Файл: Поляков Д.Н. К вопросу о морали.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

сотрудничества  (партнерства),  союзничества,  гостеприимства  и  т.д.  Особое 

внимание  уделялось  ограничению  возмездного  действия,  поскольку  именно  в 

чувстве  мести  как  чувстве,  обусловленном  конкретными  обстоятельствами,  а 

именно,  преступлением  или  оскорблением,  совершенным  конкретным  другим, 

индивид оказывался как бы ничем не ограниченным‖.[3] 

С  развитием  общества,  экономики,  а,  следовательно,  и  межличностных 

отношений 

происходит 

усложнение 

социально-нормативной 

регуляции 

поведения. Формируется этика благоволения, прощения по отношению к друзьям, 

соседям,  новообращенным,  но  по  отношению  к  чужакам  талион  остаѐтся 

незыблемым  постулатом.  Примеры  такой  этики  –  античная  классическая  этика 

вплоть до стоиков, а так же ветхозаветная этика. Постепенно произошел переход 

к  золотому  правилу  этики:  ―от  нормирования  реактивных  действий  к 

нормированию  инициативных  действий  […]  –  золотое  правило  апеллирует  к 

чувству  и  намерению  человека;  талион  как  будто  апеллирует  к  сложившейся 

ситуации,  к  действию,  совершенному  другим.  Золотое  правило  предполагает, 

таким образом, инициативное действие, т.е. оно определяет, как (и с чем) следует 

вступать  в  отношение  с  другим.  Талион  же  предполагает  ответное,  или 

реактивное действие‖.[3]  

Надо  отметить,  что  золотое  правило  довольно  сильно  зависит  от 

императивно-ценностного  контекста  –  практически  вплоть  до  отождествления  с 

талионом.  Но  есть  и  существенное  отличие  –  золотое  правило  адресовано 

волению человека – 

поступай

 по отношению к другому так, 

как хочешь

,

 

чтобы 

поступали  по  отношению  к  тебе.  Тогда  как  талион  предполагает  лишь 

определѐнный способ реагирования. 

Своѐ 

относительное

 

философское  обоснование  золотое  правило 

нравственности  получает  у  Канта  в  ―Критике  практического  разума‖,  причем 

этика  становится  этикой  долга,  а  основной  целью  нравственной  жизни  – 

абстрактное Summum Bonum, гарантом которого является Бог. Deus ех machina... 

Но  мораль  понимается  не  только  как  характеристика  отношений  между 

людьми,  а  так  же  как  характеристика  личности.  Вообще,  цель  любой  этической 


background image

 

конструкции  –  поступки,  а  не  знания.  У  Аристотеля  мораль  определяется  как 

качественная  характеристика  души,  ―верно  направленное  движение  чувств,  а  не 

разум  служит  началом  добродетели‖

9

  [4.  С.  357],  т.е.,  поведение  по-настоящему 

нравственного человека согласуется с моральными нормами по той причине, что 

по-другому он себя вести не может. 

В  отличие  от  других  способов  регуляции  общественных  отношений 

(например,  законодательство  и,  в  некоторой  мере,  религия)  мораль  выступает  в 

качестве  ―неписанного  закона‖  и  апеллирует  к  свободной  воле.  Нормативная 

система  должного  (общественная  мораль)  задаѐт 

предпочтительные

  интенции 

поведения (более точно – ―волений‖), но прерогатива морального выбора всегда 

остаѐтся за каждым индивидом.  

Кант  называл  мораль  автономией  воли.  Лишь 

свободный

  человек  может 

быть  моральным. И именно об этот подводный камень разбивается большинство 

этических  концепций.  А  вся  беда  в  том,  что  даже  в  наше  время  человек  не 

является свободным... 

Источники  порабощения  человека,  точнее  человеческой  воли,  можно 

условно разделить на внешние и внутренние. К сожалению, рамки данной статьи 

не позволяют  углубляться в эту, весьма интересную, тему. Поэтому рассмотрим 

лишь  основные  положения.  Начнѐм  с  более  простого  вопроса  –  что  я 

подразумеваю под внешними источниками порабощения? 

Всѐ  очень  просто  –  техногенная  цивилизация  и  рыночная  экономика 

диктуют  свои  правила.  Отныне  человек  –  лишь  средство,  необходимое  для 

осуществления  рыночных  отношений,  винтик  в  грандиозной  производственной 

машине.  А  его  главная  характеристика  –  не  столько  качество,  сколько 

стабильность работы. Люди отождествляются со своими социальными ролями. 

Наше  время  –  время  тотального  подавления  личности,  растворения  еѐ  в 

массе. 

Человек  стал  проблемой

.

  Масса  легче  поддаѐтся  внушению,  ей  легче 

управлять, еѐ поведение вполне прогнозируемо.  

                                                 

9

 имеется в виду сдержанность в отношении аффектов. 


background image

 

В  массовом  сознании  большинство  является  не  только  носителем 

моральных ценностей, но так же законодателем моды и хранителем абсолютных 

истин.  Представление  о  содержании  общественного  мнения  люди  получают 

посредством  СМИ.  Но  в  чьих  интересах  работают  СМИ  и  кто  очерчивает 

допустимую  степень  воздействия  на  сознание  людей,  например  посредством 

НЛП-технологий?

10

  В  чьей  собственности  находится  сознание  человека  в 

условиях рыночных отношений? Конечно, всех загипнотизировать нельзя, но те, 

кого  сея  чаша  минула,  попадают под  мощный  социальный  прессинг  со  стороны 

поддавшихся внушению, коих, надо признать, большинство.

 

Перейдѐм ко второму вопросу – почему человек внутренне не свободен?  

Богословы на протяжении веков отвечают кратко  – 

человек находится во 

власти  греха

...  Но  рядовому  представителю  техногенной  цивилизации, 

обладающему  к  тому  же  секуляризированным  сознанием,  эта  формулировка  не 

очень-то ясна, поэтому для начала обратимся к З. Фрейду.  

―По  выражению  Фрейда,  Я  является  ―несчастным  существом‖, 

подверженным  опасностям  не  с  двух,  а  с  трѐх  сторон,  поскольку  ему  угрожают 

Оно,  Сверх-Я  и  внешний  мир‖.  [8.  С.  640]  Основатель  психоанализа  называл  Я 

―пограничным  существом‖, действительно, его  положение весьма  прискорбно:  с 

одной стороны – аморальное Оно, руководствующееся принципом удовольствия; 

с  другой  –  гиперморальное  Сверх-Я  со  своими  завышенными  требованиями  и 

истеричным  гласом  совести;  с  третьей  –  внешний  мир,  в  котором  любые 

манифестации  Оно  караются  и  порой  весьма  строго,  а  Сверх-Я,  зачастую, 

нежизнеспособно.  Находясь  под  этим  перекрѐстным  огнѐм,  Я  должно  или  в 

совершенстве освоить мимикрию, или ―расщепиться‖, или согласовать интересы 

трѐх сторон, проявив феноменальные навыки дипломатии – dura lex, sed lex.  

―В  конечном  счѐте,  как  подчѐркивал  Фрейд,  приводимое  в  движение  со 

стороны  Оно,  стеснѐнное  со  стороны  Сверх-Я  и  отталкиваемое  реальностью, 

                                                 

10

  В  частности  –  даже  самая  обыкновенная  реклама.  Для  психологов  давно  не  секрет,  что 

многократно повторяемая фраза проникает глубоко в подсознание (мистиками эта прописная 
истина  используется  испокон  веков,  как  для  достижения  состояний  изменѐнного  сознания, 
так и для трансформации сферы бессознательного). 


background image

 

бедное  Я  прилагает  все  усилия  к  установлению  гармонии  между  силами, 

действующими  в  нѐм  и  на  него.  Но,  не  смотря  на  все  усилия  подобного  рода, 

жизнь 

Я 

становится 

постоянным 

терзанием, 

сопровождаемым 

внутриличностными конфликтами и мучениями.[...] Раскрытие взаимоотношений 

между Я и тремя тиранами [...] дало возможность Фрейду ещѐ раз подчеркнуть ту, 

ранее выдвинутую им идею, согласно которой 

Я не является хозяином в своѐм 

собственном доме

.‖[8. С. 641] 

 По  Фрейду  человек  глубоко  несчастен:  его  любовь  –  лишь  сублимация 

полового  влечения,  а  нравственность  –  плод  искусственно  навязанного 

―категорического  императива‖.  Но  неужели  человеческая  доля  так  печальна? 

Некоторые  сторонники  фрейдизма  предпочитают  во  всѐм  винить  культуру  и 

мораль.  Так  что  теперь  –  назад  к  животному  царству?!  Надо  отметить,  что  сам 

Фрейд  был  далѐк  от  подобного  рода  призывов.  ―Психоанализ  никогда  не 

замолвил ни одного слова в пользу раскрепощения наших общественно вредных 

влечений;  наоборот,  он  предостерегал  и  призывал  к  улучшению  людей,  но 

общество  не  хочет  слышать  ничего  об  открытии  этих  соотношений,  т.к.  его 

совесть нечиста во многих направлениях‖. [14. C. 531 – 532] 

Фрейд  с  такой  тщательностью  исследовавший  тѐмную  сторону 

человеческого  существа,  так  и  не  дал  внятного ответа  на  вопрос  –  возможно ли 

человеку  как-то  обуздать  разрывающие  его  на  части  страсти?

11

  Ответ  нам  даѐт 

Евангелие.  И  этот  ответ  прост  –  Любовь  ко  всему  и  всем.  Лишь  следуя  этой 

установке человек может стать по-настоящему свободным и счастливым. 

Отказ 

от Любви – первый грех

, который делает человека уязвимым для всех прочих.  

Цель каждого человека – быть любимым. И неважно, отдает он сам себе в 

этом  отчѐт  или  нет.  Ради  этого  зарабатывают  и  тратят  миллиарды,  ваяют 

гениальные  произведения  искусств,  а  также  обманывают,  клевещут,  убивают  и 

т.д.  А  всѐ  по  той  причине,  что  люди  под  любовью,  как  правило,  понимают  всѐ 

чаще вещи, и отдалѐнно не напоминающие Любовь, этакие псевдо- , а в лучшем 

случае  квази-―любови‖:  любовь  к  телу,  деньгам,  машинам,  наркотикам  и  т.д.  

                                                 

11

 сублимация – это специфический ―пакт о ненападении‖, а не решение проблемы.

 


background image

 

10 

―Любовь  это  не  обязательно  отношение  к  определенному  человеку;  это 

установка,  ориентация  характера,  которая  задает  отношения  человека  к  миру 

вообще,  а  не  только  к  одному  "объекту"  любви.  Если  человек  любит  только 

какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это 

не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм‖.[16] 

Тема любви достойна отдельного рассмотрения, поэтому вернѐмся всѐ же к 

морали.  В  обществе,  где  отношения  строятся  на  взаимной  любви,  никакая 

искусственная,  спекулятивная  мораль  становится  просто  не  нужна.  ―Золотое 

правило  снимается  в  новозаветной  заповеди  любви  (Мф.  5:38–39,  44).  Заповедь 

любви  к  ближнему  отличает  от  золотого  правила  содержательная 

определенность: не просто относись к другому, как к самому себе, но 

люби

  его. 

При этом ―

как самого себя

‖ в ветхозаветной заповеди любви, так же, как ―

как ты 

желаешь

‖ в золотом правиле, может получать субъективисткую интерпретацию и 

практически выражать индивидуальную ограниченность тех, кто мерит по ―самим 

себе‖. Но в христианской заповеди любовь к ближнему соотнесена с любовью к 

Богу. Любовь к Богу как к совершенству – это ключ любви к человеку‖.[3] 

Вообще,  если  рассматривать  рационалистическую  мораль  с  позиции  еѐ 

регулятивной  функции,  она  всѐ  больше  напоминает  чистую  фикцию: 

―Бесконечное  множество  культурных  людей,  отшатнувшихся  бы  в  ужасе  от 

убийства  или  инцеста,  не  отказывает  себе  в  удовлетворении  своей  алчности, 

своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускает случая навредить 

другим ложью, обманом, клеветой, если может при этом остаться безнаказанным; 

и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох‖.[12. 

C.  24]  Ураган  ―Катрина‖,  пронѐсшийся  по  США  29  августа  2005  года,  если  и  не 

развенчал  ,  то  уж  точно  серьѐзно  поколебал  гипертрофированный  миф  о  нашей 

―культурности‖  и  ―цивилизованности‖:  ―В  Новом  Орлеане  после  «Катрины» 

каждый был сам за себя. Полицейские катера вместо спасения людей были заняты 

охраной магазинов и банкоматов от мародеров. Отчаявшиеся дождаться спасения 

люди  даже  стреляли  по  вертолетам‖.[10]  Данные  соцопроса,  проведѐнного  в 

России, говорят, что у нас нравы большинства мало чем отличаются. [11]