Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другой причиной является то, что порядок инициации референдума, его назначения и проведения является слишком громоздким, бюрократизированным и сложным.
Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:
1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;
2) назначение референдума;
3) образование участков, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;
4) проведение агитации;
5) голосование и определение результатов референдума;
6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.
При этом уже выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку отличается особой сложностью. Группа, выдвигающая инициативу по проведению референдума, должна включать в себя не менее 2 млн граждан, обладающих активным избирательным правом. Одновременно на территории одного региона РФ либо за пределами РФ может находиться место жительства не более 50 тыс. из указанных 2 млн граждан РФ. Для организации федерального референдума требуется сначала зарегистрировать одну инициативную группу, а потом, в течение двух месяцев, провести собрания инициативных подгрупп в более чем 50% субъектов РФ (т.е. не менее чем в 45 субъектах РФ). В собрании каждой региональной группы должны принять участие не менее 100 человек, которые постоянно проживают (зарегистрированы) на территории соответствующего субъекта.
Таким образом, соотношение короткого срока с большим объемом требований позволяет говорить о малой реалистичности проведения этой процедуры.
К редким случаям использования института референдума в новейшей истории РФ можно отнести состоявшийся в 2014 г. референдум в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе о статусе этих территорий, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов. А также аналогичные референдумы, проведенные в 2022 году касательно вхождения в состав Российской Федерации Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Херсонской и Запорожской областей.
Однако за прошедшие после принятия Конституции РФ 1993 г. годы не было проведено ни одного общероссийского (федерального) референдума50.
Сложившаяся ситуация может свидетельствовать либо о том, что институт референдума в целом не является эффективной формой высшего непосредственного выражения власти народа, либо о том, что правовое регулирование референдума не является совершенным на современном этапе развития законодательства.
- 1 2 3 4 5 6 7
Выборы как форма прямой демократии
В системе форм прямой демократии выборы занимают центральное место, позволяют демократично и динамично формировать органы власти.
Выборы - одна из высших форм прямой демократии, представляющая собой способ формирования органов публичной власти посредством голосования избирателей на альтернативной основе.
Виды выборов:
- по территории: общегосударственные, региональные, местные;
- по характеру голосования: прямые, косвенные, многостепенные;
- по сроку: очередные (в установленный срок), внеочередные, повторные (если выборы признаны несостоявшимися или недействительными);
- по количеству "реальных" кандидатов: альтернативные и безальтернативные (нет соперничающих кандидатов).
Правовой базой организации и проведения выборов в России являются Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство51.
В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е. право избирать и быть избранным, а также иные избирательные права (права на выдвижение кандидатов, проведение предвыборной агитации, быть наблюдателем).
В зависимости от этого различают:
- активное избирательное право;
- пассивное избирательное право.
Активное избирательное право - право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (например, федерального и регионального законодательных органов) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах.
Пассивное избирательное право - право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избрание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной кампании
, в т.ч. необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей.
-
Представительная демократия: юридическая природа и формы
Представительная демократия как форма народовластия - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Органами представительной демократии могут являться как коллегиальные органы законодательной власти, так и единоличные органы. \
В науке конституционного права выделяют узкий и широкий подход к определению представительных органов.
При узком подходе к таковым относят исключительно законодательные органы, а при широком - все органы государственной власти, сформированные путем выборов.
Существование представительной демократии обусловлено невозможностью использования институтов прямой демократии при решении всех вопросов государственного и местного значения. А именно:
-
представительная демократия необходима, когда государство имеет значительную территорию и большое население. -
формы прямой демократии также ограничены возможностью принятия решения - как правило, народ имеет узкую альтернативу проголосовать «за» или «против», не имея возможности высказать иное суждение. -
ряд вопросов государственного и местного значения требует специальной квалификации, что также обуславливает необходимость существования специальных органов. -
более того, ежедневное применение форм прямой демократии невозможно, а институты представительной демократии позволяют добиться постоянного и непрерывного функционирования государственной власти.
Представительная демократия проявляется в таких механизмах как принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом.
Как правило, парламент также формирует правительство или участвует в согласовании ключевых министров.
Представительная демократия предполагает парламентский контроль над правительством, обязанность правительства и министров делать регулярный отчет перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчет. Парламент вправе объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.
В Российской Федерации путем выборов формируются (избираются)
следующие органы власти, представляющие интересы народа:
-
Президент РФ, -
Государственная Дума, -
представительные органы субъектов федерации; -
представительные органы муниципальных образований, -
главы субъектов федерации -
главы муниципальных образований.
Эти органы представительства народа призваны не просто воспроизводить волю народа, но и обеспечивать формирование этой воли, с тем ее содержательным наполнением, которое бы не расходилось с общими, конституционными и иными принципами права, национальными традициями и идеалами52.
По мнению проф. Авакьяна С.А. категория "представительная демократия" не исчерпывается лишь указанием на систему органов государственной власти и местного самоуправления, избираемых народом (населением).
Он полагает, что представительная демократия, объединяет следующие институты:
1) систему органов народного представительства, включающую в себя коллегиальные представительные учреждения и единоличные органы (должности) государственной власти или местного самоуправления, избираемые народом;
2) институты, отражающие постоянные контакты депутатов и выборных должностных лиц с населением, взаимодействие органов народного представительства с институтами гражданского общества посредством так называемой прямой и обратной связи (встречи, выступления, информирование, отчеты, получение обращений граждан и работа с ними, изучение общественного мнения, приглашение представителей населения, общественных объединений на свои заседания и др.);
3) специальные (и специфические) формы деятельности, характерные для органов народного представительства (публичные заседания коллегиальных представительных органов, обеспечение гарантий оппозиции и т.д.);
4) институты, отражающие задачи контроля органов народного представительства, в отношении органов исполнительной власти (парламентский запрос, вотум доверия и недоверия, правительственный час и др.)53.
Сегодня институты представительной демократии столкнулись с серьезным кризисом, который обычно связывают со следующими причинами:
1. Низкая эффективность представительных органов в условиях разрастающейся бюрократии.