Файл: Содержание введение 4 государственное регулирование валютных отношений 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В начале года рубль по отношению к доллару США значительно укрепился после повышения цен на нефть, обусловленного достижением договорённости о совместном сокращении добычи нефти странами, входящими и не входящими в ОПЕК.

Летом наблюдалось некоторое ослабление курса рубля, чему способствовали такие факторы, как снижение продаж валюты экспортёрами и обратная конвертация в валюту полученных дивидендов не-резидентами. Осенью рубль укрепился и оставался стабильным на фоне ослабления доллара США против большинства мировых валют. В декабре укрепление рубля продолжилось на фоне крупных покупок ОФЗ нерезидентами и крупных продаж валютной выручки экспортёрами.

Кроме повышения цен на энергоносители и восстановления интереса иностранных инвесторов к российским активам, укреплению рубля в течение года также способствовало сохранение положительного дифференциала процентных ставок по отношению к ставкам за рубежом, а также ослабление доллара США против основных мировых валют в отдельные периоды. Определённое понижательное давление на курс рубля оказывало повышение ФРС США ключевой ставки в марте, июне и декабре 2017 года.

Благодаря введению бюджетного правила и значительному влиянию на курсообразование факторов, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков (таких как мировой спрос на риск, действия ФРС США, неопределённость относительно санкций), эластичность рубля по ценам на нефть продолжала снижаться. Волатильность курса рубля умеренно сокращалась, находясь вблизи уровня лета 2014 года.

На фоне снижения курсовой волатильности активность участников биржевых валютных торгов несколько уменьшилась. Средний дневной торговый оборот на кассовом сегменте биржевого валютного рынка в сумме по парам доллар США / рубль и евро/рубль в 2017 году по сравнению с 2016 годом сократился на 15%, до 5,1 млрд. долларов США.

На валютном рынке по итогам 2018 года руб ль ослаб по отношению к доллару США на 20,6%, до 69,47 руб ля за доллар США, по отношению к евро – на 15,4%, до 79,46 рубля за евро (по состоянию на 31.12.2018).

Начало года было позитивным для валютного рынка. В январе-феврале 2018 года волатильность курса руб ля и его эластичность по ценам на нефть оставались вблизи своих минимальных значений с начала 2014 года, страновая риск-премия для РФ (CDS) снизилась до минимумов 2008 года. Этому способствовали глобальный рост спроса на активы СФР и высокие цены на нефть. В феврале при некотором повышении волатильности на  мировых фондовых рынках поддержку рублю оказало повышение суверенного кредитного рейтинга РФ до инвестиционного уровня. CDS-спред сокращался и находился вблизи уровней СФР с более высокими рейтингами (например, Мексики или Индонезии).


В II – III кварталах произошло ухудшение внешних условий. Ужесточение денежно-кредитной политики США, локальные события в  отдельных странах, возросшая вероятность торговых войн привели к росту волатильности на мировых рынках и к снижению спроса на риск .Российский CDS-спред, как и большинства других СФР, начал расширяться, волатильность на валютном рынке выросла, произошло ослабление рубля. Расширение внешних санкций и усиление санкционной риторики в отношении РФ (в апреле и августе) также стали факторами ослабления рубля.

Банк РФ в этих условиях в августе принял решение приостановить покупку иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках бюджетного правила. В сентябре приостановка была продлена до конца года. Данное решение, наряду с повышением ключевой ставки в сентябре 2018 года и некоторой стабилизацией внешних условий (восстановление спроса на активы СФР, снижение остроты санкционной риторики в отношении РФ ), способствовало стабилизации ситуации на российском финансовом рынке. В этих условиях снижение цен на нефть в ноябре и выплаты промежуточных дивидендов российскими компаниями в декабре оказали незначительное влияние на курс руб ля.


Эластичность руб ля по ценам на нефть оставалась на низком уровне в результате действия бюджетного правила и значительного влияния на динамику курса в 2018 году факторов, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, таких как мировой спрос на риск, денежно-кредитная политика в крупнейших экономиках, неопределённость относительно санкций.

Средний дневной торговый оборот на кассовом сегменте биржевого валютного рынка в сумме по парам доллар США / руб ль и евро / руб ль в 2018 году остался вблизи уровня 2017 года и составил 5,0 млрд долларов США.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ


Кардинальные изменения, произошедшие к концу 20-го столетия в валютном регулировании стран Организации экономического сотрудничества и развития, а также ряда развивающихся стран (в первую очередь тех, где ставка изначально была сделана на подъем экономики за счет внешних рынков), и очевидный прогресс в экономическом развитии этих стран привели к тому, что валютный контроль практически во всех формах стал акцентировать ся как пережиток прошлого, атрибут отсталости и свидетельство неэффективности экономической политики.

Многочисленные кризисы 90-х годов, особенно кризис, потрясший Юго-Восточную Азию и вслед за ней практически все развивающиеся страны, заставили многих экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к валютному контролю. Этому способствовал также опыт ряда стран: во-первых, Чили, Индии, Китая, использовавших практику валютных ограничений в прошлом и менее болезненно переживших азиатский кризис; во-вторых, Малайзии, установившей достаточно жесткий валютный контроль после кризиса и успешно преодолевшей его последствия.

В результате, возобладал более взвешенный подход к либерализации и более трезвой оценке связанных с ней опасностей и последствий. В настоящее время наличие тех или иных ограничений на проведение валютных операций является характерной чертой большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Так, например, требование обязательной продажи части валютной выручки присутствует в Бразилии, Китае, Малайзии, Таиланде, Кипре и ряде других стран.

Общепринятая позиция в отношении либерализации потоков капиталов состоит в следующем. В условиях рыночных механизмов либерализация валютных операций является позитивным моментом и выгодна как развитым, так и развивающимся странам. Свободное движение капитала способствует эффективному распределению финансовых ресурсов, сглаживанию бизнес-циклов и ускорению темпов экономического развития за счет привлечения иностранных ресурсов в период интенсивного роста. Прямые иностранные инвестиции в экономику страны способствуют развитию инноваций и технологическому прогрессу. Портфельные инвестиции обеспечивают развитие и рост ликвидности финансового сектора.


Опасности, связанные с либерализацией, состоят в том, что в условиях мобильности капитала, усиливаются диспропорции и проблемы, вызванные несовершенством рыночных механизмов.

Либерализация должна быть тщательно подготовлена. Условиями успеха, помимо общей макроэкономической стабильности, являются повышение устойчивости финансовой системы, усиление норм пруденциального надзора, следование этическим принципам корпоративного управления и открытости, а также улучшение качества государственной статистики. Либерализация должна проводиться постепенно и осторожно, а скорость ее проведения должна соответствовать скорости возникновения и закрепления, необходимых для нее предпосылок. Опыт показывает, что быстрая либерализация ведет к негативным последствиям, замедленная тормозит развитие экономики.

Наиболее целесообразным и безопасным, с точки зрения развития экономики считается, снятие валютных ограничений с притока прямых иностранных инвестиций. За ним следуют вложения в акции и долгосрочные заимствования.

Самым рискованным признается поток краткосрочного капитала, подверженный наиболее сильным колебаниям, зачастую не связанным с ситуацией и тенденциями, характеризующими данную страну. Негативное влияние роста процентных ставок вследствие оттока краткосрочного капитала может быть смягчено политикой валютного курса, направленной на поддержание конкурентоспособности отечественных производителей.

Хотя девальвация имеет и обратную сторону, выраженную падением реальных доходов населения. Контроль и регулирование потоков краткосрочного капитала считается допустимым, а иногда даже желательным. Предпочтение отдается мерам, направленным на ограничение притока иностранного капитала в страну. Контроль, основанный на рыночных механизмах, является более эффективным, чем меры чисто административного характера.

Валютный контроль может быть только временной мерой. Серьезные негативные моменты, связанные с использованием практики ограничений, свидетельствуют о нецелесообразности его применения в долгосрочном периоде. Тем более, что с течением времени эффективность контроля значительно снижается. Опыт стран ОЭСР показал, что эффективность контроля снижается в периоды нестабильности, т. к. в случае нарастания кризисных явлений ограничения административного характера оказываются не в состоянии предотвратить отток капитала. Этот факт представляется особенно досадным, учитывая, что действенный контроль наиболее необходим именно в случае кризисов.


С течением времени эффективность контроля снижается по мере того, как находятся пути обхода существующих ограничений. Это вызывает повышение требований к устранению возможных лазеек в законодательстве. С учетом уровня развития финансового сектора это означает неизбежное вмешательство в текущие валютные операции и допускаемые законодательством методы управления рисками, связанными с движением обменных курсов.

Результативность методов государственного контроля за движением капитала снижает высокий уровень развития финансового сектора. Напротив, в странах, характеризовавшихся низкой развитостью рынков капитала, валютный контроль оказался наиболее эффективным и действовал на протяжении длительного периода времени, например, в Греции и в Исландии. Однако даже Греция не смогла избежать серьезного кризиса платежного баланса в 80-х годах.

В подавляющем большинстве стран процесс либерализации был постепенным. В послевоенный период возврат к полной конвертируемости по счету текущих операций занял более 10 лет. Снятие ограничений по счету капитальных операций потребовало длительного периода и также шло постепенно. Так, в Японии отмена валютного контроля осуществлялась шаг за шагом, начиная с 1964 г. и заняла 16 лет.

Быстрой была либерализация в Канаде: с сентября 1950 г. по декабрь 1951 г. Австралия и Новая Зеландия в начале 80-х годов осуществили программу либерализации в течение полугода.

С середины 80-х годов процесс либерализации заметно ускорился. Франция, Финляндия, Норвегия и Швеция в 1986-1987 гг. приступили к ослаблению наиболее жестких из действовавших ограничений и пришли к полной отмене валютного контроля уже через 5 лет.

Объясняется это вступлением в силу в 1988 г. Директивы, провозглашающей свободное движение капитала обязательным для стран Европейского Союза; развитием финансового сектора; снижением актуальности контроля, поскольку свободный доступ на международные рынки капитала позволяет решать вопросы финансирования дефицита бюджета и платежного баланса.

Либерализация не была исключительно поступательным процессом. Многие страны в периоды нестабильности и серьезных трудностей предпринимали возврат к отмененным ранее валютным ограничениям.

Страны ОЭСР, проводившие отмену валютного контроля последовательно, традиционно начинали процесс либерализации с операций, наименее подверженных резким колебаниям и являющихся необходимым элементом любого бизнеса. Так, прямые инвестиции за рубеж были либерализованы в первую очередь, портфельные – позже. Точно также снятие ограничение на торговые кредиты произошло раньше, чем на финансовые.