Файл: Богословие искусства кино как объект богословского анализа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Богословие искусства: кино как объект богословского анализа
37
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2011. Вып. 1 4 мая 2009 г. в Свято-Даниловом монастыре состоялось пленарное заседание Синодальной бого- словской комиссии Русской православной церкви. На открытии заседании Святейший Патриарх высту- пил с докладом об актуальности богословия сегодня, основная задача которого – открывать это присут- ствие Господа Иисуса Христа и Его Церкви в современной жизни, в обстоятельствах настоящего вре- мени, когда человеческая мысль порождает новые идеи и трансформирует жизненные уклады.
Святейший Патриарх приводит фрагмент из Евангелия от Матфея, где есть рассказ о том, как фарисеи и саддукеи приступили к Иисусу и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. И
Он им сказал: «Лицемеры! Различать лицо неба вы умеете, а знамений времен не можете»
10
Размышления о том, что сегодня несут в себе слова о различении знамений времени, не озна- чают ли они необходимости видеть и понимать, каким образом Христос Спаситель может присутст- вовать в нынешней жизни людей, в современных условиях, приводит к пониманию исторических особенностей русской православной жизни. Христос пришел спасти мир, который не был христиан- ским, следуя Его примеру, церковь осознает свою духовную задачу: воссоздавать христианскую культуру, держа оборону тенденциям неоязычества. Конечно, эту задачу невозможно решить, изоли- руя богословие от других явлений жизни или от ее творческого воплощения в современных произве- дениях киноискусства.
Современное искусство требует творческого богословского мышления, превращения его в свою интеллектуальную и духовную основу. В этой связи вспоминаются слова старца Паисия Святогорца:
«Все зло начинается с рассудка, когда он вращается только вокруг науки (или искусства) и совер- шенно удален от Бога. Поэтому такие люди и не находят внутреннего мира и уравновешенности. То- гда как если ум людей вращается вокруг Бога, то и науку они используют для внутренней работы над собой и для блага мира, потому что в этом случае их рассудок освящен»
11
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель
Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви отмечает, что задачи современ- ной жизни – отражение события встречи духовного, или благодатного, церковного опыта с опытом
«естественного разума», решение проблемы соотношения церковного и внецерковного опыта в жиз- ни человека. Богословие искусства способно помочь в решении данной задачи
12
С другой стороны, задачи современного искусства, в том числе и искусства кино, – духовно просвещать и освящать ум и сердце современного человека, научая его радости жизни с миром в сердце, а значит, с Богом. Стоит отметить, что внешнее столкновение Церкви и мира сего, а также реализация церковности в жизни христианина порой становятся проблематичными. Задача богосло- вия искусства – максимально сгладить, а по возможности, и снять данную проблематику, а также на- поминать современному человеку о том, что смысл духовной жизни в том, чтобы человек достиг та- кого состояния, которое позволит Богу спасти его – и в этом веке, и в будущем.
Безусловно, богословие искусства существует на границе церкви и мира. Религиозные «тради- ции» иногда содержат элементы суеверия и переворачивают шкалу ценностей, заставляя второсте- пенное воспринимать как существенное и наоборот, все это приводит к тому, что непосредственно богословие как наука (и, конечно, богословие искусства) может оцениваться как опасность, своего рода угроза для привычных форм церковной жизни.
В этом смысле возможен конфликт богословия искусства с «церковной обыденностью», кото- рая нередко сопротивляется тому, чтобы что-либо традиционное было рассмотрено с нетрадицион- ных позиций. В данном ассоциативном ряду вспоминаются древние израильтяне, которые отказыва- лись слушать пророческие возвещения воли Божией. В Церкви именно богословие напоминает ве- рующим о том, к чему призвал их Господь, соответственно богословие искусства напоминает о том, в чем смысл и задача искусства: сообщать миру знание о Боге, которое обретается в духовном опыте.
При этом творческая активность, работа мысли и действие логики должны соотноситься с реальным предстоянием человека Богу, а богословское размышление – поверяться тем «различением духов», которое в аскетике получило наименование «рассуждения».
10
Евангелие от Матфея. 1:3.
11
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. I. С болью и любовью о современном человеке. М.,
2005. С. 217.
12
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. Председатель Синодальной
Богословской комиссии Русской Православной Церкви 11 апреля 2003 года, Париж. URL: http://www.church.by/ resource/Dir0000/Dir0001/Page0005.html
38
Л.Л. Геращенко
2011. Вып. 1
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Таким образом, исследование богословия искусства позволит в дальнейшем решить следующие задачи:
1) определить методики социокультурного проектирования духовных процессов, которые происходят в обществе и которые отчасти регулируются продукцией современного кино;
2) просчитать духовные и социокультурные последствия тех или иных управленческих реше- ний в области кино;
3) предложить способы и приемы поддержания и воссоздания православных ценностей «че- рез» современный экран;
4) прогнозировать новые пути и методы реализации в киноискусстве православной творческой личности;
5) разработать технологии, с помощью которых отечественное православное кино сохранит свою самобытность, несмотря на активное вторжение в производственный и педагогический кино- процесс американских и западных социальных и профессиональных стандартов.
В определенном смысле можно сказать, что задача богословия искусства – сделать упование и веру понятной и доступной как церковным людям, так и внецерковному миру, в котором сегодня жи- вут отечественные христиане. Огромное значение в данном контексте имеет язык, на котором может вестись данное откровение. Киноязык – безусловно, открытие и приобретение для опыта научного богословия, его живое духовное содержание всегда современно, но не всегда тождественно положи- тельному вероучению, выраженному в Символах веры, в развернутых исповеданиях и в учебниках догматики, сформулированных богословами в определенную историческую эпоху.
Таким образом, вопрос: «Что является предметом исследования, а что – системой координат, исследуем ли мы кино с богословских позиций, либо богословие – с позиций кино?» может быть сформулирован иначе: призывает ли зрителя то или иное православное кино поднять очи к небу, воз- благодарить Создателя Своего и по-новому, в православной системе координат начать жить? Иными словами, прославляет ли кино его автора либо Создателя Нашего? «Не сотвори себе кумира, и всяко- го подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах над землею; да не поклони- шися им, ни послужиши им»
13
В том случае, если режиссер сам себе кумир, любые попытки его «раскумирить» безуспешны. В случае, если кумиром является само искусство кино, рассматривать продукт киноискусства с позиций богословия довольно сложно, поскольку отечественный кинематограф зачастую восторженно смот- рит в сторону не только западных технологий современного кино, но и его духовных осей координат.
Факт разрушения православных традиций вывел из духовного равновесия несколько поколений кинематографистов. И, слава Богу, что нам с вами дано время для корректировки духовной жизни и обретения способности воспринимать собственные творческие способности как дар Божий, а их чу- десную реализацию – как величайшую милость Божью. «В нашу эпоху умножившихся знаний дове- рие одному лишь здравому смыслу сдвинуло веру с ее оснований и наполнило души людей сомне- ниями и вопросительными знаками. А потому мы лишили себя и чудес – ведь чудо переживается ду- ховным опытом, а не изъясняется посредством здравого смысла»
14
Необходимо в данной связи отметить пути и перспективы «духовной позитивизации» отечественнного православного кино:
1) увеличение числа картин о выдающихся отечественных деятелях науки, культуры, искусства, а также о выдающихся политических деятелях, военноначальниках, жизнь и деятельность которых не разрушает православную систему координат;
2) увеличение картин, посвященных военной тематике, причем именно национально- освободительной;
3) необходимо также воссоздать на экране непосредственно русский пласт: былины, сказки, предания, жития русских святых и пр.;
4) контролируемо уменьшить количество картин о неудачниках, алкоголиках, наркоманах, разрушающих собственную жизнь и не ищущих пути к духовному спасению;
5) персонажей, отрицающих или отрицавших Бога, но оцениваемых историей как «великих», мы бы рекомендовали не превращать на экране в «героев». Безусловно, страницы русской истории на экране должны быть адекватно освещены, но с позиций православной системы ценностей.
13
Православный молитвослов. М., 2005. С. 382.
14
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Т. I. М., 2005, С. 231.
Богословие искусства: кино как объект богословского анализа
39
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
2011. Вып. 1
Таким образом, современное православное кино, становясь своего рода продуктом богословия искусства, может стать ресурсом позитивной модернизации общества, реставрации утраченных «ду- ховных кирпичиков» психически здорового православного общества: патриотизма; профессионализ- ма; гармонизации отношений между поколениями; правильного понимания долга и свободы; эстети- ческого и художественного вкуса; основных постулатов духовного, психического и физического здо- ровья, реабилитации православных ценностей.
В заключение хотелось бы остановиться на научно-богословских коммуникациях, которые вклю- чают в себя открытость к восприятию иной точки зрения, дискуссии, обмен вариативными мнениями и результатами научных и творческих исследований. Подчеркнем, что в отличие от канона веры, который выражается непосредственно в изложениях вероучения или тех или иных доктринах, богословие искус- ства должно действовать в «пограничных зонах», на границе верующего сознания, профессионального киноискусства и светского обыденного мышления. Исследование последнего в контексте богословия искусства является необходимым условием грамотно построенного позиционирования картины, пони- мания особенностей духовной жизни тех, к кому она, в первую очередь, адресована.
В данной статье мы не приводим конкретных примеров. Если кто-то из авторов православных картин узнает себя в одном из приводимых примеров с позитивных позиций, слава Богу, если же за- метит наши ошибки в высказываниях наших, будем благодарны за их исправление. «Если найдешь прегрешения в труде сем, с любовью исправь, делавшему в мятежное время прости, да и сам сподо- бишься прощения жизни сей от подателя жизни Христа»
15
Поступила в редакцию 18.01.11
L.L. Geraschenko
Theology of art: cinema as an object of theology analysis
For the time being, theology of art is not acknowledged yet as a sphere of knowledge but it discloses its deep orthodox roots. One of the main issues bothering nowadays theologians and art historians is an issue of the spiritual, cultural and social future of Russia. The author reveals the urgency of the disputes on the perspectives of the cinematograph and its role in the Russian art rebirth; as well as its role in the process of development of this new science, theology of art.
Keywords: theology, art, Orthodox movies, spirituality, society and culture.
Геращенко Лариса Леонидовна, доктор философских наук, профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК)
129226, Россия, г. Москва, ул. В.Пика, д. 3
E-mail: l-geraschenko@yandex.ru
Geraschenko Larisa Leonidovna, doctor of philosophy, professor
All-Russian State University of Cinematography named after S.A. Gerasimov (VGIK)
129226, Russia, Moscow, Wilhelm Pieck street, 3
E-mail: l-geraschenko@yandex.ru
15
Именинник. Полный сборник молитв Господу, Пресвятой Богородице, святым угодникам Божьим на каждый день года. Вечный православный календарь. М., 2009. С. 976.