Файл: Комплексный экзамен по модулю Сопровождение семей с детьми.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Комплексный экзамен по модулю
«Сопровождение семей с детьми»
(3-й курс очной формы обучения 2022/2023 уч. год)
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль Психология и социальная педагогика
-
Общие положения
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена по модулю с учетом суммы рейтинговых баллов, набранных студентом в течение семестра по дисциплинам модуля «Семьеведение», «Методика формирования ответственного родительства», «Социально-психологическая диагностика и коррекция стиля семейного воспитания», «Сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов», «Консультирование семей, находящихся в конфликтном и кризисном состоянии», «Сопровождение семей с детьми в центре психолого-педагогической помощи населению».
Оценка за комплексный экзамен выставляется на основе рейтинга. Максимальная сумма (100 баллов), набираемая студентом по модулю, включает две составляющие:
-
оценка преподавателями результатов текущей учебной деятельности студента по изучению дисциплин модуля в течение семестра (не более 60 баллов за каждую дисциплину). Рейтинг студента в целом за модуль определяется как среднее арифметическое баллов по отдельным учебным дисциплинам модуля, изучаемым в соответствии с учебным планом. -
оценка знаний студента на экзамене (до 40 баллов).
-
Формируемые компетенции
Оцениванию на экзамене у студента подлежит уровень сформированности компетенций:
ОПК–6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
ОПК–7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;
ОПК–9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ПК-3. Способен осуществлять поддержку семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
в части:
студент знает:
-
технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания; -
научные подходы к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; -
основные понятия, определения и принципы работы, используемые в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области; -
основы семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; методики диагностики семейного неблагополучия; методику социально-педагогической поддержки семьи с детьми;
студент умеет:
-
применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания; -
организовывать социально и личностно значимую деятельность обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями; -
отбирать педагогические технологии, в том числе современные информационные (цифровые) технологии и программные средства, включая средства отечественного производства, для индивидуализации обучения, развития, воспитания; -
проектировать педагогическую деятельность на основе научных подходов к анализу и оценке ее предполагаемых и реальных результатов, а также осуществляя адаптацию и внедрение передового педагогического опыта в сфере общего и дополнительного образования; -
выполнять трудовые действия с использованием информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности; -
проектировать и реализовывать программы выявления семейного неблагополучия; оценивать риски семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми; определять возможности активизации педагогического потенциала семей; проектировать и реализовывать социально-психологическую реабилитацию семьи; -
определять возможности активизации педагогического потенциала семей с детьми и проведения социально-психологической реабилитации;
студент владеет:
-
готовностью выстраивать личную траекторию развития обучающегося на основе принципов детерминизма, системности, непрерывности и целостности; -
готовностью к обоснованию содержания научных понятий, характеризующих педагогическую деятельность, к анализу и оценке ее результатов в общем и дополнительном образовании на основе профессиональной рефлексии с учетом ее ключевых целевых, содержательных и процессуальных характеристик; -
навыками поиска, сбора, хранения, обработки информации на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности; -
готовностью осуществлять поддержку семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
-
Содержание комплексного экзамена.
Комплексный экзамен по модулю включает:
-
тестирование – до 10 баллов; -
устный ответ на вопросы из области теории и практики социально-педагогического сопровождения семей с детьми – до 5 баллов; -
практическое задание – до 25 баллов.
3.1. Тестирование (от 0 до 10 баллов)
В форме тестирования проводится оценка степени сформированности компетенций в приоритетном порядке в части «знает». Тест содержит 20 вопросов в области сопровождения семей с детьми.
3.2. Устный ответ на вопросы (от 0 до 5 баллов)
Студент отвечает на вопрос экзаменационного билета, демонстрируя в приоритетном порядке степень сформированности компетенций в части «знает». Вопросы включают содержание теории и практики в области социально-педагогического сопровождения семей с детьми, экзаменационный билет содержит 2 вопроса.
Примерные вопросы:
-
Понятие семьи в парадигме традиции: семья как андрогин и малая церковь. Сущность понятия «любовь» в работах Э.Фромма. -
Наставническая модель помощи традиционным семьям: цели, содержание и позиция специалиста. Формы духовной поддержки религиозной и светской семьи. -
Понятие семьи в парадигме модерна: функции семьи в становлении ребенка, роли членов семьи в малой группе. Сущность понятия «совместимость». -
Медицинская и социальная модели работы с современной семьей: сравнительная характеристика. Позиция специалиста как защитника прав и интересов ребенка в семье и как посредника в урегулировании семейных конфликтов: возможности и риски. -
Понятие семьи в парадигме постмодерна: семья как пространство, семейная жизнь как игра. Макдональдизация семьи. -
Психотерапевтическая модель работы с прогрессивной семьей: цели, содержание и позиция специалиста. -
Концепция семейной политики в РФ. Ювенальный и традиционный подходы в российской семейной политике. -
Семейный кодекс РФ: права и обязанности родителей и детей в семье. -
Жизнеспособность семьи: факторы риска и защитные факторы. Методики оценки жизнеспособности семьи: опросник Д.Олсона, тест семейных ресурсов (А.В.Махнач, Ю.В.Постылякова) -
Психология семьи: этапы жизненного цикла семьи. -
Понятие и уровни семейного неблагополучия. Методика оценки семейного неблагополучия. -
Технологии психолого-педагогического сопровождения семей с детьми на адаптационном и базовом (профилактическом) уровнях -
Технологии психолого-педагогического сопровождения семей с детьми на кризисном и экстренном уровнях -
Содержание консультирования семей, находящихся в конфликтном и кризисном состоянии. -
Попустительский стиль семейного воспитания: сущность и коррекция -
Состязательный стиль семейного воспитания: сущность и коррекция -
Рассудительный стиль семейного воспитания: сущность и коррекция -
Предупредительный стиль семейного воспитания: сущность и коррекция -
Контролирующий стиль семейного воспитания: сущность и коррекция -
Сочувствующий стиль семейного воспитания: сущность и коррекция -
Гибкий стиль семейного воспитания: сущность -
Сущность понятия «ответственное родительство». Психолого-педагогические особенности родительства. -
Компоненты комплексной структуры родительства. Основные факторы и уровни формирования родительства. -
Возможности активизации педагогического потенциала семей с детьми. Особенности деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности.
Критерии оценки устного ответа
5 баллов. Студент демонстрирует владение знаниями основ семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; методики диагностики семейного неблагополучия; методику социально-педагогической поддержки семьи с детьми; о технологиях индивидуализации обучения, развития, воспитания; научных подходов к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; основных понятий, определений и принципов работы, используемых в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области;
4 балла. Студент демонстрирует владение знаниями основ семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; отдельных методик диагностики семейного неблагополучия; методику социально-педагогической поддержки семьи с детьми; допускает неточности в знаниях основ ЭО и ДОТ; об отдельных технологиях индивидуализации обучения, развития, воспитания; научных подходов к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; в определении основных понятий, принципов работы, используемых в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области;
3 балла. Студент демонстрирует владение отдельными, разрозненными знаниями основ семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; отдельных методик диагностики семейного неблагополучия; методику социально-педагогической поддержки семьи с детьми; допускает неточности в знаниях основ ЭО и ДОТ; имеет общее представление об отдельных технологиях индивидуализации обучения, развития, воспитания; научных подходов к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; в определении основных понятий, принципов работы, используемых в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области есть неточности;
2-0 баллов. Студент демонстрирует владение отрывочными знаниями основ семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; допускает неточности в определении методик диагностики семейного неблагополучия; допускает неточности в знаниях основ ЭО и ДОТ; имеет общее представление об отдельных технологиях индивидуализации обучения, развития, воспитания; научных подходов к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; оценить сформированность компетенций на пороговом уровне не представляется возможным.
3.3. Практическое задание (0-25 баллов) – разработка и представление программы взаимодействия с семьёй с детьми
Студент выполняет практическое задание – разрабатывает и защищает программу взаимодействия с семьёй с детьми сроком на один год, включающую различные направления работы с семьями (например: информационно-просветительская, профилактическая, коррекционная работа), к защите программы готовит презентацию (до 12 слайдов). Основу программы составляют эмпирические данные, полученные студентом в рамках освоения дисциплин модуля и/или подготовки курсовой работы. Целевая группа может быть выбрана студентом самостоятельно. Формы и методы работы по взаимодействию с семьёй с детьми выбираются с учетом и на основе содержания лабораторно-практических занятий по модулю (например: тематическое родительское собрание).
Программа разрабатывается в период изучения дисциплин модуля «Сопровождение семей с детьми» каждым студентом индивидуально.
Разработка программы как текста оценивается от 0 до 20 баллов. Устная защита программы оценивается от 0 до 5 баллов.
Структура программы:
-
Название программы -
Характеристика целевой группы -
Актуальность программы в решении проблем семей с детьми, семей целевой группы -
Цель и задачи программы -
Ожидаемый социальный и педагогический эффект -
База реализации программы -
Этапы и основное содержание программы -
Библиографический список -
Приложения (при необходимости)
-
Разработка программы взаимодействия с семьями.