Файл: Министерство молодежной политики тульской области государственное учреждение Тульской области Тульский областной центр молодежи.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р
Психолог помогает человеку стабилизировать эмоциональное состояние, и тогда возможен диалог специалиста с клиентом в
ЭГО-состоянии ВРОСЛОГО.
Возможна продуктивная работа клиента над разрешением своих проблем самым подходящим для него образом
АНАЛИЗ ЭГО-СОСТОЯНИЙ (Эрик Берн)
Д
в
в
Д
НОРМА - баланс
Д
ПАНИЧЕСКАЯ
АТАКА
СТРЕСС
Р
Р
в
Психолог не имеет права работать с суицидальным клиентом
без разрешения психиатра (без консультации клиента у психиатра)
ПАНИЧЕСКАЯ АТАКА
Вначале специалист всегда выясняет ожидания клиента/семьи от работы с психологом (какой результат нашей встречи будет для вас хорошим?) и, по возможности, выявляет истинный запрос на психологическую помощь.
Для работы необходим анамнез семейной системы и симптома клиента:
1.
Семейная структура (состав семьи, кто проживает вместе).
2.
Коммуникация между членами семьи клиента.
3.
Правила и нормативы семьи. Тип семейного воспитания.
4.
История семьи. Сценарии родовой системы.
5.
Жизненный цикл и текущий кризис семьи.
6.
Типология семьи. Порядки любви в семье. Ролевые функции семьи.
7.
Особенности функционирования семьи.
8.
Место и роль клиента в семейной/родовой системе
9.
Симптом. Исследование симптома. Функция симптома.
На основании истинного запроса и анамнеза психолог выстраивает рабочие гипотезы, озвучивает их и проверяет гипотезы по реакции клиента, уточняет и корректирует.
Выбирает рабочую гипотезу и варианты работы.
Заключает контракт на работу с клиентом.
Проводит пролонгированную работу по намеченному плану.
Анализирует динамику работы.
Корректирует работу.
Отслеживает состояние клиента на сессии, отпускает в ресурсе.
Дает клиенту обратную связь и психологическую поддержку.
ГЕНОГРАММА – это карта семейной истории, где при помощи специальных символов описываются события, отношения и различные динамики в поколениях расширенной семейной системы.
Генограмма – очень полезная вещь, и иметь её желательно каждому. Она помогает каждому увидеть свой род со скрытыми в нём энергией, потенциалом, противоречиями и уникальным опытом предков, выявить ресурсы выживания своего рода.
ТЕХНИКИ РАБОТЫ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ОБРАЩЕНИЯМИ
ГЕНОГРАММА – НЕОБХОДИМА НА ЭТАПЕ СБОРА АНАМНЕЗА
Психологу генограмма помогает увидеть кризисные точки/драмы/тайны семейной системы клиента, исключенных членов семьи, особенности семейных сценариев, границы личности и характер взаимодействия в семейной системе, семейные послания и др. – помогает предположить векторы и варианты психологической помощи клиенту или семье, сформировать рабочие гипотезы для психотерапии.
КВАДРАТ ДЕКАРТА – ТЕХНИКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
ДЛЯ КАЖДОЙ ЧЕТВЕРТИ КВАДРАТА ДЕКАРТА ВЫПИСАТЬ ВСЕ ПЛЮСЫ И ВСЕ МИНУСЫ
Цель:
выработка новых способов решения жизненных проблем;
выработка уверенности в своих силах, повышение витальности.
Вариант №1 – ПРЫЖОК В ПРОШЛОЕ
(исправление ошибок)
Поговорим о Вашей жизни и пофантазируем о том, что можно было бы сделать иначе.
Расскажите о реальном событии из своего прошлого. Представьте, что на машине времени Вас перенесло в то время и тот момент своей жизни, которое хотелось бы изменить.
Запишите это событие так, как оно могло бы произойти.
Что можно было бы сделать, чтобы изменить развитие событий?
Каким образом Вы изменили это прошлое?
Что произошло?
Как изменилась Ваша жизнь сейчас после этого?
МАШИНА ВРЕМЕНИ
Цель:
выработка новых способов решения жизненных проблем;
выработка уверенности в своих силах, повышение витальности.
Вариант №2 – ПРЫЖОК В БУДУЩЕЕ (сценарий жизни)
Поговорим о Вашей жизни. А теперь пофантазируем о том, как она изменится через: 1 год? 5 лет? 10 лет?
Подробная визуализация:
Как я выгляжу? Как одет? Чем занимаюсь? Где живу? Кто рядом со мною?
Состав семьи? Есть ли дети? Кто мои друзья? Мои хобби?
Описание дома или квартиры, описание работы, увлечений, семейных праздников, поездок в отпуск…
Охватить все сферы жизни, обсудить, что делать и в каком направлении, чтобы реализовать эту картину жизни, закончить сессию на позитиве и в ресурсном состоянии.
МАШИНА ВРЕМЕНИ
Цели: повышение уверенности в себе, витальности, оптимизма.
Опишите, каких изменений в жизни Вам бы хотелось. А теперь представьте, что, пока Вы спите, ночью свершилось чудо, и все, о чем мечталось, исполнилось.
Вы просыпаетесь… и… - как Вы поймете,
ЧТО СВЕРШИЛОСЬ ЧУДО?
Как Вы теперь будете себя вести?
(пошаговые действия и эмоции)
Что будете делать?
Как поймут окружающие Вас люди, что произошло чудо? Ваши друзья? Коллеги?
(как можно подробнее и красочнее
описать по всем каналам восприятия)
ТЕХНИКА ЧУДА
КРУГИ БЛИЗОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ВЛИЯНИЯ МЭРИЛЛИН МЮРРЕЙ
ЗАДАНИЕ:
Расположите в этих кругах все, что Вам близко, начиная с центра
(самое главное, самое важное в моей жизни – это …) Это могут быть люди, животные, дела, работа, хобби, убеждения… и проч. - ТО, ЧТО ДЛЯ ВАС ВАЖНО
ДЕЛАЙТЕ ЭТО СПОНТАННО, ТАК, КАК ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ.
Если то, что вы разместили в данном круге многозначно, то распишите подробнее, что/кто входит в это обобщение.
Предложить группе подростков провести эксперимент с двумя яблоками.
Одно яблоко нужно бережно передавать по кругу из рук в руки, и при этом любоваться этим яблоком и хвалить его.
Второе яблоко ругать и передавать его очень небрежно (мять в руках, постукать о стол или стул, уронить на пол).
После того, как каждое яблоко пройдет через руки всех участников, разрезать яблоки и сравнить их половинки – половинки первого яблока безупречны, а второе яблоко оказалось в темных пятнах и синяках.
ГРУППОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ДВА ЯБЛОКА»
Объяснить, что точно так же изранены синяками души тех, которых
обижают сверстники. И люди могут «портиться» от обиды и злости на
своих обидчиков, как испортилось второе яблоко.
УПРАЖНЕНИЕ «БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК»
Татьяна Ошмянская
1.Возьмите чистый лист бумаги формата А4
(желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
2. Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать":
Кривой какой-то! Просто гоблин! Косой.
Некрасивый. Надо быть лучше. Ноги короткие… и т. д.
3. После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем.
Как-то так: ругнули - завернули, ругнули – завернули...
4. Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится. Если пофантазировать, то - как думаете? На какие действия теперь способен такой скрученный человечек? Похоже, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные….или вообще ни на какие.
УПРАЖНЕНИЕ «БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК» (продолжение)
НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ
Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему хорошие, поддерживающие слова на каждый отворот бумаги.
Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...
И понаблюдайте в процессе работы вот за чем:
1.Что вам легче было делать: ругать или поддерживать?
2.Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
3.Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
4.Каким в итоге получился человечек?
5.Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
6.На какие действия теперь способен ваш человечек?
3. ПРИЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРВОЙ СЕМЕЙНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
1.
Установление доверительного контакта, выявление запроса и ожиданий.
2.
Анамнез: семейная история, генограмма, исследование симптома/проблемы: история симптома и его проявлений, что усиливает, что снижает симптом… др.
3.
Определение симптома/проблемной ситуации семьи в двух плоскостях: в когнитивной и эмоциональной сферах.
4.
Рабочая гипотеза. Обсуждение гипотезы. Контракт с семьей на работу.
5.
Планирование. Разработка пошагового плана работы для выбранного варианта решения проблемной ситуации.
6.
Последовательная реализация этапа плана работы.
7.
Домашнее задание.
8.
Выведение в ресурсное состояние.
9.
Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиентов. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом (шкалирование).
10.
Завершение сессии.
|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Техника шкалирования
ЭТАПЫ И ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
1. НАЧАЛО.
Работа с эмоциями, стабилизация эмоционального состояния клиента/семьи.
2. УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА.
Активное слушание, беспристрастное оценивание, техника «Распахнутая дверь» и др
3. ЭТАП СБОРА ИНФОРМАЦИИ (анамнез).
Перефразирование. Проясняющие циркулярные вопросы. Структурирование ситуации.
Выявление истинного запроса. Рабочая гипотеза. Заключение контракта.
4. ЭТАП ПРОРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ. o
Анализ предпринятых попыток решения проблемы. o
Фокусировка на ситуации в контексте жизни идентифицированного клиента/семьи. o
Нормализация остроты и исключительности ситуации. o
Обратная связь. o
Исследование ситуации «со стороны». o
Привлечение ресурсов (внутренних и внешних). o
Планирование (поэтапное планирование, техника мелких шагов и др.) o
Терапевтическая пауза. o
Терапия успехами и достижениями (психологическая поддержка). o
Предоставление информации и уместных рекомендаций
5. ЭТАП ЗАВЕРШЕНИЯ СЕССИИ.
Завершение позволяет клиенту/семье обобщить результат, полученный в процессе сессии, а специалисту получить обратную связь и оценить качество психологической работы с клиентом/семьей (полезна техника шкалирования).
ВНИМАТЕЛЬНО ВЫСЛУШАЙТЕ ПОДРОСТКА, УПОМИНАЮЩЕГО О СУИЦИДЕ
.
В состоянии душевного кризиса прежде всего нам необходимо высказаться – любому, кто готов выслушать. Если родитель не готов ТАКОЕ слышать, то ребенок не будет откровенен.
Постарайтесь понять проблему, скрытую за словами подростка. Сразу обращайтесь к специалистам, не игнорируйте малейшие тревожные признаки.
ОЦЕНИТЕ СЕРЬЕЗНОСТЬ НАМЕРЕНИЙ И ЧУВСТВ ПОДРОСТКА.
Насколько расплывчаты и не определенные его планы о суициде. Если имеется конкретный план -«нарисована картинка» суицида - то ситуация острая и опасная.
ОЦЕНИТЕ ГЛУБИНУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА.
Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
ОСНОВАНИЯ ТРЕВОЖИТСЯ ДАЮТ РЕЗКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА:
1) находившийся в затяжной депрессии подросток переходит к бурной деятельности;
2) тревожный и мятущийся подросток вдруг успокаивается и затихает, замедляется;
3) подросток становится спокойным и раздаривает свои любимые вещи, гаджеты.
РЕЗКАЯ СМЕНА ПОВЕДЕНИЯ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ТРЕВОГИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
симптом – суицидальное поведение клиента
1.
Установление доверительного контакта, выявление запроса и ожиданий.
2.
Анамнез: семейная история, генограмма, исследование симптома/проблемы: история симптома и его проявлений, что усиливает, что снижает симптом… др.
3.
Определение симптома/проблемной ситуации в двух плоскостях: в когнитивной и эмоциональной сферах.
4.
Рабочая гипотеза. Обсуждение гипотезы. Контракт на работу.
5.
Планирование. Разработка пошагового плана работы для выбранного варианта решения проблемной ситуации.
6.
Последовательная реализация первого этапа плана работы.
7.
Домашнее задание.
8.
Выведение в ресурсное состояние.
9.
Оценка проделанной работы.
Обратная связь. Проверка удовлетворенности результатом сессии – шкалирование.
10.
Завершение сессии.
|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|-----|
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ТЕХНИКА ШКАЛИРОВАНИЯ
ПРИЗНАКИ СТРЕССА У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА
Дети ясельного и
дошкольного возраста
Дети младшего
1 2 3 4