Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другой причиной является то, что порядок инициации референдума, его назначения и проведения является слишком громоздким, бюрократизированным и сложным.

Процесс подготовки и проведения референдума Российской Федерации (референдумный процесс) включает несколько стадий:

1) выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку;

2) назначение референдума;

3) образование участков, формирование комиссий референдума, составление списков участников референдума;

4) проведение агитации;

5) голосование и определение результатов референдума;

6) вступление в силу решения, принятого на референдуме.

При этом уже выдвижение инициативы проведения референдума и сбор подписей в ее поддержку отличается особой сложностью. Группа, выдвигающая инициативу по проведению референдума, должна включать в себя не менее 2 млн граждан, обладающих активным избирательным правом. Одновременно на территории одного региона РФ либо за пределами РФ может находиться место жительства не более 50 тыс. из указанных 2 млн граждан РФ. Для организации федерального референдума требуется сначала зарегистрировать одну инициативную группу, а потом, в течение двух месяцев, провести собрания инициативных подгрупп в более чем 50% субъектов РФ (т.е. не менее чем в 45 субъектах РФ). В собрании каждой региональной группы должны принять участие не менее 100 человек, которые постоянно проживают (зарегистрированы) на территории соответствующего субъекта.

Таким образом, соотношение короткого срока с большим объемом требований позволяет говорить о малой реалистичности проведения этой процедуры.

К редким случаям использования института референдума в новейшей истории РФ можно отнести состоявшийся в 2014 г. референдум в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе о статусе этих территорий, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов. А также аналогичные референдумы, проведенные в 2022 году касательно вхождения в состав Российской Федерации Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Херсонской и Запорожской областей.

Однако за прошедшие после принятия Конституции РФ 1993 г. годы не было проведено ни одного общероссийского (федерального) референдума50.

Сложившаяся ситуация может свидетельствовать либо о том, что институт референдума в целом не является эффективной формой высшего непосредственного выражения власти народа, либо о том, что правовое регулирование референдума не является совершенным на современном этапе развития законодательства.


    1. 1   2   3   4   5   6   7


Выборы как форма прямой демократии

В системе форм прямой демократии выборы занимают центральное место, позволяют демократично и динамично формировать органы власти.

Выборы - одна из высших форм прямой демократии, представляющая собой способ формирования органов публичной власти посредством голосования избирателей на альтернативной основе.

Виды выборов:

- по территории: общегосударственные, региональные, местные;

- по характеру голосования: прямые, косвенные, многостепенные;

- по сроку: очередные (в установленный срок), внеочередные, повторные (если выборы признаны несостоявшимися или недействительными);

- по количеству "реальных" кандидатов: альтернативные и безальтернативные (нет соперничающих кандидатов).

Правовой базой организации и проведения выборов в России являются Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство51.

В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е. право избирать и быть избранным, а также иные избирательные права (права на выдвижение кандидатов, проведение предвыборной агитации, быть наблюдателем).

В зависимости от этого различают:

- активное избирательное право;

- пассивное избирательное право.

Активное избирательное право - право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (например, федерального и регионального законодательных органов) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах.

Пассивное избирательное право - право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Реализация гражданином пассивного избирательного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной кампании. Избрание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно лишь при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной кампании
, в т.ч. необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей.


    1. Представительная демократия: юридическая природа и формы

Представительная демократия как форма народовластия - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Органами представительной демократии могут являться как коллегиальные органы законодательной власти, так и единоличные органы. \

В науке конституционного права выделяют узкий и широкий подход к определению представительных органов.

При узком подходе к таковым относят исключительно законодательные органы, а при широком - все органы государственной власти, сформированные путем выборов.

Существование представительной демократии обусловлено невозможностью использования институтов прямой демократии при решении всех вопросов государственного и местного значения. А именно:

  • представительная демократия необходима, когда государство имеет значительную территорию и большое население.

  • формы прямой демократии также ограничены возможностью принятия решения - как правило, народ имеет узкую альтернативу проголосовать «за» или «против», не имея возможности высказать иное суждение.

  • ряд вопросов государственного и местного значения требует специальной квалификации, что также обуславливает необходимость существования специальных органов.

  • более того, ежедневное применение форм прямой демократии невозможно, а институты представительной демократии позволяют добиться постоянного и непрерывного функционирования государственной власти.

Представительная демократия проявляется в таких механизмах как принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом.

Как правило, парламент также формирует правительство или участвует в согласовании ключевых министров.

Представительная демократия предполагает парламентский контроль над правительством, обязанность правительства и министров делать регулярный отчет перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчет. Парламент вправе объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.

В Российской Федерации путем выборов формируются (избираются)
следующие органы власти, представляющие интересы народа: 

  • Президент РФ,

  • Государственная Дума,

  • представительные органы субъектов федерации;

  • представительные органы муниципальных образований,

  • главы субъектов федерации

  • главы муниципальных образований.

Эти органы представительства народа призваны не просто воспроизводить волю народа, но и обеспечивать формирование этой воли, с тем ее содержательным наполнением, которое бы не расходилось с общими, конституционными и иными принципами права, национальными традициями и идеалами52.

По мнению проф. Авакьяна С.А. категория "представительная демократия" не исчерпывается лишь указанием на систему органов государственной власти и местного самоуправления, избираемых народом (населением).

Он полагает, что представительная демократия, объединяет следующие институты:

1) систему органов народного представительства, включающую в себя коллегиальные представительные учреждения и единоличные органы (должности) государственной власти или местного самоуправления, избираемые народом;

2) институты, отражающие постоянные контакты депутатов и выборных должностных лиц с населением, взаимодействие органов народного представительства с институтами гражданского общества посредством так называемой прямой и обратной связи (встречи, выступления, информирование, отчеты, получение обращений граждан и работа с ними, изучение общественного мнения, приглашение представителей населения, общественных объединений на свои заседания и др.);

3) специальные (и специфические) формы деятельности, характерные для органов народного представительства (публичные заседания коллегиальных представительных органов, обеспечение гарантий оппозиции и т.д.);

4) институты, отражающие задачи контроля органов народного представительства, в отношении органов исполнительной власти (парламентский запрос, вотум доверия и недоверия, правительственный час и др.)53.

Сегодня институты представительной демократии столкнулись с серьезным кризисом, который обычно связывают со следующими причинами:

1. Низкая эффективность представительных органов в условиях разрастающейся бюрократии.