Файл: Содержание введение 4 государственное регулирование валютных отношений 5.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Валютная политика и валютное регулирование
1.2. Методы валютного регулирования.
1.3. Валютный контроль и валютные ограничения
2. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ
2.1 Становление и развитие системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ
2.2. Органы валютного регулирования
2.3 Валютный рынок РФ в 2016-2018 годах
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
1.3. Валютный контроль и валютные ограничения
Для эффективности валютного регулирования большое значение имеет состояние национального валютного контроля и спектр тех валютных ограничений, которые определяются исходя из режима валютного курса и валютной политики. Меры по валютному контролю направлены как против нелегального вывоза капиталов, так и против задержки платежей импортеров, а также на своевременный возврат экспортной выручки, полученной вполне легально, но в условиях определенного инвестиционного климата «убегающей» из страны.
Точно так же, как валютное регулирование, меры валютного контроля и существующие в странах валютные ограничения являются составными частями механизма реализации валютной политики, проводимой в интересах структурных изменений в экономике для достижения устойчивого экономического роста и укрепления позиций страны в международных экономических отношениях.
Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по реализации порядка перемещения различных форм валютных ценностей между странами, определенного их законодательством. В рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в форме запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими, которые принимают форму валютных ограничений.
Основными целями введения валютных ограничений, в целом совпадающими с целями осуществления валютного регулирования, являются: выравнивание платёжного баланса; поддержание курса национальной валюты; концентрация валютных ценностей в руках в рамках национальной экономики для решения текущих или стратегических экономических и /или политических задач. Валютные ограничения могут распространяться на определение:
- режима осуществления платежей в иностранной валюте на территории страны;
- порядка осуществления зарубежных инвестиций резидентами и инвестиций внутри страны нерезидентами;
- порядка перевода, вывоза/ввоза и пересылки национальной и иностранной валюты за границу/из-за границы;
- порядка репатриации валютной выручки от экспорта товаров резидентами и прибыли резидентами и нерезидентами;
- порядка купли-продажи иностранной валюты на территории страны («внутренняя конвертируемость национальной валюты»);
- порядка использования валютных счетов в уполномоченных банках;
- порядка приобретения и использования национальной валюты на территории страны и за ее пределами нерезидентами (внешняя конвертируемость национальной валюты»);
- порядка осуществления резидентами операций с ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте и нерезидентами с ценными бумагами, номинированными в национальной валюте;
- порядка принудительного депонирования средств в обслуживающем либо центральном банке по определенному кругу операций с иностранной валютой для резидентов и национальной валютой для нерезидентов.
В международной валютно-финансовой практике различают две основные сферы применения валютных ограничений: в отношении текущих операций платёжного баланса и в отношении финансовых операций, связанных с движением капитала (табл.3). Основными принципами валютных ограничений являются:
- централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;
- лицензирование валютных операций, предполагающее получение импортерами или должниками предварительного разрешения органов валютного контроля на приобретение иностранной валюты;
- полное или частичное блокирование валютных счетов;
- ограничение обратимости валют.
Таблица 3 Сферы и формы применяемых валютных ограничений
Сферы применения валютных ограничений | Формы валютных ограничений |
Текущие операции платежного баланса (торговля и услуги) |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Финансовые операции (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и иных платежей) | I. При отрицательном сальдо платежного баланса |
| |
| |
| |
| |
| |
II. При активном платежном балансе в целях сдерживания как притока капитала, так и повышения курса | |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система валютных ограничений выполняет следующие функции:
Накопительная. Именно в результате накопления валютных средств государство сможет осуществлять погашение внешнего и внутреннего долга.
Распределительная или перераспределительная. Применение валютных ограничений направлено на перераспределение валютных ценностей в пользу в рамках национальной экономики и крупных предприятий за счет мелких и средних предпринимателей, поскольку последним затруднен доступ к иностранной валюте.
Регулирующая. Применение финансово-экономических методов воздействия в рамках национальной экономики на интересы людей, предпринимателей позволяет направить их деятельность в нужном, выгодном обществу направлении. Мировой опыт свидетельствует, что практически все в рамках национальной экономики прибегали к использованию валютных ограничений в части международного движения платежей и капиталов. Например, США в период с 1966 по 1974 г. применяли уравнительный налог на покупку иностранных ценных бумаг гражданами США с целью ограничения таких покупок. Весьма активно валютные ограничения применялись в периоды между двумя мировыми войнами и после Второй мировой войны до конца 50-х годов.
Последующие 30 лет характеризуются постепенной отменой валютных ограничений для международного движения платежей и капиталов (в основном в западноевропейских странах, а также в США и Японии), что связано с переходом этих государств к свободной конвертируемости национальных валют, развитием внутреннего финансового рынка, укреплением связей этих стран с международными валютно-финансовыми структурами и осуществлением важнейших реформ денежно-кредитной политики. К настоящему времени в этих странах значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Регулирование движения капитала в основном обеспечивается за счет применения рыночного механизма и инструментов денежно-кредитной политики. Особое значение и промышленно развитых странах приобрел экспортный контроль, и первую очередь за вывозом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения, что связано с интернационализацией движения капитала и распространением в мировом масштабе процесса «отмывания» денег. В то же время ежегодные отчеты Международного валютного фонда «О конвертируемости и валютных ограничениях», выходящие с 1950 г., свидетельствуют, что валютные ограничения в той или иной степени сохраняются в большинстве стран - членов МВФ. Кроме того, валютные ограничения используются развивающимися и странами в целях усиления регулирующего воздействия на состояние платежных балансов, решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам.
В межгосударственных отношениях валютные ограничения могут использоваться для установления валютной блокады.
Валютная блокада – это экономическая санкция в форме односторонних валютных ограничений одной страны или группы стран по отношению к другому государству, препятствующих использованию его валютных ценностей с целью принудить его к выполнению определенных требований и направленных на подрыв его валютно-финансового положения.
Валютный контроль является самостоятельным видом государственного финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов. Это важнейший участок общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.
Валютный контроль можно акцентировать в следующих аспектах:
- как функцию государственного управления; валютный контроль обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений для выявления случаев отклонения от выполнения управляющих предписаний государства;
- как стадию конкретных управленческих действий государства. Так, установив правило обязательного возврата в страну экспортной выручки резидентов, государство в лице органов и агентов валютного контроля отслеживает движением выручки практически по каждому внешнеторговому контракту через систему паспортов сделок.
- как форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Система валютного контроля предполагает получение его органами и агентами информации не только о противоправных, но и о правомерных действиях лиц, совершающих операции с валютой. Тем самым становится возможной оценка результатов валютных мероприятий в рамках национальной экономики и их своевременная коррекция.
- как способ поддержания правопорядка в валютной сфере.
В качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить следующие:
- обеспечение экономической безопасности;
- стимулирование развития внешнеэкономический связей;
- формирование валютных резервов;
- выполнение международных обязательств.
Для реализации таких мер создается механизм валютного контроля за внешнеэкономической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной деятельности, а также специальные органы, участвующие в процессе валютного контроля, которые меняются с направлениями валютной политики.
К органам валютного контроля, как правило, относятся центральные банки стран с уполномоченными ими кредитными учреждениями, как, например, в Австрии, Германии, где выделен специальный круг банков, через которые проводятся валютные операции.
Однако полномочия центральных банков зависят от степени их независимости от правительства страны. В странах, где центральный банк находится в определенном подчинении министерству финансов, он реализует ту валютную политику, которую разработало правительство, как, например, Национальный банк Венгрии. Осуществление валютного регулирования и валютного контроля является прерогативой министерства финансов Венгрии, которое осуществляет эти функции через Венгерский национальный банк. В некоторых странах существуют специализированные регулирующие органы, как, например, в Испании, где валютный контроль, так же, как и валютное регулирование, осуществляет Генеральный директорат внешних операций министерства экономики и финансов и Банк Испании. По мере развития внутреннего финансового рынка промышленно развитых стран Западной Европы, США и Японии, укрепления связей этих стран с международными валютно-финансовыми структурами и осуществления важнейших реформ денежно-кредитной политики валютный контроль стал ослабевать, а затем стал неактуален. К настоящему времени в этих странах значительно расширены права резидентов и сняты основные ограничения на операции, осуществляемые нерезидентами. Регулирование движения капитала в основном обеспечивается за счет применения рыночного механизма и инструментов денежно-кредитной политики. Тем не менее, отдельные элементы валютного контроля сохранены, например практика и технология статистического учета и анализа данных о коммерческих и финансовых сделках и их участниках. Кроме того, в некоторых промышленно развитых странах вновь ставится вопрос о необходимости применения валютного контроля, в частности, в связи со сложностью поддержания «плавающих» обменных курсов.
Для развивающихся стран, стран с переходной экономикой валютный контроль сохраняет свою значимость и актуальность, несмотря на предпринимаемые этими странами усилия по либерализации экономической политики. Россия в этом случае не является исключением. Следует отметить, что меры валютного контроля, как правило, распространяются на капитальные операции, а не на текущие, поскольку членство в Международном валютном фонде предполагает обязательство добиваться «конвертируемости счета текущих операций».