Файл: ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ ТРУДА книга.doc

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 13541

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В группе специализированных учреждений ООН различными аспектами проблемы окружающей среды занимаются Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная метеорологическая организация (ИМКО), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Большую программу по защите окружающей среды осуществляет Международное сотрудничество по атомной энергии.

В рамках оценки и распространения информации о воздействии химических веществ на здоровье человека и окружающей среды важное место принадлежит Международной программе по химической безопасности (МПХБ), одобренной исполнительным комитетом ВОЗ. В 1979 г. в Женеве подписана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (CLRTAR). Документ стимулировал разработку пяти специализированных программ международного сотрудничества, подготовленных Рабочей группой Европейской Экономической Комиссии ООН. Среди них важнейшие – это Европейская Программа Мониторинга Переноса Воздушных Загрязнений (EMEP), Программа лесного мониторинга (ICI Forest) и программа Интегрального мониторинга (ICP IM). Все программы призваны обеспечить достоверные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий.

Сформулированная Всемирной Комиссией ООН по окружающей среде и развитию концепция «Устойчивого развития» получила свое воплощение в Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы. «Устойчивое развитие» предполагает с одной стороны повышение качества жизни, с другой – обеспечение безопасности жизни, которая, в свою очередь, предполагает сохранение здоровья населения и качества окружающей природной среды. Согласно этому документу, в стране должно быть на перспективу обеспечено комплексное и сбалансированное решение социально-экономических проблем при сохранении благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, а также при удовлетворении потребностей настоящих и будущих поколений людей.



4.1. Экологический мониторинг


Как известно, здоровье человека формируется под влиянием как внутренних – наследственных и, следовательно, свойственных данному индивидууму, так и внешних факторов, благоприятных или вредных для здоровья. В свою очередь, на характер интенсивности воздействия внешних факторов большое влияние оказывают социальные условия жизни.

К

100

онцентрация на ограниченной площади – промышленности, транспорта, больших масс населения при высокой его плотности предполагает уже само по себе изменение экономических, социально-гигиенических, экологических и других условий жизни. Последнее приводит к необходимости углубленного изучения роли антропогенных факторов окружающей среды в формировании здоровья населения. Многочисленные выбросы промышленности и автомобильного транспорта, сброс сточных вод в водоемы, переработка отходов и оседание пыли, содержащей разнообразные и порой высокотоксичные для человека вещества, обусловили необходимость комплексного подхода к проблемам, связанным с загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья населения. Поэтому для измерения, оценки и прогноза реакций биосферы на техногенную нагрузку создаются системы экологического мониторинга.


Экологический мониторинг – это система наблюдений за изменениями окружающей среды в пространстве и во времени, вызванные антропогенными причинами, и позволяющие оценивать и прогнозировать развитие этих изменений.

Согласно Международной Программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера», принятой в 1974 г., мониторинг определяется как «система регулярных длительных наблюдений, измерений и оценки состояния окружающей среды в соответствии с заранее подготовленной и научно обоснованной программой, позволяющей прогнозировать на будущее изменение ее параметров, имеющих особенное значение для человечества».

Объектами мониторинга могут быть природные, антропогенные или природно-антропогенные экосистемы.

В задачи экологического мониторинга входит:

  • наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

  • наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

  • наблюдение за изменениями, происходящими в окружающей среде под влиянием антропогенного воздействия;

  • наблюдение за состоянием здоровья населения, проживающего в зонах влияния техногенных факторов;

  • анализ данных, оценка и прогноз изменений состояния природной среды в целом и отдельных ее компонентов под влиянием воздействующих факторов;

  • разработка систем управления и оптимизации антропогенного воздействия на окружающую среду.


Система мониторинга должна решать как локальные задачи наблюдения за состоянием отдельных экосистем или фрагментов (например, биоты), так и задачи планетарного порядка, то есть предусматривать систему глобального мониторинга. Экологический мониторинг представляет собой иерархически организованную систему наблюдений, слагающуюся из звеньев разного уровня. Так, по масштабу наблюдений и характеру обобщения информации различают:

  • глобальный (биосферный) мониторинг, осуществляемый на основе международного сотрудничества, которое в последние годы становится все более интенсивным;

  • национальный мониторинг, осуществляемый в пределах государства специально созданными органами;

  • р

    101

    егиональный мониторинг, осуществляемый в пределах интенсивно осваиваемых крупных районов, например, в пределах территориально-производственных комплексов;

  • локальный (биоэкологический) мониторинг, включающий слежение за изменениями качества среды в пределах населенных пунктов, промышленных центров, непосредственно на предприятиях;

  • импактный мониторинг, осуществляемый в особо опасных зонах и местах.

Системы мониторинга, используемые для наблюдений за переносом загрязнений в интересах нескольких регионов или стран, определяются термином трансграничный мониторинг.

По специфике методов измерения и оценке информации выделяют мониторинг биологический, геохимический, геофизический др. По специфике объектов наблюдения и защиты выделяют мониторинг атмосферы, почв, поверхностных вод (гидрологический), подземных вод (гидрогеологический), растительных ресурсов (геоботанический), лесов, животного мира, антропогенной, транспортной, рекреационной нагрузки, медико-демографический и др. (Таблица № 6).



Таблица № 6. Классификация систем (подсистем) мониторинга.


Принцип классификации

Существующие или разрабатываемые

системы (подсистемы) мониторинга

Универсальные системы

Глобальный мониторинг (базовый, региональный, импактный уровни), включая фоновый и палеомониторинг.

Национальный мониторинг (например, общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения внешней среды).

Межнациональный мониторинг (например, мониторинг трансграничного переноса загрязняющих веществ)

Реакция основных составляющих биосферы

Геофизический мониторинг

Биологический мониторинг, включая генетический

Экологический мониторинг (включающий вышеназванные)

Различные среды

Мониторинг антропогенных изменений (включая загрязнения и реакцию на него) в атмосфере, гидросфере, почве, криосфере и биоте

Факторы и источники воздействия

Мониторинг источников загрязнения

Ингредиентный мониторинг (например, отдельных загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шумов и т.д.)

Острота и глобальность проблемы

Мониторинг океана

Мониторинг озоносферы

Методы наблюдения

Мониторинг по физическим, химическим и биологическим показателям

Спутниковый мониторинг (дистанционные методы)

Системный подход

Медико-биологический (состояния здоровья) мониторинг

Экологический мониторинг

Климатический мониторинг

Вариант: биоэкологический, геоэкологический, биосферный мониторинг


Системы мониторинга могут классифицироваться по методам наблюдения (например, по физико-химическим, биологическим, географическим и т.п.).

Особо следует отметить дистанционный мониторинг (дистанционная индикация экологических систем).

Аэрокосмические методы применяются для инвентаризации и картографирования природных ресурсов, наблюдения за сезонными и многолетними изменениями природной среды, слежения за ее составом и состоянием, а также за последствиями воздействия хозяйственной деятельности человека.

В

102

рамках международного сотрудничества по контролю за состоянием окружающей природной среды усилиями международного сообщества в 1974 году была создана единая Глобальная система мониторинга окружающей среды – ГСМОС. На территориях различных стран мира организованы наблюдательные посты, соединенные в единую сеть, позволяющую отслеживать уровни содержания ряда загрязнителей и особо опасных токсикантов в атмосфере, водных объектах, а также собирать информацию о состоянии природных ресурсов, почвенного и лесного покрова и т.д. В работе ГСМОС широко используются дистанционное зондирование и геоинформационные технологии. Были выделены по принципу приоритетности классы загрязняющих веществ и определены для них соответствующие уровни мониторинга.


Основой мониторинга в отдельных странах являются системы национального мониторинга, организованные в различных государствах по единым принципам и включающим обязательное наблюдение и передачу информации в центр по объектам, имеющим глобальную значимость. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27.06.2001 г. № 885 утверждены Правила организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, целью которой являются – информационное обеспечение принятия управленческих и хозяйственных решений, контроль за использованием природных ресурсов, информирование населения о состоянии окружающей среды и воздействии факторов окружающей среды на здоровье населения.

Приказом МЗ РК от 09.02.2004 г. № 135 утверждены Правила проведения санитарно-эпидемиологического мониторинга, цель которой заключается в организации системы наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторов среды обитания. Осуществляемый органами государственной санитарно-эпидемиологической службы территориальный мониторинг делится на республиканский, региональный и местный уровни. Территориальные органы охраны окружающей среды, согласно утвержденным Правилам ведения государственного реестра участков загрязнения (ПП РК от 03.07.2007 г. № 566), формируют Государственный реестр участков загрязнения (банк данных), в котором собираются сведения о видах и происхождении участков загрязнения, объемов и концентрации загрязняющих веществ, хозяйственной принадлежности участков загрязнения и мерах по их ликвидации.

Кроме государственного мониторинга выделяют производственный и общественный мониторинг.

Производственный мониторинг (экологический аудит) – оценка деятельности предприятия с точки зрения безопасности для окружающей среды.

Общественный экологический мониторинг – обеспечивает создание альтернативного информационного канала и повышение оперативности экологического контроля; наблюдение за объектами, которые либо не включены в программу мониторинга государственных природоохранных служб, либо описываются недостаточно полно; привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены; развитие экологического образования и просвещения.


103


4.2. Медико-экологическое

нормирование и районирование


В современных условиях состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий приобретает особое значение. В результате антропогенного воздействия все чаще окружающая среда принимает черты агрессивности и, по заключению специалистов, в течение ближайших 20-30 лет состояние здоровья населения, наряду с социальными условиями, будет преимущественно определятся качеством окружающей среды.


С целью сохранения физико-географической основы биогеоценозов и оптимального режима функционирования природно-антропогенных комплексов необходимо введение в практику природопользования системы экологического нормирования. Экологическое нормирование предполагает разработку предельных или градационных значений показателя окружающей природной среды или технологического процесса, установленных по критерию соответствия нормальному экологическому состоянию среды.

Система экологического нормирования направлена на:

  • правовое регулирование отношений в области природопользования и охраны природы;

  • создание нормативов состояния отдельных природных сред и окружающей природной среды в целом;

  • создание нормативов организации технологических процессов по природоохранным требованиям – ПДВ, ПДС, лимиты размещения отходов и др.

В Республике Казахстан медико-экологическое нормирование осуществляется по следующим направлениям:

  • состояние биотических компонентов (почв, растительного покрова и животного мира), по критерию их соответствия зональным природным условиям и традиционному, исторически устоявшемуся природопользованию региона;

  • зависимость состояния здоровья населения от состояния окружающей природной среды.

В основу установления экологической нормы положено определение допустимого предела нарушения природной среды до сохранения ее способности к самовосстановлению при данном уровне природопользования.

П

104

остановлением Правительства РК от 31.07.2007 г. № 653 утверждены Критерии оценки экологической обстановки территорий. Критерии оценки экологической обстановки территорий представляют собой совокупность показателей, характеризующих ухудшение состояния здоровья населения и состояния окружающей среды. Критерии оценки экологической обстановки территорий используются при определении зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации. Постановлением Правительства РК от 05.05.2004 г. № 431 утверждены Правила объявления чрезвычайной экологической ситуации. Согласно этим Правилам определяются границы территорий подвергшихся той или иной степени деградации, состояние здоровья населения оценивается в совокупности с показателями загрязнения окружающей среды. Проводится оценка нанесенного экономического и медико-социального ущерба, возможности разрастания чрезвычайной экологической ситуации, а также комплекс мероприятий по ее устранению.

Методологическая база формирования вышеуказанных нормативных документов состояла в интегрированной оценке экологического неблагополучия территорий со следующих позиций:

  • оценки состояния природной среды, которую можно характеризовать через показатели загрязнения воздуха, воды, почвы, деградации экосистем на основании общеэкологических и санитарно-гигиенических требований;

  • оценки состояния среды обитания, которая характеризуется через санитарно-гигиенические нормы и требования по чистоте источников водопотребления, рыбохозяйственных водоемов, лесных и земельных угодий, а также атмосферного воздуха;

  • оценки медико-генетических и медико-демографических показателей состояния здоровья взрослого и детского населения.