Файл: учебная мотивация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПСИХОЛОГИЯ. КОНСПЕКТ СЕМИНАРА №6.

Тема: «УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ»

Теоретическая часть:

Мотивация как психологическая категория.

Мотивация – это система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека

(Философская энциклопедия)

Другими словами, мотивация – это желания и побуждения, вызывающие личностную активность и определяющие ее содержание или совокупность побуждающих факторов, определяющих деятельность личности; к ним относятся:

  1. Мотивы;

  2. Потребности;

  3. Стимулы;

  4. ситуативные факторы.

Мотивация – это силы, существующие внутри и вне человека, которые возбуждают в нем энтузиазм и упорство в выполнении определенных действий

Учебная мотивация, её особенности.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность.

(Словарь по педагогической психологии)

В педагогической психологии учебную мотивацию определяется как совокупность побудительных средств к учебной деятельности.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, использующихся для характеристики движущих сил поведения, учебной деятельности.

Мотивация необходима для направления деятельности учащихся, стимулирования их познавательной активности и развития их потребности в достижении цели.

Успешность обучения школьников и студентов в большой мере зависят от их мотивации, чем от интеллектуальных способностей, что доказано исследованиями Матюхиной М.В. и Якуниной В.А.

Эмоциональный компонент, отражающий переживания, чувственное восприятие и отношение школьников в учебном процессе, определяет положительно или отрицательной будет мотивация.

Основы мотивации к учебной деятельности:

  1. Ощущение самостоятельности в процессе поиска знаний, то есть принятие себя как субъекта;

  2. Ощущение свободы выбора, отсутствие чувства стороннего давления;

  3. Ощущение собственной успешности, компетентности в учебной деятельности


Учебные мотивы.

Учебные мотивы – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с его внутренним отношением к учёбе.

(Макарова А.К.)

Виды учебных мотивов.

I.

1. Связанные с содержанием обучения (внутренние):

А) Широкие познавательные мотивы (тяга к знаниям);

Б) Учебно-познавательные мотивы;

В) Мотив достижения;

Г) Инструментальные мотивы;

Д) Функциональные мотивы (желание действовать)

2. Несвязанные с содержанием обучения (внешние):

А) Социальные мотивы;

Б) Игровые мотивы;

В) Мотивы самообразования.

II.

  1. Понимаемый (внутренний) - мотив (знание о необходимости учиться)

  2. Реально действующий мотив (внешний) - (побудитель, заставляющий учащегося принимать участие в учебной деятельности)

Уровни развития учебных мотивов (по Макаровой А.К.)

  1. Отрицательное отношение к учению.

На этом самом низком уровне: Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворенность собой и учителем, неуверенность в себе.

  1. Нейтральное отношение к учению.

Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Чувство скуки, неуверенности.

  1. Положительное, неустойчивое отношение к учению.

Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя на фоне социальных мотивов ответственности.

  1. Положительное отношение к учению.

Познавательные мотивы, интерес к способам получения знаний.

  1. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.

  2. Личностное, ответственное, активное отношение к учению.

Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

Методы изучения учебной мотивации.

  1. Наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учёбой, всеми видами деятельности, характером общения школьников;

  2. Экспериментальные педагогические ситуации, включающихся в естественный ход урока в виде заданий или «контрольной работы»:


  1. «Методика конвертов»;

  2. Методика «Составь расписание на неделю»

  3. Ситуации «Возврат», «Конфликт», «Цейтнот»

  1. Индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы о мотивах, смысле, целях обучения;

  2. Анкетирование, помогающее быстро собрать массовый материал об отношении школьников к учёбе.

Наблюдение, и ситуации наиболее удобны для учителя, так как не требуют отдельного времени.

Анализ состояния учебной деятельности школьников включает:

  1. Оценку объективного состояния учебной деятельности и её компонентов, анализ успеваемости, поведения, посещаемости.

  2. Учёт субъективной оценки учениками своего учебного труда: мнение учеников о том, что наиболее трудно, как много времени уходит на учёбу.

Анализ состояния учебной деятельности школьников включает:

  1. Выявление объективных проявлений разных видов отношения школьников к учению. Сопоставление реальных поступков повседневной школьной жизни и регулярных экспериментальных ситуаций;

  2. Установление субъективных оценок школьниками своего отношения к учению.

Формирование мотивации учения в школе

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников:

  1. Ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации и учения в соответствии с возрастом, следующим за данным. Учитывать уровень мотивации на предшествующем, нынешнем и следующим возрастом.

  2. Организовать в каждом возрасте включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другими людьми.

  3. В ходе деятельности и взаимодействия у школьника возникают психические новообразования, которые состоят в проявлении у ребёнка нового действенного отношения:

  • К изучаемому объекту;

  • К другому человеку;

  • К самому себе

Такие изменения формируют ученика как субъект обучения и воспитания в широком смысле.

  1. Наличие новообразований в мотивационной сфере является качественным изменением отдельных сторон отношения к учению


Пути формирования мотивации

  1. Путь «Сверху вниз». Прививания школьникам образцом того, какая должна быть мотивация

  2. Путь «Снизу-вверх». Ребёнок включается в деятельность, приобретая практический опыт, который формирует реально действующие мотивы.

  3. Путь воспитания мотивации через учебную деятельность – наиболее эффективен. Если в учении реализовывать деятельностный подход, то у школьников складывается внутренняя, устойчивая, обобщённая мотивация.


Источники:

  1. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

  2. А.А. Волочков конспекты к экзамену по педагогической психологии материалы для самостоятельной подготовки по ключевым вопросам дисциплины «педагогическая психология»

  3. Андреева Л.Н. Психология обучения. М.: МГУ, 2005