Файл: Методические рекомендации по преодолению рискового профиля Недостаточная предметная и методическая компетенция педагогических работников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методические рекомендации по преодолению рискового профиля «Недостаточная предметная и методическая компетенция педагогических работников».

Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной и методической компетентности.

В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:

- овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС и актуальными направлениями развития образовательной организации;

- освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития обучающихся;

- развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, зоны ближайшего профессионального развития каждого обучающегося;

- развитие умений использования разных форм сотрудничества с родителями.

Ожидаемым результатом реализации данных направлений выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций через организацию парной методической работы в зависимости от типа педагога.

Одной из технологий профессионального развития профессиональной компетентности педагога служит модель парной методической работы, которая:

- создает условия для реализации педагогом непрерывного самообразования;

- позволяет конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

Что такое «парная методическая работа в зависимости от типа педагогов?»

Парная методическая работа позволяет сбалансировать сильные и слабые стороны педагогов каждого типа. По подходу к организации работы можно выделить четыре типа педагогов: опытный консерватор, ученый-педант, прогрессивный творец, активный нигилист.

Партнерская работа поможет учителям восполнить профессиональные дефициты, повысить профессиональное мастерство и профессиональные компетенции, как факторы повышения качества образования в условиях реализации образовательных стандартов.


Основанием для повышения мастерства педагогов в форме парной методической работы:

- изменения, происходящие в образовании;

- запросы и потребности участников образовательного процесса. -

Основополагающими моментами парной методической работы являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его образовательные потребности как профессионала.

Содержательную сторону парной методической работы составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ОУ.

Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются само и взаимодиагностика и само и взаимоменеджмент.

В организационном контексте парная методическая работа реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как профессиональное. самообразование, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе ОУ:

1. Самообразование педагога предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального, прохождение курсов повышения квалификации.

2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ (методических объединений, творческих, рабочих и проблемных групп), на уровне образовательного учреждения, региона.

3. Участие в методической работе на уровне ОУ предполагает корпоративное обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных формах методической работы, организованной методистом для всего коллектива ОУ или определенной адресной группы педагогов.

Выбор модели парной методической работы определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его учащихся и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся; возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.

Эффективность разработки модели парной методической работы определяется рядом условий:

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости парной методической работы как одного из способов определения правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;



- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса парной методической работы; организация рефлексии как основы коррекции парной работы.

Алгоритм разработки модели парной методической работы в зависимости от типа педагога предусматривает:

1-й этап. Диагностике и самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности. Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС, а также запросов работодателей и родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.

2-й этап. Составление на основе полученных результатов пары педагогов. На втором этапе необходимо:

1. Разработать и фиксировать конкретных действий по реализации задач профессионального развития.

2. Определить пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте индивидуального образовательного маршрута.

3. Определить условия для достижения результатов:

- взаимопосещение, самоанализ уроков;

- курсы повышения квалификации;

- посещение семинаров и открытых мероприятий; - изучение опыта работы педагогов-мастеров;

- анализ Интернет-ресурсов;

- консультации методистов на уровне ОУ, районных и региональных методических объединений;

- участие в экспериментальной инновационной деятельности, в проблемных, рабочих, творческих группах;

- наставничество;

- участие в психологических тренингах и т. д.

3-й этап. Реализация парной методической работы предполагает осуществление педагогической деятельности по составленному плану:

- обязательно анализируются, обобщаются и систематизируются промежуточные результаты;

- составляются отчеты, данные которых представляются и обсуждаются в педагогическом сообществе ОУ;

- коллегиально принимается решение о трансляции педагогического результатов на уровне образовательного учреждения и других уровнях;


- на основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута.

4-й этап. Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.

Для оценки привлекаются эксперты: коллеги-педагоги, руководители ОУ, социальные партнеры, родители. Важным моментом выступает самоанализ педагогами совместной деятельности.

Сроки реализации до 1 года.

В парной методической работе отражаются следующие направления деятельности:

1. Профессиональное направление (предмет преподавания):

- изучение ФГОС, профстандартов, уяснение их особенностей;

- разработка рабочих программ по своим дисциплинам, ПМ в соответствии с требованиями ФГОС.

- знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет;

- плановое повышение квалификации на курсах;

- профессиональные публикации;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

2. Методическое направление:

- периодическое проведение самоанализа и взаимоанализа профессиональной деятельности;

- создание банка лучших разработок уроков (занятий), интересных приёмов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий;

- совершенствование структуры самоанализа урока;

- внедрение в учебный процесс новых форм оценивания знаний обучающихся;

- представление опыта работы через открытые уроки на разных уровнях;

- участие в олимпиадах, конкурсах, вебинарах;

- посещение семинаров;

- обобщение и распространение собственного опыта: выступления перед коллегами на МО, МС, педсоветах, конференциях.

По каждому направлению определение показателей, видов деятельности и сроков исполнения.

Педагогический продукт как результат:

 Модуль учебных занятий;

 Рабочие программы, КТП.

 Публикации;

 Методическая продукция (буклет, листовка, брошюра, УМК);

 Портфолио;

 Творческий отчет;

 Мастер-класс;

 Сайт преподавателя;

 Доклад, выступление;

 Творческая мастерская;

 Педагогический проект;

 Проведение семинара;

 Отчет о результатах инновационной деятельности;

 Результаты личного участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.д.;

 Результаты обучающихся;
Ожидаемые результаты:


 повышение профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения;

 положительное изменение качественных показателей деятельности педагогических работников образовательного учреждения, повышение степени ответственности педагогов за результат деятельности;

 совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания, инновационных педагогических технологий, способствующих развитию способностей обучающихся, повышению их образовательного уровня;

 разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.;

 разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;

 разработка и проведение открытых уроков;

 участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;

 обобщение опыта по исследуемой педагогической проблеме.

Приложение
Чтобы использовать сильные стороны учителей в работе, необходимо определить какие педагоги есть в коллективе. По подходу к организации работы можно выделить четыре типа педагогов: опытный консерватор, ученый-педант, прогрессивный творец, активный нигилист.

Тип педагога/ общая характеристика

Сильные стороны

Слабые стороны

Опытный консерватор

Опытный, но не открытый новому, работает по устоявшимся моделям. Ничего нового в работу привносить не хочет или не может. Слабо развиты ИКТ-компетенции. Но это не значит, что консерватор – плохой педагог. Чаще всего консерваторы отлично знают предмет, понимают, как выстроить контакт со школьниками.

Общепедагогическая функция. Обучение

+ разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП;

+ осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

+ планирование и проведение учебных занятий

- формирование навыков, связанных с ИКТ, мотивации к обучению;

– систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.

Воспитательная деятельность

+ Регулирование поведения учеников, чтобы обеспечить безопасную образовательную среду;

+ определение и принятие учениками четких правил поведения в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка школы;

+ создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

– Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

– формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Развивающая функция

+ Оказание адресной помощи ученикам;

+ формирование системы регуляции поведения и деятельности учеников

– Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;

– разработка с другими специалистами и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка

Ученый педант.

Отлично знает предмет, возможно, занимается научной работой или имеет ученую степень. При этом плохо развиты гибкие навыки: коммуникация, кооперация, эмоциональный интеллект. Обычно педагоги этого типа испытывают сложности в общении и с коллегами, и с детьми

Общепедагогическая функция. Обучение

+разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП;

+ планирование и проведение учебных занятий;

+ организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП

– формирование мотивации к обучению;

– систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Воспитательная деятельность

+ определение и принятие учениками четких правил поведения в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка школы;

+ развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни

– постановка воспитательных целей, способствующих развитию учеников, независимо от их способностей и характера;

– проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка

– культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка

Развивающая функция

+ формирование системы регуляции поведения и деятельности учеников

– оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;

– оказание адресной помощи ученикам;

– взаимодействие с другими специалистами в рамках ППк

Активный нигилист.

Отрицает отчетность, нормативы, учебники, репродуктивное обучение. При этом требовательный педагог, отлично знает предмет. Может сталкиваться с непониманием со стороны коллег и родителей, но с учениками отлично ладит и имеет у них авторитет


Общепедагогическая функция. Обучение

+ формирование УУД, учебной мотивации, навыков, связанных с ИКТ

– разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП;

– осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

– организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП

Воспитательная деятельность

+ Постановка воспитательных целей, способствующих развитию учеников, независимо от их способностей и характера;

+ формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

+ проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка

– культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка

– определение и принятие учениками четких правил поведения в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка школы;

– использование конструктивных воспитательных усилий родителей, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Развивающая функция

+ развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни;

+ выявление поведенческих и личностных проблем, связанных с особенностями развития учеников;

+ применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

– взаимодействие с другими специалистами в рамках ППк; – разработка с другими специалистами и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка

Прогрессивный творец.

Знает обо всех методических новинках, хорошо развиты ИКТ-компетенции. Умеет общаться и организовывать, творчески подходит к образовательному процессу. Но в погоне за творческой составляющей может упускать знаниевый компонент или слишком увлекаться непроверенными педагогическими теориями.

Общепедагогическая функция. Обучение

+ участие в разработке и реализации программы развития, чтобы создать безопасную и комфортную образовательную среду;

+ формирование УУД, учебной мотивации, навыков, связанных с ИКТ


– разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП;

– организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП

Воспитательная деятельность

+ реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

+ постановка воспитательных целей, способствующих развитию учеников, независимо от их способностей и характера;

+ помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления;

+ использование конструктивных воспитательных усилий родителей, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

– определение и принятие учениками четких правил поведения в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка школы

Развивающая функция

+ выявление поведенческих и личностных проблем, связанных с особенностями развития учеников;

+ оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе;

+ применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

– формирование системы регуляции поведения и деятельности учеников