Файл: Исследование по выявлению уровня сформированности знаний младших дошкольников об окружающем мире. 19 Заключение 21.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Таким образом в ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С её помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества» [9].
2. Педагогическое исследование по выявлению уровня сформированности знаний младших дошкольников об окружающем мире
Для выявления уровня сформированности знаний об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста был использован метод диагностики педагогического процесса.
Цель диагностики: изучение исходного уровня сформированности знаний младших дошкольников об окружающем мире
Задачи:
- изучить научно-методическую литературу
- подобрать соответствующую методику диагностики
- провести диагностику уровня познавательного развития младших дошкольников
- осуществить анализ результатов диагностики.
Исследование по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста проходило на базе МКДОУ «Сузунский детский сад №5»
Диагностика проводилась по направлению «Познавательное развитие». Данная методика позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
-
балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает; -
балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки; -
балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого; -
балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки; -
баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Оценки вносятся в диагностические карты.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области.
(Приложение 2)
Проанализировав результаты исследования, были сделаны выводы о том, что только у одного дошкольника отмечены нормативные варианты развития. Показатели у шестерых дошкольников свидетельствуют о наличии проблемы в развитии социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе [10]. У троих детей отмечены низкие значения, говорит о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данной образовательной области. Для наглядности была составлена диаграмма, в которой показаны уровни познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. (Приложение 3)
Заключение
Исследования отечественных психологов Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности, как указывалось в данной работе, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра является сложным психологическим явлением, которое дает эффект общего психического развития.
В настоящей курсовой работе рассмотрена проблема использования игры как средства познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста. С этой целью был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по этой проблеме, проведен анализ знаний дошкольников об окружающем мире на базе МКДОУ «Сузунский детский сад №5», осуществлено исследование уровня сформированности знаний об окружающем мире детьми младшего дошкольного возраста, проведено исследование и получены результаты. Результаты и выводы исследования однозначно указывают на то, что применение игр в учебно-воспитательном процессе для систематизации знаний дошкольников об окружающем не только обосновано, но и необходимо.
Таким образом, цель данной работы - изучить особенности организации игры, как способа познания окружающего мира детьми младшего дошкольного возраста достигнута.
Библиография
1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
2. Баклагина, Г. В. Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру / Г. В. Баклагина, Е. В. Ташлыкова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 13
3. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. – М., 1994. – 75 с.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.
5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 80 с.
6. Дыбина, О.В. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.
7. Дубина Л. В. Развитие у детей коммуникативных способностей. Дошкольное воспитание / Л. В. Дубина. М., 2005, № 10. С. 26-36.
8. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
9. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
10. Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия». 2000
11. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира дошкольников (Монография). М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
12. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. С. Комаровой, О. А. Соломенниковой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 96 с.
13. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко.
Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951
14. Смоленцева, А. А. Сюжетно-ролевые игры / А. А. Смоленцева. М.: Просвещение, 1987.
15. Султанахмедова, С. Н. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте / С. Н. Султанахмедова, Л. Д. Мусина. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016.
16. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) / сост. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.
17. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников: материалы о детском саде. Минск, 1976.
2016. - Т. 46. - С. 133–135. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76397.htm.
18.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999.
19. https://multiurok.ru/blog/stat-ia-razvivaiushchaia-ighra-kak-sriedstvo-formirovaniia-priedstavlienii-ob-okruzhaiushchiem-mirie-u-dietiei-ranniegho-vozrasta.html
20. https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/igra-kak-sredstvo-poznaniya-
okruzhayushchego-mira.html
Приложения
Приложение 1.
Игровая деятельность детей формирующая у них представления
об окружающем мире.
Игра на прогулке
Приложение 2.
Обработка результатов исследования
Образовательная область «Познавательное развитие»
Код ребенка | Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи | Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы-заместители | Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты | Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, о смене дня и ночи | Группирует однородные предметы, выделяет один-много | Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
Соня А. | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3,6 |
Никита Б. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,6 |
Артем Г. | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Даша К. | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3,1 |
Илья К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1,6 |
Рита Н. | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2,8 |
Алена П. | 5 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Ваня П. | 5 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 3,3 |
Миша С. | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Андрей Ш. | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2,5 |
Итоговый показатель по группе | 2,85 |
Приложение 3.
Результаты диагностического обследования в графическом виде.