Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44.
Прямая и представительная формы народовластия отличаются, прежде всего, субъектом правомочий: в первом случае им является непосредственно народ как совокупность граждан Российской Федерации. Во втором случае - избранные представительные органы и подчиненные им другие структуры государственной власти.
К настоящему времени все демократические государства предполагают осуществление большей части государственного управления посредством механизмов представительной демократии, реализующихся через представительные учреждения и другие выборные органы и вспомогательную роль институтов демократии непосредственной.
Можно констатировать, что, несмотря на то, что на конституционном уровне закреплено наличие форм непосредственного волеизъявления народа, в реальности же институты, обеспечивающие непосредственное участие населения в управлении, носят формальный характер. Превалирование представительной демократии привело к тому, что система государственного управления представляет собой машину, эффективно работающую на себя, а не на общество, а структура власти подвержена чрезмерной бюрократизации и нередкой коррупции. Подобное положение вещей чревато возникновением недовольства граждан45.
Сравнительная характеристика прямой и представительной форм демократии
российском государстве
В науке конституционного права нет единства в определении непосредственной (прямой) демократии. Можно выделить широкий и узкий подходы к данному определению.
В широком смысле непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля. При широком подходе к прямой демократии можно отнести и процесс выборов - формирования представительных органов власти.
Непосредственная демократия в узком смысле рассматривается как прямое осуществление народом функций законодательства и управления. Она фактически ограничивается такими формами, как референдум и собрания граждан. Непосредственная демократия в узком смысле — это порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для исполнения.
Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.
Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.
Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.
В противовес представительной демократии прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.
В то же время прямая демократия тоже не свободна от недостатков.
Результатом прямой демократии например, является диктат воли активной части электората всему народу.
При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.
Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.
В соответствии с Конституцией РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Референдум и выборы проводятся на уровне:
Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения.
Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан.
Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют
К формам решающей непосредственной демократии относятся:
К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести
Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.
Говоря о непосредственной демократии необходимо учитывать, что трактовка категории «демократия» в современном историко-политическом дискурсе весьма неоднозначна. Справедливым представляется замечание советского ученого Е.Б. Полякова о том, что «демократической фразеологией отнюдь не пренебрегали Гитлер и Муссолини, Франко и Салазар»
46. «Более 200 вооружённых агрессий за 200 лет — вот во что обошлась народам цивилизаторская миссия США, пытающихся культивировать демократию во всём мире47.
Референдум — это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в тайном голосовании по наиболее значимым вопросам общественного, регионального или местного масштаба.
Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям.
В зависимости от предмета референдума выделяют
По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают
В российском законодательстве предусмотрен лишь императивный референдум.
Правовой основой организации и проведения референдумов в России являются Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Его положения развиваются в отдельных законодательных актах регионов. Порядок проведения всероссийского референдума установлен ФКЗ от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации".
Субъекты Федерации принимают собственные законы о референдумах субъектов Федерации и о местных референдумах. В ряде случаев принимаются отдельные законы (Тюменская область), иногда - единый законодательный акт, регулирующий порядок проведения и регионального, и местного референдумов (Свердловская область).
Специальным нормативно-правовым актом, регламентирующим все вопросы, связанные с проведением общегосударственного референдума, является Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"48 (далее - ФКЗ "О референдуме"). Положениями этого закона достаточно полно регламентированы все аспекты инициирования, назначения, проведения референдума на территории Российской Федерации, а также порядок определения соответствующих результатов.
Предмет референдума, т.е. круг вопросов, для решения которых может проводиться общероссийский референдум, определен положениями ст. 6 Федерального конституционного закона "О референдуме". Согласно данной норме референдум может проводиться
В соответствии с п. 4 ст. 6 ФКЗ "О референдуме" посредством референдума могут быть решены вопросы, как отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, так и находящиеся в совместном ведении РФ и регионов:
ФКЗ "О референдуме" ограничивает сферу вопросов, которые могут разрешаться с помощью референдума. Так, посредством референдума не может быть:
Аналогичные ограничения в отношении создания, приостановления, прекращения, продления срока полномочий органов, образованных во исполнение международных договоров РФ, и их должностных лиц.
Не могут выноситься на референдум решения, связанные с принятием чрезвычайных и срочных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности населения РФ, а также вопросы, отнесенные на уровне Основного Закона или федерального конституционного законодательства к исключительной компетенции органов государственной власти федерального уровня.
Таким образом, круг вопросов, которые должны или могут разрешаться посредством общероссийского референдума, достаточно широк49.
Это одна из причин, по которым, за 30 лет действия Конституции РФ и более 17 лет применения ФКЗ "О референдуме" на территории РФ не проведено ни одного референдума федерального значения.
Прямая и представительная формы народовластия отличаются, прежде всего, субъектом правомочий: в первом случае им является непосредственно народ как совокупность граждан Российской Федерации. Во втором случае - избранные представительные органы и подчиненные им другие структуры государственной власти.
К настоящему времени все демократические государства предполагают осуществление большей части государственного управления посредством механизмов представительной демократии, реализующихся через представительные учреждения и другие выборные органы и вспомогательную роль институтов демократии непосредственной.
Можно констатировать, что, несмотря на то, что на конституционном уровне закреплено наличие форм непосредственного волеизъявления народа, в реальности же институты, обеспечивающие непосредственное участие населения в управлении, носят формальный характер. Превалирование представительной демократии привело к тому, что система государственного управления представляет собой машину, эффективно работающую на себя, а не на общество, а структура власти подвержена чрезмерной бюрократизации и нередкой коррупции. Подобное положение вещей чревато возникновением недовольства граждан45.
Сравнительная характеристика прямой и представительной форм демократии
| Преимущества | Недостатки |
Прямая демократия | Народ - источник принятия решений; быстрая постановка задач и принятие конкретных решений; соблюдение основных прав и свобод личности; позволяет добиться большего соответствия принимаемых актов интересам граждан; приближает нормативные положения и практику государственного управления к реальным ценностям и потребностям общества увеличивает уровень доверия граждан к государству; стимулирует их политическую активность; способствует росту правовой грамотности населения, чем содействует укреплению гражданского общества. | Эффективна как правило при локальном характере принятия решений; сложная процедура (формирование повестки дня, процедуры голосования, достижения консенсуса); высокие затраты при применении на больших территориях; диктат воли активной части электората всему народу; проблема популизма; проблематично принятие компетентных решений. |
Представительная демократия | Наиболее быстрое решение вопросов стратегического и текущего характера; упрощенная процедура выработки консенсусных решений | обособленность представительных органов власти от народа; неучастие населения в решении важнейших вопросов жизни общества; подверженность коррупции; манипуляция общественным мнением; повышение риска нарушения прав и свобод человека |
-
Непосредственная демократия в современном
российском государстве
В науке конституционного права нет единства в определении непосредственной (прямой) демократии. Можно выделить широкий и узкий подходы к данному определению.
В широком смысле непосредственная демократия означает прямое волеизъявление народа при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля. При широком подходе к прямой демократии можно отнести и процесс выборов - формирования представительных органов власти.
Непосредственная демократия в узком смысле рассматривается как прямое осуществление народом функций законодательства и управления. Она фактически ограничивается такими формами, как референдум и собрания граждан. Непосредственная демократия в узком смысле — это порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для исполнения.
Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.
Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.
Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.
В противовес представительной демократии прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.
В то же время прямая демократия тоже не свободна от недостатков.
Результатом прямой демократии например, является диктат воли активной части электората всему народу.
При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.
Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.
В соответствии с Конституцией РФ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Референдум и выборы проводятся на уровне:
-
Российской Федерации, -
субъекта Российской Федерации, -
муниципального образования.
Референдум - голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения.
Выборы - осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан.
Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют
-
способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), -
формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы).
К формам решающей непосредственной демократии относятся:
-
выборы -
референдум, -
отзывное производство, -
участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, -
собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях.
К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести
-
всенародное обсуждение, -
народную правотворческую инициативу, -
публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), -
различные собрания.
Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.
Говоря о непосредственной демократии необходимо учитывать, что трактовка категории «демократия» в современном историко-политическом дискурсе весьма неоднозначна. Справедливым представляется замечание советского ученого Е.Б. Полякова о том, что «демократической фразеологией отнюдь не пренебрегали Гитлер и Муссолини, Франко и Салазар»
46. «Более 200 вооружённых агрессий за 200 лет — вот во что обошлась народам цивилизаторская миссия США, пытающихся культивировать демократию во всём мире47.
-
Референдум, как форма непосредственной демократии
Референдум — это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в тайном голосовании по наиболее значимым вопросам общественного, регионального или местного масштаба.
Классификация референдумов осуществляется по разным основаниям.
В зависимости от предмета референдума выделяют
-
конституционный, -
законодательный, -
международно-правовой -
административный референдумы.
По характеру юридической силы решения, принятого на референдуме, различают
-
консультативный референдум - проводятся для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, окончательное решение принимает орган, инициирующий проведение такого референдума. -
императивный (обязательный) референдум - его решения обязательны для исполнения всеми органами и лицами. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении.
В российском законодательстве предусмотрен лишь императивный референдум.
Правовой основой организации и проведения референдумов в России являются Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Его положения развиваются в отдельных законодательных актах регионов. Порядок проведения всероссийского референдума установлен ФКЗ от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации".
Субъекты Федерации принимают собственные законы о референдумах субъектов Федерации и о местных референдумах. В ряде случаев принимаются отдельные законы (Тюменская область), иногда - единый законодательный акт, регулирующий порядок проведения и регионального, и местного референдумов (Свердловская область).
Специальным нормативно-правовым актом, регламентирующим все вопросы, связанные с проведением общегосударственного референдума, является Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации"48 (далее - ФКЗ "О референдуме"). Положениями этого закона достаточно полно регламентированы все аспекты инициирования, назначения, проведения референдума на территории Российской Федерации, а также порядок определения соответствующих результатов.
Предмет референдума, т.е. круг вопросов, для решения которых может проводиться общероссийский референдум, определен положениями ст. 6 Федерального конституционного закона "О референдуме". Согласно данной норме референдум может проводиться
-
в связи с голосованием по проекту нового Основного закона РФ -
для решения вопросов или принятия нормативно-правовых актов, если разрешение (принятие) их посредством референдума в обязательном порядке предусмотрено международным договором РФ, -
для разрешения иных вопросов общегосударственного значения.
В соответствии с п. 4 ст. 6 ФКЗ "О референдуме" посредством референдума могут быть решены вопросы, как отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, так и находящиеся в совместном ведении РФ и регионов:
ФКЗ "О референдуме" ограничивает сферу вопросов, которые могут разрешаться с помощью референдума. Так, посредством референдума не может быть:
-
изменен статус субъекта РФ, установленный Конституцией РФ, -
решен вопрос о проведении досрочных выборов Президента РФ либо о переносе сроков их проведения, -
не принимаются решения, связанные с досрочным прекращением либо продлением срока полномочий таких государственных властных органов, как Президент РФ и Государственная Дума РФ, -
не избираются и не назначаются на должность лица, которые замещают государственные должности РФ (соответственно, не могут быть прекращены, приостановлены либо продлены посредством референдума их полномочия), -
не меняется состав федеральных властных государственных органов.
Аналогичные ограничения в отношении создания, приостановления, прекращения, продления срока полномочий органов, образованных во исполнение международных договоров РФ, и их должностных лиц.
Не могут выноситься на референдум решения, связанные с принятием чрезвычайных и срочных мер, направленных на обеспечение здоровья и безопасности населения РФ, а также вопросы, отнесенные на уровне Основного Закона или федерального конституционного законодательства к исключительной компетенции органов государственной власти федерального уровня.
Таким образом, круг вопросов, которые должны или могут разрешаться посредством общероссийского референдума, достаточно широк49.
Это одна из причин, по которым, за 30 лет действия Конституции РФ и более 17 лет применения ФКЗ "О референдуме" на территории РФ не проведено ни одного референдума федерального значения.