Файл: Содержание введение принцип работы синхронных генераторов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..31 ПРИНЦИП РАБОТЫ СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ……………...…...51.1 Системы возбуждения бесщёточных синхронных генераторов………...111.2 Судовой бесщёточный синхронный генератор……………………………112 УСТРОЙСТВО СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ ………………………..16ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………30СПИСК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………31ВВЕДЕНИЕСудовые генераторы – основные источники электроэнергии. При увеличении нагрузки на генератор ток растёт, а напряжение падает. Основное требование к генераторам поддержание постоянства основных параметров при изменении нагрузки в широких пределах.В качестве генераторов на судах используются генераторы постоянного и переменного тока. Выбор рода тока определяется потребностями потребителей.Генераторы с независимым и параллельным возбуждением имеют достаточно жёсткую внешнюю характеристику. Данные типы генераторов используется в качестве возбудителей для синхронных генераторов, в гребных электроустановках и системах управления типа Г-Д.Основными генераторами электростанций постоянного тока обычно являются генераторы смешанного возбуждения, которые наряду с параллельной обмоткой возбуждения имеют ещё и последовательную обмотку. Эти генераторы имеют наиболее жесткую внешнюю характеристику. Не нуждаются в дополнительных регуляторах так как последовательная обмотка обеспечивает некоторую стабилизацию напряжения. При увеличении нагрузки, увеличивается ток последовательной обмотки, магнитный поток которой, компенсирует размагничивающее действие реакции якоря и уменьшение магнитного потока за счёт уменьшения тока возбуждения.На современных судах в качестве генераторов в основном используются генераторы трёх фазного переменного тока.Судовые СГ выполняют на напряжения 400 и 230 В, с соединением обмоток статора соответственно по схемам "звезда" и "треугольник", в диапазоне мощностей 30-3000 кВт при номинальном коэффициенте мощности соsφ = 0,8. Частоты вращения генераторов составляют 500, 750,1000, 1500 и 3000 об/мин. Изоляция обмоток генераторов классов В, Р и Н. Режим работы СГ всех типов продолжительный (S1).В зависимости от типа и мощности СГ при номинальных напряжении, частоте и рабочей температуре выдерживают перегрузку по току 10 % номинального в течение 60-120 мин, 25 % в течение 10-30 мин, 50 % в течение 1-5 мин. Без механических и тепловых повреждений генераторы выдерживают 3-фазное КЗ в течение 5-10 с, при этом ударный ток КЗ не превосходит 14-17-кратного значения амплитуды номинального тока, а установившийся ток КЗ составляет не менее 3- 4-кратного значения номинального тока.1 ПРИНЦИП РАБОТЫ СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВГенерирование и распределение электрической энергии на современных судах, как правило, осуществляется на переменном токе. Даже в тех случаях, когда значительную часть судовой электрической нагрузки составляют потребители постоянного тока, их питание обеспечивается преобразователями переменного тока в постоянный. Поэтому, основным типом современных судовых источников электрической энергии являются источники переменного тока.На судах отечественного морского флота используется несколько серий судовых синхронных генераторов с мощностями в диапазоне от десятков киловатт до единиц мегаватт: МСК, МСС, ГСС, ГМС, ТМВ и др., которые выполняются на напряжение 230 или 400 В с частотой 50 Гц. Номинальные частоты вращения генераторов могут быть 500, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин. Общий вид судового синхронного генератора показан на рис 1.1. Рисунок 1.1 — Общий вид судового синхронного генератораНа судах широкое применение получили трехфазные синхронные генераторы (СГ), чаще всего с самовозбуждением или независимым возбуждением (при небольшой мощности синхронного генератора). Во втором случае в качестве возбудителя чаще всего применяются генераторы постоянного тока, соединенные по валу с генерирующим агрегатом, с помощью эластичной муфты. Наибольшее применение получили СГ следующих серий: МС, МСК, МСС, ГМС, ОС, СБГ.Судовые синхронные генераторы принципиально не отличаются от генераторов, устанавливаемых на береговых электростанциях Приводной двигатель ПД вращает ротор генератора, на котором расположена обмотка возбуждения ОВ. Во вращающуюся обмотку возбуждения через подвижные контакты, образованные щетками и контактными кольцами, поступает постоянный ток — ток возбуждения  . Этот ток, проходя по обмотке возбуждения, создает основной магнитный поток машины  , вращающийся вместе с обмоткой возбуждения. На статоре расположена трехфазная обмотка, к которой подключается нагрузка генератора. В результате взаимодействия магнитного поля с проводниками статорной обмотки в ее фазах индуктируются три симметричные ЭДС  ,  ,  , сдвинутые по фазе друг относительно друга на угол 2π/3. Эти ЭДС обеспечивают на зажимах генератора (и нагрузки) трехфазное напряжение (линейные напряжения  ,  ,  ), которое в свою очередь обусловливает трехфазный ток (линейные токи  ,  ,  ). Это можно рассмотреть на рис 1.2 Рисунок 1.2 — Принципиальные схемы возбуждения синхронных генераторовСтаторная обмотка судовых генераторов соединяется звездой или треугольником. Нейтральная точка звезды изолируется, так как нейтрального провода в СЭЭС нет. Изоляция нейтральной точки в судовых генераторах обусловлена главным образом требованиями техники безопасности.Судовые синхронные генераторы бывают брызгозащищенного или водозащищенного типа. Конструкция подшипников должна обеспечивать надежную длительную работу при предельно допустимых кренах, дифферентах и вибрациях. Напряженный температурный режим в судовых машинных отделениях требует принудительного охлаждения генераторов. Обычно применяется воздушное охлаждение с помощью крыльчатки, укрепленной на валу самого генератора (самовентиляция). В большинстве случаев охлаждение современных синхронных генераторов происходит по замкнутому циклу: нагретый в машине воздух поступает в водяной воздухоохладитель, где охлаждается и затем вновь подается в генератор. Воздухоохладитель обычно располагается над генератором и крепится на наружной стороне его корпуса. Такая система вентиляции сложнее и дороже, чем вентиляция по разомкнутому циклу, но она обеспечивает более комфортные условия работы в машинном отделении (не происходит выброса горячего воздуха в помещение), предотвращает загрязнение внутренних поверхностей генератора парами нефтепродуктов и пылью, что повышает его надежность и долговечность, и практически не зависит от температуры воздуха в машинном отделении.В некоторых типах генераторов, в частности в генераторах серии ТК2, применяется жидкостное охлаждение обмоток, являющееся более сложным, но и более эффективным, чем воздушное, и способствующим улучшению массогабаритных показателей генераторов.Обычно у судовых генераторов, так же, как и у общепромышленных, трехфазная обмотка переменного тока располагается на статоре, а обмотка постоянного тока (обмотка возбуждения) — на роторе. Однако есть типы судовых генераторов малой мощности (например, серии ЕСС), у которых принято обратное расположение обмоток (такие генераторы называются обращенными).Важнейшим фактором, влияющим на все характеристики генератора, в том числе и на его конструкцию, является способ возбуждения генератора — способ получения, регулирования и передачи в обмотку возбуждения тока возбуждения.До середины 60-х годов основным вариантом системы возбуждения судовых генераторов была схема независимого возбуждения, при которой в качестве источника постоянного напряжения использовался электромашинный генератор постоянного тока (возбудитель В). Возбудитель устанавливался на общем валу с синхронным генератором и приводился во вращение от общего приводного двигателя. Якорная обмотка возбудителя питала обмотку возбуждения генератора Мощность возбудителя составляла 1,5—4 % мощности синхронного генератора. Этот способ возбуждения имеет существенные недостатки. Главный из них — низкая надежность возбудителя (коллекторная машина). Как показывает практика эксплуатации СЭЭС, большая часть аварий генераторных агрегатов происходит из-за повреждений возбудителя. Кроме того, несмотря на незначительность мощности возбудителя, по сравнению с мощностью синхронного генератора, массо-габаритные характеристики заметно ухудшаются из-за возбудителя. Особенно возрастает длина агрегата.В настоящее время судовые генераторы с возбудителем постоянного тока уже не выпускаются, но на судах постройки 50—60-х годов такие генераторы (главным образом, серии МС) продолжают работать.Более совершенной является система самовозбуждения, отличающаяся тем, что для возбуждения генератора используется небольшая часть (

1.1 Системы возбуждения бесщёточных синхронных генераторов

1.2 Судовой бесщёточный синхронный генератор

германиевых и кремниевых, существенно облегчает решение этой задачи.
Высокая надежность и простота схем самовозбуждения синхронных генераторов в сочетании со схемами компаундирования, которые также могут быть осуществлены с полупроводниковыми выпрямителями, делают их наиболее перспективными. В связи с этим они заслуживают наибольшего внимания.
На рис. приведена простейшая схема самовозбуждения трехфазного синхронного генератора. Как видно из этой схемы, переменное напряжение статора генератора подводится к трехфазному двухполупериодному выпрямителю В. Выпрямленное напряжение от выпрямителя подается через кольца ротора к обмотке возбуждения генератора ОВГ, В тех случаях, как это чаще всего и имеет место на практике, когда напряжение на кольцах ротора не соответствует напряжению последнего, между статором и выпрямителем вводят промежуточный трансформатор или на статоре генератора делают две обмотки — одну рабочую, вторую вспомогательную, рассчитанную на напряжение ротора и предназначенную только для питания последнего, или, наконец, питают обмотку ротора от части обмотки статора.

В рассмотренных схемах имеет место параллельное самовозбуждение синхронного генератора.

При таком возбуждении напряжение генератора, благодаря значительному сопротивлению обмотки статора и величине реакции статора в большой степени зависит от величины нагрузки.

Для обеспечения большего постоянства напряжения на зажимах синхронных генераторов возможно компаундирование их током статора.
Простейшая схема синхронного генератора с самовозбуждением и компаундированием приведена на рис. 2.1

Рисунок 2.1 - Схема самовозбуждения и компаундирования синхронного генератора с трансформаторами тока и полупроводниковыми выпрямителями
Рисунок 2.2- Векторная диаграмма напряжений, подводимых к выпрямителю при работе генератора по схеме рис. 2.1 при разных токах нагрузки
Как видно из этого рисунка, к напряжению каждой фазы обмотки статора генератора, питающей выпрямитель, добавляется напряжение вторичной обмотки трансформатора тока, включенного в ту же фазу.
Вследствие этого к выпрямителю подводится напряжение, состоящее из двух составляющих — одной пропорциональной напряжению синхронного генератора, а другой пропорциональной току нагрузки его.

На рис. 2.2 приведены упрощенные векторные диаграммы напряжения, подводимого к выпрямителю для двух различных по величине токов нагрузок.
Как видно из этих диаграмм, результирующее напряжение Uв,подводимое к выпрямителю, при наличии токовой составляющей увеличивается. Это увеличение должно быть подобрано так, чтобы ток возбуждения генератора при холостом ходе и при номинальной нагрузке обеспечивал на зажимах генератора номинальное напряжение при номинальном коэффициенте мощности.
Приведенная выше схема обладает, однако, существенным недостатком — при коэффициентах мощности нагрузки, отличных от номинальных, напряжение синхронных генераторов также отличается от номинального.

Рисунок 2.3 - Векторная диаграмма напряжений, подводимых к выпрямителю при работе генератора по схеме рис. 2.1 при разных коэффициентах мощности и одинаковых токах нагрузки

Рисунок 2.4- Внешние характеристики синхронного генератора с самовозбуждением и компаундированием при разных коэффициентах мощности

Причиной этому служат два обстоятельства. Как известно, у синхронных генераторов при уменьшении коэффициента мощности, при одной и той же величине тока нагрузки, реакция статора увеличивается и напряжение соответственно уменьшается.

Для сохранения величины напряжения, при уменьшении коэффициента мощности и неизменном значении тока нагрузки, требуется увеличение тока возбуждения генератора.

Между тем, как это видно из диаграммы рис. 2.3, соответствующего работе генератора по схеме рис. 2.1, уменьшение коэффициента мощности при неизменной величине тока нагрузки приводит не к увеличению, а к уменьшению результирующего вектора напряжения, подводимого к обмотке ротора.

Следствием этих двух факторов является то, что при настройке схемы самовозбуждения  и компаундирования синхронного генератора на режим работы его с номинальным напряжением при номинальном коэффициенте мощности, при меньшем коэффициенте мощности напряжение его оказывается меньше, а при большем — больше номинального (рис. 2.5).

Генераторы с самовозбуждением и компаундированием посредством полупроводниковых выпрямителей, разработанные ВЭИ имени Ленина, выпускаются отечественной промышленностью с 1940 г. для сельского хозяйства и передвижных установок. Отечественные генераторы выпускаются с несколькими модификациями схем.



Наибольший интерес представляет схема, в которой применен трехобмоточный стабилизирующий трансформатор Тс (рис. 2.4).

Одна из обмоток (ВО) этого трансформатора включена параллельно статору генератора. Она обеспечивает на выходе трансформатора (в обмотке НО) составляющую, пропорциональную напряжению генератора.

Вторая обмотка (ПО), включенная последовательно в цепь статора, обеспечивает на выходе трансформатора составляющую напряжения, пропорциональную току нагрузки генератора. Напряжение обмотки НО через полупроводниковый выпрямитель подается на кольца ротора синхронного генератора.

Таким образом, стабилизирующий трансформатор заменяет собою трансформатор напряжения и трансформатор тока.


Рисунок 2.5 - Схема самовозбуждения и компаундирования синхронного генератора с полупроводниковыми выпрямителями и трехобмоточным стабилизирующим трансформатором
Для изменения величины составляющей напряжения в стабилизирующем трансформаторе предусматривается магнитный шунт, устанавливаемый между обмоткой НО и двумя другими обмотками. Изменение сечения шунта приводит к изменению напряжения на выходе трансформатора.

Однако описанная схема не предусматривает учета коэффициента мощности нагрузки. Благодаря этому отклонения напряжения у этих генераторов от номинальной величины составляют значительную величину порядка + 6% даже при относительно малом изменении cos φ = 0,8-1,0.

Такие величины отклонения напряжения от номинального значения неприемлемы для судовых установок.

В целях повышения точности поддержания постоянства напряжения синхронных генераторов с самовозбуждением и компаундированием с полупроводниковыми выпрямителями, в последние годы стали применять схемы (рис. 2.6), отличающиеся от схемы рис. 66 тем, что последовательно с обмоткой ВО трехобмоточного трансформатора включается индуктивное сопротивление Д. Сопротивление обмотки ВО в таком случае подбирается значительно меньше сопротивления Хд. При этом ток в обмотке ВО оказывается сдвинутым относительно напряжения генератора на угол близкий 90° и диаграмма напряжения на выходе трансформатора (Тс) оказывается такой, как это показано на



Рисунок 2.6 Схема самовозбуждения синхронного генератора с полупроводниковыми выпрямителями, трехобмоточным стабилизирующим трансформатором и дросселем



Рисунок 2.7- Диаграмма напряжений на зажимах выпрямителя самовозбуждающегося синхронного генератора при работе его по схеме рис. 2.6

При повороте составляющей напряжения возбуждения генератора, пропорциональной напряжению генератора на угол 90° (Uв(Uг)) результирующее выходное напряжение (Uв) трехобмоточного трансформатора увеличивается с уменьшением коэффициента мощности нагрузки.
Как показали исследования, выполненные Ленинградским электротехническим институтом имени В. И. Ульянова (Ленина), при такой системе возбуждения, соответствующим подбором параметров ее, можно добиться того, что отклонения напряжения от номинальной величины при всех изменениях нагрузки от 0 до 125% номинальной и коэффициенте мощности от 0,2 до 1,0 не будут превосходить + 2-3%.


Рисунок 2.8- Схема самовозбуждающегося синхронного генератора с полупроводниковыми выпрямителями, четырехобмоточным стабилизирующим трансформатором, дросселем и ' резонансным контуром
Процесс возбуждения генератора с самовозбуждением и компаундированием при холостом ходе его протекает так же, как и у машин постоянного тока. У синхронного генератора при его вращении возникает э. д. с. и ток возбуждения, обусловленные остаточным магнетизмом. Под действием этого тока увеличивается магнитный поток машины, что, в свою очередь, увеличивает ее э. д. с. и ток возбуждения. Процесс нарастания тока возбуждения продолжается до тех пор, пока э. д. с. генератора не становится равной величине, соответствующей пересечению вольтамперной характеристики цепи возбуждения с характеристикой холостого хода генератора.
Сопротивление цепи возбуждения генератора с самовозбуждением состоит из ряда элементов: полупроводникового выпрямителя, обмотки возбуждения генератора. Эти сопротивления, кроме сопротивления полупроводниковых выпрямителей, в процессе самовозбуждения остаются постоянными. Сопротивление же полупроводниковых выпрямителей, в процессе самовозбуждения изменяется в несколько раз в зависимости от величины тока возбуждения. В начале процесса самовозбуждения, при малом токе возбуждения, оно в несколько раз больше того
, какое имеет место после окончания процесса самовозбуждения при токе, соответствующем номинальному напряжению. Большая величина сопротивления цепи возбуждения синхронного генератора требует и соответственной величины остаточного напряжения его. Последнее затрудняет практическое выполнение способов самовозбуждения синхронных генераторов с полупроводниковыми селеновыми выпрямителями, имеющими большое внутреннее сопротивление.

Для обеспечения самовозбуждения применяются различные средства. Наиболее простым из них является увеличение тем или иным способом остаточного намагничивания ротора генератора. Однако это приводит к существенному усложнению конструкции генератора и увеличению его размеров.

В последние годы нашли распространение для целей самовозбуждения генераторов схемы с резонансными контурами. Одна такая схема приведена на рис.2.8

Она отличается от схемы рис. 2.6 наличием дополнительной, четвертой обмотки РО, замкнутой на емкость С. Эта обмотка является частью резонансной цепи, состоящей из емкости и самоиндукции, настроенной на резонанс при частоте, меньшей номинальной, приблизительно при 40—50% номинальной частоты.

Процесс самовозбуждения машины происходит следующим образом. При пуске первичного двигателя генератора, по достижении 40—50% номинальной скорости вращения, напряжение от остаточного намагничивания вызывает появление резонанса в цепи, содержащей емкость и самоиндукцию, в которую входит обмотка РО стабилизирующего четырехобмоточного трансформатора.
Под влиянием резонансного тока в этой обмотке, напряжение в обмотке НО достигает величины, достаточной для самовозбуждения генератора. Генератор самовозбуждается и при больших скоростях, благодаря пологой форме резонансной кривой. В схеме рис. 2.6 самовозбуждение синхронного генератора может быть при пуске получено также шунтированием части сопротивления Д кнопкой или контактором.

Рассмотренные выше различные схемы самовозбуждения синхронных генераторов чувствительны к изменениям частоты.

Так, при работе генератора по схеме рис. 2.5 уменьшение скорости вращения первичного двигателя генератора приводит к пропорциональному снижению его частоты и напряжения. Последнее приводит к уменьшению тока возбуждения и еще большему снижению напряжения генератора.
В связи с тем, что стабилизирующий трансформатор имеет токовую составляющую, величина напряжения генератора зависит от поведения нагрузки при уменьшении частоты и напряжения.