Файл: Поляков Д.Н. К вопросу о морали.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2021

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11 

Но,  если  рассматривать  моральные  отношения  как  переходный  этап  от 

первобытного  общества  с  его  табу  к  Новому  обществу,  где  люди  всѐ  же  будут 

способны  Любить,  то,  возможно,  в  морали  кроется  такая  потенция,  которая 

несмотря ни на что не даст ей умереть, и нас ждѐт очередная эпоха Возрождения, 

или, я бы даже сказал, зарождение нового типа Цивилизации. Время покажет...  

 

―Культурная‖ мораль требует от всех людей одинаковой ―порядочности‖, в 

то время как одному человеку это даѐтся легко, а у другого следование нормам и 

предписаниям  данной  культуры  сопровождается  глубокими  переживаниями  и 

тяжѐлыми  жертвами,  ведущими  к  психическим  расстройствам‖.  [8.  С.  738]  Т.о. 

неврозам  подвергаются  те,  кто  хочет  быть  лучше,  чем  позволяет  их  природная 

конституция.  Хорошим  примером  может  служить  тот  факт,  что  неврозами 

женщины  страдают  гораздо  чаще,  нежели  мужчины,  но  зато  женщины  более 

―этичны‖...  Да  и  Америка  славится  не  только  улыбчивыми  законопослушными 

гражданами и сверхэтичными клерками, но и культом психоаналитиков. 

Мы  видим,  что  мораль  с  одной  стороны  способствует  выживанию 

общества, а с другой – дестабилизации психического состояния людей. Без каких-

либо специальных методик

12

 внутрипсихическое напряжение частично снимается 

посредством 

сновидений, 

девиантного 

поведения 

или 

же 

вспышек 

контркультуры.  Сновидения  –  не  такое  безопасное  решение  проблемы,  как 

кажется  на  первый  взгляд.  Исток  аморальных  сновидений  –  подавленные, 

вытесненные желания и, помимо снов, они созидают другие психические формы. 

Т.е.  регулярное  подавление  и  вытеснение  бессознательных  желаний,    в  основе 

которого  различного  рода  этические  соображения,  вполне  может  привести  к 

внутриличностным  конфликтам,  страданиям  и  психическим  заболеваниям.  ―На 

самом деле, по-видимому, никто не знает, насколько он добр или зол, и никто не 

может  отрицать  наличия  в  памяти  аморальных  сновидений;  [...]  человек 

ответственен  за  аморальные  сновидения,  поскольку  он  их  косвенно  вызывает‖. 

[15. С. 76 – 77]  

                                                 

12

 таких как традиционный психоанализ, релаксация и т.д. – прим. Д.П. 


background image

 

12 

Для  любого  классического  философского  дискурса,  где  доминируют 

эссенциальные начала, – "дискурса сущности" – проблема универсальной морали 

неизбежно оказывается весьма абстрактной, безосновной. Но христианская этика 

зиждется  на  Любви,  источник  которой  –  Бог.  Здесь  мы  оказываемся  перед 

необходимостью  перехода  к  энергийному  дискурсу  и  новой  антропологической 

модели.

13

  В  противном  случае  проблему  универсальной  морали  стоит 

переместить  в  сферу  религиозной  философии,  теологии  или  культурологи, 

поскольку  теизм  имеет  к  этим  отраслям  знания  гораздо  большее  отношение, 

нежели к этике.   

Современная  действительность  всѐ  больше  убеждает  в  растущем 

―недовольстве культурой‖, но уже не со стороны основателя психоанализа и его 

приближенных, а со стороны масс и совсем по иным причинам. Игнорирование, а 

то  и  вовсе  отрицание  морали  всѐ  чаще  звучит  лейтмотивом  новой  культуры, 

которая  по  сути  уже  так  отдалилась  от  классического  понимания  культуры,  что 

всѐ  чаще  напоминает  суррогат  маргинальных  субкультур  и  ―чего-то  ещѐ‖. 

Существующая  в  обществе  мораль  косвенно  виновата  в  кризисе  (агонии?) 

культуры.  Либо  мораль  нуждается  в  переосмыслении,  либо  наша  культура  в 

скором  времени  превратится  в  атавизм  и  весѐлые  представители  уже  не 

поколения,  а  цивилизации  ―Pepsi‖  будут  умилѐнно  жевать  fastfood  и  изредка 

вспоминать о той непонятной древности, когда люди были настолько глупы, что 

могли с такой опаской взирать на грядущий ―чудесный новый мир‖

14

 

 

 

 

 

 

                                                 

13

 см. Хоружий C.C. Православная аскеза - ключ к новому видению человека [18] 

14

 Олдос Хаксли в одноимѐнной работе нарисовал в самых общих чертах мир счастливых 

потребителей, променявших свободу на стабильность, выражающуюся в гарантированном 
удовлетворении своих инстинктивных потребностей.[17]

 


background image

 

13 

Библиография 

 

1. Адорно Т. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М. Л. Хорькова. — 

М.: Республика, 2000.  (Библиотека этической мысли)  

2.  Алиева Ч.Э. Феноменология: Э. Гуссерль и М. Хайдеггер/Современная 

философия как феномен культуры: исследовательские традиции и   

новации./Материалы научной конференции. Серия ―Symposium‖, выпуск 7. /СПб.: 

Санкт-Петербургское философское общество, 2001./ 

http://anthropology.ru/ru/texts/alieva/modern_17.html 

3. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило (Критический анализ 

сопряженных контекстов)// Вопросы философии, 2001, № 3. 

http://www.ethicscenter.ru/biblio/apr_2.html 

4. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч., в 4т. М.: Мысль, 1983. 

Т.4  

5. Библiя или Книги Священнаго Писанiя Ветхаго и Новаго ЗавЬта. The 

Judson press, 1964.   

6. Гоббс Т. О человеке // Гоббс Т. Соч., в 2т. М., 1989. Т.1  

7. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.  

8. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. – М.: 

московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО 

«МОДЕК», 2001. (Серия «Библиотека психоаналитика»). 

9. Ницше Ф. К генеалогии морали. 

http://perikl.narod.ru/material/geneology.zip 

0. Русский Монреаль Выпуск 50 (327)  

http://www.russianmontreal.ca/meetingplace/articles.php?id=324 

11. ФОМ (база данных). Америка: испытание стихией   

http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0537/domt0537_3/d053727 

12. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Фрейд З. Психоанализ. Религия. 

Культура. – М., 1992. – С. 17 – 64.  


background image

 

14 

13. Фрейд З. Недовольство культурой//Фрейд З. Психоанализ. Религия. 

Культура. – М., 1992. – С. 65 – 134.  

14. Фрейд З. Сопротивление против психоанализа// Фрейд З. 

Психоаналитические этюды. – Минск, 1997, – С. 525 – 535 

15. Фрейд З. Толкование сновидений// Фрейд З. Сон и сновидения. М., 

1997. – С. 13 – 490. 

16. Фромм Э. Искусство любить. http://www.lib.ru/PSIHO/FROMM/love.txt 

17. Хаксли О. Чудесный новый мир. 

http//www.lib.ru/INOFANT/HAKSLI/mir.txt 

18. Хоружий C.C. Православная аскеза - ключ к новому видению человека// 

Сборник статей. - Москва, 2000/ http://www.philosophy.ru/library/katr/horuzhy1.html 

19. Шелер М. Ordo amoris // Трактаты о любви: Сб. текстов – М., 1994. – С. 

122 – 162 

 

20. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей 

http://www.auditorium.ru/books/1001/gl3.pdf