Файл: Тема Основы конституционного строя Российской Федерации Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Иностранный гражданин не вправе:
-
находиться на муниципальной службе; -
замещать должности капитана, старшего механика в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; -
быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также командиром экспериментального воздушного судна; -
работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (например, в организациях, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства); -
быть нотариусом или патентным поверенным; -
занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях; -
избирать и быть избранным в федеральные и региональные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в отдельных случаях имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).
Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ). Например, они обязаны платить налоги на доходы от деятельности, осуществляемой в Российской Федерации, и на их имущество, находящееся на территории РФ.
Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.
Наличие гражданства соответствующего государства является естественным состоянием для человека. Большинство людей в мире обладают гражданством какого-то государства. Отсутствие гражданства, состояние безгражданства скорее исключение, нежели правило. В принципе государства выступают за сокращение безгражданства. Международная Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. исходит из того, что вопросы предоставления гражданства решаются государствами прежде всего с учетом интересов индивидов; государство предоставляет свое гражданство лицу
, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства.
Россия следует общей линии. Так, в Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации" 1991 г. была ст. 7 "Сокращение безгражданства", которая гласила, что Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
В одноименном Законе 2002 г. говорится, что "Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации" (п. 6 ст. 4). Как видим, здесь, во-первых, уточнено, что Россия проводит такую политику лишь в отношении тех лиц без гражданства, которые проживают в нашей стране; во-вторых, не затронут такой аспект, как приобретение иностранного гражданства. Эта норма означает, что Россия соблюдает международную Конвенцию о сокращении безгражданства. Реально это выглядит так: внимательно рассматриваются заявления лиц без гражданства о приобретении российского гражданства; Россия гарантирует свое гражданство во всех спорных ситуациях, когда иное решение грозит заинтересованному человеку тем, что он попадет в разряд лиц без гражданства; наше государство не вмешивается в решение лицом без гражданства вопроса о приобретении иного гражданства42.
Лица, получившие политическое убежище, - еще одна специфическая группа иностранцев в Российской Федерации.
По общему понятию политическое убежище — это предоставление соответствующим государством возможности лицу, покинувшему по политическим мотивам (убеждения и общественно-политическая деятельность) государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), неограниченное время пребывать (проживать) на территории данного государства и пользоваться его защитой.
Российская Федерация гарантирует иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище. Об этом говорится в ст. 63 Конституции РФ
Согласно Положению о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденному Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г., политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов нашей страны на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и названным Положением.
Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (п. 2 Положения).
Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ и распространяется и на членов семьи соответствующего лица при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется43.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные черты гражданства?
-
Каковы принципы гражданства? -
Перечислите государственные органы, ведающие вопросами гражданства. -
Каковы основания приобретения и прекращения гражданства? -
Каковы основания прекращения гражданства? -
Каков правовой статус иностранных граждан? -
Каково правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев?
Список использованных источников:
-
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия об урегулировании вопросов двойного гражданства (Цхинвал, 20 сентября 2021 г.) (документ не вступил в силу) // URL: https://mobileonline.garant.ru/#/document/403701784/paragraph/1:27 (дата обращения: 20.02.2023). -
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 27 сентября 2022 г.) (документ не вступил в силу) // URL: https://mobileonline.garant.ru/#/document/405415115/paragraph/1:29 (дата обращения: 20.02.2023). -
Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О гражданстве Российской Федерации"; -
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 14.07.2022) "О беженцах". -
Закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 08.12.2020) "О вынужденных переселенцах". -
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 № 250-Ü «По запросу Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». -
Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс (в 2-х томах, том первый; издание 7-е, перераб. и доп.).- М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 864 с. -
Бондарчук Р. Ч. Актуальные проблемы конституционного права: учебное пособие. — М.: Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015.— 100 с. -
Кишкин С.С. Советское гражданство. М.: Юрид. изд-во Наркомюста РСФСР, 1925. - 96 с.
Тема 7. Конституционно-правовые основы народовластия в
Российской Федерации
Вопросы для рассмотрения:
-
Понятие и сущность конституционных основ народовластия -
Непосредственная демократия в современном российском государстве -
Референдум, как форма непосредственной демократии -
Выборы как форма прямой демократии -
Представительная демократия: юридическая природа и формы
-
Понятие и сущность конституционных основ народовластия
Демократия в переводе с греческого дословно означает «народовластие» («власть народа»). Однако эти два термина в юридическом смысле не совпадают.
Принцип народовластия провозглашен в ст. 3 Конституции РФ. Он проявляется уже в самом факте принятия Конституции на общероссийском референдуме.
Традиционно к свойствам народовластия относят единство, верховенство, полноту, неограниченность и неотчуждаемость власти народа. Все эти свойства в совокупности применительно к многонациональному народу России образуют качество народного суверенитета.
В соотношении понятий суверенитета государства и суверенитета народа именно суверенитет народа является понятием первичным. Суверенная воля народа обязательна для всех органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц на территории государства. Народ как субъект, осуществляющий власть, отделяет понятие народовластия от государственной власти.
Принцип народовластия, несмотря на кажущуюся простоту, скрывает ряд проблем юридического характера. Термин «народ» используется в разных значениях: в широком - для обозначения населения государства или, реже, иных общностей. В узком, юридическом, аспекте под народом, как правило, понимают совокупность граждан конкретного государства.
Народ, понимаемый в широком аспекте, не может являться субъектом конституционных правоотношений. Конституция РФ гарантирует политические права гражданам Российской Федерации. Только они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Также необходимо помнить о том, что общая правоспособность граждан Российской Федерации наступает с 18 лет.
Таким образом, народовластие в Российской Федерации осуществляется не всем многонациональным народом страны, а строго определенной категорией граждан России.
Понятие народовластия связано не только с источником власти, но и с целями ее деятельности. Власть в Российской Федерации имеет публичный интерес, целью ее осуществления является общественное благо.
Значение теории народовластия как народного суверенитета проявилось в эпоху первых буржуазных революций. Она позволила передать суверенитет социальным коллективам и тем самым уйти от ранее господствовавшей в эпоху феодализма доктрины, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть, и этот суверенитет вверялся одному человеку («монарху божьей милостью»).
Теория народного суверенитета является основным условием демократии, так как народ не может управлять собой, если он сам не обладает суверенитетом. Таким образом, существует прямая взаимосвязь понятий демократии, народного и национального суверенитетов.
Основой народовластия в западноевропейской и североамериканской правовой мысли выступает концепция «правления большинства». Данная концепция объясняет, как необходимо принимать решение при осуществлении выбора между различными мнениями. В соответствии с ней единственным критерием выбора является число голосов, отданное в пользу того или иного мнения. Любое мнение имеет свою ценность, но основой для принятия решения служит преобладание в определенный момент сторонников той или иной точки зрения. При этом победившая точка зрения может быть небесспорной.
В целом можно подытожить что народовластие — это принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.
В зависимости от формы волеизъявления народа различается непосредственная и представительная демократия.
Непосредственная демократия — это прямое осуществление народом функций законодательства и управления.. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы".
Представительная демократия — это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории