Файл: Рабочая программа для 5 класса составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми документами Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года 273 фз Об образовании в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в Vb. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | |||
КЭС | Контролируемые элементы содержания | КПУ | Контролируемые проверяемые умения | |||
Введение | 1 | | | | | |
1 | Вводное занятие. Что изучает история. | |||||
Первобытные собиратели и охотники. | 3 | 1.2.1 | Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей | 1.2.1 | Уметь использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; | |
2 | Древнейшие люди | 1 | ||||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | 1.2.1 | Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей | 1.4.1 | Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | 1.2.2 | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | 1.4.1 1.5.3 | Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; Уметь раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности; |
Первобытные земледельцы и скотоводы | 3 | | | | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | 1.2.3 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. | 1.4.1 | Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | 1.2.3 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли | 1.5.2 | Знать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); |
7 | Повторительно-обобщающий урок. Значение эпохи первобытности для человечества | 1 | Контрольная работа «Первобытность» | | | |
Счет лет в истории | 1 | | | | | |
8 | Историческая хронология | 1 | 1.1.1 | Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). | 1.1.2 | Уметь объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); |
Древний Египет | 8 | | | | | |
9 | Государство на берегах Нила | 1 | 1.5.1 | Условия жизни и занятия населения. Возникновение государства в Древнем Египте. Рабы | 1.4.1 1.2.1 | Знать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности. Уметь использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | 1.5.1 | Условия жизни и занятия населения. Возникновение государства в Древнем Египте. Рабы | 1.5.2 | Уметь раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | 1.5.2 | Управление государством (фараон, чиновники, жрецы). Военные походы. | 1.5.2 | Уметь раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); |
12 | Военные походы фараонов | 1 | 1.5.2 | Управление государством (фараон, чиновники, жрецы). Военные походы. | 1.7.1 | Уметь давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. |
13 | Религия древних египтян | 1 | 1.5.3 | Религиозные верования египтян. | 1.5.3 | Знать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности; |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | 1.5.4 | Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды | 1.6.1 | Уметь объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | 1.5.4 | Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды | 1.4.1 | Знать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; |
16 | Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян | 1 | | | | |
Западная Азия в древности | 7 | | | | | |
17 | Древнее Двуречье | 1 | 1.4.1 | Условия жизни и занятия населения. Города-государства. | 1.5.1 1.4.1 | Знать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | 1.4.2 | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи | 1.7.1 | Уметь давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | 1.6.1 | Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. | 1.4.1 | Знать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; |
20 | Библейские сказания | 1 | 1.6.2 | Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | 1.5.3 1.4.1 | Уметь раскрывать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; |
21 | Древнееврейское царство | 1 | 1.6.2 | Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | 1.4.1 1.5.3 | Уметь описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; Знать характерные, существенные черты религиозных верований людей в древности; |
22 | Ассирийская держава | 1 | 1.4.4 | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи | 1.7.1 | Уметь давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. |
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | 1.6.4 | Персидская держава: военные походы, управление империей | 1.5.2 | Знать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); |
Индия и Китай в древности | 5 | | | | | |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | 1.7.1 | Природные условия, занятия населения. | 1.2.1 | Уметь использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; |
25 | Индийские касты | 1 | 1.7.2 | Древние города-государства. Общественное устройство. | 1.5.2 | Уметь раскрывать характерные, существенные черты положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); |