Файл: Правовое государство история становления идеи и современность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 776

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проявление сущности правового государства выражается в существующих действующих механизмах защиты прав и свобод гражданина, а также их непосредственной реализации. Сущность правового государства проявляется при наличии механизмов защиты прав и свобод гражданина и их непосредственной реализации. Кроме того, находит отражение в других общественных институтах, которые были бы способны контролировать деятельность государства и его должностных лиц (политические партии, общественные организации, профсоюзы)4.

Таким образом, мы охарактеризовали понятие правового государства, рассмотрели процесс его утверждения в праве различных стран, а также его признаки и сущность правового государства. То есть дали его общую характеристику.
    1. История становления идеи правового государства


Формирование правового государства является достаточно длительным историческим процессом, охватывающим несколько веков и начавшимся на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, ещё в раннем средневековье. Именно тогда формируются первые представления о государстве, как организации, чья деятельность осуществляется на основе закона, ограничивается им. Процесс становления происходит по мере, происходящих изменений: экономических, политических и правовых; развития: нравственности, общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры. А также построения: цивилизованного, демократического, гуманистического общества.

Поиск наилучшего способа устройства правовой организации государства возникал перед учеными уже в ранее средневековье. Исследователи искали такой механизм, который бы посредством права исключал монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, обеспечивал равенство всех перед законом и индивидуальную свободу.

Становление идеи правового государства происходило в период от античности до нового времени. Идея постоянно получала новое развитие и на сегодняшний день является одной из главенствующих. Достичь идеала правового государства стремится большинство развитых стран.

Когда мы говорили о появлении понятия, речь шла о конце 19 века, однако первые идеи государства ограниченного законом впервые возникли ещё в эпоху античности. Вопросами её развития занимались такие мыслители как: Демокрит, Цицерон, Полибий, Сократ, Платон, Аристотель. В их трудах мы можем увидеть первые предпринятые попытки выявить связь между правом и властью, которые бы обеспечили гармоничное функционирование общества.


В то время с концепцией правового государства связывались поиски наиболее совершенных и справедливых форм общественной жизни. Философы античности старались обнаружить способы обеспечить гармоничное существование и развитие общества через взаимодействия права и государственной власти. По их убеждению, справедливо только такое государственное устройство, которое обеспечивало бы общеобязательность закона не только для граждан, но в том числе и для государства.

Сущность формирования таких явлений, как государство и власть в античность рассматривались в непосредственной взаимосвязи с человеком. Для ученых того времени они являлись социально-правовым продуктом. Кроме того, стоит отметить, что личность монарха в концепциях «справедливого государства» у Платона и Аристотеля была значительно идеализирована.

Справедливая государственная власть та, что признаёт право и, одновременно, ограничивает себя им, именно такой идеал государства видят античные философы. По мнению Аристотеля там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя. По отношению к сущности права, власти государства и закону мыслитель отстаивал свою позицию следующим образом: Аристотель считал, что не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву, а стремление к насильственному подчинению противоречит идее права.

Такое понятие, как справедливость Аристотель напрямую связывает с представлением о государстве. По мнению ученого только право, которое является средством определения наличия или отсутствия справедливости, становится регулирующей нормой политического общения.

Платон считал, что на смену демократии, обязательно устанавливается тирания, потому что "чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством"5 и характеризует ново установленный режим, как наихудший из существующих видов государственного устройства, в котором главенствуют "беззаконие, произвол и насилие". Платон заключал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги»6. Для философа идеальным государственным устройством является смешанная форма, представляющая собой сочетание лучших элементов различных форм государственного устройства. В качестве основы идеального государства Платона выступают такие категории, как справедливость, добродетель и мудрость правителей и граждан.



Цицерон считал, что государство как объединение многих людей, которые связанны общими интересами, а также согласием в вопросах права является «дело народа». Право, согласно Цицерону, является нужным конституирующим источником государственности.

Помимо этого, в период Античности мы можем увидеть также и первое частичное воплощение идеи правового государства на практике.

В период, в который в Древнем Риме была установлена республиканская форма правления, благодаря сильной и независимой судебной власти.

Несмотря на то, что правовое государство, как основная идея в Риме не просуществовала долго, и как институт в древнем Риме со временем пришло в упадок, идея сохранилась и продолжала свое развитие. В Европе, в течение всего Средневековья социальные, юридические отношения активно оформлялись в виде письменных законов или договоров. Кроме того, многие правовые установления действовали со времён Рима, которые правители не имели права отменить. Значительную роль в развитии права сыграла унификация и кодификация законов, проводившаяся папами в XI-XIII веках, а также провозглашение папой Григорием VII верховенства канонического права над королевской властью и его распоряжение о преподавании права в университетах.

Государственно-правовые идеи и институты античности, а также опыт демократии, республиканизма существенное влияние на формирование и развитие дальнейших учений о правовом государстве.

Во времена средневекового общества был внесен значительный вклад в развитие идеи, разработку новых теоретических положений существования правовой государственности такими мыслителями, как Б. Спиноза, Т. Джефферсон, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, И. Кант, Д. Дидро, П. Гольбах, Г. Гроций. Естественные права человека, разделение властей, народный суверенитет - все эти идеи, значительно повлиявшие на развитие правового государства, мы связываем с именами мыслителей данного периода в истории.

Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) - голландский политический мыслитель и государственный деятель, теоретик права. Он является одним из основоположников теории школы естественного права. Для Гроция главная цель государства определяется охраной частной собственности при помощи правых установлений, которые бы обеспечивали каждому человеку свободное пользование своим достоянием при согласии всех.

Бенедикт Спиноза являлся одним из первых, кто обосновал теоретически демократическое государство. Философ определяет его, как государство, которое обеспечивает права и свободы граждан, будучи ограниченным законами. Спиноза утверждал, что государственная власть имеет могущество только в том случае, когда государство гарантирует каждому гражданину помимо сохранности жизни, еще и удовлетворение его желаний, интересов.


Другим ученым, выдвигавшим положения о господстве права, был Томас Гоббс, который является одним из основоположников теории общественного договора. Им было разработано объяснение формального равенства граждан перед законом. Также, Гоббс утверждал, что от постоянной угрозы насильственной смерти, от ужасов "войны всех против всех", от нарушения прав и свобод гражданина, личность должна быть защищена посредством предоставлению абсолютной власти монарху7.

Джон Локк (1632−1704 г.) рассматривал закон, как средство, обеспечивающие неотчуждаемые, естественные права: право собственности, индивидуальной свободы и равенства. Локк рассматривает любое посягательство на право собственности как проявление деспотизма. Например, лишение части собственности или повышение налогов. В качестве меры, которая послужит тому, чтобы не допустить злоупотребления властями своих полномочий, Джон Локк предлагает сохранять разделение властей на законодательную и исполнительную ветвь и ограничить законодателей, подчинив их действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Средством недопущения произвола властями он определяет законность.

Как указывал Ш. Монтескье, свобода - это право делать все, что дозволено законами. Монтескье указывает, что возможность поступать определённым образом без запрещения совершения тех или иных действий законом, означало бы, что помимо него все те же действия могли бы совершать и все остальные граждане. Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.8 Согласно Шарлю Монтескье, для обеспечения законности и устранения злоупотреблений со стороны власти ее важно разделить на три ветви: на законодательную, исполнительную и судебную ветвь. Каждая, из которых должна обладать определенным набором компетенций и быть независимой. Это должно обеспечить сбалансированное функционирование ветвей власти и исключить возможность узурпации власти одной из них.

Рост производственных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе, переход от феодализма к капитализму, как результат буржуазных революций привели к возникновению новых подходов, взглядов и идей на концепцию правового государства, на понимание его роли в правовой организации государственной жизни. Обобщая сложившиеся положения в политико-правовой доктрине XVIII-XX веков можно сказать, что они подразумевали: наличие в государстве системы разделения властей на три ветви, верховенство закона, взаимную ответственность государства и личности, преобладание общедозволительного типа правового регулирования, осуществляющимся в соответствии с принципом «дозволено всё, что незапрещенно законом». Кроме того, обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, рассматривается, как прямая обязанность государства.


Качественно новое обоснование идеала правового государства вывел представитель классической немецкой философии Иманнуил Кант (1724-1804 годов). Ученым была создана и детально проработана теоретическая модель правового государства. Свобода, равенство и независимость каждого гражданина в теории Канта обуславливаются тем, что народ становится главным источником власти, выражает его волю посредством Конституции. Народ, согласно Канту, должен обладать законодательной властью. Исполнительная власть должна быть подконтрольной законодательной. Так, данный механизм должен обеспечивать равновесие властей. Таким образом, человек является ключевой фигурой в его обосновании правового государства. В работе «Метафизика нравов» Кант формулирует свое определение государства, он дает определение следующим образом: «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»9. Особенность определения государства по Канту заключалась в том, что конститутивным признаком здесь было названо верховенство правового закона.

Несмотря на то, что в своих трудах Кант не употреблял термина «правовое государство», он использовал другие понятия схожие по смыслу с ним. Например, такие понятия как «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние».

Кроме того, Иммануил Кант рассматривая государство как правовую общность, исследует его идеальное состояние в «соответствии с чистыми принципами права». Сущность правового государства определяется правом граждан. По мнению Канта, только правовое государство позволяет индивидам объединиться и гарантировать каждому гражданскую свободу и обязывает граждан к соблюдению лишь всеобщих правовых норм: «Итак, всеобщий правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной с всеобщим законом...».10

Данная теория правового государства оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

Большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Кроме того, идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Данная тема поднималась в трудах А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.