Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
это надежна.
После определения уровня существенности для отчетности в целом, устанавливают уровень существенности для отдельных статей отчетности.
Проверяя сведения по какому-либо разделу БУ в своих рабочих документах, аудитор фиксирует утверждения бухгалтера. Затем фиксируется отклонение между этими величинами , отдельно, в большую или меньшую сторону. Каждое отклонение оценивают с позиции существенности. Если выше уровня существенности, то от бухгалтера потребуют устранить эти нарушения. Оставшиеся несущественные отклонения проверяют на наличие суммарной ошибки. Для этого суммируют отдельно отклонения в большую и меньшую сторону. Итоговые величины сворачивают. Если результат превышает уровень существенности данного участка, отмечается эффект суммарной ошибки. Он свидетельствует о неслучайном характере ошибки.
При завершении проверки Ур существенности используются для формирования мнения аудитора о достоверности отчетности. Достоверность отчетности должна быть подтверждена при соблюдении двух условий:
1. искажения цифр выявлены аудитором и неустраненные бухгалтером намного ниже Ур существенности
2. выявленные аудитором случаи несоблюдения требований нормативных актов по мнению аудитора не существенные.
Кроме количественного аспекта аудитор обязан оценить качественный аспект существенности.
Количественный аспект – это искажение цифр.
Качественный аспект – несоблюдение требований нормативных актов.
Каждый случай несоблюдения правил аудитор должен зафиксировать в своих рабочих документах. И там же сделать вывод о существенности.
Достоверность отчетности не может быть подтверждена если :
выявленные и неустраненные нарушения намного выше Ур существенности
выявленные нарушения правил по мнению аудитора существенны.
Если искажение цифр близки к уровню существенности или несоблюдение правил нельзя оценить однозначно, то аудитор должен взять на себя ответственность за достоверность отчетности или сделать оговорки.
Между показателями существенности и аудиторскими рисками существует обратная связь: чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторские риски.
В ходе проверки существенность уточняется. Новое значение и аргументы раскрывают в рабочих документах аудитора. В этом случае будут пересмотрены и аудиторские риски.
9. Подготовка общей стратегии и плана аудита
Планирование аудита - это формирование аудитором стратегии и тактики аудита.
Стратегия аудита — это скомпонованная в определенном порядке характеристика необходимых ресурсов для проведения аудиторской проверки, а так же характер, сроки и общий порядок проведения аудиторской проверки. Иначе общую стратегию аудита можно назвать аудиторским заданием.
Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская фирма должна основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур, т. е. аудиторская фирма сначала оценивает риск СВК клиента, устанавливает приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.
Общий план аудита – это логическое описание предполагаемого объема и характера проведения аудита, особенностей экономического субъекта и специфики предполагаемой аудиторской проверки и используемых в процессе аудита методов и технических приемов.
Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
В общем плане аудиторская фирма должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения.
В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учитывать: реальные трудозатраты, расчет затрат времени при предыдущей аудиторской проверке и его связь с текущим расчетом, уровень существенности, проведенные оценки рисков аудита.
Принимая решение о выборочном аудите, аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с Правилом (стандартом) № 16 «Аудиторская выборка».
Составной частью общего плана аудита являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
1) формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к аудиту;
2) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностным уровнем по конкретным участкам аудита;
3) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, их ознакомление с положениями общего плана аудита;
4) необходимость привлечения экспертов в процессе аудита;
5) другие стратегические вопросы.
Для особенно крупных участков аудита можно предусмотреть конкретизацию плана аудита.
10 .Оценка системы внутреннего контроля (СВК)
Внутренний контроль– это процесс, который разработан, внедрен и поддерживается представителями собственника, руководством и другими сотрудниками с целью обеспечения разумной уверенности в достижении целей организации с точки зрения достоверности финансовой отчетности, эффективности и результативности операций, соблюдения действующих законов и нормативных актов.
Целью внутреннего контроля является противодействие выявленным коммерческим рискам, которые ставят под угрозу достижение любых целей организации, касающихся:
— достоверности финансовой отчетности;
— эффективности и результативности ее деятельности;
— соблюдения действующих законов и нормативных актов.
Субъектами внутреннего контроля являются:
1. Управленческий персонал и специалисты, в функциональные обязанности которых входит предварительный, текущий и последующий контроль.
2. Учетный персонал во главе с главным бухгалтером.
3. Специальные внутренние контролирующие службы, созданные на предприятии с целью проведения того или иного контроля:
— наблюдательный совет
— внутренние аудиторские службы
— ревизионные комиссии
— инвентаризационные комиссии;
— комиссии по расследованию чрезвычайных событий и пр.
Аудитор должен изучить систему внутреннего контроля с точки зрения значимых для аудита вопросов. МСА 315 выделяет следующие элементы внутреннего контроля:
— контрольная среда;
— процесс оценки рисков организации;
— информационная система, связанная с финансовой отчетностью, включая соответствующие бизнес-процессы, и информационное взаимодействие;
— контрольные мероприятия;
— мониторинг средств контроля.
Контрольная среда – это отношение руководства и лиц, наделенными руководящими полномочиями, к системе внутреннего контроля, понимание его значения для организации, их заинтересованность в создании такой системы и соответствующие действия.
Основная цель оценки аудитором системы внутреннего контроля организации (СВК) – подготовить основу для планирования аудита и установления вида, сроков проведения и объема аудиторских процедур.
Суждение аудитора о том, значимо ли для аудита данное средство контроля, отдельно взятое или в сочетании с другими, может основываться на следующих факторах:
— существенность;
— значимость соответствующего риска;
— размер организации;
— особенности деятельности организации, включая ее структуру и характеристики собственности;
— разнообразие и сложность операций организации;
— применимые к организации требования действующих законов и нормативных актов;
— обстоятельства и применяемый элемент системы внутреннего контроля;
— характер и сложность подсистем внутреннего контроля;
— как конкретное средство контроля, отдельно или в сочетании с другими, обеспечивает (и обеспечивает ли) предотвращение или обнаружение и устранение существенного искажения.
Служба внутреннего аудита – это созданная в организации служба, которая отвечает за подтверждение достоверности информации и выполняет консультационные функции, направленные на оценку и повышение эффективности управления организацией, управления рисками и процессов внутреннего контроля.
Результаты оценки конкретной работы внутреннего аудита и выполненные в отношении нее процедуры должны быть описаны в рабочих документах аудитора. В них аудитору следует отразить:
— результаты обсуждения с членами аудиторской команды подверженности финансовой отчетности клиента существенным искажениям в результате мошенничества и ошибок;
— результаты исследования всех аспектов деятельности клиента и всех компонентов внутреннего контроля в соответствии с МСА 315, привлекаемые для этого источники информации, осуществляемые процедуры оценки рисков;
— результаты выявления и оценки рисков существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений;
— результаты выявления и оценки значимых рисков и рисков, в отношении которых не представляется возможным получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства из существующих в организации контрольных процедур;
— результаты оценки внутреннего контроля в части реагирования на риски.
11. Формирование аудиторской выборки
Аудиторская выборка — это применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций. Она дает возможность аудитору получить и оценить аудиторские доказательства в отношении некоторых характеристик элементов, отобранных для того, чтобы сформировать или помочь сформировать выводы, касающиеся генеральной совокупности, из которой произведена выборка.
В отношении изучаемой совокупности в аудите различают понятиягенеральной совокупности, элементов выборки и стратификации.
Генеральная совокупность представляет собой полный набор элементов, из которых аудитор отбирает совокупность и в отношении которой он хочет сделать выводы. Она должна быть надлежащей с точки зрения цели процедуры выборки, а также полной.
Элементы выборки — индивидуальные элементы, отражаемые в учете и составляющие генеральную совокупность. Это могут быть натуральные объекты (например, однотипные первичные учетные документы) или показатели в денежном выражении.
Аудитор может подразделить генеральную совокупность на страты, т.е. подмножества. В таком случае каждая страта проверяется отдельно. Процесс деления генеральной совокупности на страты, каждая из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками, называется стратификацией. При стратификации аудитору необходимо обеспечить, чтобы каждый элемент выборки мог быть включен только в одну страту.
Риск выборки возникает, когда вывод аудитора, сделанный на основе отобранной совокупности, отличается от вывода, который мог быть сделан, если к генеральной совокупности в целом были бы применены идентичных процедур аудита.
Различают следующие виды отбора элементов:
1. представительная (репрезентативная) — элементы ее генеральной совокупности имеют равную вероятность быть отобранными;
2. непредставительная (нерепрезентативная) — элементы ее генеральной совокупности не имеют равную вероятность быть отобранными. Аудитор полагается на свое профессиональное суждение при отборе элементов.
Различают следующие методы отбора элементов (аудитор может произвести):
Отбор всех элементов (сплошная проверка)- не применяют при проведении тестов средств внутреннего контроля, его используют в отношении аудиторских процедур проверок по существу.
Отбор специфических (определенных) элементов- предполагает отбор специфических элементов.
Различают специфические элементы наибольшей стоимости и ключевые элементы.
Отбор отдельных элементов (формирование аудиторской выборки) - представляет собой отбор элементов для построения представительной выборки.
Выборка может быть отобрана следующими методами:
1. Бессистемный отбор– проводится без применения какой-либо систематизации, его используют в нерепрезентативной выборке, где произвольно отбираются и оцениваются какие-либо особо важные позиции, как правило, на основании профессионального суждения аудитора, его опыта и интуиции.
2. Случайный метод —используется статистическаявыборка, базирующаяся на теории вероятностей, при использовании которой должны соблюдаться репрезентативность и принцип случайности выборки.