Файл: 5. Процесс проведения аудита.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для любой выборки аудитор обязан:

- анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;

- экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность;

- оценивать риск выборки.
12. Методы получения аудиторских доказательств

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа этой информации, на которой основывается мнение аудитора.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу.

Аудитор получает аудит. доказательства путем выполнения таких процедур проверки по существу, как инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, и аналитические процедуры.

К аудиторским доказательствам относятся:

- первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- письменные разъяснения сотрудников аудируемого лица;

- информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Виды аудиторских доказательств:

1. Внутренние доказательства – информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде. Внешние – информация, по-лученная от третьей стороны в письменном виде. Смешанные – информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.

2. Прямые доказательства – непосредственно подтверждающие истинность сделанного предположения. Обратные доказательства – подтверждающие истинность сделанного предположения путем опровержения противоположного предположения.

3. Аудиторские доказательства могут быть личными (объяснения) и вещественными.

4. Устные и письменные доказательства.

Методы получения аудиторских доказательств:

Тесты средств внутреннего контроля – проверки, проводящиеся с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухучета и внутреннего контроля.
Процедуры проверки по существу – проводят с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в бухгалтерской отчетности в следующих формах:

- детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухучета;

- аналитические процедуры.

Аудиторские процедуры проверки по существу:


1. Инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов.

2. Наблюдение – отслеживание процесса или процедуры, выполняемой др. лицами.

3. Запрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица.

4. Подтверждение – ответ на запрос об информации, содержащейся в бух. записях.

5. Пересчет – проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бух. записях.

6. Аналитические процедуры – анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей аудируемого лица с целью выявления необычных или неправильно отраженных в учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу.
13. Сущность и задачи аналитических процедур.

Аналитические процедуры - анализ существенных показателей и тенденций, включая итоговое исследование взаимодействий и взаимосвязей, не соответствующих прочей информации и прогнозным значениям. При проведении аналитических процедур используются различные методы - от сравнений до комплексного анализа с применением статистических методов.

Аналитические процедуры применяются:

1) при планировании аудита;

2) в качестве процедур проверки получения аудиторских доказательств;

3) при проведении общего обзора бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнем этапе аудита.

Аналитические процедуры проводят в отношении:

1) консолидированной финансовой отчетности;

2) финансовой отчетности дочерних организаций;

3) подразделений или сегментов;

4) отдельных элементов финансовой информации.

Аналитические процедуры используются:

- при планировании аудитором характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур;

- в качестве аудиторских процедур проверки по существу, когда их применение может быть более эффективным, чем проведение детальных тестов операций и остатков по счетам бухгалтерского учета с целью снижения риска необнаружения в отношении конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- в качестве общей обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности на завершающей стадии аудита.



При планировании аудита аналитические процедуры применяются для понимания деятельности аудируемого лица и выявления областей возможного риска.

При использовании аналитических процедур во время проверки по существу в отношении конкретных предпосылок аудитору необходимо удостовериться в достоверности анализируемой информации, например в виде запросов к аудируемому лицу. Выводы, сделанные по результатам таких процедур, должны:

1) подтвердить выводы, сделанные во время проверки отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) помочь аудитору сделать общий вывод о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица подготовлена надлежащим образом.

Степень доверия аудитора к результатам аналитических процедур зависит от следующих факторов:

1) существенности анализируемых статей;

2) объема других процедур, направленных на эти же цели;

3) точности прогнозирования ожидаемых результатов аналитических процедур;

4) оценки риска системы контроля.

Аудитор должен исследовать обнаруженные в результате проведения аналитических процедур значительные изменения или взаимосвязи, противоречащие другой информации или отличающиеся от прогнозируемых сумм.

Аналитические процедуры осуществляются методами: путем простого сравнения, комплексного анализа с применением сложных статистических методов, сложных статистических расчетов и др.
14. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора

Документирование аудита регламентируется следующими стандартами:

- Международный стандарт аудита (МСА) 230 «Документирование»;

- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) №2 «Документирование аудита».

Документирование аудита позволяет решать следующие задачи:

позволяет команде аудиторов планировать и реализовывать аудит;

дает возможность контролировать работу аудиторов на соответствие плану, на предмет учета рисков и т.д.;

обеспечивает сбор и хранение доказательной базы под формирование аудиторского заключения;

позволяет сохранять для будущих аудитов информацию об участках учета, на которые необходимо обращать внимание;

позволяет осуществлять процедуры проверки качества аудита.

Документирование может происходить в форме:

записи (описание процессов, контролей, скрипты интервью, отчеты о проделанной работе, обзоры и полученные результаты);


графики (графики трендов развития предприятия, воркфлоу проекта и т.д.);

анкеты (чаще всего используются вопросники в части работы внутренних контролей);

чек-листы (шаблонные документы, которые используются для фиксирования стандартных процедур);

электронные ресурсы (базы данных, документы Excel, отчеты специализированных аудиторских программных продуктов).

В аудиторской практике распространенным является ведение двух комплектов рабочих документов: первый комплект является постоянным, второй – текущим.

Постоянный комплект содержит документы, необходимые для понимания бизнеса предприятия, которые остаются релевантными из года в год и дают ретроспективу развития существенных аудиторских вопросов.

Текущий комплект содержит документы, которые необходимы для проведения текущего аудита.

Рабочие документы аудитора – это записи, сделанные им во время планирования аудиторской проверки, в процессе подготовки проведения проверки, обобщения ее данных, а также документальная информация, полученная в ходе аудита от третьих лиц предприятия-клиента или установленные сведения, задокументированные аудитором при помощи тестирования.

Рабочие документы используются в следующих случаях:

при планировании;

осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;

для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых с целью подтверждения мнения аудитора.

Аудиторская организация может разрабатывать типовые рабочие документы. Их оформляют на бумажных, электронных носителях или в любой другой форме хранения информации.

В рабочих документах необходимо отразить информацию: о наименовании аудируемого лица; периоде и времени проверки; лице, которое проводило аудиторские процедуры; а также лице, осуществляющем контроль (например, им может быть руководитель аудиторской проверки).

Эти документы должны также включать в себя: описание бизнеса клиента, планирования аудита; предварительную оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, подтверждение этой оценки в ходе аудита; оценку аудиторского риска, существенности; методы отбора и построения аудиторской выборки; выполненные тесты средств контроля; процедуры проверок по существу; результаты и выводы аудитора по проверке; другая информация, необходимая для подтверждения выводов аудитора.

15. Информация аудитора руководству по результатам проведения аудита


Письменная информация — это информация для руководства проверяемой организации в виде отчета аудитора. Требования, предъявляемые к аудиторской фирме или индивидуальному аудитору в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной информации (отчета) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта по результатам аудита, определены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудиторской проверки».

Подготовка письменной информации обязательна в следующих случаях:

при проведении обязательного аудита;

при осуществлении аудита, по итогам которого предусматривается подготовка аудиторского заключения;

если представление письменной информации предусмотрено договором оказания аудиторских услуг.

Письменная информация должна содержать следующие реквизиты:

название документа;

исходящий номер и дату подписания письменной информации аудиторской организацией;

указание на лицо, которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;

реквизиты аудиторской организации;

реквизиты аудируемого лица;

основание для проведения аудита (дата и номер договора оказания аудиторских услуг);

период, за который проводился аудит; даты начала и завершения аудита.

В содержательной части письменной информации в обязательном порядке приводятся следующие сведения:

- выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность;

- результаты проверки организации и ведения бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния системы внутреннего контроля экономического субъекта.

В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, а также размеров и особенностей аудиторской фирмы (проведение проверки аудитором, работающим самостоятельно), размеров и особенностей экономического субъекта, подлежащего проверке, необходимо включать в письменную информацию аудитора следующие сведения:

особенности проведения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;