Файл: Министерство молодежной политики тульской области государственное учреждение Тульской области Тульский областной центр молодежи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОДРОСТОК КАК МАРКЕР СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Функциональная семья обычно самостоятельно справляется со всеми кризисами, нормативными и ненормативными.
10 КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК НОРМАТИВНОГО КРИЗИСА:
1.Зачатие, беременность и рождение ребенка
2.Начало освоения ребенком человеческой речи
3.Отношения ребенка с внешней средой
4.Ребенок вступает в подростковый возраст
5.Ребенок становится взрослым и покидает дом
6.Молодые люди женятся, семья расширяется.
7.Наступление климакса у женщины
8.Уменьшение сексуальной активности у мужчин
9.Родители становятся бабушками и дедушками
10.Умирает один из супругов
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ – САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
ТРИ ГРУППЫ ФАКТОРОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
НЕНОРМАТИВНЫХ КРИЗИСОВ
:
1. ВНЕШНИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ отсутствие собственного жилья, потеря работы и т.д.
2. НЕОЖИДАННЫЕ СОБЫТИЯ, СТРЕССЫ семья или один из ее членов становится жертвой какого-либо несчастного случая или катастрофы
3. ВНУТРЕННЯЯ НЕСПОСОБНОСТЬ АДЕКВАТНО ОЦЕНИТЬ И ПЕРЕЖИТЬ
какое-либо семейное событие, рассматриваемое семьей в качестве угрожающего.
ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ семейная структура не справляется с кризисом, нормативный он или не нормативный.
Тогда в семье появляется НОСИТЕЛЬ СИМПТОМА, проблемы которого вынуждают семью обращаться за помощью к специалистам.
Именно дети становятся носителем симптома
и маркером семейного неблагополучия
НОСИТЕЛЕМ СИМПТОМА, проблемы которого вынуждают семью обращаться за помощью к специалистам, чаще всего является ребенок или подросток.
Дети всегда спасают родителей, как только могут, часто - жертвенно.
СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ характеризуется признаками:
1.
нарушения поведения непроизвольны и практически не поддаются контролю со стороны ребенка/подростка;
2.
нарушения поведения оказывают сильное влияние на других людей;
3.
нарушения поведения часто «закрепляется» окружающими.
СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
К нарушениям поведения несовершеннолетних относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими, неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения возрастных социальных норм поведения, например:
•
яркие неуправляемые истерики ребенка;
•
проблемы дефекации; энурез;
•
частые ситуативные соматические заболеваний;
•
нарушения пищевого поведения…
В подростковом возрасте симптоматическим поведением являются: эпатажное поведение; анорексия и булимия; увлечения экстремальными видами времяпровождения (заигрывание со смертью); невротический уход от реальности (в химические и нехимические зависимости), открытое суицидальное поведение.
АНОМАЛИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ И ПРОЧИЕ НЕПРИЯТНОСТИ
СЕМЬЯ, ДЕМОНСТРИРУЮЩАЯ ДЕТЯМ «ПРАВИЛЬНЫЕ» ПОРЯДКИ ЛЮБВИ, РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ,
ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ, ПОВЫШАЕТ ИХ ШАНСЫ НА
УСПЕШНУЮ ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ И СОЦИАЛИЗАЦИЮ.
Нарушения порядков любви и ролевых функций в семейной системе ведут к запутанным отношениям и симптоматическому поведению.
АНОМАЛИИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ:
1.Нарушение порядков любви.
2.Триангуляция.
3.Психологический инцест.
4.Созависимость.
5.Парентификация.
6.Ребенок – конфидент.
7.Конкуренция с ребенком.
8.Завышенные требования и ожидания.
9.Рабство «родительского долга»
10.Ребенок- моя собственность.
11.«Мальчик/девочка для битья»
12.«Ребенок на троне»… и др.
ПОРЯДКИ ЛЮБВИ В СЕМЬЕ
НЕКОТОРЫЕ ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ
СЕМЬИ КАК ТРИГГЕРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Развод
2. Гибель родителей
3. Внебрачное рождение
4. Воспитание у родственников
5. Нарушенные условия воспитания
в формально сохраненной семье
6. Порядок рождения и число детей
7. Конфликтные отношения между родителями
8. Уровень образования и культура родителей
9. Уровень материальной обеспеченности
10. Отношения между детьми в семье
11. Преимущественное воспитание отцом,
матерью, другим лицом
12. Характерологические особенности родителей,
генетика членов семейной системы
Психотравмирующие ситуации в семье и патогенные факторы родительской семьи сильно влияют на витальность детей и подростков.
Если человек получил от родительской семейной системы посыл НЕ ЖИВИ, то его очень трудно мотивировать на позитивное мировоззрение.
Порой человек выполняет роль исключенного члена семейной системы, рода.
В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
БУКВАЛЬНО ЗАПРОГРАММИРОВАНО СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМОЙ.
ПАРЕНТИФИКАЦИЯ
от англ. parents - родители
Ситуация, в которой дети становятся родителями собственных родителей
Парентификация означает смешение ролей и отсутствие границы родители/дети.
Например, дочка в семье играет роль матери, а сын - отца. Такая ситуация является тяжелейшим испытанием для всех, но особенно от него страдают именно дети.
Нарушения порядков любви и ролевых функций в семье ведут к запутанным отношениям и симптоматическому поведению детей и подростков.
Из сети Интернет.
Детский психиатр Татьяна Смирнова:
«Я была поражена случаем, когда девочку избили одноклассницы, и она несколько раз пыталась
покончить с собой, а родители предпочли не вникать в её проблему.
Я спросила девочку:
«Как отреагировала твоя семья, когда ты пришла избитая, в грязной одежде?».
Она честно сказала, что никак.
Вечером её никто не видел, мама была занята своими делами, отца дома не было - у него существует вторая семья, а старшая сестра пришла ещё позже.
Утром они встретились за завтраком.
Со слов девочки, папа пил кофе и ничего не заметил.
Сестра спустилась и посоветовала замазать лицо тональником, а то «смотреть страшно».
Мама ограничилась репликой: «Если ты дальше будешь такое устраивать, тебя из школы выгонят».
На этом разговор закончился.
Все устранились.»
Суицидальные тенденции в поведении подростков охватывают весь спектр проявления суицидальной активности, а именно:
1)
мысли о самоубийстве
2)
угрозы и высказывания о намерении покончить с собой;
3)
самоповреждения;
4)
принятое решение о суициде;
5)
суицидальные попытки;
6)
состояние после покушения на суицид (после парасуицида)
К суицидальным тенденциям можно также отнести любые
1 2 3 4
стремления
причинения вреда своему здоровью, в частности:
нарушения пищевого поведения (анорексия и булимия); постоянные эпатажные изменения во внешности с самоповрежденими /на грани; увлечения экстремальным видами времяпровождения, опасными для жизни; раскованное сексуальное поведение.
СУИЦИДАЛЬНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ
Особенностями подросткового суицидального поведения являются отсутствие понимания смерти, эмоциональная нестабильность, склонность к негативному и пессимистическому самоанализу и широкой спектр мотивов к суициду.
1. Девушка, 16 лет, с одиннадцати лет страдает постоянными головными болями, одолевают мысли о самоубийстве, депрессия. Выяснилось: когда девочке было 11 лет, мама сомневалась, делать ли ей аборт или рожать. Спросила, хочет ли дочка сестренку или братика.
Та ответила: нет, не хочет. Мама сделала аборт, а девочка взяла на себя ответственность за решение мамы, вину за смерть ребенка, наказала себя за это головными болями и решила, что тоже не имеет права жить.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Девушка, 15 лет, нарушения пищевого поведения, анорексия/булимия.
Родители вместе с 14 лет, ссорятся, сходятся-расходятся, дочку с младенчества воспитывает бабушка. Двое младших детей 6-ти и 3-х лет. Обратилась за помощью онлайн, нашла психолога в сети Интернет. Ей плохо, не может справиться, а семья это игнорирует. Мать на жалобы дочери ответила: «Еще раз пожалуешься, что тебя рвёт после еды – голову оторву!
Прекрати придуриваться!»
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------
3. Мать-45 лет: ДРО, сыну 13 лет, самоповреждения, суицидальные мысли.
Семья: мама-45, сын-13, бабушка-65. Дети внебрачные. Мужчины из семьи изгоняются.
Деньги семьи у бабушки, которая жестко контролирует дочь (куда пошла, зачем накрасилась…). Дочь покупает матери подарки от «халтурки» (одежду, ювелирку). К психологу пришла тайком от матери. Не знает, как наладить отношения с сыном, грубит и ей, и бабушке, не желает посещать школу, приступы агрессии сменятся депрессивностью, чуть что -угрожает спрыгнуть с высотки, обнаружила порезы на руках сына. Бабушка считает, что внук манипулятор, притворяется, а дочь – плохая мать.
СИМПТОМ - СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЯ
Как правило, психологическая помощь требуется именно родителям, а не подростку.
Симптоматическое поведение подростка – это маркер семейного неблагополучия.
Если родители не мотивированы, то психолог не сможет им помочь: нет права «копать, куда не просят», «чинить то, что не сломано», «догонять и причинять добро»
ЧТО ДЕЛАТЬ ПСИХОЛОГУ?
1. Ни в коем случае нельзя оценивать родителей и вгонять их в чувство вины.
2. Дать поддержку и уважение родителям за старания помочь подростку.
3. Показать, что психолог вместе с родителями в деле помощи подростку.
4. Не конкурировать с родителями за влияние на подростка.
5. Психологическое просвещение и поддержка.
6. Снять корону, кольцо всевластья и отложить волшебную палочку.
7. Осознавать, что подросток является частью семейной системы, и должен выживать по законам и правилам этой системы, быть лояльным своему роду и семейной системе.
8. Оказать психологическую помощь подростку, если он готов, или если получится замотивировать его на взаимодействие с психологом.
9. Если семья не мотивирована на работу с психологом, а подросток мотивирован, оказывать ему психологическую помощь в соответствии с запросами и потенциалом самого подростка, помочь найти опору в ресурсах, поднять степень витальности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ ПОДРОСТКА
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ
С ЗАПРОСОМ СУИЦИДАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Вначале всегда выясняются ожидания клиента от работы с психологом (какой результат нашей встречи будет для вас хорошим?) и выявляет истинный запрос на психологическую помощь (не всегда его можно выявить на первой сессии).
Если обращаются с запросом суицидальной направленности, то важно выявить: риски суицида; этап и динамику суицидальной активности клиента; в каком состоянии, он, собственно, находится; какие ресурсы клиента (внутренние и внешние) можно использовать для укрепления его стрессоустойчивости и витальности; триггер суицидального поведения - причину психологического кризиса; индивидуальные особенности клиента и его эго-состояния.
Если риск суицида не критичен, а триггер в пределах компетентности специалиста, то после разрешения проблемы суицидальные намерения у клиента исчезают..
Если выявлен риск суицида, то обязательно полное обследование соматического здоровья клиента - и разрешение психиатра на работу с клиентом.
Требуется полное медицинское обследование и разрешение психиатра
на работу с клиентом в случае высокой степени риска суицида!