Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для любой выборки аудитор обязан:
- анализировать каждую ошибку, попавшую в выборку;
- экстраполировать полученные при выборке результаты на всю проверяемую совокупность;
- оценивать риск выборки.
12. Методы получения аудиторских доказательств
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа этой информации, на которой основывается мнение аудитора.
Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и процедур проверки по существу.
Аудитор получает аудит. доказательства путем выполнения таких процедур проверки по существу, как инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, и аналитические процедуры.
К аудиторским доказательствам относятся:
- первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- письменные разъяснения сотрудников аудируемого лица;
- информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Виды аудиторских доказательств:
1. Внутренние доказательства – информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде. Внешние – информация, по-лученная от третьей стороны в письменном виде. Смешанные – информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.
2. Прямые доказательства – непосредственно подтверждающие истинность сделанного предположения. Обратные доказательства – подтверждающие истинность сделанного предположения путем опровержения противоположного предположения.
3. Аудиторские доказательства могут быть личными (объяснения) и вещественными.
4. Устные и письменные доказательства.
Методы получения аудиторских доказательств:
Тесты средств внутреннего контроля – проверки, проводящиеся с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухучета и внутреннего контроля.
Процедуры проверки по существу – проводят с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в бухгалтерской отчетности в следующих формах:
- детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухучета;
- аналитические процедуры.
Аудиторские процедуры проверки по существу:
1. Инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов.
2. Наблюдение – отслеживание процесса или процедуры, выполняемой др. лицами.
3. Запрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица.
4. Подтверждение – ответ на запрос об информации, содержащейся в бух. записях.
5. Пересчет – проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бух. записях.
6. Аналитические процедуры – анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей аудируемого лица с целью выявления необычных или неправильно отраженных в учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.
Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу.
13. Сущность и задачи аналитических процедур.
Аналитические процедуры - анализ существенных показателей и тенденций, включая итоговое исследование взаимодействий и взаимосвязей, не соответствующих прочей информации и прогнозным значениям. При проведении аналитических процедур используются различные методы - от сравнений до комплексного анализа с применением статистических методов.
Аналитические процедуры применяются:
1) при планировании аудита;
2) в качестве процедур проверки получения аудиторских доказательств;
3) при проведении общего обзора бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнем этапе аудита.
Аналитические процедуры проводят в отношении:
1) консолидированной финансовой отчетности;
2) финансовой отчетности дочерних организаций;
3) подразделений или сегментов;
4) отдельных элементов финансовой информации.
Аналитические процедуры используются:
- при планировании аудитором характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур;
- в качестве аудиторских процедур проверки по существу, когда их применение может быть более эффективным, чем проведение детальных тестов операций и остатков по счетам бухгалтерского учета с целью снижения риска необнаружения в отношении конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- в качестве общей обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности на завершающей стадии аудита.
При планировании аудита аналитические процедуры применяются для понимания деятельности аудируемого лица и выявления областей возможного риска.
При использовании аналитических процедур во время проверки по существу в отношении конкретных предпосылок аудитору необходимо удостовериться в достоверности анализируемой информации, например в виде запросов к аудируемому лицу. Выводы, сделанные по результатам таких процедур, должны:
1) подтвердить выводы, сделанные во время проверки отдельных статей финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) помочь аудитору сделать общий вывод о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица подготовлена надлежащим образом.
Степень доверия аудитора к результатам аналитических процедур зависит от следующих факторов:
1) существенности анализируемых статей;
2) объема других процедур, направленных на эти же цели;
3) точности прогнозирования ожидаемых результатов аналитических процедур;
4) оценки риска системы контроля.
Аудитор должен исследовать обнаруженные в результате проведения аналитических процедур значительные изменения или взаимосвязи, противоречащие другой информации или отличающиеся от прогнозируемых сумм.
Аналитические процедуры осуществляются методами: путем простого сравнения, комплексного анализа с применением сложных статистических методов, сложных статистических расчетов и др.
14. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора
Документирование аудита регламентируется следующими стандартами:
- Международный стандарт аудита (МСА) 230 «Документирование»;
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) №2 «Документирование аудита».
Документирование аудита позволяет решать следующие задачи:
позволяет команде аудиторов планировать и реализовывать аудит;
дает возможность контролировать работу аудиторов на соответствие плану, на предмет учета рисков и т.д.;
обеспечивает сбор и хранение доказательной базы под формирование аудиторского заключения;
позволяет сохранять для будущих аудитов информацию об участках учета, на которые необходимо обращать внимание;
позволяет осуществлять процедуры проверки качества аудита.
Документирование может происходить в форме:
записи (описание процессов, контролей, скрипты интервью, отчеты о проделанной работе, обзоры и полученные результаты);
графики (графики трендов развития предприятия, воркфлоу проекта и т.д.);
анкеты (чаще всего используются вопросники в части работы внутренних контролей);
чек-листы (шаблонные документы, которые используются для фиксирования стандартных процедур);
электронные ресурсы (базы данных, документы Excel, отчеты специализированных аудиторских программных продуктов).
В аудиторской практике распространенным является ведение двух комплектов рабочих документов: первый комплект является постоянным, второй – текущим.
Постоянный комплект содержит документы, необходимые для понимания бизнеса предприятия, которые остаются релевантными из года в год и дают ретроспективу развития существенных аудиторских вопросов.
Текущий комплект содержит документы, которые необходимы для проведения текущего аудита.
Рабочие документы аудитора – это записи, сделанные им во время планирования аудиторской проверки, в процессе подготовки проведения проверки, обобщения ее данных, а также документальная информация, полученная в ходе аудита от третьих лиц предприятия-клиента или установленные сведения, задокументированные аудитором при помощи тестирования.
Рабочие документы используются в следующих случаях:
при планировании;
осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых с целью подтверждения мнения аудитора.
Аудиторская организация может разрабатывать типовые рабочие документы. Их оформляют на бумажных, электронных носителях или в любой другой форме хранения информации.
В рабочих документах необходимо отразить информацию: о наименовании аудируемого лица; периоде и времени проверки; лице, которое проводило аудиторские процедуры; а также лице, осуществляющем контроль (например, им может быть руководитель аудиторской проверки).
Эти документы должны также включать в себя: описание бизнеса клиента, планирования аудита; предварительную оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, подтверждение этой оценки в ходе аудита; оценку аудиторского риска, существенности; методы отбора и построения аудиторской выборки; выполненные тесты средств контроля; процедуры проверок по существу; результаты и выводы аудитора по проверке; другая информация, необходимая для подтверждения выводов аудитора.
15. Информация аудитора руководству по результатам проведения аудита
Письменная информация — это информация для руководства проверяемой организации в виде отчета аудитора. Требования, предъявляемые к аудиторской фирме или индивидуальному аудитору в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной информации (отчета) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта по результатам аудита, определены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудиторской проверки».
Подготовка письменной информации обязательна в следующих случаях:
при проведении обязательного аудита;
при осуществлении аудита, по итогам которого предусматривается подготовка аудиторского заключения;
если представление письменной информации предусмотрено договором оказания аудиторских услуг.
Письменная информация должна содержать следующие реквизиты:
название документа;
исходящий номер и дату подписания письменной информации аудиторской организацией;
указание на лицо, которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;
реквизиты аудиторской организации;
реквизиты аудируемого лица;
основание для проведения аудита (дата и номер договора оказания аудиторских услуг);
период, за который проводился аудит; даты начала и завершения аудита.
В содержательной части письменной информации в обязательном порядке приводятся следующие сведения:
- выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность;
- результаты проверки организации и ведения бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния системы внутреннего контроля экономического субъекта.
В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, а также размеров и особенностей аудиторской фирмы (проведение проверки аудитором, работающим самостоятельно), размеров и особенностей экономического субъекта, подлежащего проверке, необходимо включать в письменную информацию аудитора следующие сведения:
особенности проведения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;