Файл: Т. Л. Григорьева Профессиональная яконцепция это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Жидкова Юлия Сергеевна
Преподаватель:
Ершова Наталья Николаевна
Задание 1.
1. Приведите пример двух определений Я-концепции педагога, указав авторов определений.
2. Сравните данные определения, каковы их сходства и различия?
3. Какими качествами должен обладать профессиональный педагог?
Ответ:
Вопрос 1:
Т.Л. Григорьева: «Профессиональная Я-концепция – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.»
Е.В. Прокопьева: «Профессиональная Я-концепция – это совокупность представлений о себе в различных отношениях, сторонами которой могут выступать личность самого профессионала; профессия – карьера как предметная область труда; множество профессиональных позиций; последовательность этапов, указывающих на движение личности по профессиональному пути; область и совокупность различного рода достижений; условие и средство развития личности; как профессиональное окружение, включающие реальных и вымышленных профессионалов; близкие человеку люди, члены его семьи и семейные события, жизненные события и ситуации.»
Вопрос 2:
Сходство данных определений состоит в том, что это система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с собой и другими людьми.
Я не вижу особых различий в этих двух определениях. Второе определение более развернуто дополнило первое.
Вопрос 3:
Профессиональные качества:
Трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда.
Человеческие качества:
Человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура.
Задание 2.
Назовите 5 проблем, связанных с педагогической деятельностью, которые снижают, на Ваш взгляд, привлекательность педагогической профессии. Предложите оптимальные, на Ваш взгляд, пути решения этих проблем. Ответ оформите в виде таблицы:
Проблемы педагогической деятельности | Пути решения |
Отсутствие инновационных технологий во многих школах. | Материальное обеспечение от государства поможет решить эту проблему. Учителя могут помочь - продвигая важность идеи новых технологий в администрации учреждений и в вышестоящие органы. |
Низкий престиж педагогической профессии. | Повышение уровня значимости профессии на государственном уровне, формирование положительного имиджа. |
Низкая заработная плата. | Повышение заработной платы учителям. Единый федеральный минимальный оклад хотя бы в 50000 рублей после вычета налогов и система грейдов и доплат за стаж работы для опытных педагогов, уменьшение роли стимулирующих доплат от директора, чтобы руководство не могло рулить этими выплатами. |
Позиция родителей. (Критика учителя в присутствии ученика, подрыв авторитета учителя). | Объяснять родителям, что воспитание и обучение – задача не только учителя, а задача совместная, что все возникающие проблемы решать в диалоге учитель – родитель, без вмешательства в него третьей стороны – ребенка. |
Бесперспективность профессии | Администрации школы стимулировать педагогов материальными и нематериальными способами, такими как: Разовая премия по итогам выполнения работы, учебной четверти, года. Предоставление к почетному званию. Бесплатная путевка в санаторий или дом отдыха. Публичная похвала. |
Задание 3.
Формула «Опять ты НЕ...» — верный способ выращивания неудачника. Сформулируйте правила оценочной безопасности.
Ответ:
Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную: часто достаточно улыбки, одобрительного кивка и т.п.).
Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере" продуктивней сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки".
"На ложку дегтя - бочка меда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. Не обязательно сообщать ученику о его чудовищном неуспехе: «При чтении ты переврал восемь слов!» Гораздо здоровее оценка успеха: «В этом рассказике 20 слов. Ты прочитал верно 12 слов. Победа уже близка!»
Ставить перед ребенком только конкретные цели. "Вместо заклинания: "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективней установка: "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - только пять. Если завтра ты пропустишь четыре, а послезавтра – три, то к пятнице ты напишешь диктант без ошибок!"
"За двумя зайцами...". Не надо перед маленьким школьником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
Каждый человек имеет право на ошибку, ребенок тем более.
Каждый человек имеет право до-сдать и пере-сдать часть работ, по которым его не удовлетворяет результат.
Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания Неудачника.
Задание 4. Подготовьте информацию для проведения родительского собрания по вопросу формирования портфолио ребенка:
1) Что такое портфолио?
2) Для чего необходимо создавать портфолио?
3) Виды портфолио.
4) Временной отрезок, в течение которого будет собираться информация.
5) Структура портфолио: количество, название рубрик.
Ответ:
Вопрос 1:
Портфолио с итальянского дословно переводится как папка с документами.
Идея использовать портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годах ХХ века. К началу нового века эта идея стала популярной во всем мире.
Портфолио ученика представляет собой форму и процесс (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от одноклассников, учителей, родителей, общественных организаций и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей.
Если говорить проще, портфолио – это портфель документов, папка, в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты.
.Вопрос 2:
Портфолио – это необходимый документ, который помогает не только отразить и оценить знания школьника по различным предметам и дисциплинам, но и показать его межпредметные компетенции и прочие достижения, в том числе в творческой и спортивной сферах. Подобная «копилка» успехов помогает поднять самооценку школьника, раскрыть его креативность и стимулировать его развитие.
Вопрос 3:
Виды портфолио:
-
Портфолио документации или портфель отчет, «рабочее» портфолио, тематическое портфолио.
Портфолио этого типа показывает рост и развитие в обучении, представленный работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода освоения какого-либо задания, темы. Содержит индивидуальные текущие работы на занятиях, тесты, эссе, проектные работы. Такое портфолио предназначено в основном для внешнего пользователя (его цель - показать, как учащийся справился с заданием или каким-либо модулем обучения).
-
Рефлексивное портфолио или портфолио дневник.
Это портфолио раскрывает динамику личностного развития учащегося, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане. В эту папку собирают все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, все что делалось в течении определённого срока (например, учебного года).
Этот вид портфолио необходим самому учащемуся для самооценки проделанной работы.
-
Портфолио достижений или портфолио показателей.
Такой вид портфолио лучше всего использовать для суммирования достижений учащегося за всё время обучения. Он должен включать лучшие работы, отобранные как самим учащимся, так и учителями и, возможно, родителями. В это портфолио включаются только завершенные работы. Такие как – мультимедиа-документы (фотографии, видеозаписи и электронные отчеты), и все документы отражающие успехи ученика (похвальные грамоты за участие в различных научно-исследовательских, творческих, спортивных мероприятиях). Портфель
достижений должен включать в себя самоанализ, отражающий степень достижения результатов к настоящему моменту, а также видение и стратегию будущих действий.
Вопрос 4:
Формироваться информацией портфолио будет на протяжении всего начального образования, начальной школы.
Вопрос 5:
-
Общая информация.
В этом разделе помещается автобиография и планы ученика на ближайшее будущее. Автобиография пишется учащегося самостоятельно в свободной форме и должны содержать краткое описание основных событий жизни.
Текст автобиографии и ее внешнее оформление должны быть максимально комфортными для чтения: все пишется разборчивым подчерком или крупным шрифтом. В конце ставится дата написания автобиографии и подпись учащегося.
-
Портфолио документов.
В разделе представляется оригиналы или копии документальных свидетельств индивидуальных образовательных достижений учащегося: документы (сертификаты, удостоверения, грамоты и др.) об участии и победах в конкурсах федерального, регионального, муниципального и внутришкольного уровня, соревнованиях, олимпиадах, свидетельства об окончании музыкальных или художественных школ.
-
Портфолио работ.
Здесь представлены различные творческие и проектные работы, выполненные в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования. Здесь так же могут быть сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.д. не имеющие официального признания на уровне федерации, региона.
-
Портфолио отзывов.
Важной составляющей портфолио отзывов является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность, что позволяет повысить степень осознанности учащимся процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Поэтому в данном разделе ученикам предлагается представлять как отзывы учителей, научных руководителей, так и оценку со стороны учащегося своих достижений.
Пермь - 2023