении технологии мультимедийного сторителлинга в практику работы с учащимися;
- организации работы по освоению технологии поэтапно;
-ориентации учащихся на передачу основной информации через рассказ с использованием мультимедийных средств.
Указанная цель обусловила постановку следующих основных задач работы:
1. Выявить теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить потенциал современных УМК для формирования коммуникативных умений младших школьников.
3. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников;


5 4. Разработать теоретически обоснованное методическое сопровождение работы по формированию коммуникативных умений средствами мультимедийного сторителлинга и проверить ее эффективность.
База исследования – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 491». В исследовании приняли участие учащихся 4 «А» класса обозначенной школы.
Научная
разработанность
проблемы.
Проблема развития коммуникативных умений и навыков нашла широкое отражение в трудах исследователей, таких как О.Г, А.И.Аззвич, Л.А.Воронина, В.Ю.Грушевская,
Н.И.Дворко, А.В. Логинова, Н.В.Маняйкина, О.С.Назарова, О.Б.Пяткова и др.
Вопросам мультимедийного сторителлинга и, в частности, его использования в начальной школе, уделяли внимание такие авторы, как А.И. Азевич, В.Ю.
Грушевская, Н.И. Дворко и Е.А. Иванова, О.С. Назарова, С.В.Патина, Н.А.
Чистякова и др.
В то же время, несмотря на значительное число теоретических и эмпирических исследований, данная проблематика сохраняет свою актуальность и нуждается в теоретической и практической разработке.
Научная новизна диссертации заключается в поиске эффективных путей формирования коммуникативных
УУД средствами мультимедийного сторителлинга в начальной школе.
Теоретическая значимость предлагаемой работы заключается том, что она вносит вклад в теоретическую разработку проблемы применения мультимедийного сторителлинга как технологии формирования коммуникативных умений младших школьников, при этом расширяет современные представления о возможностях использования цифровых технологий при обучении сторителлингу.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов для формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной кружковой деятельности учащихся в современной начальной школе, а также при проведении уроков русского языка и

6 литературного чтения.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогическая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); принципы развития, детерминированности, единства сознания и деятельности (Б.
Г. Ананьев и др.); положения современной психолого-педагогической науки о системно-деятельностном подходе к обучению (Л. С. Выготский и др.).
Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование;
- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их последующей интерпретацией.
Положения, выносимые на защиту:
1. Младшие школьники с низким уровнем развития коммуникативных умений испытывают трудности при работе в парах и группах. Это связано с тем, что такие дети не могут принять чужую точку зрения, строить понятные собеседника высказывания.
2. Технику сторителлинг можно использовать и для урочной, и для внеурочной деятельности.
3. Создание историй с использованием мультимедийного сторителлинга эффективнее развивает коммуникативные умения младших школьников.
4. Упражнения из учебников УМК по русскому языку не содержат в себе упражнений, направленных на развитие сплоченности.
Публикации по теме исследования:
1.
Варанюк
С.
А.
Применение техники сторителлинга в совершенствовании произносительной культуры школьников// -М.: Изд-во
«Известия ИППО», -2022. http://izvestia-ippo.ru/varanyuk-s-a-primenenie-tekhniki-storit/


7
2. Варанюк С. А. Применение техники сторителлинг на уроках русского языка в начальной школе// -М.: Изд-во «Известия ИППО»,-2022. http://izvestia-ippo.ru/varanyuk-s-a-primenenie-tekhniki-stori/
Структура работы отражает логику, содержание и результат исследования.
Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы (57 наименований) и приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определена проблема исследования, сформулированы цель и задачи исследования, описаны объект и предмет исследования, высказана гипотеза, представлены методы исследования.
В I главе определены следующие понятия: мультимедийный сторителлинг, коммуникативные универсальные учебные действия, психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников, представлены результаты анализа психологической, педагогической и методической литературы, посвященной вопросам формирования коммуникативным умениям младших школьников с помощью технологии сторителлинга.
Во II главе проводится опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение эффективности формирования коммуникативных умений, разрабатываются и апробируются содержание и программа опытного обучения, представляются количественные результаты исследования и качественный анализ полученных данных (описываются констатирующий и формирующий эксперименты), анализируются результаты исследования.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Список использованной литературы включает 58 наименований.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 75 страниц текста компьютерного набора (без приложений).

8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МУЛЬТИМЕДИЙНОГО СТОРИТЕЛЛИНГА ДЛЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сторителлинг как мультимедийное повествование
Сторителлинг- новое понятие, пришедшее в образование из английского языка, дословно переводится как “искусство увлекательного рассказа” [13].
Иными словами, это способ передачи информации через рассказывание историй.
В отличие от обычной истории, сторителлинг рассказывается для того, чтобы достичь какой-либо цели. Информация преподносится таким образом, что интригует слушателя (читателя), мотивирует, вовлекает. Автором данной технологии стал Дэвид Армстронг, являющийся создателем большой организации Armstrong International.
По его мнению, передача информации в виде историй более увлекательная, интересная. Такая информация лучше усваивается, так как слушатели переносят её на личный опыт. Также, рассказы и истории несут больше влияния на людей и их поведение.
В настоящий момент определений сторителлинга не так много. Как иностранные, так и российские ученые в основном приходят к единому мнению, что данную технологию можно называть “рассказыванием истории с целью максимального вовлечения аудитории в процесс прочтения текста”.
В научных публикациях сторителлинг рассматривается как “приём передачи сообщения и познаний”, а также “импульс к желаемым поступкам с поддержкой поучительных историй”. Также, как твердят исследователи, в частности, Н.И. Дворко и Е. А. Иванова, базовым для сторителлинга считается такое понятие, как нарративное изложение [20, с.37]. Исследователь
Н. Ф.
Пономарева объединяет термин “нарратив” со “сторителлинг” как два


9 синонимичных понятия.
Нарративным изложением называется феномен, который соединяет в себе как качества журналистики, так и качества художественной литературы: с одной стороны, оно обращает внимание к социально важным темам, содержит в себе информацию, наполненную фактами; с другой стороны, представляет из себя увлекательные, захватывающие истории, написанные понятным и живым языком, имеет напряжённый сюжет, в котором звучит голос автора. Собственно, за счёт такого изложения удаётся добиться основополагающей миссии сторителлинга — втянуть человека в предложенную тему, принудить его продемонстрировать чувства.
При создании истории учитываются такие элементы, как: завязка, возрастание сюжета, кульминация, завершение события, развязка. Интересно, что в составе истории очень важен персонаж, именно вокруг него строится весь сюжет, и с ним слушатель ассоциирует себя. Так как сторителлинг предназначен для обучения слушателей чему – либо, в нем важны мораль, главная поучающая мысль. Необходимо, чтобы по итогу рассказа слушатель или читатель мог сделать вывод.
Как считают многие исследователи (например, (Н.В. Маняйкина, Е.С.
Надточева; О.Б.Пяткова и др.), важным отличием сторителлинга от других способов передачи информации является увлекательность и непосредственная связь с личным опытом. Благодаря этому, информация, полученная через историю, легче запоминается. [32, с. 31].
Уделим внимание тому факту, что сторителлинг появился как результат смешения разных повествовательных текстов в процессе развития журналистики. И будет некорректно относить определять его к жанрам или к форматам. Скорее всего, сторителлинг находится на границе между ними и способами представления информации, входя в состав нарративной журналистики. Он соединяет в себе части разных определений и поэтому авторы с его помощью могут через истории раскрыть определенные темы.

10
Сторителлинг может быть представлен в нескольких форматах. Люди по- разному воспринимают информацию, слушая, читая или просто смотря. Для эффективного восприятия какой-либо истории важен формат и подача идеи рассказа, а также время, ресурсы и энергия, потраченные на ее создание.
Кратко представим каждый из форматов:
1. Письменный- включает в себя в основном те материалы, которые представлены в виде текста и изображения. К ним относятся статьи в блогах, журналах или книги. Данный метод, из-за использования обычного текстового редактора, можно считать самым доступным.
2. Разговорный- выступления с презентацией, публичные разговорные вечера.
3. Аудиоформат- данный формат набрал популярности с ростом значимости социальных сетей и сети Интернет в целом. Разговор с аудиторией проводится в виде записанного голосового монолога либо подкаста. К такому формату можно отнести аудиокниги, но чаще всего в виде сторителлинга представлен одна короткая история, с поучительным содержанием, а не целая книга.
4. Цифровой или мультимедийный сторителлинг — это рассказанная с использованием таких средства, как видео, анимация, игры и др., история.
Конечно, подобная передача информации наиболее увлекательна для аудитории, и, соответственно, весьма эффективна. В таком формате обычно хороши созданные истории, вызывающие эмоциональный отклик, также активные рассказы с использованием визуальных средств. Но из-за внедрения программной части или профессиональных исполнителей данный формат считается весьма дорогостоящим.[40]
При создании мультимедийного сторителлинга будет добавить такой акцент, как видео. Но использовать его важно именно внутри сторителлинга, внедряя в состав. Мало просто добавить ссылку на видеоролик. Который находится на другой платформе. В этом мало надежности из-за риска поломки