Файл: Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УлГУ
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ
_________________ Медведев Е.В.
подпись
«____»_________________ 2023 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему «Государственное пенсионное обеспечение
в Российской Федерации»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Студент (ка) 2 курса
Группа 3ПОСО-СО-21/1
Музафяров Тимур Маратович ________________
подпись
Руководитель ВКР:
Тарабыкина Екатерина Валерьевна________________
подпись
г. Ульяновск, 2023 г.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………. | 6 |
1.1 Специфика развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ…………………………………….. | 6 |
1.2. Место и роль пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения…………………………………………………….. | 14 |
1.3 Пенсионная реформа РФ 2018 года…………………………….. | 23 |
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………….. | 31 |
2.1. Процесс формирования трудовой пенсии по старости……….. | 34 |
2.2. Рекомендации по повышению социальной результативности обязательного пенсионного страхования при формировании трудовой пенсии по старости……………………………………….. | 40 |
2.3. Направления государственного регулирования учёта пенсионных прав и условий их реализации……………………….. | 46 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..……………………………………………………………… | 57 |
СПИСОК ИСКОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….……………………… | 60 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью государственного пенсионного обеспечения, которое считается нормой для социально ориентированного государства и является правом каждого человека.
Пенсионное страхование и государственное социальное обеспечение относятся к важнейшим достижениям, которые экономически развитые страны добились в ходе формирования индустриальной модели доходов населения. Их становление − результат эволюции государственного регулирования в социальной сфере. Они нацелены на достижение материального благосостояния пожилого населения, обеспечение доступа к качественным системам здравоохранения и социального обеспечения, оказание широкого спектра социальных услуг и предоставление публичных благ. Общемировая тенденция, начиная с первой трети XX в. − существенное расширение социальных функций, выполняемых государством, для чего активно используется бюджетное финансирование социальных программ, принимаются всесторонние меры по формированию и развитию институтов пенсионного и медицинского страхования (обязательного социального, корпоративного и личного).
В Российской Федерации правовое поле пенсионного обеспечения охватывает практически всё население и гарантирует приемлемые, а во многих случаях и высокие уровни дохода для пожилых, инвалидов и членов их семей. Финансовые ресурсы, выделяемые на пенсионное обеспечение составляют весомую часть от валового внутреннего продукта. Пенсионная система отражает все компоненты жизни государства: достигнутый уровень заработной платы, применяемую систему налогов, демографическую ситуацию, развитость механизмов социального бюджетирования. Её нельзя изменить, не затрагивая всего круга социально-экономических составляющих жизни общества. Это связано с тем, что пенсионная система представляет собой сложный организм, объединяющий финансовые, экономические и правовые институты социальной защиты населения. На протяжении последних трёх десятилетий пенсионная система России находится в состоянии реформирования и модернизации, в ходе которых происходит формирование новых институтов, что влечет за собой изменения параметров и структуры пенсионной системы. В ряду нерешённых вопросов − создание эффективных механизмов финансового обеспечения институтов пенсионного страхования, снижение уровня социальных гарантий. Разбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, слабое использование страховых механизмов, отсутствие у социальных субъектов возможностей активно участвовать в формировании пенсионных прав и пр. не позволяет поднять управление пенсионным страхованием на качественно новый уровень. Организацию пенсионного страхования необходимо выстраивать с учётом нынешнего состояния демографии и структуры занятости, заработной платы, продолжительности периодов труда и получения пенсий.
Таким образом, совокупность потребностей теоретического и правового характера предопределила актуальность настоящего исследования.
Цель исследования состоит в разработке теоретических рекомендаций по повышению социальной результативности обязательного пенсионного страхования при формировании трудовой пенсии по старости.
Для достижения данной цели в соответствии с объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
-
исследовать пенсионную систему Российской Федерации; -
выявить специфику развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ; -
определить место и роль пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения; -
охарактеризовать пенсионную реформу РФ 2018 года; -
провести анализ современного состояния и перспектив развития обязательного пенсионного страхования в РФ; -
рассмотреть Процесс формирования трудовой пенсии по старости; -
проанализировать направления государственного регулирования учёта пенсионных прав и условий их реализации -
сформулировать рекомендации по повышению социальной результативности обязательного пенсионного страхования при формировании трудовой пенсии по старости.
Объект исследования − государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые нормы федерального законодательства, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение.
Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации; федеральные законы № 81-ФЗ, № 111-ФЗ, № 166-ФЗ, №167-ФЗ, №173-ФЗ, № 181-ФЗ, №350-ФЗ, № 400-ФЗ, № 422-ФЗ, № 424-ФЗ.
Методологическая основа исследования определяются его целью и задачами, особенностями объекта и предмета. В основу выпускной квалификационной работы положен общий диалектический метод научного познания социально-правовой действительности. Кроме того, в разной мере применялись специальные методы, а именно анализа и синтеза, логический, системный, сравнительно-правовой. Методика исследования заключается в последовательном решении поставленных задач на основе рассмотрения общих вопросов темы
Теоретическая и практическая значимость работы
заключается в том, что собранный и систематизированный материал, выводы и положения могут быть использованы для подготовки к семинарским занятиям в средних и высших учебных заведениях на юридических факультетах (специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»).
Структура исследования определена его целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Специфика развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ
Система обязательного пенсионного страхования в каждой стране имеет свою специфику развития и построения. Специфика национальной модели пенсионного страхования зависит от особенностей экономического и социального развития страны в тот или иной период времени. При этом даже при переходе к следующему этапу развития, в системе пенсионного страхования сохраняется определённая часть элементов, характерных для пенсионной модели предыдущего этапа, так как только в этом случае достигается преемственность социальной политики страны.
Исследователи выделяют два этапа становления и развития системы обязательного пенсионного страхования в РФ: 1990 − 2001 гг.; 2002 г. – по настоящее время.
Базовым критерием для периодизации данных этапов являются различия в институциональном построении обязательного пенсионного страхования. Данная структура построения определяется российским пенсионным законодательством.
-
В период до 1990 года в рамках модели пенсионного обеспечения, существовавшей в нашей стране, практически отсутствовали страховые элементы, а сама модель носила распределительный характер. Основу пенсионных отношений при переходе к страховому типу пенсионной системы определил Закон РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» [15]. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 N 340-1 (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28/
Суть страховой пенсионной системы состоит в солидарности бывших, настоящих и будущих работников (солидарности поколений).
При такой системе все средства, уплачиваемые за счёт работающих граждан в виде обязательных страховых взносов, распределяются между пенсионерами, с учётом их трудового вклада.
-
присутствовали и элементы, характерные для распределительного типа пенсионной системы: -
наличие большого количества льготных (по стажу и заработку) и досрочных пенсий в системе государственного пенсионного страхования; -
учёт при формировании пенсионного капитала периодов стажа, за которые не были уплачены страховые взносы; -
отсутствие персонифицированного учёта пенсионных прав; -
существование предельной величины максимального размера пенсии; -
неразработанность ряда положений, связанных и исчислением и уплатой страховых взносов; -
не предусматривалось создание накопительных элементов и методов капитализации страховых взносов; -
использование бюджетных ассигнований как одного из основных источников финансового обеспечения [42, с. 134].
К существенным преобразованиям обязательного пенсионного страхования данного периода следует отнести создание государственного Пенсионного фонда (ПФР) и появление негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
Несмотря на попытки построения национальной модели пенсионного обеспечения, преимущественного основанной на страховых принципах, в системе обязательного пенсионного страхования того времени присутствовало большое количество элементов распределительного характера, оставшихся с предыдущих этапов развития пенсионной системы страны. Элементы накопительного характера и виды дополнительного пенсионного страхования практически не получили должного развития. Финансовое обеспечение обязательного пенсионного страхования было основано на распределительном методе финансирования; с применением бюджетных ассигнований в качестве одного из основных источников финансирования, сохранилось большое количество льготных и досрочных пенсий с предыдущего периода развития пенсионного обеспечения в России.
Результатом дальнейших дискуссий и согласований интересов различных ведомств и институтов стал новый вариант пенсионной реформы, реализация которого началась 1 января 2002 года.
В настоящее время основы пенсионного обеспечения, граждан Российской Федерации определены следующими законами:
-
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ [50]; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/