ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ценовые методы, используемые в современной практике, взаимосвязаны и в совокупности формируют систему методов ценообразования. Система этих методов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Система ценовых методов (методов ценообразования)
-
Затратные методы
Метод полных затрат
Ценовой метод полных затрат — метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного товара. Определение цен по методу полных затрат достаточно популярен у компаний, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантирован. Такие компании, выбирая данный метод ценообразования, исходят из следующих положений.
Во-первых, данный метод является самым простым из всех методов ценообразования
Во-вторых, использование метода полных затрат не требует больших расходов по изучению рынка. Цены, построенные на основе данного метода, не приходится слишком часто корректировать в зависимости от колебаний спроса. Тем более что о спросе производитель знает гораздо меньше, чем о затратах.
В-третьих, многие компании конкретной отрасли при формировании цен пользуются данным методом. Результатом этого являются близкие по уровню цены на одинаковую продукцию, что сводит к минимуму ценовую конкуренцию.
В-четвертых, производитель должен знать нижний предел цены, который можно рассчитать только методом полных затрат.
Метод стандартных затрат
Ценовой метод стандартных (нормативных) издержек свободен от многих недостатков простого отражения затрат. Этот метод позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Данный метод, в отличие от ранее описанного, дает возможность пофакторного анализа издержек. Отклонения от стандартов (норм) анализируются по причинам, их вызвавшим.
Достоинство метода стандартных (нормативных) издержек состоит в возможности управлять издержками по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей. Этот метод имеет большой потенциал с точки зрения ценообразования.
Метод прямых затрат
Ценовой метод прямых затрат — метод формирования цен на основе определения прямых затрат, исходя из конъюнктуры рынка и ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты (зависящие от объема выпускаемой продукции) рассматриваются как прямые. Остальные затраты относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.
-
Параметрические методы
Методы удельной цены
Метод основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Объектом применения метода удельной цены являются товары, характеризующиеся наличием одного основного параметра и входящие в относительно небольшой параметрический ряд однотипных товаров. Основной параметр, как правило, отражает потребительские свойства товара, его качество, определяет уровень цены. К таким параметрам могут быть отнесены производительность, мощность, содержание полезных компонентов, емкость и др.
Данный метод эффективен в основном для:
-
Обоснования цен на новую продукцию, входящую в параметрический ряд; -
расчета лимитных (предельных) цен производителя; -
обоснования цен потребителями (покупателями) товара; -
обоснования цен на стадии ее технического проектирования; -
анализа действующих цен на товары параметрического ряда.
Удельная цена представляет собой цену, приходящуюся на единицу основного параметра изделия. Обоснование цен методом удельной цены в связи с его относительной простотой может использоваться как производителем, так и потребителем. Метод ценообразования на основе удельной цены широко используется при обосновании цен на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления.
Метод баллов
Сущность баллового метода заключается в использовании экспертных оценок значимости технико-экономических и потребительских параметров товаров, входящих в определенный параметрический ряд аналогичной или взаимозаменяемой продукции. Некоторые технико-экономические показатели качества товаров, оказывающие влияние на цены, не могут быть количественно измерены либо они являются неудобными для применения других методов параметрического ценообразования. Количественное измерение таких показателей происходит на основе их экспертной оценки в баллах.
Использование баллового метода сопряжено с наличием:
-
Определенной группы однородных товаров, предназначенных для удовлетворения одинаковой потребности (параметрический ряд), с определенным диапазоном разброса потребительских свойств; -
группы специалистов-экспертов по данным товарам для разработки единой системы оценки в баллах потребительских свойств товаров; -
методики оценки потребительских свойств товаров, входящих в данный параметрический ряд.
Балловый метод ценообразования эффективен при обосновании цен на товары, потребительские параметры которых не поддаются количественному измерению: комфортность, удобство использования, полезность, экологичность, цвет, эстетичность и др.
Метод регрессии
Распространенным параметрическим методом ценообразования является метод регрессии (корреляционный). Он основан на определении взаимосвязи цен с основными технико-экономическими и потребительскими параметрами товаров. Причем цены товара являются функцией от их параметров:
Ц = f (X1, X2, X3.., Xn),
где: Ц — цена товара; X1, X2, X3.., Xn — набор технико-экономических и потребительских параметров товара.
Применение корреляционного метода для обоснования цен предполагает наличие определенных условий:
-
Товары должны быть четко классифицированы по соответствующим параметрическим группам. Достоверность расчета цен повышается, если в параметрический ряд включено значительное количество товаров-представителей. Если параметрический ряд состоит из трех и менее представителей, то применение корреляционного метода ценообразования не целесообразно; -
в каждой параметрической группе товаров из всех технико- экономических и потребительских параметров необходимо выявить параметры, оказывающие наибольшее воздействие на затраты и цену товара; -
для каждой параметрической группы товаров определяется свойственная ей конкретная форма связи (зависимости) между ценой и параметрами. На практике чаще всего используются линейная и степенная функции.
Регрессионный метод ценообразования может использоваться в большинстве отраслей народного хозяйства, где имеется возможность выявления формы и количественного определения связи между ценой и технико-экономическими и потребительскими параметрами.
-
Методы учета потребительского эффекта
Методы учета потребительского эффекта в ценообразовании используются, главным образом, при расчете цен на взаимозаменяемую продукцию. Взаимозаменяемой является продукция, удовлетворяющая одинаковые потребности, но различающаяся по физико-химическому составу. Такие товары выстроить в параметрический ряд нельзя.
Вместе с тем поскольку эта продукция удовлетворяет одинаковые потребности, цены на нее не могут строиться изолированно. Взаимосвязь цен на новую и ранее выпускавшуюся продукцию обеспечивается посредством показателя потребительского эффекта, т.е. эффекта, который потребитель может получить при использовании новой продукции вместо прежней.
Расчетные методы в условиях административно регулируемой экономики являются практически единственной ценовой методикой, поскольку при таких условиях нет объективной необходимости учитывать конъюнктуру рынка.
-
Метод стимулирования сбыта продукции
В условиях конкуренции в рамках разной ценовой политики важную роль играют методы стимулирования сбыта продукции. Важнейшей особенностью использования этих методов является прогнозирование конъюнктуры рынка и рыночной среды.
Конкурентная среда важна как для производителя товара, так и для потребителя. Производитель заинтересован в повышении цены, руководствуясь желанием получить максимальную прибыль. Потребитель стремится к снижению своих расходов на единицу полезного эффекта, поэтому заинтересован в минимизации цены. Для потребителя выгодна более жесткая конкуренция между производителями, которая способствует снижению затрат на производство продукции, а соответственно, и цены. Напротив, производитель заинтересован в усилении конкуренции между потребителями, приводящей к росту цены. Эти противоречия на конкурентном рынке разрешаются в столкновении интересов участников процесса купли-продажи. Практика выработала соответствующие методы ценообразования, которые способствуют нахождению компромисса между производителем и потребителем. В состав методов стимулирования сбыта продукции включаются:
-
Метод максимизации продаж с учетом эластичности спроса; -
Метод максимизации продаж с использованием скидок с цены; -
Метод «психологического» ценообразования.
-
Метод максимизации продаж с учетом эластичности спроса
Ключевой предпосылкой метода является учет в ценообразовании спроса, который обосновывает изменение величины спроса под влиянием цены.
В соответствии с законом спроса цена и величина спроса находятся в обратно пропорциональной зависимости. То есть чем выше цена продукции, тем меньше спрос на нее, и наоборот.
Степень влияния снижения цен на спрос определяет коэффициент эластичности. При коэффициенте эластичности больше 1 даже незначительное снижение цены может вызвать увеличение спроса в гораздо большей степени. Такая позиция может сложиться на продукты первой необходимости (соль, сахар, чай, крупы), поскольку по потребительским свойствам они незаменимы и могут храниться длительное время. Однако при росте цен на другие товары может не наблюдаться существенного сокращения спроса. Эти товары уже характеризуются как товары неэластичного спроса.
Таким образом, при обосновании снижения (повышения) цены единицы продукции необходимо учитывать, как минимум, следующие факторы, влияющие на прибыль компании: возможное изменение объемов производства и коэффициент эластичности спроса от цены.
-
Метод максимизации продаж с использованием ценовых скидок
Метод максимизации продаж посредством скидок с цены является разновидностью рыночных способов активизации продаж товаров. Метод предусматривает использование системы дифференцированных скидок. Дифференциация скидок главным образом зависит от взаимоотношений продавца и покупателя, в том числе и от неформальных, не требующих письменных соглашений и договоров. Практика широко использует следующие виды скидок.
Во-первых, скидки с цены в зависимости от различных форм оплаты за предоставленный товар.
Во-вторых, скидки с цены продавца при длительном сотрудничестве с покупателями.
В-третьих, дилерская скидка с цены постоянному оптовому покупателю — дилеру.
В-четвертых, бонусные скидки, которые предоставляются покупателям за большой объем покупок различных товаров данной компании.
В-пятых, сезонные скидки с цен на товары, продажа которых активизируется в отдельные периоды года, когда возрастает спрос или, наоборот, спрос падает в несезонный период.
В-шестых, экспортные скидки, которые предоставляются продавцами при реализации товаров иностранным покупателям в целях стимулирования продаж и для повышения конкурентоспособности своего товара на внешнем рынке.
-
Методы психологического ценообразования
В условиях современного рынка популярны методы стимулирования сбыта, которые получили название «методы психологического ценообразования». Методы данной группы базируются на активном использовании особенностей психологии покупателей, поэтому наиболее широко применяются при продаже потребительской продукции.