Файл: Рабочая программа для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года 273 фз Об образовании в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педа­гогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в шко­ле. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о при­роде человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортив­ные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные пред­ставления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратни­ки Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа под­чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два век­тора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение вели­ких планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистическо­го мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чу­дес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.


Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической куль­туры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этру­ски, самниты, греки).

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи хол­мах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и рим­ский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба пле­беев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебеи — полноправ­ные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стра­тегический узел в Западном Средиземноморье. Первые побе­ды Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение страте­гии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа рим­лян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземно­морье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.



Тема 13. Гражданские войны в Риме

Возобновление и обострение противоречий между раз­личными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имуще­ства бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, прибли­зившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената не­бывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины пораже­ния восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в на­ёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников респу­блики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в им­перию. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки сла­вянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти импера­торов. Складывание культа императоров. Актёр на император­ском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.


Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христи­анства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Пре­следования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность раб­ского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строитель­ство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ре­месле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Коли­зей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская ар­мия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положе­нии христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варва­ров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская импе­рия перестала существовать. Конец эпохи античности.


Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управ­лении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие гре­ческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

КЭС

Контролируемые элементы содержания

КПУ

Контролируемые проверяемые умения

Введение


1













1

Вводное занятие. Что изучает история.

Первобытные собиратели и охотники.

3


1.2.1

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей

1.2.1

Уметь использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

2

Древнейшие люди

1

3

Родовые общины охотников и собирателей

1

1.2.1

Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей


1.4.1

Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

1.2.2

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

1.4.1

1.5.3

Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;
Уметь раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности;


Первобытные земледельцы и скотоводы

3













5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

1.2.3

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли.

1.4.1

Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности


6


Появление неравенства и знати

1

1.2.3

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли

1.5.2

Знать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);


7


Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества

1

Контрольная работа «Первобытность»











Счет лет в истории



1














8



Историческая хронология

1

1.1.1

Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»).

1.1.2

Уметь объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

Древний Египет



8













9

Государство на берегах Нила

1

1.5.1

Условия жизни и занятия населения. Возникновение государства в Древнем Египте. Рабы

1.4.1

1.2.1

Знать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
Уметь использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

1.5.1

Условия жизни и занятия населения. Возникновение государства в Древнем Египте. Рабы

1.5.2

Уметь раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

11

Жизнь египетского вельможи

1

1.5.2

Управление государством (фараон, чиновники, жрецы). Военные походы.

1.5.2

Уметь раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

12

Военные походы фараонов

1

1.5.2

Управление государством (фараон, чиновники, жрецы). Военные походы.

1.7.1

Уметь давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

13

Религия древних египтян

1

1.5.3

Религиозные верования египтян.

1.5.3

Знать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности;

14

Искусство Древнего Египта

1

1.5.4

Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды

1.6.1

Уметь объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

15

Письменность и знания древних египтян

1

1.5.4

Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды

1.4.1

Знать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

16

Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян

1













Западная Азия в древности

7













17

Древнее Двуречье

1

1.4.1

Условия жизни и занятия населения. Города-государства.

1.5.1

1.4.1

Знать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);

Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

1.4.2

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи

1.7.1

Уметь давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

19

Финикийские мореплаватели

1

1.6.1

Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит.

1.4.1

Знать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

20

Библейские сказания

1

1.6.2

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

1.5.3

1.4.1

Уметь раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

21

Древнееврейское царство

1

1.6.2

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

1.4.1
1.5.3


Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры;

Знать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности;

22

Ассирийская держава

1

1.4.4

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи

1.7.1

Уметь давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

23

Персидская держава «царя царей»

1

1.6.4

Персидская держава: военные походы, управление империей

1.5.2

Знать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

Индия и Китай в древности

5













24

Природа и люди Древней Индии

1

1.7.1

Природные условия, занятия населения.

1.2.1


Уметь использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

25

Индийские касты

1

1.7.2

Древние города-государства. Общественное устройство.

1.5.2

Уметь раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);