Файл: Министерство молодежной политики тульской области государственное учреждение Тульской области Тульский областной центр молодежи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стресс - это процесс, который обеспечивает определённый уровень активности организма, причем отрицательные эмоции (тревога, напряжение) вторичны.

Полезные стрессы, или ЭУСТРЕССЫ – это РЕАКЦИЯ ПРОБУЖДЕНИЯ
Для полноценной жизни каждому необходима небольшая доза полезного стресса, без этого нашему организму пришлось бы тяжело. Человеку необходима реакция пробуждения - эустресс (небольшая порция адреналина).
Стресс является одним из механизмов, помогающих человеку выжить.
Стресс бывает полезным (эустресс) и вредным (дистресс).
Вредные стрессы – ДИСТРЕССЫ - возникают, когда напряжение достигает критической точки, и у человека нет больше сил бороться с ним. Например, хронический недосып, усталость. Чаще всего именно это эмоциональное состояние мы подразумеваем, когда говорим, что находимся в стрессе.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИСТРЕССА
1. Психологический (эмоциональный) стресс
2. Физиологический стресс
3. Кратковременный стресс
4. Хронический стресс
5. Нервный стресс

Дети чувствительнее взрослых, а опыта справляться с эмоциями у них еще нет.
Серьезным стрессом может стать расставание с родителями, посещение яслей, сада, адаптация в школе, незаслуженная обида, ситуация унижения.
Стресс у родителей, в первую очередь у матери, оказывает ключевое влияние на жизнь ребенка, на его представления о семейной жизни, общения с людьми, на формирование у ребенка модели семьи в будущем.
В стрессовом состоянии у детей возможны кошмары и страхи, суетливость, неадекватная реакция на незначительные проблемы.
РЯД ПРИЗНАКОВ СТРЕССА У ДЕТЕЙ:
• Перепады настроения;
• Нарушения сна;
• Ночное недержание мочи (энурез) и проблемы испражнения (экопрез);
• Физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли;
• Проблемы с концентрацией внимания и резкое снижение успеваемость;
• Нарушения пищевого поведения;
• Ребенок становится замкнутым, много времени проводит в одиночестве, избегает контактов как со сверстниками, так и с родителями и близкими

ДЕТИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
могут приобретать новые привычки
(грызть ногти и предметы, сосать пальцы, накручивать волосы на палец или нос, ковырять в носу, кусать губы, по ночам скрипеть зубами и плакать… и др.)
СТАРШИЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ
могут начать лгать, запугивать, бросать вызов окружающим, в том числе родителям, педагогам и представителям власти.
Обращение к ним с самыми обычными вопросами и просьбами может вызывать неадекватную, взрывную, часто агрессивную реакцию, браваду и демонстративно-эпатажное поведение.


1.
ОТРИЦАНИЕ – этого не может происходить со мной, я не могу это принять.
2.
ГНЕВ – ярость, гнев, жгучая обида – агрессия или аутоагрессия, чувство вины.
3.
ТОРГ, ПРОСЬБЫ – я готов на всё, чтобы всё было, как прежде.
4.
ДЕПРЕССИЯ – «безнадёга.ру» – безысходность, отчаяние, горечь, жалость к себе, утрата смысла жизни, ПОПЫТКИ СУИЦИДА. При затяжной депрессии настолько иссякает жизненная энергия, что человеку просто невозможно самостоятельно выйти из этого состояния без медикаментозной помощи.
5.
ПРИНЯТИЕ – я осознаю неизбежность того, что произошло, я смиряюсь и принимаю это. Тогда начинается процесс морального исцеления и возврата человека к жизни.
ДЕПРЕССИЯ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ КАК ПОСЛЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ,
ТАК И «НА ПУСТОМ МЕСТЕ» У ВНЕШНЕ ВПОЛНЕ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ
НА ФОНЕ ПОЛНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ.
СТАДИИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СТРЕССА
ОТРИЦАНИЕ - ГНЕВ - ТОРГ - ДЕПРЕССИЯ - ПРИНЯТИЕ
ПОДРОСТКОВУЮ ДЕПРЕССИЮ зачастую путают с ленью, в то время как ее можно
вылечить. Если игнорировать - может стать хронической депрессией.

ДЕПРЕССИЯ – СПУТНИК СУИЦИДА
ДЕПРЕ́ССИЯ (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это заболевание,
психическое расстройство, которое характеризуется ДЕПРЕССИВНОЙ ТРИАДОЙ:

ангедония (утрата способности переживать радость, подавленность, тоска…)

нарушения мышления (рассеянность, негативные суждения, устойчивый пессимизм)

двигательная заторможенность (утомляемость, потеря сил и энергии, слабость…)
МИХАИЛ ЛИТВАК: «ДЕПРЕССИЯ ДЛЯ ТОГО И ДАНА ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ПОДУМАТЬ О СЕБЕ»
ДЕПРЕССИЯ длительностью свыше двух недель – это не просто временные эпизоды подавленности, это болезнь со стойким снижением настроения, потерей интереса к жизни, ухудшением внимания и памяти, двигательной заторможенностью.
Если депрессию не лечить, можно потерять работоспособность на месяцы, а то и годы, и даже пытаться уйти из жизни.

При постановке диагноза
ДЕПРЕССИЯ исключают заболевания:

дыхательной системы,

сердечно-сосудистой системы,

эндокринной системы,

центральной нервной системы,

а также возможность того, что депрессия связана с приемом лекарственных препаратов, наркотиков и алкоголя.
Диагностикой и лечением депрессии после полного медицинского
обследования занимается врач-психиатр.
Депрессией страдают до 70% психически травмированных детей и подростков.
Четверть из них совершают суицидальные действия.
Большинство родителей просто не верит, что у детей возможна депрессия, списывают их странное поведение на «возрастной кризис», не хотят обращать внимание на состояние своего ребенка, игнорируют его как капризы. До 20%
детских самоубийств приходится на май – время сдачи ОГЭ и ЕГЭ
ТРЕБУЕТСЯ ПОЛНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
ДИАГНОЗ СТАВИТ ТОЛЬКО ВРАЧ


ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР) - это тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих человека ситуаций.
ПТСР - это специфическая клиническая форма нарушения процесса посттравматической стрессовой адаптации в международном диагностическом стандарте МКБ-10.
ПТСР отнесено к группе расстройств, связанных с нарушением адаптации и реакции на сильный стресс. Человек, переживший подобную травматическую ситуацию, может быть как жертвой происходящего, так и свидетелем страданий других лиц.
В момент пребывания в травматической ситуации человек испытывает интенсивный страх, ужас или чувство беспомощности
(реакция на страх: бей, беги, замри)
Особенностью посттравматического стрессового расстройства является тенденция не только не исчезать со временем, но становиться более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего благополучия
ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО- ПТСР
СУИЦИД КАК РЕАКЦИЯ НА НЕПЕРЕНОСИМОЕ БОЛЕЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

1. Отсутствие понимания смерти
2. Эмоциональная нестабильность.
3. Склонность к пессимистическому самоанализу.
4. Склонность к подражанию (эффект Вертера).
5. Героические/романтические элементы игры, демонстрации.
6. Заигрывание со смертью, стремление к экстриму.
7. Рискованное сексуальное поведение.
8. Нередко - суицид в измененном состоянии (ПАВ, алкоголь)
9. Отсутствие жизненного опыта преодоления стресса
10. Манипуляция, демонстративность.
Широкий спектр мотивов: от непереносимого чувства обиды, боли, унижения, сложностей взаимоотношений с родителями и/или сверстниками, переживания любовных неудач, бравады, бунта (назло маме ногу сломаю) до зависимости, как химической, так и нехимической (в том числе адреналиновой).
Виды суицидов: демонстративный, аффективный, истинный.
Суицидальное поведение: демонстративное, аффективное, истинное.

1. РАЗГОВОРЫ И МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ, О ПОТЕРЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
2. ДЕПРЕССИЯ (ЗАТЯЖНАЯ) - СПУТНИК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
4. ЧАСТОЕ/ИЛИ ВНЕЗАПНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНОГО/НАРКОТИКОВ
3. ЧРЕЗМЕРНОЕ ИЛИ НЕУМЕСТНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ВИНЫ, САМОЕДСТВО
6. ПРИОБРЕТЕНИЕ СРЕДСТВ УВЕЧИЯ (ОСОБЕННО – ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ)
7. ВНЕЗАПНЫЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ, ИНВАЛИДИЗАЦИЯ
5. ВЫСОКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ВНЕЗАПНОЕ ОЦЕПЕНЕНИЕ, ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ
8. ПОИСКИ ИНФОРМАЦИИ О САМОУБИЙСТВЕ, ДЕСТРУКТИВНОГО КОНТЕНТА
Перечисленные признаки могут помочь распознать суицидальное поведение на ранних этапах и своевременно оказать помощь людям с мыслями о суициде. Самое эффективное – сразу обратиться к специалисту. Однажды возникшее суицидальное поведение может рецидивировать в будущем.
ПРИЗНАКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Производится на основе исследования следующих компонентов:
1. Предшествующая попытка суицида.
2. Суицидальная угроза.
3. Оценка реакций на стресс в прошлом.
4. Оценка уязвимости к угрожающим жизни аффектам.
5. Оценка фантазий о смерти.
6. Оценка способности к проверке суждений реальностью.
7. Оценка внутренних и внешних ресурсов поддержки
Совершенная ранее попытка самоубийства является мощным предиктором последующего завершения суицида и доказательства намерений суицидента. У некоторых людей суицидальные попытки становятся стилем поведения, импульсивной реакцией в ответ на любую психотравмирующую ситуацию, даже незначительную.
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

2.1 Выявление суицидального риска и причин
суицидального поведения
2.2 Работа с витальностью подростков и молодежи,
проявляющих суицидальную активность.
2.4 Техники работы с суицидальными обращениями.
2.
Психологическая помощь
подросткам и молодежи,
проявляющим суицидальную активность

ВИТАЛЬНОСТЬ – это способность оставаться живым, чувство человека, что он способен двигаться, действовать, ощущение собственной силы на жизненном пути, а также наличие энергии, энтузиазма, выносливости.
ЗАДАЧА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ – ПОВЫШЕНИЕ
УРОВНЯ ВИТАЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК СДЕЛАЛ ВЫБОР ЖИТЬ,
А НЕ ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ УМЕРЕТЬ.
Проблема в отсутствии системы раннего выявления и своевременной коррекции у несовершеннолетних склонности к суицидам, самоповреждениям, нарушениям пищевого поведения, химическим и нехимическим зависимостям. Подростки еще не являются больными, но их здоровью уже наносится серьезный ущерб.
Важно вовремя выявлять склонных к аутодеструктивному поведению подростков на базе образовательных учреждений, не упускать таких ребят, как потенциальных суицидников и/или «школьных стрелков», и проводить с ними индивидуальную работу, ориентированную на
повышение уровня витальности и стрессоустойчивости
.

Необходима информационно-просветительская работа с педагогами и родителями, индивидуальные и групповые встречи с детьми, подростками, их семьями и молодежью.
Специалисты, работающие с подростками и молодежью, должны быть компетентны в сфере выявления суицидального риска, приемов и техник работы с суицидальной молодежью, с их семьями и близкими людьми.
Важно осознавать границы своих компетенций и знать, куда и кому можно перенаправить таких подростков (и их родителей) за помощью.
Если начинать работу с подростком, важно выявить факторы, ставшие триггером его суицидальной активности.
Необходимо выявить ситуацию в семье.
Подросток всегда является маркером семейного неблагополучия.
Семья – это живая система, которая переживает определенные жизненные циклы.
Переход на новый жизненный цикл семьи всегда сопровождается нормативным кризисом.
Кризисы случаются и ненормативными.