Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако конституционная характеристика России как правового государства не подтверждается фактическим состоянием государства, а указывает направление его необходимого развития. Правовое государство — это принцип-цель.

Республиканская форма правления. Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в ее формировании.

Традиционно форма правления подразделяется на две основные разновидности - монархию и республику.

В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный срок и ответственные перед народом. В литературе выделяются две основные формы республик - президентская и парламентская. Кроме того, ведется речь о полупрезидентской и суперпрезидентской республиках, к последней ряд ученых относит Россию.

Характеризуя Россию по форме правления, можно отметить, что это смешанная полупрезидентская республика12.

Идеологическое и политическое многообразие. Данный принцип закреплен в ст. 13 Конституции РФ, и его основными характеристиками являются:

- идеологическое многообразие как возможность нормального сосуществования в обществе различных (противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе самостоятельно или совместно свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи;

- принцип политического многообразия (многопартийность) есть свобода образования и деятельности политических партий, выражающих волю населения или отдельных его субъектов, что исключает возможность партийной монополии, ущемление прав других, менее влиятельных, партий;

- свобода общественных объединений, включая и политические партии;

- пределы идеологического и политического многообразия, которые не могут быть безграничны (ст. 13 Конституции РФ устанавливает ряд запретов в отношении общественных объединений);

- невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Это означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению и государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве обязательной.

Выше уже отмечалось, что несмотря на то, что юридически в России государственной идеологии формально нет, что само по себе очень чревато для перспективного развития страны, в Конституции тем ни мене открыто закреплены, а значит пропагандируются идеи как бы внеидеологического либерализма, хотя это явное лукавство.


В действительности запрет государственной идеологии является не чем иным, как запретом нелиберальных идеологий, а значит запрет целенаправленной пропаганды каких-либо человеческих идеалов, помимо идеалов либерализма, через структуры органов государственной власти, через учебные и воспитательные учреждения, что вызывает негативные последствия: социальное уныние и апатию, отсутствие смысла жизни у людей, калейдоскопичность мировоззрения, правовой нигилизм, упадок патриотизма, рост преступности и иных негативных явлений т.д.

Кроме того, для любого, кто знаком с современным мейнстримом российских СМИ, официальной пропаганды и господствующей культуры, вполне очевиден пронизывающие это пространство антикоммунизм, антисоветизм, царибожничество, а также культ «золотого тельца», потребления и социального эгоизма.


    1. Социально-экономические основы конституционного строя

Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Как правило, под социальным государством понимается такое "государство, которое несет ответственность за достойное существование общества, влияет на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, для обеспечения каждому человеку достойной жизни и свободного развития, подчеркивает существование обязанностей по отношению к другим людям и обществу в целом, предоставляет социальную защиту малоимущим и социально уязвимым гражданам (инвалидам, старикам, детям и т.д.), проводит социальную политику, признающую за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания его самого и его семьи, когда он работает, а также, в большей степени, в случае безработицы, болезни, вдовства, старости"13.

Важнейшие социальные гарантии, обеспечение которых выступает приоритетной задачей деятельности социального государства, закреплены в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ:

1) охрана труда и здоровья людей;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;



3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

4) развитие системы социального обслуживания;

5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Обеспечение указанных основных социальных гарантий осуществляется в процессе реализации государственной социальной политики.

Экономические основы конституционного строя. Свобода экономической деятельности отражается в ряде основополагающих принципов, закрепленных в Конституции:

- единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг, что означает невозможность внутри территории РФ установления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг (ст. 74 Конституции РФ);

- поддержка конкуренции - основополагающий принцип рыночной экономики, который обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке;

- равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства и частной инициативы;

- многообразие и равная защита всех форм собственности, о чем уже упоминалось.

В качестве одной из основ конституционного строя в России провозглашена приверженность светскому принципу государственно-церковных отношений (ст. 14 Конституции РФ 1993 г.), т.е. РФ определена как светское государство.

При этом, однако, нив Конституции, ни в каком-либо ином НПА понятие и признаки светского государства не определены.

Сделать это позволяет анализ Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г., который рассматривая одну из конституционных жалоб по религиозной тематике, выделил такие признаки светского государства, как:

1) государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления;

2) религиозные объединения не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании государственных органов, выполнять их функции, участвовать в выборах, оказывать помощь политическим партиям
14.

В отношении этих признаков такого государства в Российской Федерации можно констатировать, что они действительно соблюдаются.

Например:

  • государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов публичной власти и государственных учреждений (ч. 2 ст. 4 ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");

  • не могут создаваться политические партии по религиозному признаку (ч. 5 ст. 4 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях");

  • отсутствуют распространяющие свою юрисдикцию на всех граждан религиозные суды (ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации");

  • установлен запрет на легальное закрепление какой-либо религии в качестве государственной/официальной (ст. 14 Конституции РФ);

  • не допускается дискриминация по религиозному признаку (ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях");

  • также действует ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях и др.

С другой стороны, светское государство не означает атеистическое, то есть такое, в котором религии находятся под запретом (кроме деструктивных и экстремистских). То есть светскость государства означает его равноудаленность религиозных организаций от государства, но не отказ от позитивного сотрудничества с ними и их поддержки. Ввиду этого государство осуществляет правовое регулирование отдельных важных аспектов.

Например:

  • согласно ст. 15 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" признаются их внутренние установления к которым, в частности относятся:

  • нормы о тайне исповеди (ч. 3 ст. 56 УПК РФ, ч. 3 ст. 69 ГПК РФ),

  • о регулировании труда работников религиозных организаций церковными канонами (гл. 54 Трудового кодекса РФ);

  • религиозные организации также обладают гражданской правоспособностью, предусмотренной в их уставах;

  • ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» установлена уголовная ответственность за оскорбления религиозных чувств верующих, незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

  • распоряжением Президента РФ от 24 апреля 1995 г. N 192-рп "О взаимодействии Президента Российской Федерации с религиозными объединениями" был создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.


Таким образом, принцип светского государства дает возможность государству сохранять самостоятельность в условиях многоконфессионального общества, что не исключает его взаимодействия с религиозными объединениями, и прежде всего традиционными.
Вопросы для самопроверки:

  1. Сформулируйте понятие государственного суверенитета.

  2. Перечислите признаки народного суверенитета.

  3. Дайте понятие основ конституционного строя.

  4. Охарактеризуйте отдельно основы конституционного строя РФ:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;

  • государственный суверенитет;

  • верховен­ство права;

  • народовластие;

  • идеологическое многообразие;

  • разделение власти;

  • республиканская форма правления;

  • федерализм;

  • социальный харак­тер государства;

  • светский харак­тер государства;

  • многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности.


Список использованных источников:

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс (в 2-х томах, том первый; издание 7-е, перераб. и доп.).- М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 864 с.

  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. - 11-е изд., изм. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 767 с

  3. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2015. - 164 с.

  4. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. - М.: Статут, 2014. - 391 с.

  5. Институты конституционного права (отв. ред. д.ю.н., проф. Л.В. Андриченко, д.ю.н., проф. А.Е. Постников). – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2013. - 314 с.

  6. Политология. Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2003. - 683 с.