Файл: Основные подсистемы и элементы управления проектами Система управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рамках, которой реализуется проект. В качестве примера ниже мы приводим один из вариантов основных функций менеджера проекта (сфера - строительство):
оказание консультационной помощи заказчику;
выбор проектировщиков и подрядчиков;
организация предпроектных работ и разработка задания на проектирование;
подготовка документов на заключение контрактов;
оформление договора на поставку материалов;
планирование, составление сетевых графиков и календарных планов;
контроль за стоимостью, сроками и качеством строительства;
ввод объекта в эксплуатацию.
Следует отметить еще два важных момента, имеющих отношение к роли и месту менеджера проекта внутри компании.
Позиция менеджера проекта в большинстве организаций была не очень привлекательной для многих специалистов, имеющих необходимую квалификацию в управлении проектом. И это происходило из-за того, что принято считать: карьера может быть сделана только в функциональной сфере. В этой сфере человек находится на конкретном месте служебной лестницы, позиция менеджера проекта не имеет таких же определенных шансов на успех. И тем не менее с ростом слияний и разделений компаний, сокращением уровней управления во многих крупных структурах, с появлением новых направлений бизнеса и многими другими изменениями в России
популярность и привлекательность позиции менеджера проекта безусловно увеличилась.
Второй момент относится к причинам, тормозящим продвижение методов управления проектами в организациях. Многие руководители предприятий по- прежнему очень неохотно делегируют реальные полномочия менеджерам проектов и передают им необходимую для полноценного управления проектом служебную информацию. В ответ на это менеджеры проектов часто исключают из планов проектов те операции или вопросы, по которым у них из-за недостатка полномочий или информации могут возникнуть проблемы.
Для эффективного управления проектами, по мнению некоторых зарубежных специалистов, необходим менеджер особого типа. В основном это очень коммуникабельный человек, дальновидный и ясно мыслящий, умеющий слушать других, создавать атмосферу коллективности.
Команда проекта
это временная группа специалистов, создаваемая на период выполнения проекта. Основная задача этой группы - обеспечение достижения целей проекта.
Наши отечественные специалисты выделяют пять этапов в жизненном цикле команды проекта.
Формирование. На этом этапе члены команды знакомятся друг с другом.
Менеджер проекта занимается формированием благоприятных взаимоотношений и эффективного взаимодействия в команде, сплочением участников на основе главной цели проекта, начинается выработка общих норм и согласование ценностей. Кроме этого менеджер простраивает эффективные отношения с окружением и внешними участниками проекта.
Этап срабатываемости участников. В процессе совместной работы над проектом проявляются различия в подходах и методах, используемых участниками, возникают трудности и конфликтные ситуации в работе команды.
Менеджер проекта уделяет особое внимание формированию конструктивных позиций у участников проекта при решении возникающих проблем и оптимальному распределению ролей в команде.
Этап нормального функционирования. К этому этапу у участников уже формируется чувство команды, все они, как правило, уже понимают, что от них
оказание консультационной помощи заказчику;
выбор проектировщиков и подрядчиков;
организация предпроектных работ и разработка задания на проектирование;
подготовка документов на заключение контрактов;
оформление договора на поставку материалов;
планирование, составление сетевых графиков и календарных планов;
контроль за стоимостью, сроками и качеством строительства;
ввод объекта в эксплуатацию.
Следует отметить еще два важных момента, имеющих отношение к роли и месту менеджера проекта внутри компании.
Позиция менеджера проекта в большинстве организаций была не очень привлекательной для многих специалистов, имеющих необходимую квалификацию в управлении проектом. И это происходило из-за того, что принято считать: карьера может быть сделана только в функциональной сфере. В этой сфере человек находится на конкретном месте служебной лестницы, позиция менеджера проекта не имеет таких же определенных шансов на успех. И тем не менее с ростом слияний и разделений компаний, сокращением уровней управления во многих крупных структурах, с появлением новых направлений бизнеса и многими другими изменениями в России
популярность и привлекательность позиции менеджера проекта безусловно увеличилась.
Второй момент относится к причинам, тормозящим продвижение методов управления проектами в организациях. Многие руководители предприятий по- прежнему очень неохотно делегируют реальные полномочия менеджерам проектов и передают им необходимую для полноценного управления проектом служебную информацию. В ответ на это менеджеры проектов часто исключают из планов проектов те операции или вопросы, по которым у них из-за недостатка полномочий или информации могут возникнуть проблемы.
Для эффективного управления проектами, по мнению некоторых зарубежных специалистов, необходим менеджер особого типа. В основном это очень коммуникабельный человек, дальновидный и ясно мыслящий, умеющий слушать других, создавать атмосферу коллективности.
Команда проекта
это временная группа специалистов, создаваемая на период выполнения проекта. Основная задача этой группы - обеспечение достижения целей проекта.
Наши отечественные специалисты выделяют пять этапов в жизненном цикле команды проекта.
Формирование. На этом этапе члены команды знакомятся друг с другом.
Менеджер проекта занимается формированием благоприятных взаимоотношений и эффективного взаимодействия в команде, сплочением участников на основе главной цели проекта, начинается выработка общих норм и согласование ценностей. Кроме этого менеджер простраивает эффективные отношения с окружением и внешними участниками проекта.
Этап срабатываемости участников. В процессе совместной работы над проектом проявляются различия в подходах и методах, используемых участниками, возникают трудности и конфликтные ситуации в работе команды.
Менеджер проекта уделяет особое внимание формированию конструктивных позиций у участников проекта при решении возникающих проблем и оптимальному распределению ролей в команде.
Этап нормального функционирования. К этому этапу у участников уже формируется чувство команды, все они, как правило, уже понимают, что от них
требуется для достижения общей цели и выполняют определенную для них в рамках проекта часть работы. Этот этап является самым продолжительным и самым продуктивным для проекта.
Этап реорганизации. На этом этапе менеджер, как правило, производит изменения в количественном и качественном составе команды. Это связано различными причинами, в том числе и с такими, как: изменения в объемах и видах работ, необходимость замены некоторых работников из-за их непригодности, потребность в привлечении новых специалистов или временных экспертов.
Этап расформирования команды. По завершению проекта команда расформировывается. Два типичных сценария развития событий на этом этапе таковы.
В первом случае, когда команда достигает успеха в реализации проекта, все ее участники получают удовлетворение от совместной работы и готовы к дальнейшему сотрудничеству. При открытии нового проекта менеджер, как правило, и приглашает в команду этих же людей.
Во втором случае, когда проект неуспешен, команда расформировывается, и чаще всего далее уже не собирается в таком составе.
Опыт реализации различных проектов показывает, что оптимальный период работы проектной команды
1,5
2 года. Затем ее эффективность падает. Для решения данной проблемы специалисты рекомендуют периодически возвращать участников проекта обратно в функциональные подразделения и привлекать новых сотрудников.
По количеству участников наиболее эффективными являются команды или группы, входящие в состав команд, численностью в 6
8 человек.
Критерии успеха и неудач проекта (Project success and failure criteria) представляют собой совокупность показателей, которые дают возможность судить об успешности выполнения проекта.
Главным требованиям к критериям является их однозначное и ясное определение. Для каждого проекта и каждого заказчика критерии успеха должны быть определены, оценены и проанализированы. Можно выделить три основных типа критериев:
традиционные для управления проектами критерий: «в срок, в рамках выделенного бюджета, в соответствии с требованиями к качеству и к результатам проекта»;
специфические критерии ведущей в проекте организации, например, заказчика или пользователя;
выгоды для участников проекта.
Примеры критериев успешного выполнения проекта (Project success criteria):
обеспечение требуемой функциональности;
выполнение требований клиента;
выгода для подрядчика;
удовлетворение потребностей всех участников проекта;
достижение предварительно поставленных целей.
Примеры критериев неудачного выполнения проекта (Project failure criteria):
превышение лимита затрат или времени;
несоответствие требуемому качеству;
незнание или игнорирование требований или претензий.
Факторы, влияющие на успех проекта:
ясно сформулированные цели, задачи, стратегии;
координация и взаимосвязи;
адекватная структура;
уникальность, актуальность и прозрачность проекта;
Этап реорганизации. На этом этапе менеджер, как правило, производит изменения в количественном и качественном составе команды. Это связано различными причинами, в том числе и с такими, как: изменения в объемах и видах работ, необходимость замены некоторых работников из-за их непригодности, потребность в привлечении новых специалистов или временных экспертов.
Этап расформирования команды. По завершению проекта команда расформировывается. Два типичных сценария развития событий на этом этапе таковы.
В первом случае, когда команда достигает успеха в реализации проекта, все ее участники получают удовлетворение от совместной работы и готовы к дальнейшему сотрудничеству. При открытии нового проекта менеджер, как правило, и приглашает в команду этих же людей.
Во втором случае, когда проект неуспешен, команда расформировывается, и чаще всего далее уже не собирается в таком составе.
Опыт реализации различных проектов показывает, что оптимальный период работы проектной команды
1,5
2 года. Затем ее эффективность падает. Для решения данной проблемы специалисты рекомендуют периодически возвращать участников проекта обратно в функциональные подразделения и привлекать новых сотрудников.
По количеству участников наиболее эффективными являются команды или группы, входящие в состав команд, численностью в 6
8 человек.
Критерии успеха и неудач проекта (Project success and failure criteria) представляют собой совокупность показателей, которые дают возможность судить об успешности выполнения проекта.
Главным требованиям к критериям является их однозначное и ясное определение. Для каждого проекта и каждого заказчика критерии успеха должны быть определены, оценены и проанализированы. Можно выделить три основных типа критериев:
традиционные для управления проектами критерий: «в срок, в рамках выделенного бюджета, в соответствии с требованиями к качеству и к результатам проекта»;
специфические критерии ведущей в проекте организации, например, заказчика или пользователя;
выгоды для участников проекта.
Примеры критериев успешного выполнения проекта (Project success criteria):
обеспечение требуемой функциональности;
выполнение требований клиента;
выгода для подрядчика;
удовлетворение потребностей всех участников проекта;
достижение предварительно поставленных целей.
Примеры критериев неудачного выполнения проекта (Project failure criteria):
превышение лимита затрат или времени;
несоответствие требуемому качеству;
незнание или игнорирование требований или претензий.
Факторы, влияющие на успех проекта:
ясно сформулированные цели, задачи, стратегии;
координация и взаимосвязи;
адекватная структура;
уникальность, актуальность и прозрачность проекта;
четко обозначенные и согласованные критерии успеха;
конкурентная сфера и бюджетные ограничения;
оптимистичность, концептуальная сложность проекта;
использование внешних возможностей.
Также критериями успеха проекта признаются следующие неявные факторы (Soft factors):
квалификация персонала;
общественное поведение в конфликтах;
мотивация работы;
стиль менеджмента.
Основные причины неудач проектов:
неясные цели;
недостаточная поддержка со стороны высшего руководства;
недостаточно эффективное взаимодействие в проекте;
недостаточное финансирование;
изменение приоритетов бизнеса;
недостаток самоуправления;
неэффективная команда;
недостаточно эффективные коммуникации.
1. Оформить графически организационную структуру проекта. Организационная структура проекта – один из основополагающих документов и должен выглядеть прилично, чтобы его воспринимали всерьез.
2. Показать получившуюся оргстурктуру проекта кому-нибудь, не входящему в нее, но понимающему контекст. Этот человек сможет вам подсказать, что в ней непонятно, и, возможно, обратит вниманием на какие-то логические или политические несоответствия, т.к. в процессе разработки взгляд все-таки замыливается.
3. Согласовать построенную организационную структуру со спонсором проекта или с другими заинтересованными лицами,
4. После того, как оргструктура проекта согласована со спонсором – либо добавить ее в устав, либо вынести на согласование на соответствующий уровень как часть плана управления проектом.
Вопросы для самопроверки
1.
Охарактеризуйте основные этапы развития проектного управления.
2.
Какие существуют стандарты проектного управления?
3.
Проведите анализ различных определений понятий проект.
4.
Опишите основные варианты классификации проектов.
5.
Что такое стратегия проекта?
6.
Что такое структура проектов?
7.
Опишите основные типы структурных моделей проектов.
8.
Охарактеризуйте особенности жизненного цикла традиционных и нетрадиционных проектов.
9.
Опишите критерии успеха и неудач проектов.
10.
Какие существуют организационные структуры проекта?