Файл: Основные подсистемы и элементы управления проектами Система управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные подсистемы и элементы управления
проектами
Система управления
проектами организации
Цель изучения темы: изучение основных подсистем и элементов проектного управления
Задачи темы:

исследовать основные исторические этапы проектного управления;

рассмотреть структуры и жизненный цикл проекта;

проанализировать участников и организационные структуры проектов.
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:

историю управления проектами;

систему стандартов проектного управления;

основные понятия проектного менеджмента;

типы структурных моделей проектов;

состав фаз жизненного цикла проекта;

типы организационных структур проекта.
Уметь:

проводить классификацию проектов;

формулировать цели и стратегию проектов;

проводить структуризацию проектов;

определять заинтересованные стороны проекта;

определять критерии успеха проекта.
Владеть:

навыками в управлении проектами.
Учебные вопросы темы:
1. История и основной понятийный аппарат проектного менеджмента
2. Структуры и жизненный цикл проекта
3. Участники и организация проекта

Вопрос 1. История и основной понятийный аппарат проектного
менеджмента
Если обратиться к Большому энциклопедическому словарю, то можно обнаружить три определения понятия «проект»:
Проект (от лат. projectus, буквально – брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. Чаще всего в отечественной практике понятие «проект» связывается с первым его значением, т. е. комплексом технической и сметной документации для создания чего-либо. Однако на западе для обозначения такого понятия чаще применяется термин design, а понятие «проект» (project) трактуется более широко. С этой точки зрения ни сообщенная нам устно, ни изложенная на бумаге какая-либо идея сама по себе никаким действием не является, это есть лишь описание предполагаемого действия.
Тем не менее, довольно часто под этим термином понимается некая кипа бумаг, на титульном листе которой написано «проект». Можно констатировать, что смысловая нагрузка этого понятия во многом зависит от контекста. Таким образом, следует различать сами действия, образующие проект, и описание этих действий, изложенные в той или иной форме. В дальнейшем мы сосредоточимся, прежде всего, на рассмотрении действий, периодически обращаясь к их описанию.
Вот как определяют этот термин в Российской Ассоциации Управления проектами СОВНЕТ: Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Словосочетание «отдельной системы», включенное в определение, указывает не только на целостность проекта и его разграничение с другими предприятиями, но и подчеркивает единственность проекта (в отличие от серийного производства), а значит – его неповторимость и признаки новизны.
Специалисты компании «Консалтинг ПРИМ» считают, что: Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета. Московское отделение Ассоциации управления проектами Project
Management Institute (PMI) – Институт Управления Проектами дает следующее определение: Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг. «Временное» означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты.
«Уникальных» означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.
Представленные варианты определения иллюстрируют многообразие взглядов на проект, как понятие. Можно утверждать, что каждый специалист, произнося слово проект, имеет свое индивидуальное представление о содержании этого понятия. Не имея критерия выбора того или иного определения автор вынужден сформулировать свое. Поэтому, условимся понимать под «проектом» в заданном нами контексте следующее:

проект (project) – целенаправленный, заранее проанализированный и спланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию или изменению какого-либо объекта (совокупности объектов) направленный на достижение заранее определенных целей в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и определенном качестве.

проектные материалы (project documents) – документ (система документов), содержащий описание и обоснование проекта.



проектирование (projecting, designing) – процесс подготовки
(разработки) проектных материалов.

проектировщик (designer)
– лицо, разрабатывающее или участвующее в разработке проектных материалов.
По сути, в определении проекта как понятия заложен основной принцип зарождения и формирования концепции проекта, описываемый так называемым треугольником ограничений цена – сроки – качество.
Таким образом, все проекты имеют между собой ряд общих признаков, делающих их проектами:

направленность на достижение конкретных целей;

координированное выполнение взаимосвязанных действий;

ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и окончанием;

сформированный и обоснованный бюджет;

определенное качество;

неповторимость и уникальность.
В общем случае, именно эти четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности. Каждая из названных характеристик имеет важный внутренний смысл, и поэтому мы их рассмотрим более пристально.
Направленность на достижение целей. Проекты всегда нацелены на получение конкретных результатов. Именно эти результаты, сформулированные в форме целей, являются основой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты. Проект обычно представляет собой совокупность взаимосвязанных целей. Например, основной целью проекта в области ИТ, может быть разработка информационной системы управления предприятием. Однако такая целевая установка предполагает наличие нескольких подцелей, которыми могут быть: разработка базы данных, математического и программного и технического обеспечения системы, ее тестирование.
В разработке базы данных, в свою очередь, также могут быть выделены цели более низкого уровня – разработка логической структуры базы данных, реализация базы данных с помощью подсистемы управления базами данных, и так далее. От того, на сколько точно определены и формулированы цели, начиная со стратегических, до детализированных оперативных целей и задач зависит в конечном итоге успех проекта. Проблема формулирования совокупности целей в виде, например, дерева целей представляет собой слабо структурированную задачу, не имеющую унифицированного алгоритма, критериев и параметров. В этом случае специалист вынужден оперировать лингвистическими моделями, семантические поля которых не всегда имеют четкие границы.
Координированное выполнение взаимосвязанных действий. Проекты сложны уже по самой своей сути. Они включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий. В отдельных случаях эти взаимозависимости достаточно очевидны (например, технологические), в других случаях они имеют более тонкую природу. Некоторые промежуточные задания не могут быть реализованы, пока не завершены другие задания; некоторые задания могут осуществляться только параллельно, и так далее. Если нарушается синхронизация выполнения разных заданий, весь проект может быть поставлен под угрозу. Если немного задуматься над этой характеристикой проекта, становится очевидным тот факт, что проект – это система, то есть целое, складывающееся из взаимосвязанных частей, причем система динамическая, и, следовательно, требующая особых подходов к управлению.
Ограниченная протяженность во времени. Проекты выполняются в течение конечного периода времени. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные

цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания заданий, входящих в проект.
История управления проектами проходит несколько этапов
30-50 годы XX века

начало управления проектами на Западе:

1937 г.

американским ученым Гуликом была осуществлена первая разработка по матричной организации для руководства и осуществления сложных проектов;

1956 г.

компания "Дюпон де Немур" (Du Pont de Nemours Co.) образовала группу для разработки методов и средств управления проектами;

1957 г.

коллективом Remington Rand , возглавляемым Kelly и
Walker, был разработан метод критического пути (CPM) с программной реализацией на ЭВМ UNIVAC;

1957-58 гг.

для программы «Поларис» (US Navy) была разработана и опробована система сетевого планирования PERT;

1959 г.

комитетом Андерсона (NASA) был предложен системный подход к управлению проектом по стадиям его жизненного цикла, в котором особое внимание уделялось предпроектному анализу;

разработанные в 1956-58 гг. методы и техника сетевого планирования дали мощный толчок развитию УП;

развитие УП в 50-е гг. завершилось публикацией Gaddis в Harvard
Business Review первой обобщающей статьи по управлению проектами.
60-е гг.

развитие методов сетевого планирования:

развитие УП концентрируется почти исключительно на методах и средствах PERT и CPM;

расширяется сфера применения сетевых методов. Начинается раcпространение сетевых методов УП в Европу и другие континенты;

дальнейшее развитие организационных форм, появление матричной формы организации;

Лауренс и Лорш, Галбрейт и др. предложили виды возможных интеграционных механизмов и условия, при которых они должны быть использованы;

разрабатывается целостная система материально-технического обеспечения (1966);

появляется система GERT (1966), использующая новую генерацию сетевых моделей.
70-е годы – развитие системного подхода к управлению проектами:

продолжается развитие и внедрение систем сетевого планирования и управления;

метод CPM получает законодательную поддержку;

в УП учитывается «внешнее» окружение проектов и формальное влияние внешних факторов

экономических, экологических, общественных и др;

решаются проблемы руководителя проекта и команды проекта (1971);

Разрабатываются методы управления конфликтами (1977);

рассматриваются организационные структуры УП (1977-79);

создаются профессиональные организации управления проектами:
1. в Европе

Международная Ассоциация управления проектами
(IPMA);
2. в Северной Америке

Институт управления проектами (PMI);


3. в Австралии

Австралийский институт управления проектами
(AIPM);
4. в Азии

Японская ассоциация развития инжиниринга (ENAA).
80-е годы

управление проектами сформировалась как сфера профессиональной деятельности:

в начале 80-х

высокий уровень неудач воплощения УП, но с середины 80-х ситуация стала улучшаться;

развиваются методы УП в строительстве с ориентацией на заказчика.

в практику входят методы управления конфигурацией и изменениями;

развивается управление качеством в проекте;

осознается высокая роль и значение партнерства и слаженной работы команды проекта;

управление риском выделяется в самостоятельную дисциплину в сфере УП;

появляются компьютеры четвертого поколения и новые информационные технологии, что обеспечивает более эффективное использование методов и средств УП;

в США публикуется первая коллективная работа института PMI -
Project Management Body of Knowledge (Свод знаний по УП) [1], в которой определены место, роль и структура методов и средств УП и их вклад в общее управление;

УП окончательно сформировалось как самостоятельная междисциплинарная сфера профессиональной деятельности.
90-е гг. – новые направления и сферы приложения управления проектами:

в 1991 г. в Германии выходит в свет капитальный труд – учебник и практическое руководство по УП, подготовленные национальной Ассоциацией
Управления Проектами Германии (GPM), в котором обобщен и систематизирован многолетний опыт по управлению проектами в Германии;

начало трансферта знаний и опыта УП в развивающиеся страны;

создание Советской (позже Российской) Ассоциации управления проектами СОВНЕТ;

осознание возможностей и полезности применения УП в нетрадиционных сферах: социальные и экономические проекты, крупные международные проекты и др. Изучение возможности использования УП как методов и средств управления реформами;

осознание необходимости и возможности, а также практическое начало процессов глобализации, унификации и стандартизации в области УП;

начало разработки и использования в УП новых информационных технологий на основе всемирной компьютерной сети Интернет;

разработка и ввод в действие программ сертификации менеджеров проекта;

разработка и ввод в действие международных (ISO 10006) и национальных (APM, PMI, AI PM) стандартов по управлению проектами
В попытке структурировать проблему проекты обычно принято классифицировать по определенным признакам. В различных источниках можно встретить разные, и вполне обоснованные, подходы к такого рода классификация.
Причина многообразия подходов кроется в собирательном характере самого понятия «проект». Поэтому следует отдавать себе отчет в том, что предлагаемый подход к структурированию проблемы может рассматриваться лишь как одна из версий.
Итак, условимся классифицировать проекты по следующим критериям:



по объектам: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный. В данном случае подразумевается доминирующая составляющая проекта, так как любой проект имеет и техническую, и организационную, и экономическую, и социальную составляющие. Однако, если сравнить, например, реструктуризацию системы управления организации и создание новой технологической линии на предприятии, можно достаточно ясно представить необходимость такого рода классификации;

по масштабам: малый, средний, крупный, мегапроект. Оценка масштабов проекта – во многом субъективная процедура, отражающая взгляд участников на проект. Этот взгляд во многом определяется и степенью участия конкретного лица, и престижностью проекта, и ресурсным потенциалом его участников. В любом случае, выбор критериев масштаба проекта определяется конкретной ситуацией;

по длительности: краткосрочный (от 1-го, до 3-х лет), среднесрочный (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочный (свыше 5-ти лет).
Характеристика проекта по его длительности предопределена в основном циклами экономической деятельности и подходом к планированию процессов;

по сложности: простой, сложный, очень сложный. Сами термины, применяемые в такого рода классификации не предполагают количественных критериев. Такую классификацию целесообразно применять с учетом потенциала участника проекта. Косвенным признаком сложности проекта может являться удельный вес затрат на его прединвестиционную проработку. Сложный, с точки зрения его участника, проект предопределяет более пристальное внимание к предварительным исследованиям приемлемости участия в нем и, как следствие, большие затраты. Например, большинство инновационных проектов по определению рассматриваются как сложные;

по типам: мононопроект, мультипроект. Так же, как и в предыдущем случае в этой классификации отражены, прежде всего, характерологические особенности проекта;

по
видам: инвестиционный, инновационный, научно- исследовательский, учебно-образовательный, комбинированный и т. д.
Хотя представленная классификация в определенной степени условна, она позволяет достаточно ясно сформулировать позицию каждого участника проекта.
Рассмотрим некоторые понятия, приведенные в данной классификации.
Монопроект – представляет собой отдельный проект любого вида
(инвестиционный, инновационный, социальный или др.), имеющий, как и большинство других проектов, четко очерченные ресурсные, временные и др. рамки. Однако основными отличительными особенностями монопроектов являются: ограниченный круг участников (один заказчик, один подрядчик, один инвестор и т. д., нередко эти функции объединяются в одном лице) и наличие, чаще всего, одного объекта, подлежащего созданию или изменению. Например, строительство объектов, на которых работы выполняет один подрядчик; или создание малого предприятия, осуществляющего узко направленную деятельность.
Монопроект зарождается, как правило, либо в недрах организации как инструмент решения текущих задач, либо представляет собой частную инициативу какого-либо лица. Во многом отнесение какого-либо проекта к классу монопроекта зависит от точки зрения. Например, строительство многоквартирного частного дома подрядчиком может рассматриваться как монопроект, однако в инвестировании такого рода проекта бывает задействовано значительное количество частных инвесторов, и для них этот проект будет представляться мультипроектом.
Мультипроект – это комплексный проект, включающий несколько монопроектов. Как правило, такого рода проект отличается от монопроекта