Файл: Данте последний поэт Средневековья. Божественная комедия и ее культурологическое значение. Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
традиции он почерпнул философию любви, которая формирует эпическую поэму. Христианский вопрос его стихотворения.

Это, конечно, означает, что Вергилий, наставник Данте, должен уступить место другим лидерам, и в песне, обычно лишенной драматизма, отказ от Вергилия становится единственным драматическим событием. Использование Данте Вергилия - одно из богатейших культурных заимствований в литературе. Начнем с того, что в поэме Данте он является выразителем классического разума. Он также является исторической фигурой и представлен как таковой в “Инферно" (I): "...когда-то я был человеком, и мои родители были лангобардами, оба мантуанцы по происхождению. Я родился под Джулио, хотя и поздно в его время, и я жил в Риме при добром Августе, во времена ложных и лживых богов”. Более того, Вергилий ассоциируется с родиной Данте (его ссылки относятся к современным итальянским местам), и его происхождение полностью имперское. (Родившийся при Юлии Цезаре, он превозносил Августа Цезаря.) Он представлен как поэт, тема великого эпоса которого звучит удивительно похоже на тему поэмы Данте: “Я был поэтом и пел о том справедливом сыне Анхиса, который пришел из Трои после того, как был сожжен гордый Илион”. Точно так же Данте поет о справедливом сыне города, Флоренции, который был несправедливо изгнан и вынужден искать, как это сделал Эней, лучший город, в его случае небесный город.

Вергилий - поэт, которого Данте тщательно изучал и у которого он перенял свой поэтический стиль, красота которого принесла ему много чести. Но Данте потерял связь с Вергилием за прошедшие годы, и когда дух Вергилия возвращается, он кажется слабым от долгого молчания. Но Вергилий, который возвращается, больше, чем стилист; он поэт Римской империи, тема, имеющая большое значение для Данте, и он поэт, который стал saggio, мудрецом или учителем морали.

Будучи выразителем разума, Вергилий стал посланником божественной благодати, и его возвращение является частью возрождения тех более простых верований, связанных с прежним доверием Данте к Беатриче. И все же, конечно, Вергилия самого по себе недостаточно. Нельзя сказать, что Данте отвергает Вергилия; скорее, он с грустью обнаружил, что нигде в творчестве Вергилия — то есть в его сознании — не было никакого ощущения личного освобождения от порабощения историей и ее процессами. Вергилий дал Данте моральные наставления по выживанию в изгнании, что является темой его собственной поэмы, а также поэмы Данте, но он цеплялся за свою веру в исторические процессы, которые, учитывая их кульминацию в Римской империи, были глубоко утешительными. Данте, с другой стороны, был полон решимости выйти за пределы истории, потому что она стала для него кошмаром.


В Раю достигается истинная героическая самореализация. Поэма Данте дает выражение тем фигурам из прошлого, которые, кажется, бросают вызов смерти. Их историческое влияние продолжается, и совокупность их приверженности внушает их последователям чувство экзальтации и стремление к самоидентификации. В своих встречах с такими персонажами, как его прапрадед Каччиагида и святые Франциск, Доминик и Бернард, Данте выходит за пределы самого себя. Следовательно, "Парадизо" - это поэма исполнения и завершения. Это исполнение того, что предвосхищено в более ранних песнопениях. Эстетически это завершает сложную систему предвосхищения и ретроспекции стихотворения.
Глава 2. Влияние на мировую культуру
Комедия, написанная в начале XIV века, является самым известным произведением Данте и одним из самых важных свидетельств средневековой цивилизации. Известная и изученная во всем мире, она считается одним из шедевров литературы. В течение трех лет Карло Оссола давал в Коллеж де Франс лекцию Dantis в великой традиции публичного, комментируемого провозглашения стихов Данте, которая длится более шестисот лет.

Признание и почет, которые были заслужены "Божественной комедией" Данте, не заставили себя долго ждать: к 1400 году появилось не менее 12 комментариев, посвященных подробному изложению ее смысла. Джованни Боккаччо написал жизнеописание поэта, а затем в 1373-74 годах прочитал первые публичные лекции по "Божественной комедии" (это означает, что Данте был первым из современников, чьи произведения нашли свое место вместе с античной классикой в университетском курсе). Данте стал известен как божественный поэт, и в великолепном издании его великой поэмы, опубликованном в Венеции в 1555 году, к названию поэмы было применено прилагательное; таким образом, простая комедия стала La divina commedia, или Божественной комедией.

Даже когда эпос потерял свою привлекательность и был заменен другими видами искусства (в первую очередь романом и драмой), собственная слава Данте продолжалась. На самом деле, его великая поэма обладает силой, свойственной классике: сменяющие друг друга эпохи смогли найти в ней отражение своих собственных интеллектуальных проблем. В постнаполеоновском 19 веке читатели отождествляли себя с могущественными, отзывчивыми и обреченными личностями Ада. В начале 20-го века они обнаружили, что стихотворение обладает эстетической силой словесной реализации, независимой от его структуры и аргументации, а иногда и противоречащей им. Более поздние читатели стремились показать поэму как полифонический шедевр, столь же целостный, как и могучее произведение архитектуры, различные разделы которого отражают и, в некотором смысле, отвечают друг другу. Данте создал замечательный репертуар типов в произведении ярких миметических представлений, а также поэму большого стилистического мастерства в ее прообразах и соответствиях. Более того, он включил во все это важные политические, философские и богословские темы и сделал это таким образом, чтобы продемонстрировать моральную мудрость и высокое этическое видение.



"Божественная комедия" Данте - это поэма, которая процветает уже более 650 лет. Простой силой своих поразительных творческих концепций она продолжает удивлять поколения читателей; уже более ста лет она является основным продуктом всех программ высшего образования в западном мире; и она продолжает служить руководством и поддержкой для крупнейших поэтов нашего времени. Уильям Батлер Йейтс назвал Данте “главным воображением христианского мира”, а Т.С. Элиот возвел Данте в ранг выдающегося поэта, которого разделяет только один другой поэт в современном мире, Уильям Шекспир: “[Они] делят современный мир между собой. Третьего не дано”. Фактически, они соперничают друг с другом в создании типов, которые вошли в мир ссылок и ассоциаций современной мысли. Подобно Шекспиру, Данте создавал универсальные типы из исторических личностей и тем самым значительно пополнил сокровищницу современных мифов.

В 1373 году, чуть более чем через полвека после смерти Данте, флорентийские власти смягчили свое отношение к нему и решили создать отдел по изучению Божественной комедии. Ее деканом был назначен Джованни Боккаччо (1313-1375), который спонсировал ее организацию. Возглавлял департамент с октября 1373 года. В январе 1374 года Боккаччо написал и прочитал курс лекций по комедии. Кроме того, Боккаччо принадлежит произведение Origine, vita e costumi di Dante Alighieri (второе название – Траттателло с отличием от Данте), описывающее биографию Данте в апологетическом духе.

Божественная комедия была источником вдохновения для художников, музыкантов и писателей с момента ее появления в конце 13-го и начале 14-го веков. Произведения включаются сюда, если они были описаны учеными как имеющие существенное отношение по своей структуре или содержанию к "Божественной комедии" [1].

Рукописи и печатные издания "Божественной комедии", которые были богато иллюстрированы, способствовали распространению и популярности самой поэмы и превратили ее в источник вдохновения для произведений искусства, выходящих за рамки простой иллюстрации сцены из вселенной Данте. Данте стал главным эталоном не только в поэзии, но и с точки зрения реальных описаний подземного мира. Это было до такой степени распространено в западной культуре, что, возможно, стало невозможно игнорировать "Божественную комедию" как текст, столкнувшись с визуальными представлениями Ада, Рая и Чистилища.

Художники четырнадцатого и пятнадцатого веков создавали миниатюры и иллюстрированные рукописи дюжинами. Сандро Боттичелли был первым серийным художником поэмы: он предоставил иллюстрации — в основном выполненные пером и чернилами — к изданию Кристофоро Ландино, демонстрируя большое понимание работы. К сожалению, рукопись в конце концов исчезла, хотя и была вновь обнаружена в конце девятнадцатого века.


Одно большое исключение из живописной традиции Данте до 1800-х годов принадлежит позднему маньеристу Федерико Цуккари (1540-1609). На самом деле, вплоть до 1800-х годов удача в изобразительном искусстве, которой пользовалась Комедия, была в основном связана с отдельными произведениями искусства, ссылающимися на нее или вдохновленными ею. Сохранившиеся рисунки цикла Боттичелли, фактически предшествовавшие циклу Цуккари, были опубликованы только в 1887 году. Примечательно, что Цуккари использовал три различные техники для каждой песни. Ад был нарисован в двух тонах (красный и черный), чистилище - коричневыми чернилами, потому что это была предпочтительная среда для изображения естественного, рассеянного света. Последние песни "Чистилища" и "Рая" выделены красным цветом. "Рай", в целом, менее драматизирован, чем "Чистилище" и "Ад", потому что исходный материал в основном иллюстрирует теологические концепции.

И хотя изображения Ада Иеронима Босха явно не дантовы, они заимствованы из поэзии Данте, и то же самое можно сказать о "Страшном суде" Микеланджело, где наказания, которым подвергаются проклятые, вдохновлены кровавыми и яркими описаниями, найденными в "Аде" Данте.

Творчество Данте в семнадцатом веке получило очень мало художественного воплощения. Суровое протестантское сознание Голландии, в то время великого художественного центра Европы, не было благодатной почвой для представлений о рае, аде, святых и грешниках

Восемнадцатый век породил ряд примечательных произведений искусства, связанных с Данте. В 1757 году Антонио Затта и его сотрудники работали над его венецианским изданием. Появившиеся 106 иллюстраций, напечатанных на меди, отличаются изящной утонченностью, напоминающей рококо.

Тем не менее, именно в девятнадцатом веке творчество Данте приобрело большую популярность в искусстве, учитывая увлечение романтиков, а позднее прерафаэлитов и назарян средневековьем и средневековой литературой.

Генри Фюзели сделал серию из шести рисунков для "Ада" и "Чистилища", а также несколько работ маслом. Между 1826 годом и своей безвременной кончиной в 1827 году Уильям Блейк создал 102 незаконченных карандашных наброска и акварели, которые охватывают Ад, Чистилище и Рай. Художник также привнес свое личное видение в стихотворение до такой степени, что иллюстрации Блейка представляют собой не столько визуальную интерпретацию текста, сколько изложение собственной философии Блейка, отфильтрованной через Данте.


Энгр и Делакруа оба создавали работы на тему Данте. Энгр нарисовал фронтальную композицию Паоло и Франчески, прелюбодеев, которые появляются в Inferno V. Он также изобразил Данте в групповой картине под названием "Апофеоз Гомера" (1827), на которой изображен коронованный Гомер в окружении поэтов, художников и философов, как древних, так и современных [2].

Пожалуй, самая популярная работа на тему Данте девятнадцатого века принадлежит французскому иллюстратору Гюставу Доре. За свою жизнь он рисовал акварелью, тушью, маслом и белой гуашью избранные сцены Ада, но именно его серия тонированных гравюр на дереве представляет собой кульминацию его карьеры с точки зрения технической ловкости и коммерческого успеха. Этим масштабным начинанием Доре стремился преодолеть разрыв между изобразительным искусством и иллюстрацией, и, хотя он пользовался коммерческим успехом, похоже, ему не удалось достичь этой конкретной миссии.

“Успех Доре обусловлен международным распространением его работ в многочисленных переводах “Божественной комедии” и его высоко оцененным "дальновидным взглядом", - говорит профессор Дебора Паркер. “Иллюстрации Доре отличаются четкими контурами, динамичным расположением фигур и захватывающим сочетанием темных и светлых тонов”.

"Божественная комедия" Данте также была интерпретирована в нескольких различных стилях, которые впоследствии стали характерными для искусства двадцатого века. По словам Паркера, исполнение Франца фон Байроса (1886-1924) выдержано в стиле, который легко распознать как модерн. Хотя фон Байрос известен в основном своими эротическими иллюстрациями, в этой серии он сочетает символизм и образы в стиле модерн. Тем не менее, Паркер отмечает, что иллюстрации фон Байроса более эротичны, чем аналогичные работы других художников, и у него была тенденция изображать менее популярные в культурном отношении отрывки, которые другие художники упускали из виду.

В 1950 году, в рамках подготовки к 700-летию со дня рождения Данте, итальянское правительство поручило Сальвадору Дали проиллюстрировать "Божественную комедию". Дали исполнил всю Комедию в литографиях, сопровождающих текст поэмы, причем каждый раздел демонстрирует определенную эстетику: "Ад" сюрреалистичен, онейричен и фантастичен; эстетика "Чистилища" экзистенциально экспрессионистична; а "Парадизо" является наиболее традиционным по своей композиции, так что он вызывает более счастливую, почти религиозную атмосферу. эстетичный.