Файл: Содержание введение 4 государственное регулирование валютных отношений 5.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Валютная политика и валютное регулирование
1.2. Методы валютного регулирования.
1.3. Валютный контроль и валютные ограничения
2. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Становление и развитие системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ
2.2. Органы валютного регулирования
2.3 Валютный рынок РФ в 2016-2018 годах
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
В случае ускоренной либерализации такой последовательности не наблюдалось. Так, Турция отменила все барьеры на пути долгосрочного и краткосрочного капитала одновременно.
Наиболее долго (в частности, во Франции и Норвегии) сохранялись ограничения на предоставление нерезидентам займов в национальной валюте. Эта мера была призвана снизить возможности спекулятивного давления на валюту этих стран. В течение длительного времени оставались в силе ограничения на выпуск за пределами страны ценных бумаг, деноминированных в национальной валюте. Контроль за этим типом операций действовал во Франции, Швейцарии и Германии вплоть до начала 90-х годов. Также в числе последних обычно снимались ограничения на открытие депозитов за рубежом, что было связано с вопросами налогообложения.
Традиционно в странах ОЭСР снятие ограничений на валютные операции юридических лиц предшествовало либерализации операций на валютном рынке частных лиц. Объясняется это тем, что доступ на международный рынок капитала является гораздо более актуальным для корпоративного сектора, чем для населения. Кроме того, с точки зрения налоговых органов и статистических служб, отследить операции крупных предприятий гораздо проще, чем многочисленные и незначительные по объему операции частных лиц.
Кредитные организации и финансовые институты были освобождены от ограничений на проведение валютных операций после предприятий реального сектора экономики. Вплоть до начала 90-х годов нормы пруденциального контроля содержали ограничения на размер открытой валютной позиции банков.
Непосредственно после проведения либерализации некоторые страны (в частности, Великобритания, Швеция, Франция) испытали резкое увеличение интенсивности капитальных потоков. Однако существенного изменения в объемах чистого притока капитала не происходило. В случае стран ОЭСР масштабного вывоза капитала, чего многие боялись, не наблюдалось.
Потенциальными же источниками нестабильности являются: во-первых, резкий (относительно золотовалютных резервов) рост объема валютных операций, в результате чего возможности центральных банков влиять на динамику обменных курсов и нейтрализовать их резкие колебания оказываются весьма ограниченными.
Во-вторых, – изменение характера, рост объемов и ликвидности мирового рынка капитала: основные игроки – крупные инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, обеспечивая надежность и ликвидность своих активов, в состоянии не только быстро реагировать на изменение конъюнктуры рынка, но порой и провоцировать их, реструктурируя портфели и избавляясь от активов, качество которых по тем или иным причинам вызывает сомнение. Подобные изменения предпочтений инвесторов способны провоцировать резкие и непредсказуемые колебания в динамике обменных курсов и стоимости финансовых активов.
Отмена ограничений на открытие депозитов за рубежом поставила проблему налогообложения доходов. Во Франции частные инвесторы обязаны декларировать операции, связанные с движением капитала, объем которых превышает установленный уровень. В Испании резиденты, имеющие счета за рубежом, должны предоставлять в центральный банк информацию об операциях по счету.
Были приняты и дополнительные меры с тем, чтобы ограничить возможность легализации доходов, полученных преступным путем. В ряде стран были сохранены или введены ограничения для частных лиц на предельный объем наличной валюты и других высоколиквидных активов (таких, как драгоценные металлы), который не требует декларирования при пересечении границы. Однако подобные меры, как показывает опыт, оказались недостаточными в борьбе с отмыванием денег.
Следует отметить, что положительный опыт ОЭСР, к сожалению, не может быть автоматически распространен на другие страны. Либерализация валютной политики имеет прямую зависимость от общего состояния экономики и наоборот. В то же время экономическая теория и практика многих стран свидетельствует, что существует ряд необходимых условий для либерализации:
- либерализации рынка должна предшествовать макроэкономическая стабилизация, предусматривающая полный переход бюджета на казначейскую систему и проведение жесткой денежно-кредитной политики;
- постепенное сокращение вмешательства в рамках национальной экономики в функционирование рынков, начиная с либерализации торговли, реформирования рынка труда;
- перед тем, как снять ограничения на движение капитала, должна быть проведена реформа финансовой системы с тем, чтобы снять проблемы, связанные с неэффективным распределением ресурсов, которые могут многократно обостриться в условиях свободного рынка капитала.
Постоянные изменения, которые происходят в современной мировой экономике, делают необходимым совершенствование механизмов участия РФ в международных интеграционных процессах. Это в первую очередь касается такой стратегически важной сферы, как валютно-финансовая, с которой связана вся экономика. Возникла объективная необходимость пересмотра действующих законов, непосредственно влияющих на характер такого участия.
Открытость российской экономики является одним из факторов ускорения структурных преобразований и экономического роста. Необходимы устранение избыточного
валютного регулирования и валютного контроля, снятие ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, снижение, а где это возможно – устранение нетарифных барьеров для внешнеэкономической деятельности. Меры защиты внутреннего рынка должны применятся в тех случаях, когда импорт наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отечественному производству, временно и в том объеме, который необходим для устранения или недопущения ущерба.
Вместе с тем, в РФ в условиях свободного движения капитала интенсивность колебаний обменного курса может значительно возрасти, при этом возможности Центрального банка их ограничить снижаются. Современный уровень развития финансовой системы не позволяет эффективно управлять рисками, связанными с движением процентных ставок и обменных курсов, решать проблемы, являющиеся следствием информационной закрытости, характеризующей российские компании. Свободный рынок капитала эти проблемы многократно усиливает. Соответственно, растет вероятность системного банковского кризиса и расширяются возможности использования валютных операций для осуществления различных финансовых махинаций.
Снятие ограничений на валютные операции на фоне высокой зависимости экономики от конъюнктуры рынка сырьевых товаров может привести к дальнейшему усилению роли иностранной валюты в экономике РФ , вызвать перераспределение активов корпоративного сектора и населения в пользу доллара. Следствием этого станет снижение независимости и эффективности денежно-кредитной и бюджетной политики.
Потенциальные положительные эффекты либерализации для инвестиционного климата РФ не стоит преувеличивать. Базовыми причинами неблагоприятного инвестиционного климата являются недостаточная защита прав собственности и недостаток нормальной рыночной конкуренции, то есть проблемы, которые либерализация капитальных потоков сама по себе устранить не может.
Перспективы государственного регулирования валютных отношений определяются общим направлением ее валютной политики и зависят от состояния национальной экономики.
Одна из задач валютной политики РФ , сформулированная в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2018 г. - достижение полной конвертируемости рубля. Курс на либерализацию режима осуществления валютных операций нашел свое отражение в действующем Законе «О валютном регулировании и валютном контроле». Как устанавливает Закон, с 1 января 2007 г. будут отменены нормы о резервировании денежных средств, использовании специальных банковских счетов при осуществлении валютных операций. Используемое ранее ограничение в виде обязательной продажи резидентами части валютной выручки от экспорта товара отменено Центральным банком РФ досрочно - в конце марта 2006 г. Все иные валютные ограничения будут продолжать действовать.
Если экономическая стабильность и положительные экономические тенденции продолжатся, то будут постепенно ликвидироваться оставшиеся валютные ограничения.
В случае же отсутствия экономического роста (например, по причине падения доходов от экспорта вследствие изменения мировой конъюнктуры) возможно появление негативных, кризисных явлений в экономике, одним из средств борьбы с которыми может стать система валютного регулирования.
Разумеется, отмена административных валютных ограничений вовсе не будет означать полное отсутствие государственного регулирования. Думается, что это будет предполагать избрание экономических мер валютного регулирования. Регулирование курса иностранных валют в Российской Федерации будет достигаться не администрированием порядка совершения операции с валютами или ограничением отдельных видов валютных операций, а изменением учетной ставки ЦБ РФ, таможенных квот и пошлин (Правительством РФ), валютными интервенциями ЦБ на валютном рынке.
Заключение
Национальная валютная система РФ представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами.
Она является составной частью денежной системы страны. Национальная валютная система РФ образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, т.к. страна стремиться к интеграции в мировое хозяйство и вступила с июля 1992 г. в МВФ. основные элементы современной валютной системы РФ .Основой валютной системы является национальная денежная единица- рубль. Валютный курс рубля официально не привязан к какой либо западной валюте и валютной корзине. В РФ введён режим плавающего валютного курса. Официальный курс рубля устанавливается ежедневно ЦБ РФ .
Элементом валютной системы РФ является регулирование международной валютной ликвидности, В отношении международных кредитных средств обращения, наша страна давно руководствуется унифицированными международными нормами, которые регламентируют использование чеков, векселей.
Институциональная структура и режим валютного рынка РФ определяется ее валютным законодательством. В РФ формируется внутренний рынок золота, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Валютная политика и валютное регулирование осуществляется по трём основным направлениям:- руководство валютной политикой возложено на Президента РФ, Правительство РФ, Государственную Думу и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты; функционирует механизм повседневного валютного контроля; ЦБ и Правительство руководствуются поставленными целями макроэкономической политики.
Можно подвести итог, что валютная политика, которой придерживается Центральный банк, и которая направлена на рыночное стабилизирование экономики страны и курса национальной валюты, можно сравнить с попыткой подстроится под внешние неблагоприятные политическое и экономическое давление, оказывающее другими странами. С другой стороны, резкий и внезапный переход на политику свободного плавания резко и достаточно жёстко подорвал экономику страны, о чем показывают показатели цен на продукты питания, лекарства и ЖКХ, которые резко выросли, по сравнению с предыдущим 2014 году.