Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 4. Основы конституционного строя Российской Федерации
Вопросы для рассмотрения:

    1. Понятие основ конституционного строя Российской Федерации.

    2. Гуманистические основы конституционного строя.

    3. Политические основы конституционного строя РФ.

    4. Социально-экономические основы конституционного строя



    1. Понятие основ конституционного строя Российской Федерации


Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией, называется конституционным строем1

Основы конституционного строя — это система базовых конституционных принципов, определяющих фундаментальные устои общественно-политического, правового, конституционного строя А.В. Безруков)2.

Иными словами, под основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои государства, его основные принципы, призванные придать Российской Федерации характер конституционного демократического правового государства (И.С. Яценко)3.

В свою очередь, С.А. Авакьян предлагает понимать под основами конституционного строя совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих политический портрет общества как основанного на политическом плюрализме, природу Российского государства, институты власти в виде непосредственной демократии (референдум, голосование по избранию и по отзыву депутатов и выборных должностных лиц, народные инициативы и т.д.) и соответствующих органов власти, конституционные основы экономической деятельности и многообразие форм собственности4.

Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, обычно не пользуется термином основы конституционного строя. Такой специальной главы нет в конституциях США, ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран встречаются краткие главы: Основные принципы (Италия), Общие положения (Швейцария), О суверенитете (Франция). Но независимо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах конституционного строя и как он и названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во многих зарубежных странах.


Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ.

Принципы организации государства закрепляются здесь (в главе 1) в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (например, федерализм (cт.1,5 в главе «Основы конституционного строя» и затем отдельно - глава 3 «Федеративное устройство»)). То есть именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Из содержания норм, входящих в гл. 1 «Основы конституционного строя», прежде всего следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству.

В этой главе также закрепляются форма правления и общие гарантии против узурпации власти.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать статьи, содержащие основы конституционного строя (их поэтому еще называют «защищенными статьями»), как можно более стабильными.

Таким образом, еще раз можно обобщить - конституционный строй с точки зрения конституционного права есть отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства.



А основы конституционного строя — это система конституционных принципов, закрепляющих основы государственного и общественного строя5.

Есть несколько подходов к определению разновидностей конституционного строя. В данном пособии целесообразно выделить:

  1. Гуманистические основы конституционного строя

  2. Политические основы конституционного строя

  3. Социально-экономические основы конституционного строя.

Рассмотрим отдельные основы конституционного строя подробнее.
4.2. Гуманистические основы конституционного строя

Человек, его права и свободы — высшая ценность. Одна из важнейших основ конституционного строя зафиксирована в ст.2 Конституции РФ 1993 г.: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Это конституционное положение можно полагать сверх принципом всего современного российского конституционного строя в его либеральной концепции, заложенной в действующий Основной закон.

С точки зрения этого доктринального подхода, закрепление данного принципа в ст. 2 Конституции России свидетельствует «о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме человек — государство, при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему счастью»6. С позиций либерализма, ориентированного на индивидуальность личности, этот прежний (советский) подход «нивелировал людей, перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам»7.

Новая российская Конституция юридически радикально изменила отношения личности и государства. С позиций этого замысла законодателя - не человек создан для государства, а государство для человека - таков теперь главный, провозглашенный в ней принцип их отношений. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно социалистическому государству, а на индивидуальном выборе образа действий.

Последующие главы Конституции, и особенно гл. 2 Права и свободы человека и гражданина, подчинены этому магистральному конституционному принципу, раскрывают и детализируют его.


В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.8

Доктрина приоритета прав человека над всем сущим является, как уже отмечалось, несущим элементом политического либерализма, одним из его краеугольных камней. Указанный институт с этой точки зрения призван выполнять, во-первых, функции ограничителя государственного могущества; во-вторых являться целью существования государства; в-третьих, быть фундаментом для создания и развития правовой государственности.

Налицо, однако, сугубо идеологический лозунг, своего рода «религия прав человека», имеющий не много связи с действительностью. Ведь, абсолютизация прав и свобод, возведение их в догмат современной российской Конституции, само по себе мало что дает рядовым гражданам. О реальных правах и свободах можно говорить только в случае их эффективного гарантирования, предоставления гражданам надежных средств их безусловной реализации9.

Например, об этом говорится в «Декларации социального прогресса и развития, принятой Генассамблеей ООН 11 декабря 1969 года: «человек может добиться полного осуществления своих чаяний лишь в условиях справедливого социального порядка...». Причем «справедливый социальный порядок» — это такой порядок, который требует, в соответствии со статья 2 Декларации, «незамедлительной и окончательной ликвидации всех форм неравенства, эксплуатации народов и отдельных лиц…».
А статья 6 Декларации говорит о праве на труд и необходимости установления «таких форм собственности на землю и средства производства, которые исключают любые формы эксплуатации человека, обеспечивают равные права на собственность для всех и создают условия, ведущие к подлинному равенству среди людей».

Однако, экономические реалии, социальный порядок современной России свидетельствуют о том, что конституционные права и свободы, в первую очередь социально-экономические, являются слабо «наполненными», скудно обеспечиваемыми, и неуклонно деградирующими, ввиду чего являются более формальными, чем реальными.

Ввиду этого, либеральна риторика приоритета прав и свобод, которая повсеместно присутствует в тексте нынешней Конституции РФ, представляется во многом скорее политической конъюнктурой, чем подлинным принципом современной российской политической системы, в рамках которой права должны признаваться «высшей ценностью.

Кроме того, очевидна коллизия между статьей 13 Конституции РФ, запрещающей установление какой-либо идеологии «в качестве государственной», и статьей 2 той же Конституции, содержащей ключевые постулаты либеральной идеологии.

Конституционный принцип народовластия.Не менее важным элементом основ конституционного строя России является принцип народовластия провозглашенный в ст. 3 Конституции РФ. Он проявляется уже в самом факте принятия Конституции на общероссийском референдуме.

Традиционно к свойствам народовластия относят единство, верховенство, полноту, неограниченность и неотчуждаемость власти народа. Все эти свойства в совокупности применительно к многонациональному народу России образуют народны суверенитет.

Эта категория также относится к числу обязательных исходных принципов любой либерально-демократической конституции. Исторически она возникла в ходе буржуазных революций против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, «полученный свыше». Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независимость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа должен напоминать всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого и в чьих интересах эту власть обязаны употреблять.