Файл: Методические рекомендации по преодолению рискового профиля Недостаточная предметная и методическая компетенция педагогических работников.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации по преодолению рискового профиля «Недостаточная предметная и методическая компетенция педагогических работников».
Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной и методической компетентности.
В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:
- овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС и актуальными направлениями развития образовательной организации;
- освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития обучающихся;
- развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, зоны ближайшего профессионального развития каждого обучающегося;
- развитие умений использования разных форм сотрудничества с родителями.
Ожидаемым результатом реализации данных направлений выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций через организацию парной методической работы в зависимости от типа педагога.
Одной из технологий профессионального развития профессиональной компетентности педагога служит модель парной методической работы, которая:
- создает условия для реализации педагогом непрерывного самообразования;
- позволяет конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.
Что такое «парная методическая работа в зависимости от типа педагогов?»
Парная методическая работа позволяет сбалансировать сильные и слабые стороны педагогов каждого типа. По подходу к организации работы можно выделить четыре типа педагогов: опытный консерватор, ученый-педант, прогрессивный творец, активный нигилист.
Партнерская работа поможет учителям восполнить профессиональные дефициты, повысить профессиональное мастерство и профессиональные компетенции, как факторы повышения качества образования в условиях реализации образовательных стандартов.
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме парной методической работы:
- изменения, происходящие в образовании;
- запросы и потребности участников образовательного процесса. -
Основополагающими моментами парной методической работы являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его образовательные потребности как профессионала.
Содержательную сторону парной методической работы составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ОУ.
Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются само и взаимодиагностика и само и взаимоменеджмент.
В организационном контексте парная методическая работа реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как профессиональное. самообразование, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе ОУ:
1. Самообразование педагога предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального, прохождение курсов повышения квалификации.
2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ (методических объединений, творческих, рабочих и проблемных групп), на уровне образовательного учреждения, региона.
3. Участие в методической работе на уровне ОУ предполагает корпоративное обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных формах методической работы, организованной методистом для всего коллектива ОУ или определенной адресной группы педагогов.
Выбор модели парной методической работы определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его учащихся и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся; возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.
Эффективность разработки модели парной методической работы определяется рядом условий:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости парной методической работы как одного из способов определения правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса парной методической работы; организация рефлексии как основы коррекции парной работы.
Алгоритм разработки модели парной методической работы в зависимости от типа педагога предусматривает:
1-й этап. Диагностике и самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности. Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС, а также запросов работодателей и родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.
2-й этап. Составление на основе полученных результатов пары педагогов. На втором этапе необходимо:
1. Разработать и фиксировать конкретных действий по реализации задач профессионального развития.
2. Определить пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте индивидуального образовательного маршрута.
3. Определить условия для достижения результатов:
- взаимопосещение, самоанализ уроков;
- курсы повышения квалификации;
- посещение семинаров и открытых мероприятий; - изучение опыта работы педагогов-мастеров;
- анализ Интернет-ресурсов;
- консультации методистов на уровне ОУ, районных и региональных методических объединений;
- участие в экспериментальной инновационной деятельности, в проблемных, рабочих, творческих группах;
- наставничество;
- участие в психологических тренингах и т. д.
3-й этап. Реализация парной методической работы предполагает осуществление педагогической деятельности по составленному плану:
- обязательно анализируются, обобщаются и систематизируются промежуточные результаты;
- составляются отчеты, данные которых представляются и обсуждаются в педагогическом сообществе ОУ;
- коллегиально принимается решение о трансляции педагогического результатов на уровне образовательного учреждения и других уровнях;
- на основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута.
4-й этап. Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.
Для оценки привлекаются эксперты: коллеги-педагоги, руководители ОУ, социальные партнеры, родители. Важным моментом выступает самоанализ педагогами совместной деятельности.
Сроки реализации до 1 года.
В парной методической работе отражаются следующие направления деятельности:
1. Профессиональное направление (предмет преподавания):
- изучение ФГОС, профстандартов, уяснение их особенностей;
- разработка рабочих программ по своим дисциплинам, ПМ в соответствии с требованиями ФГОС.
- знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет;
- плановое повышение квалификации на курсах;
- профессиональные публикации;
- участие в конкурсах профессионального мастерства.
2. Методическое направление:
- периодическое проведение самоанализа и взаимоанализа профессиональной деятельности;
- создание банка лучших разработок уроков (занятий), интересных приёмов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий;
- совершенствование структуры самоанализа урока;
- внедрение в учебный процесс новых форм оценивания знаний обучающихся;
- представление опыта работы через открытые уроки на разных уровнях;
- участие в олимпиадах, конкурсах, вебинарах;
- посещение семинаров;
- обобщение и распространение собственного опыта: выступления перед коллегами на МО, МС, педсоветах, конференциях.
По каждому направлению определение показателей, видов деятельности и сроков исполнения.
Педагогический продукт как результат:
Модуль учебных занятий;
Рабочие программы, КТП.
Публикации;
Методическая продукция (буклет, листовка, брошюра, УМК);
Портфолио;
Творческий отчет;
Мастер-класс;
Сайт преподавателя;
Доклад, выступление;
Творческая мастерская;
Педагогический проект;
Проведение семинара;
Отчет о результатах инновационной деятельности;
Результаты личного участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.д.;
Результаты обучающихся;
Ожидаемые результаты:
повышение профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения;
положительное изменение качественных показателей деятельности педагогических работников образовательного учреждения, повышение степени ответственности педагогов за результат деятельности;
совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания, инновационных педагогических технологий, способствующих развитию способностей обучающихся, повышению их образовательного уровня;
разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
разработка и проведение открытых уроков;
участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;
обобщение опыта по исследуемой педагогической проблеме.
Приложение
Чтобы использовать сильные стороны учителей в работе, необходимо определить какие педагоги есть в коллективе. По подходу к организации работы можно выделить четыре типа педагогов: опытный консерватор, ученый-педант, прогрессивный творец, активный нигилист.
Тип педагога/ общая характеристика | Сильные стороны | Слабые стороны |
Опытный консерватор Опытный, но не открытый новому, работает по устоявшимся моделям. Ничего нового в работу привносить не хочет или не может. Слабо развиты ИКТ-компетенции. Но это не значит, что консерватор – плохой педагог. Чаще всего консерваторы отлично знают предмет, понимают, как выстроить контакт со школьниками. | Общепедагогическая функция. Обучение | |
+ разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП; + осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; + планирование и проведение учебных занятий | - формирование навыков, связанных с ИКТ, мотивации к обучению; – систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. | |
Воспитательная деятельность | ||
+ Регулирование поведения учеников, чтобы обеспечить безопасную образовательную среду; + определение и принятие учениками четких правил поведения в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка школы; + создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации | – Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы; – формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде | |
Развивающая функция | ||
+ Оказание адресной помощи ученикам; + формирование системы регуляции поведения и деятельности учеников | – Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе; – разработка с другими специалистами и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка | |
Ученый педант. Отлично знает предмет, возможно, занимается научной работой или имеет ученую степень. При этом плохо развиты гибкие навыки: коммуникация, кооперация, эмоциональный интеллект. Обычно педагоги этого типа испытывают сложности в общении и с коллегами, и с детьми | Общепедагогическая функция. Обучение | |
+разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП; + планирование и проведение учебных занятий; + организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП | – формирование мотивации к обучению; – систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению | |
Воспитательная деятельность | ||
+ определение и принятие учениками четких правил поведения в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка школы; + развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни | – постановка воспитательных целей, способствующих развитию учеников, независимо от их способностей и характера; – проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка – культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка | |
Развивающая функция | ||
+ формирование системы регуляции поведения и деятельности учеников | – оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе; – оказание адресной помощи ученикам; – взаимодействие с другими специалистами в рамках ППк | |
Активный нигилист. Отрицает отчетность, нормативы, учебники, репродуктивное обучение. При этом требовательный педагог, отлично знает предмет. Может сталкиваться с непониманием со стороны коллег и родителей, но с учениками отлично ладит и имеет у них авторитет | Общепедагогическая функция. Обучение | |
+ формирование УУД, учебной мотивации, навыков, связанных с ИКТ | – разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП; – осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; – организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП | |
Воспитательная деятельность | ||
+ Постановка воспитательных целей, способствующих развитию учеников, независимо от их способностей и характера; + формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; + проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка | – культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка – определение и принятие учениками четких правил поведения в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка школы; – использование конструктивных воспитательных усилий родителей, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | |
Развивающая функция | ||
+ развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни; + выявление поведенческих и личностных проблем, связанных с особенностями развития учеников; + применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | – взаимодействие с другими специалистами в рамках ППк; – разработка с другими специалистами и реализация совместно с родителями программ индивидуального развития ребенка | |
Прогрессивный творец. Знает обо всех методических новинках, хорошо развиты ИКТ-компетенции. Умеет общаться и организовывать, творчески подходит к образовательному процессу. Но в погоне за творческой составляющей может упускать знаниевый компонент или слишком увлекаться непроверенными педагогическими теориями. | Общепедагогическая функция. Обучение | |
+ участие в разработке и реализации программы развития, чтобы создать безопасную и комфортную образовательную среду; + формирование УУД, учебной мотивации, навыков, связанных с ИКТ | – разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках ООП; – организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП | |
Воспитательная деятельность | ||
+ реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы; + постановка воспитательных целей, способствующих развитию учеников, независимо от их способностей и характера; + помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления; + использование конструктивных воспитательных усилий родителей, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | – определение и принятие учениками четких правил поведения в соответствии с уставом и правилами внутреннего распорядка школы | |
Развивающая функция | ||
+ выявление поведенческих и личностных проблем, связанных с особенностями развития учеников; + оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе; + применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | – формирование системы регуляции поведения и деятельности учеников |