Файл: Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 375

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ УлГУ

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

_________________ Медведев Е.В.

подпись

«____»_________________ 2023 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему «Государственное пенсионное обеспечение

в Российской Федерации»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Студент (ка) 2 курса

Группа 3ПОСО-СО-21/1

Музафяров Тимур Маратович ________________

подпись

Руководитель ВКР:

Тарабыкина Екатерина Валерьевна________________

подпись

г. Ульяновск, 2023 г.

Оглавление



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….


6

1.1 Специфика развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ……………………………………..


6

1.2. Место и роль пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения……………………………………………………..


14

1.3 Пенсионная реформа РФ 2018 года……………………………..

23

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………..



31

2.1. Процесс формирования трудовой пенсии по старости………..

34

2.2. Рекомендации по повышению социальной результативности обязательного пенсионного страхования при формировании трудовой пенсии по старости………………………………………..



40

2.3. Направления государственного регулирования учёта пенсионных прав и условий их реализации………………………..


46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………

57

СПИСОК ИСКОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………

60



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью государственного пенсионного обеспечения, которое считается нормой для социально ориентированного государства и является правом каждого человека.

Пенсионное страхование и государственное социальное обеспечение относятся к важнейшим достижениям, которые экономически развитые страны добились в ходе формирования индустриальной модели доходов населения. Их становление − результат эволюции государственного регулирования в социальной сфере. Они нацелены на достижение материального благосостояния пожилого населения, обеспечение доступа к качественным системам здравоохранения и социального обеспечения, оказание широкого спектра социальных услуг и предоставление публичных благ. Общемировая тенденция, начиная с первой трети XX в. − существенное расширение социальных функций, выполняемых государством, для чего активно используется бюджетное финансирование социальных программ, принимаются всесторонние меры по формированию и развитию институтов пенсионного и медицинского страхования (обязательного социального, корпоративного и личного).

В Российской Федерации правовое поле пенсионного обеспечения охватывает практически всё население и гарантирует приемлемые, а во многих случаях и высокие уровни дохода для пожилых, инвалидов и членов их семей. Финансовые ресурсы, выделяемые на пенсионное обеспечение составляют весомую часть от валового внутреннего продукта. Пенсионная система отражает все компоненты жизни государства: достигнутый уровень заработной платы, применяемую систему налогов, демографическую ситуацию, развитость механизмов социального бюджетирования. Её нельзя изменить, не затрагивая всего круга социально-экономических составляющих жизни общества. Это связано с тем, что пенсионная система представляет собой сложный организм, объединяющий финансовые, экономические и правовые институты социальной защиты населения. На протяжении последних трёх десятилетий пенсионная система России находится в состоянии реформирования и модернизации, в ходе которых происходит формирование новых институтов, что влечет за собой изменения параметров и структуры пенсионной системы. В ряду нерешённых вопросов − создание эффективных механизмов финансового обеспечения институтов пенсионного страхования, снижение уровня социальных гарантий. Разбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, слабое использование страховых механизмов, отсутствие у социальных субъектов возможностей активно участвовать в формировании пенсионных прав и пр. не позволяет поднять управление пенсионным страхованием на качественно новый уровень. Организацию пенсионного страхования необходимо выстраивать с учётом нынешнего состояния демографии и структуры занятости, заработной платы, продолжительности периодов труда и получения пенсий.



Таким образом, совокупность потребностей теоретического и правового характера предопределила актуальность настоящего исследования.

Цель исследования состоит в разработке теоретических рекомендаций по повышению социальной результативности обязательного пенсионного страхования при формировании трудовой пенсии по старости.

Для достижения данной цели в соответствии с объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

  • исследовать пенсионную систему Российской Федерации;

  • выявить специфику развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ;

  • определить место и роль пенсионного обеспечения в системе социальной защиты населения;

  • охарактеризовать пенсионную реформу РФ 2018 года;

  • провести анализ современного состояния и перспектив развития обязательного пенсионного страхования в РФ;

  • рассмотреть Процесс формирования трудовой пенсии по старости;

  • проанализировать направления государственного регулирования учёта пенсионных прав и условий их реализации

  • сформулировать рекомендации по повышению социальной результативности обязательного пенсионного страхования при формировании трудовой пенсии по старости.

Объект исследования − государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Предметом исследования являются правовые нормы федерального законодательства, регламентирующие государственное пенсионное обеспечение.

Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации; федеральные законы № 81-ФЗ, № 111-ФЗ, № 166-ФЗ, №167-ФЗ, №173-ФЗ, № 181-ФЗ, №350-ФЗ, № 400-ФЗ, № 422-ФЗ, № 424-ФЗ.

Методологическая основа исследования определяются его целью и задачами, особенностями объекта и предмета. В основу выпускной квалификационной работы положен общий диалектический метод научного познания социально-правовой действительности. Кроме того, в разной мере применялись специальные методы, а именно анализа и синтеза, логический, системный, сравнительно-правовой. Методика исследования заключается в последовательном решении поставленных задач на основе рассмотрения общих вопросов темы

Теоретическая и практическая значимость работы
заключается в том, что собранный и систематизированный материал, выводы и положения могут быть использованы для подготовки к семинарским занятиям в средних и высших учебных заведениях на юридических факультетах (специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»).

Структура исследования определена его целями и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Специфика развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ
Система обязательного пенсионного страхования в каждой стране имеет свою специфику развития и построения. Специфика национальной модели пенсионного страхования зависит от особенностей экономического и социального развития страны в тот или иной период времени. При этом даже при переходе к следующему этапу развития, в системе пенсионного страхования сохраняется определённая часть элементов, характерных для пенсионной модели предыдущего этапа, так как только в этом случае достигается преемственность социальной политики страны.

Исследователи выделяют два этапа становления и развития системы обязательного пенсионного страхования в РФ: 1990 − 2001 гг.; 2002 г. – по настоящее время.

Базовым критерием для периодизации данных этапов являются различия в институциональном построении обязательного пенсионного страхования. Данная структура построения определяется российским пенсионным за­конодательством.

  1. В период до 1990 года в рамках модели пенсионного обеспечения, существовавшей в нашей стране, практически отсутствовали страховые элементы, а сама модель носила распределительный характер. Основу пенсионных отношений при переходе к страховому типу пенсионной системы определил Закон РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» [15]. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 N 340-1 (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28/

Суть страховой пенсионной системы состоит в солидарности бывших, настоящих и будущих работников (солидарности поколений).


При такой системе все средства, уплачиваемые за счёт работающих граждан в виде обязательных страховых взносов, распределяются между пенсионерами, с учётом их трудового вклада.

  • присутствовали и элементы, характерные для распределительного типа пенсионной системы:

  • наличие большого количества льготных (по стажу и заработку) и досрочных пенсий в системе государственного пенсионного страхования;

  • учёт при формировании пенсионного капитала периодов стажа, за которые не были уплачены страховые взносы;

  • отсутствие персонифицированного учёта пенсионных прав;

  • существование предельной величины максимального размера пенсии;

  • неразработанность ряда положений, связанных и исчислением и уплатой страховых взносов;

  • не предусматривалось создание накопительных элементов и методов капитализации страховых взносов;

  • использование бюджетных ассигнований как одного из основных ис­точников финансового обеспечения [42, с. 134].

К существенным преобразованиям обязательного пенсионного страхования данного периода следует отнести создание государственного Пенсионного фонда (ПФР) и появление негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Несмотря на попытки построения национальной модели пенсионного обеспечения, преимущественного основанной на страховых принципах, в системе обязательного пенсионного страхования того времени присутствовало большое количество элементов распределительного характера, оставшихся с предыдущих этапов развития пенсионной системы страны. Элементы накопительного характера и виды дополнительного пенсионного страхования практически не получили должного развития. Финансовое обеспечение обязательного пенсионного страхования было основано на распределительном методе финансирования; с применением бюджетных ассигнований в качестве одного из основных источников финансирования, сохранилось большое количество льготных и досрочных пенсий с предыдущего периода развития пенсионного обеспечения в России.

Результатом дальнейших дискуссий и согласований интересов различных ведомств и институтов стал новый вариант пенсионной реформы, реализация которого началась 1 января 2002 года.

В настоящее время основы пенсионного обеспечения, граждан Российской Федерации определены следующими законами:

  1. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ [50]; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/