Файл: ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ ТРУДА книга.doc

Добавлен: 01.02.2019

Просмотров: 13386

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нервно-психические нагрузки касаются преимущественно умственной деятельности работника и они имеют такие конкретные показатели напряженности трудового процесса, как содержание работы, восприятие сигналов (информации) и их оценка, распределение функций по степени сложности заданий, характер выполняемой работы.

Информационные возможности человека характеризуются скоростью и объемом восприятия и переработки информации. Способность к восприятию информации почти никогда не превышает 10 сигналов в секунду. Возможности передачи информации (даже при развитых навыках) ограничены приблизительно 25 бит в секунду. Средняя скорость выполнения простых операций без предварительной подготовки составляет около 2 бит в секунду. Максимальная скорость приема информации с помощью различных органов чувств приведена в таблице № 44.


Таблица № 44. Максимальная скорость приема информации с помощью различных органов чувств.


Модальность сигнала

Характеристика

Скорость, бит/с

Зрительный

Длина линии

3,25


Площадь

2,7


Направление линии

3,3


Кривизна линии

2,2


Цвет

3,1


Яркость

3,3

Слуховой

Громкость

2,3


Высота звука

2,5

Вкусовой

Соленость

1,3

Тактильный

Интенсивность

2,0


Продолжительность

2,3


Расположение на теле

2,8

Обонятельный

Интенсивность

1,58


В

213

ходе эволюции человек приобрел способность ощущать и распознавать неблагоприятные воздействия факторов производственной среды и трудового процесса с помощью тех или иных анализаторов (органов чувств). Благодаря анализаторам человек может ощущать и распознавать цвет, яркость, запах, вкус, форму и движение объектов, воздействие высокой и низкой температуры, высоту и громкость звука, влияние вибрации, действие силы тяжести и др. В то же время чувствительность анализаторов (способность человека воспринимать действие раздражителей) зависит от состояния организма человека. Чрезмерные нервно-психические перегрузки приводят к изменению психомоторных способностей: скорости двигательной реакции, координации, устойчивости и точности движения. Скрытое время сенсомоторных реакций – период между началом воздействия на органы человека и моментом возникновения ответной реакции. В таблице № 45 представлено скрытое время различных ответных реакций.


Таблица № 45. Скрытое время различных ответных реакций.


Рефлекторная реакция

Скрытое время, мс

Сухожильные рефлексы:


Разгибатель кисти

65-70

коленный рефлекс

70-100

ахиллов рефлекс

120-190

рефлекс двуглавой мышцы

140-160

На болевое электрокожное раздражение

100-120

На слуховое раздражение

140-160

На световое раздражение

160-220

На слуховое и световое раздражение с выбором

220-340

На тепловое раздражение (болевое)

360-440

На тепловое контактное раздражение

500-800

На холодное контактное раздражение

350-450

На тепловое радиационное раздражение

1000-1400

На холодное радиоактивное раздражение

2-5 мин

Вестибуломоторные реакции


на угловые ускорения

250-280

на прямолинейное ускорение

320-380

На обонятельное раздражение

700-1000

Скорость реагирования на раздражитель зависит от следующих факторов: 1) модальности стимула; 2) интенсивности раздражителя (время реакций сокращается при возрастании интенсивности раздражителя до некоторого предела, при дальнейшем возрастании интенсивности раздражителя изменения времени реакции не наблюдается); 3) тренированности; 4) установки человека (настроенность на восприятие сигнала снижает время реакции); 5) двигательного комплекса реакции (правая рука и нога двигаются обычно быстрее, чем левая); 6) возраста и пола; 7) сложности реакции (реакция может быть простой – выбор из двух возможных решений, и сложный – выбор из нескольких возможных решений).

Начальные функциональные изменения в организме человека при умственном труде, как правило, наступают с изменения функций высшей нервной деятельности. За последние годы в сфере эмоций и умственной деятельности работников многочисленных профессий наблюдается значительная интенсификация сопровождающаяся тем, что работники зачастую не успевают адекватно реагировать на всю производственную и семантически значимую информацию. В связи с этим происходит накопление все большего количества неотреагированных эмоций и нереализованных задач производственного характера, отражающихся на здоровье человека.

В

214

указанном аспекте интеллектуальные способности человека играют важнейшую приспособительно-реализационную роль. Интеллектуальные способности определяются высшими психическими функциями – вниманием, памятью, воображением и мышлением. При этом любая умственная деятельность сопровождается нервно-эмоциональным напряжением. В свою очередь, к эмоциональному напряжению ведут такие характеристики трудовой деятельности, как значимость работы, ее опасность, ответственность. Для умственного труда характерна гипокинезия (снижение двигательной активности), являющаяся условием формирования сердечно-сосудистых нарушений у человека.


Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.


Показатели напряженности трудового процесса

Интеллектуальная нагрузка. В процессе производственной деятельности человек выполняет задания различной степени сложности. Умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решений, считается легким. Если же работник принимает решения в рамках инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым. Труд, связанный с решением сложных задач с использованием нескольких инструкций, относится к напряженному. Напряженность труда, при изучении интеллектуальной нагрузки, включает в себя обработку, проверку и контроль за выполнением задания, работу по распределению производственного задания между другими лицами и контроль за их работой. Необходимо учитывать характер производственных заданий, предусматривающих выполнение работы по индивидуальному плану, по установленному графику, а также за конечный результат, но в условиях дефицита времени.

Сенсорные нагрузки. Данный этап оценивается путем изучения длительности сосредоточенного наблюдения, оценки плотности поступления сигналов и сообщений, числом производственных объектов, за которыми ведется наблюдение, а также нагрузкой на зрительный и слуховой анализатор.

Эмоциональные нагрузки. Присущие человеку стенические (решимость, радость, воодушевление, азарт) и астенические (боязнь, опасение, страх, испуг) эмоции самым серьезным образом влияют на чувство ответственности работающего за результат собственной деятельности. В процессе выполнения трудовых обязанностей оценка риска, как для собственной жизни, так и оценка степени риска за безопасность других лиц играют существенную роль при определении качественных условий труда. С возрастанием сложности решаемых задач, учетом возможности появления конфликтных ситуаций в коллективе возрастает вероятность эмоционального напряжения.

Монотонность нагрузок. Однообразие выполнения простых элементов операции в заданном или свободном темпе, либо работы с сенсорной или умственной нагрузкой низкой и средней интенсивности, при отсутствии элементов новизны, сопровождаются развитием состояния монотонии. Данное обстоятельство приводит к тому, что монотонная работа снижает не только производительность труда, но и увеличивает аварийность и травматизм на производстве. Степень монотонности определяется числом элементов и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций.

Р

215

ежим работы. Работоспособность человека определяется не только активностью мышечного аппарата и органов чувств, но и деятельностью сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной и других систем, не управляемых сознанием человека и работающих по суточному биоритму. Поэтому фактическая продолжительность рабочего дня, сменность работы, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность, определяющих режим работы, служат значимыми показателями нервно-психических нагрузок.


Следовательно, знание тонких нейрофизиологических и нейропсихологических механизмов нервно-эмоционального перенапряжения, их количественная и качественная оценка важны для определения характера и особенностей трудовой деятельности и являются необходимым условием для разработки путей их устранения.

В современном производстве основными факторами трудового процесса, способными оказывать влияние на функциональное состояние работающих, являются стереотипно повторяющиеся локальные мышечные напряжения, длительное поддержание вынужденных рабочих поз, монотонное, нервное и психоэмоциональное напряжение. К указанному следует добавить, что в реальных условиях производства выявляется сочетанное воздействие нервно-психических нагрузок с вредными факторами производственной среды (шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат и пр.). Их воздействие на организм человека может усиливаться в результате отсутствия надлежащего профессионального отбора, нерационального, без учета требований эргономики устройства инструмента и рабочего места, средств управления технологическим процессом, гипокинезии и несбалансированного питания.

Профилактические мероприятия. При разработке профилактических мероприятий нужно исходить из необходимости сохранения и восстановления всех физиологических функций и психоэмоциональной сферы работающего. Необходимо учитывать множество факторов, негативно влияющих на общее состояние и работоспособность: тяжесть и напряженность выполняемой работы, особенности организации рабочего места и мн.др. Знание индивидуальных психофизиологических реакций организма в ответ на трудовую нагрузку также важны при разработке профилактических мероприятий.

Наряду с мерами по снижению удельного веса тяжелого физического труда, серьезное внимание необходимо уделить обоснованию мер по снижению утомления при выполнении локальной мышечной работы. Широко используя технологии применения различных средств малой механизации необходимо уменьшить число движений и статических напряжений, снижение величины прилагаемых мышечных усилий при выполнении трудовых операций; введение регламентированных перерывов для проведения производственной гимнастики и самомассажа рук.

П

216

равильное расположение и компоновка рабочего места, обеспечение удобной позы и свободы трудовых движений, а также использование оборудования, отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии, обеспечивают наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшают утомляемость и предотвращают опасность возникновения профессиональных заболеваний. Специальный профотбор, обучение молодых рабочих рациональным с физиологической точки зрения приемам работы, позволяют обеспечить первичную профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата.


Наиболее значимыми средствами оздоровления труда в условиях монотонии, психоэмоционального и зрительного перенапряжения являются полная автоматизация производственных процессов, совершенствование техники и технологии, введение рациональных режимов труда и отдыха. Профилактические мероприятия должны также включать в себя психологические, воспитательные, социально-экономические и лечебно-оздоровительные мероприятия.



6.3.2. Эргономика в медицине труда


Комплексное изучение системы «человек–машина–производственная среда» позволяет не только создать здоровые и безопасные условия труда, но и обеспечить гармоничное развитие личности человека. В процессе труда все компоненты этой системы находятся в тесной взаимосвязи, тем самым обеспечивая необходимую безопасность и производительность труда, работоспособность и здоровье человека. Все более расширяющаяся автоматизация и механизация производства, внедрение современных инновационных технологий, в том числе нанотехнологий, предъявляют повышенные требования к человеку с точки зрения выполнения им функции управления и оператора. В современных условиях предметом быстроразвивающейся науки – эргономики являются изучение психофизиологических возможностей и антропометрических характеристик человека в системе «человек–машина–производственная среда».

Эргономика – научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью оптимизации орудий и условий труда, повышение эффективности трудовой деятельности и сохранения здоровья работающих.

Эргономические исследования и разработки заключаются в создании научно-технической базы в системе «человек–машина–производственная среда» (в исследовании характеристик человека, машины, производственной среды, характера взаимодействия этих компонентов в конкретных условиях производства, создании рабочих мест, машин, пультов управления, обеспечивающих максимальное удобство для человека, оптимальное условие взаимодействия с машиной и объектом управления).

Основные эргономические термины и определения даны в ГОСТ 26387-84. По этому стандарту система «человек–машина» состоит из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. «Человек-оператор» – человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления. Машиной в системе «человек-машина» называют совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе трудовой деятельности. Деятельность человека-оператора – это процесс достижения поставленных в системе целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека.