Файл: Комплексный экзамен по модулю Сопровождение семей с детьми.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексный экзамен по модулю

«Сопровождение семей с детьми»

(3-й курс очной формы обучения 2022/2023 уч. год)
Направление 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология и социальная педагогика

  1. Общие положения

Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена по модулю с учетом суммы рейтинговых баллов, набранных студентом в течение семестра по дисциплинам модуля «Семьеведение», «Методика формирования ответственного родительства», «Социально-психологическая диагностика и коррекция стиля семейного воспитания», «Сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов», «Консультирование семей, находящихся в конфликтном и кризисном состоянии», «Сопровождение семей с детьми в центре психолого-педагогической помощи населению».

Оценка за комплексный экзамен выставляется на основе рейтинга. Максимальная сумма (100 баллов), набираемая студентом по модулю, включает две составляющие:

  • оценка преподавателями результатов текущей учебной деятельности студента по изучению дисциплин модуля в течение семестра (не более 60 баллов за каждую дисциплину). Рейтинг студента в целом за модуль определяется как среднее арифметическое баллов по отдельным учебным дисциплинам модуля, изучаемым в соответствии с учебным планом.

  • оценка знаний студента на экзамене (до 40 баллов).

  1. Формируемые компетенции

Оцениванию на экзамене у студента подлежит уровень сформированности компетенций:

ОПК–6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

ОПК–7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ;

ОПК–9. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности


ПК-3. Способен осуществлять поддержку семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

в части:

студент знает:

  • технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;

  • научные подходы к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик;

  • основные понятия, определения и принципы работы, используемые в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области;

  • основы семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; методики диагностики семейного неблагополучия; методику социально-педагогической поддержки семьи с детьми;

студент умеет:

  • применять психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания;

  • организовывать социально и личностно значимую деятельность обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

  • отбирать педагогические технологии, в том числе современные информационные (цифровые) технологии и программные средства, включая средства отечественного производства, для индивидуализации обучения, развития, воспитания;

  • проектировать педагогическую деятельность на основе научных подходов к анализу и оценке ее предполагаемых и реальных результатов, а также осуществляя адаптацию и внедрение передового педагогического опыта в сфере общего и дополнительного образования;

  • выполнять трудовые действия с использованием информационных технологий при решении задач профессиональной деятельности;

  • проектировать и реализовывать программы выявления семейного неблагополучия; оценивать риски семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми; определять возможности активизации педагогического потенциала семей; проектировать и реализовывать социально-психологическую реабилитацию семьи;

  • определять возможности активизации педагогического потенциала семей с детьми и проведения социально-психологической реабилитации;


студент владеет:

  • готовностью выстраивать личную траекторию развития обучающегося на основе принципов детерминизма, системности, непрерывности и целостности;

  • готовностью к обоснованию содержания научных понятий, характеризующих педагогическую деятельность, к анализу и оценке ее результатов в общем и дополнительном образовании на основе профессиональной рефлексии с учетом ее ключевых целевых, содержательных и процессуальных характеристик;

  • навыками поиска, сбора, хранения, обработки информации на основе информационной культуры с применением информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности;

  • готовностью осуществлять поддержку семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

  1. Содержание комплексного экзамена.

Комплексный экзамен по модулю включает:

  • тестирование – до 10 баллов;

  • устный ответ на вопросы из области теории и практики социально-педагогического сопровождения семей с детьми – до 5 баллов;

  • практическое задание – до 25 баллов.

3.1. Тестирование (от 0 до 10 баллов)

В форме тестирования проводится оценка степени сформированности компетенций в приоритетном порядке в части «знает». Тест содержит 20 вопросов в области сопровождения семей с детьми.

3.2. Устный ответ на вопросы (от 0 до 5 баллов)

Студент отвечает на вопрос экзаменационного билета, демонстрируя в приоритетном порядке степень сформированности компетенций в части «знает». Вопросы включают содержание теории и практики в области социально-педагогического сопровождения семей с детьми, экзаменационный билет содержит 2 вопроса.

Примерные вопросы:

  1. Понятие семьи в парадигме традиции: семья как андрогин и малая церковь. Сущность понятия «любовь» в работах Э.Фромма.

  2. Наставническая модель помощи традиционным семьям: цели, содержание и позиция специалиста. Формы духовной поддержки религиозной и светской семьи.

  3. Понятие семьи в парадигме модерна: функции семьи в становлении ребенка, роли членов семьи в малой группе. Сущность понятия «совместимость».

  4. Медицинская и социальная модели работы с современной семьей: сравнительная характеристика. Позиция специалиста как защитника прав и интересов ребенка в семье и как посредника в урегулировании семейных конфликтов: возможности и риски.

  5. Понятие семьи в парадигме постмодерна: семья как пространство, семейная жизнь как игра. Макдональдизация семьи.

  6. Психотерапевтическая модель работы с прогрессивной семьей: цели, содержание и позиция специалиста.

  7. Концепция семейной политики в РФ. Ювенальный и традиционный подходы в российской семейной политике.

  8. Семейный кодекс РФ: права и обязанности родителей и детей в семье.

  9. Жизнеспособность семьи: факторы риска и защитные факторы. Методики оценки жизнеспособности семьи: опросник Д.Олсона, тест семейных ресурсов (А.В.Махнач, Ю.В.Постылякова)

  10. Психология семьи: этапы жизненного цикла семьи.

  11. Понятие и уровни семейного неблагополучия. Методика оценки семейного неблагополучия.

  12. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей с детьми на адаптационном и базовом (профилактическом) уровнях

  13. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей с детьми на кризисном и экстренном уровнях

  14. Содержание консультирования семей, находящихся в конфликтном и кризисном состоянии.

  15. Попустительский стиль семейного воспитания: сущность и коррекция

  16. Состязательный стиль семейного воспитания: сущность и коррекция

  17. Рассудительный стиль семейного воспитания: сущность и коррекция

  18. Предупредительный стиль семейного воспитания: сущность и коррекция

  19. Контролирующий стиль семейного воспитания: сущность и коррекция

  20. Сочувствующий стиль семейного воспитания: сущность и коррекция

  21. Гибкий стиль семейного воспитания: сущность

  22. Сущность понятия «ответственное родительство». Психолого-педагогические особенности родительства.

  23. Компоненты комплексной структуры родительства. Основные факторы и уровни формирования родительства.

  24. Возможности активизации педагогического потенциала семей с детьми. Особенности деятельности педагогов по развитию у родителей (законных представителей) социально-педагогической компетентности.


Критерии оценки устного ответа

5 баллов. Студент демонстрирует владение знаниями основ семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; методики диагностики семейного неблагополучия; методику социально-педагогической поддержки семьи с детьми; о технологиях индивидуализации обучения, развития, воспитания; научных подходов к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; основных понятий, определений и принципов работы, используемых в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области;

4 балла. Студент демонстрирует владение знаниями основ семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; отдельных методик диагностики семейного неблагополучия; методику социально-педагогической поддержки семьи с детьми; допускает неточности в знаниях основ ЭО и ДОТ; об отдельных технологиях индивидуализации обучения, развития, воспитания; научных подходов к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; в определении основных понятий, принципов работы, используемых в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области;

3 балла. Студент демонстрирует владение отдельными, разрозненными знаниями основ семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; отдельных методик диагностики семейного неблагополучия; методику социально-педагогической поддержки семьи с детьми; допускает неточности в знаниях основ ЭО и ДОТ; имеет общее представление об отдельных технологиях индивидуализации обучения, развития, воспитания; научных подходов к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; в определении основных понятий, принципов работы, используемых в теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий, информационные ресурсы и базы данных в профессиональной области есть неточности;


2-0 баллов. Студент демонстрирует владение отрывочными знаниями основ семьеведения как междисциплинарой отрасли, объединяющей исследования в области семейного права, социологии и психологии семьи, семейной педагогики и социальной работы с семьей; допускает неточности в определении методик диагностики семейного неблагополучия; допускает неточности в знаниях основ ЭО и ДОТ; имеет общее представление об отдельных технологиях индивидуализации обучения, развития, воспитания; научных подходов к анализу и оценке результатов педагогической деятельности в общем, дополнительном и инклюзивном образовании с учетом методологии исследования, а также содержательных и процессуальных характеристик; оценить сформированность компетенций на пороговом уровне не представляется возможным.

3.3. Практическое задание (0-25 баллов) – разработка и представление программы взаимодействия с семьёй с детьми

Студент выполняет практическое задание – разрабатывает и защищает программу взаимодействия с семьёй с детьми сроком на один год, включающую различные направления работы с семьями (например: информационно-просветительская, профилактическая, коррекционная работа), к защите программы готовит презентацию (до 12 слайдов). Основу программы составляют эмпирические данные, полученные студентом в рамках освоения дисциплин модуля и/или подготовки курсовой работы. Целевая группа может быть выбрана студентом самостоятельно. Формы и методы работы по взаимодействию с семьёй с детьми выбираются с учетом и на основе содержания лабораторно-практических занятий по модулю (например: тематическое родительское собрание).

Программа разрабатывается в период изучения дисциплин модуля «Сопровождение семей с детьми» каждым студентом индивидуально.

Разработка программы как текста оценивается от 0 до 20 баллов. Устная защита программы оценивается от 0 до 5 баллов.

Структура программы:

  • Название программы

  • Характеристика целевой группы

  • Актуальность программы в решении проблем семей с детьми, семей целевой группы

  • Цель и задачи программы

  • Ожидаемый социальный и педагогический эффект

  • База реализации программы

  • Этапы и основное содержание программы

  • Библиографический список

  • Приложения (при необходимости)

      1. Разработка программы взаимодействия с семьями.