ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПСИХОЛОГИЯ. КОНСПЕКТ СЕМИНАРА №6.
Тема: «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ»
Теоретическая часть:
Мотивация как психологическая категория.
Мотивация – это система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека
(Философская энциклопедия)
Другими словами, мотивация – это желания и побуждения, вызывающие личностную активность и определяющие ее содержание или совокупность побуждающих факторов, определяющих деятельность личности; к ним относятся:
-
Мотивы; -
Потребности; -
Стимулы; -
ситуативные факторы.
Мотивация – это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий
Учебная мотивация, её особенности.
Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность.
(Словарь по педагогической психологии)
В педагогической психологии учебную мотивацию определяется как совокупность побудительных средств к учебной деятельности.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, использующихся для характеристики движущих сил поведения, учебной деятельности.
Мотивация необходима для направления деятельности учащихся, стимулирования их познавательной активности и развития их потребности в достижении цели.
Успешность обучения школьников и студентов в большой мере зависят от их мотивации, чем от интеллектуальных способностей, что доказано исследованиями Матюхиной М.В. и Якуниной В.А.
Эмоциональный компонент, отражающий переживания, чувственное восприятие и отношение школьников в учебном процессе, определяет положительно или отрицательной будет мотивация.
Основы мотивации к учебной деятельности:
-
Ощущение самостоятельности в процессе поиска знаний, то есть принятие себя как субъекта; -
Ощущение свободы выбора, отсутствие чувства стороннего давления; -
Ощущение собственной успешности, компетентности в учебной деятельности
Учебные мотивы.
Учебные мотивы – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с его внутренним отношением к учёбе.
(Макарова А.К.)
Виды учебных мотивов.
I.
1. Связанные с содержанием обучения (внутренние):
А) Широкие познавательные мотивы (тяга к знаниям);
Б) Учебно-познавательные мотивы;
В) Мотив достижения;
Г) Инструментальные мотивы;
Д) Функциональные мотивы (желание действовать)
2. Несвязанные с содержанием обучения (внешние):
А) Социальные мотивы;
Б) Игровые мотивы;
В) Мотивы самообразования.
II.
-
Понимаемый (внутренний) - мотив (знание о необходимости учиться) -
Реально действующий мотив (внешний) - (побудитель, заставляющий учащегося принимать участие в учебной деятельности)
Уровни развития учебных мотивов (по Макаровой А.К.)
-
Отрицательное отношение к учению.
На этом самом низком уровне: Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.
-
Нейтральное отношение к учению.
Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Чувство скуки, неуверенности.
-
Положительное, неустойчивое отношение к учению.
Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя на фоне социальных мотивов ответственности.
-
Положительное отношение к учению.
Познавательные мотивы, интерес к способам получения знаний.
-
Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей. -
Личностное, ответственное, активное отношение к учению.
Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.
Методы изучения учебной мотивации.
-
Наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учёбой, всеми видами деятельности, характером общения школьников; -
Экспериментальные педагогические ситуации, включающихся в естественный ход урока в виде заданий или «контрольной работы»:
-
«Методика конвертов»; -
Методика «Составь расписание на неделю» -
Ситуации «Возврат», «Конфликт», «Цейтнот»
-
Индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы о мотивах, смысле, целях обучения; -
Анкетирование, помогающее быстро собрать массовый материал об отношении школьников к учёбе.
Наблюдение, и ситуации наиболее удобны для учителя, так как не требуют отдельного времени.
Анализ состояния учебной деятельности школьников включает:
-
Оценку объективного состояния учебной деятельности и её компонентов, анализ успеваемости, поведения, посещаемости. -
Учёт субъективной оценки учениками своего учебного труда: мнение учеников о том, что наиболее трудно, как много времени уходит на учёбу.
Анализ состояния учебной деятельности школьников включает:
-
Выявление объективных проявлений разных видов отношения школьников к учению. Сопоставление реальных поступков повседневной школьной жизни и регулярных экспериментальных ситуаций; -
Установление субъективных оценок школьниками своего отношения к учению.
Формирование мотивации учения в школе
Психологические принципы формирования мотивации учения школьников:
-
Ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации и учения в соответствии с возрастом, следующим за данным. Учитывать уровень мотивации на предшествующем, нынешнем и следующим возрастом. -
Организовать в каждом возрасте включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другими людьми. -
В ходе деятельности и взаимодействия у школьника возникают психические новообразования, которые состоят в проявлении у ребёнка нового действенного отношения:
-
К изучаемому объекту; -
К другому человеку; -
К самому себе
Такие изменения формируют ученика как субъект обучения и воспитания в широком смысле.
-
Наличие новообразований в мотивационной сфере является качественным изменением отдельных сторон отношения к учению
Пути формирования мотивации
-
Путь «Сверху вниз». Прививания школьникам образцом того, какая должна быть мотивация -
Путь «Снизу-вверх». Ребёнок включается в деятельность, приобретая практический опыт, который формирует реально действующие мотивы. -
Путь воспитания мотивации через учебную деятельность – наиболее эффективен. Если в учении реализовывать деятельностный подход, то у школьников складывается внутренняя, устойчивая, обобщённая мотивация.
Источники:
-
Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с. -
А.А. Волочков конспекты к экзамену по педагогической психологии материалы для самостоятельной подготовки по ключевым вопросам дисциплины «педагогическая психология» -
Андреева Л.Н. Психология обучения. М.: МГУ, 2005