Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В конституционной теории развитых стран понятия нация и народ фактически отождествляются. В некоторых конституциях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о национальном суверенитете (Франция), но трактовка этого термина сливается с понятием суверенитет народа.

Как юридическая категория существует только государственный суверенитет, категории народный и национальный суверенитет служат лишь для указания на источник государственной власти. Содержание государственного суверенитета (внутреннего и внешнего) может быть показано в форме таблицы (Рис. 4.2).

(Рис. 4.2. Суверенитет государства)

Суверенитет народа, или народный суверенитет, — это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и опосредованно - через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции). Прямое волеизъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конституции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами на практике являются собрания избирателей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Референдум - еще один институт непосредственной демократии представляет собой осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или не утверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. Наряду с общегосударственными референдумами возможны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Порядок проведения референдумов в Российской Федерации установлен ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (в последней редакции) «О референдуме Российской Федерации». Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления закреплены в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 №67-ФЗ (в последней редакции). Подробнее о референдуме – см. тему №7. Другая форма непосредственного волеизъявления народа - свободные выборы. Выборы — это участие граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы -важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок проведения выборов, образует избирательное право, являющееся составной частью (институтом) конституционного права. В Конституции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен федеральным законом. Порядок выборов в органы государственной власти субъектов РФ определяется их конституциями, уставами, а также законами в соответствии с федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавливается выборными органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Формой опосредованного осуществления власти народа являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т. е. на основе выборности или подчиненности выборным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как формирования этих органов государства, таки их работы закрепляется несколькими конституционными нормами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматриваемой области.

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разумеется, народ более непосредственно определяет законодательную власть, поскольку представительные органы напрямую избираются гражданами. Однако воля народа остается системообразующим фактором также для исполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представительными органами или выборным главой государства. Это, разумеется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.

Остаются, правда, непростые проблемы осуществления контроля за деятельностью исполнительных органов и обеспечения независимости судов. Введение для этого бюрократического народного контроля или прямой выборности судов, как это делали социалистические государства, не давало желаемых результатов. В то же время отсутствие прямой связи с народом ведет к уходу от гласности к злоупотреблениям. Государственный механизм поэтому должен предусматривать определенные меры по контролю над исполнительной властью — в условиях парламентской формы правления это прямой парламентский контроль над правительством, в президентской и полупрезидентской республиках контроль обеспечивается главой государства с допущением в определенной мере контроля со стороны парламента. Специфика судебной системы позволяет обеспечивать независимость и правильность работы судов через различные виды обжалования приговоров и решений, а также через ответственность за исполнение приговоров и решений, возлагаемую на исполнительную власть.



Очевидно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессионализма. В государственный аппарат входят армия, правоохранительные органы, специализированные учреждения во многих областях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но должен быть демократическим, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны играть СМИ. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе равных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демократических принципов в формировании и деятельности государственного аппарата — важная сторона народовластия.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.
4.3. Политические основы конституционного строя РФ

Демократическое государство. Статья 1 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством.

При этом легального определения понятий «демократия», «демократическое государство» в российском праве нет.

А мнения ученых на этот счет весьма неоднозначны.
Приведём пример определений, которые функционируют в научной литературе:

1) демократия — форма государственно-политического устройства общества, основанная на принципе признания народа источником власти (В.С. Пусько);

2) демократия — форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти — народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и др. (Р.Т. Мухаев);

3) демократия — а) форма политической организации общества, основанная на признании народа основным источником власти; б) политический режим, который характеризуется политическим плюрализмом (существованием легальной оппозиции, различных идеологических течений, политических партий), доминированием закона во всех сторонах общественной жизни
, высокой степенью реализации прав человека, выборностью органов власти и их регулярной сменяемостью, реализацией принципа разделения властей, наличием развитого гражданского общества (Д.Е. Погорелый);

4) демократия означает форму правления, при которой население участвует в осуществлении гражданской власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам политической жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы) (Г.Т. Тавадов);

5) демократия представляет собой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закреплённых ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты (А.Ю. Мельвиль);

6) демократия — правление народа, избранное народом и для народа (А. Линкольн).

В критической оценке большинства дефиниций М. Н. Марченко обнаруживает такие проблемы как смешение научно-практического и пропагандистского феномена демократии, неоднозначности понятия «народ» и др.10

Так или иначе, но большинство авторов в своих исследованиях современной демократии основные упоминают следующие признаки демократического государства:

  • источником власти при демократическом режиме является народ, т. е. совокупность граждан демократического государства, не входящая во властные институты;

  • народовластие;

  • реализован принцип конституционализма, т.е. конституция обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым нормам, а все основные принципы государственного управления, важнейшие права и свободы граждан закреплены в конституции;

  • легитимность государственной власти;

  • запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону;

  • демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти;

  • разделении властей;

  • политическом и идеологическом многообразие;

  • реальное местное самоуправление;

  • политико-правовое равенство граждан;

  • развитые «демократические свободы», свобода слова, вероисповедания и др.

  • это строй, в котором человек может максимально реализовать свои права и способности на участие в общественной жизни.

Принцип разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) имеет принципиальное значение для существования демократического режима в Российской Федерации. Данный принцип впервые был закреплен в Российской Федерации в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже введен в Конституцию РСФСР 1978 г. Но нарушение этого принципа привело к конституционному кризису 1993 г.


Разделение властей — это разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Если рассматривать принцип разделения властей более конкретно, то можно выразить его содержание в следующих положениях:

- законы обладают высшей юридической силой на всей территории государства и принимаются только законодательным органом;

- исполнительная власть занимается исполнением законов и ограниченным нормотворчеством по вопросам, не урегулированным законом;

- между исполнительной властью и законодательной властью необходимо установить баланс полномочий;

- судебные органы должны быть независимы;

- ни одна из ветвей власти не вмешивается в прерогативы другой;

- споры о компетенции решаются только судом;

- следует разработать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими ветвями власти.

Принцип федерализма. Россия определяется в ст. 1 Конституции РФ как федеративное государство. Федеративное устройство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения и полномочий. Принцип федеративного построения России определяет характер взаимоотношений между федеративным Центром и его 89 субъектами, а также между самими субъектами РФ.

Вместе с тем, в доктрине конституционного права все чаще отмечается тренд на унитаристскую направленность в развитии государственного устройства России или на утрату необходимых признаков Федерации, а некоторые даже называют Россию "децентрализованным унитарным государством"11.

Правовое государство. Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства гражданскому обществу.

Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

В широком смысле, правовым считается такое государство, которое признает разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и необходимость возмещения ущерба, нанесенного гражданам публичным учреждением. Главное в идее правового государства — это связанность государства правом, гарантированная предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву.