Файл: Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ [47]; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/



  1. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ [55]; Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/



  1. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ [54]; Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156525/



  1. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 № 424-ФЗ [52]; Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156525/



  1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 №350-ФЗ [48]. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 №350-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/



В соответствии с существующим пенсионным законодательством, пенсионное обеспечение в РФ включает в себя следующие компоненты, представленные на рис. 1.1. Современная модель пенсионного обеспечения РФ включает себя совокупность элементов распределительного (государственное пенсионное обеспечение), смешанного (распределительный и накопительный − государственное обязательное пенсионное страхование) и накопительного характера (дополнительное пенсионное обеспечение). В целом такая структура соответствует многоуровневой схеме построения пенсионной модели, но в тоже время обладает, своей спецификой.


Рисунок 1.1 − Модель пенсионного обеспечения в РФ

на современном этапе [17, с. 107]


  1. В настоящее время в РФ выделяется три вида пенсионных выплат и, соответственно, три типа государственного пенсионного страхования в РФ: по старости, по инвалидности и по потери кормильца. Необходимо отметить, что аналогичные виды пенсионного обеспечения существовали на предыдущем этапе, но помимо трех указанных типов, выделялся ещё один − пенсия за выслугу лет, которая в настоящее время выведена из системы пенсионного страхования. Структура указанных пенсий неоднородна по своему составу и включает в себя страховую и накопительную части, различающиеся между собой по методике назначения и расчета, а также методам финансирования: для первой из них характерен распределительный метод, а для второй – накопительный [28, с. 192]. Неводова, И.А. Анализ проблем системы государственного пенсионного обеспечения РФ и перспективы ее развития / И.А. Неводова, Д.А. Чендирова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 14-6(38). – С. 191-193.




Государственное обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

ПФР выступает ключевым социальным институтом страны и крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в области социального обеспечения; его структура представлена на рис.1.2.

Рисунок 1.2 – Структура Пенсионного фонда РФ [12, с. 76]


  1. Больше двух тысяч территориальных подразделений и около ста тысяч специалистов фонда обеспечивают работу пенсионной системы страны на федеральном и региональном уровнях. Правление фонда, Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Межрегиональный информационный центр находятся в Москве. В каждом субъекте Российской Федерации представлено отделение ПФР, под руководством которого работают территориальные управления, центры по выплате пенсий и обработке информации, а также клиентские службы. ПФР является участником Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Предоставление материнского капитала (средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки) предусмотрено национальным проектом «Демография» [14, с. 492]. Неводова, И.А. Анализ проблем системы государственного пенсионного обеспечения РФ и перспективы ее развития / И.А. Неводова, Д.А. Чендирова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 14-6(38). – С. 191-193.




  1. Координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре органов исполнительной власти» [44]. Неводова, И.А. Анализ проблем системы государственного пенсионного обеспечения РФ и перспективы ее развития / И.А. Неводова, Д.А. Чендирова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 14-6(38). – С. 191-193.

  2. Согласно Постановлению Правления ПФР «О структуре территориальных органов ПФР», от 05.10.2016 №900п [34] Неводова, И.А. Анализ проблем системы государственного пенсионного обеспечения РФ и перспективы ее развития / И.А. Неводова, Д.А. Чендирова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 14-6(38). – С. 191-193.


, территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы.

  1. Согласно ст. 18 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [47] Неводова, И.А. Анализ проблем системы государственного пенсионного обеспечения РФ и перспективы ее развития / И.А. Неводова, Д.А. Чендирова // Colloquium-Journal. – 2019. – № 14-6(38). – С. 191-193.

деньги пенсионного фонда расходуются на:

  • выплату в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд;

  • доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;

  1. уплату гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений» [49]. Федеральный закон «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений» от 28.12.2013 N 422-ФЗ (последняя редакция) Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156546/



  • иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

  1. Пенсионный фонд России за 32 года работы пережил сложную трансформацию из структуры, осуществляющей выплату пенсий и пособий, в организацию, которая предоставляет услуги в течение всей жизни − от рождения и до старости. Закономерным следующим шагом этих изменений стало объединение двух фондов: с 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (ФСС) станут единым Социальным фондом России. [14, с. 494] Заиграева, А.В. Пенсионный Фонд и Фонд Социального Страхования, перспективы слияния / А.В. Заиграева, К.И. Кужлев // Аллея науки. – 2022. – Т. 2, № 12(75). – С. 492-495.

  2. . Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования координирует специально созданный проектный офис, в который вошли представители двух фондов. Эта рабочая группа собирается каждый день, чтобы решать вопросы слияния, включая интеграцию клиентских служб, имущественные вопросы, переход на единую отчётность и т.д. [21, с. 62] Заиграева, А.В. Пенсионный Фонд и Фонд Социального Страхования, перспективы слияния / А.В. Заиграева, К.И. Кужлев // Аллея науки. – 2022. – Т. 2, № 12(75). – С. 492-495.

  3. При изучении темы слияния двух фондов мы выявили ряд проблем, с которыми можно столкнуться: Во-первых, смена организационно-правовой формы фонда государственного учреждения на внебюджетный фонд создает прецедент возможного отказа государства от своих социальных обязательств перед гражданами. Во-вторых, всё еще остается не раскрытым вопрос о нормативной базе. Скорее всего, нормативные правовые акты ФСС и ПФ РФ в установленных сферах деятельности продолжат действовать до момента издания нового нормативного правового акта ФПСС в соответствующих сферах деятельности. Новый фонд будет наделен полномочиями изменять и признавать утратившими силу нормативные правовые акты фондов-предшественников. В-третьих, приведение терминологии к «общему знаменателю». Изменения корректируют наименования государственных внебюджетных фондов Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ в связи с образованием Фонда пенсионного и социального страхования РФ [5]. Белоцерковцева, Е.А. Объединение Пенсионного фонда России и фонда социального страхования: причины и последствия / Е. А. Белоцерковцева // Наука, Студенчество, Образование: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С. 70-73.

  4. Например, будут актуализированы тексты Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [16], Белоцерковцева, Е.А. Объединение Пенсионного фонда России и фонда социального страхования: причины и последствия / Е. А. Белоцерковцева // Наука, Студенчество, Образование: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С. 70-73.

  5. Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [51] Белоцерковцева, Е.А. Объединение Пенсионного фонда России и фонда социального страхования: причины и последствия / Е. А. Белоцерковцева // Наука, Студенчество, Образование: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С. 70-73.

  6. , Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [53] Белоцерковцева, Е.А. Объединение Пенсионного фонда России и фонда социального страхования: причины и последствия / Е. А. Белоцерковцева // Наука, Студенчество, Образование: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С. 70-73.


.

  1. Таким образом, объединение фондов – это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения: все федеральные меры соцподдержки можно будет оформить по единому запросу; даты доставки пенсий и пособий сохранены; граждане продолжат получать пенсии и соцвыплаты, предусмотренные законодательством, в прежние сроки и обращаться по привычным адресам [59, с. 61]. Белоцерковцева, Е.А. Объединение Пенсионного фонда России и фонда социального страхования: причины и последствия / Е. А. Белоцерковцева // Наука, Студенчество, Образование: актуальные вопросы современных исследований: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2023. – С. 70-73.



В итоге ключевые преимущества для граждан от объединения ПФР и ФСС представлены на рис.1.3.



Рисунок 1.3 – Преимущества объединения ПФР и ФСС [5, с. 72]
Таким образом, с принятием ряда законопроектов начнет работу единый Социальный фонд России, принявший на себя функции ФСС и ПФ РФ. Изменения повлекут за собой корректировку других подзаконных нормативов и правовых актов. Это, в свою очередь, изменит и алгоритм сдачи отчётности.

Относительно инфраструктурного вопроса, офисы клиентского обслуживания будут расположены в зданиях, которые находятся в оперативном управлении фондов, где организованы цифровые зоны для получения услуг в электронном виде.

С июня 2022 года практически во всех клиентских службах ПФР и ФСС, можно получить четыре общие услуги двух фондов. Оформить технические средства реабилитации для инвалидов, оформить путевку в санаторий, выбрать или изменить способ получения пенсии, а также заказать справку о праве на пенсионные льготы. Также эти услуги всегда доступны для оформления через электронные сервисы ПФР, ФСС и на официальном портале «Госуслуг».
1.2 Место обязательного пенсионного страхования в системе социальной защиты населения


  1. Социальная защита граждан, вопросы социального, пенсионного обеспечения, здравоохранения по праву занимают одно из центральных мест в экономико-правовой и политической жизни России. Основная причина повышенного интереса к социально-обеспечительным вопросам заключается в том, что социальная тема касается каждого гражданина страны, социальное обеспечение требуется гражданам в различных жизненных ситуациях, в кото­рых необходимы социальная защита, помощь и поддержка. Пенсионный вопрос занимает одно из центральных мест в современной социально-обеспечительной системе, поскольку затрагивает интересы как действующих, так и будущих пенсионеров, т. е. абсолютно всех и каждого. Особое внимание к теме пенсионного обеспече­ния обусловлено также тем, что за последние пять лет пенсионная система Российской Федерации претерпела серьезные изменения и её модернизация до настоящего времени не завершена [3, с. 7]. Афтахова, А.В. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для вузов / А.В. Афтахова. − М.: Издательство Юрайт, 2020. − 240 с. − ISBN 978-5-534-12393-7. − Режим доступа: https://urait.ru/bcode/447429