Файл: Инструкция по порядку проведения группового упражнения или деловой игры в рамках специальной подготовки и подготовки пожарнотактического учения Белгород.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методический план для проведения группового упражнения или деловой игры разрабатывается, в соответствии с приложением № 1 к настоящей Инструкции.
3.1.Методический план на проведения группового упражнения или деловой игры оформляется на листах формата А4, приложения к методическому плану допускается оформлять в альбомной ориентации на формате А4.
3.2.Методический план на проведения группового упражнения или деловой игры должен включать в себя:
1.Тему, дату, вид, время проведения занятия;
2.Цели занятия;
3.Литературу;
4.Пособия и оборудование, используемые на занятии;
5.Развернутый план занятия;
6.Общие сведения об объекте;
7.Схема на местности;
8.Особенности тушения пожаров на объекте;
9.Контроль за подготовкой обучаемых к занятию; вопросы охраны труда при проведении занятия;
10.Тактические замыслы;
11.Оценка обстановки на пожаре на различных этапах тушения, коллективное обсуждение действий различных должностных лиц, выдача заданий игровым коллективам;
12.Расчеты требуемого количества сил и средств для тушения возникшего пожара;
13.Приложения:
-схемы расстановки сил и средств при тушении условного пожара;
-совмещённые графики сосредоточения сил и средств относительно времени тушения условного пожара и расхода огнетушащих веществ.
4.Порядок проведения группового упражнения или деловой игры в рамках специальной подготовки и подготовки пожарно-тактического учения.
4.1.Групповые упражнения (деловые игры) проводятся, как правило, после самостоятельного изучения обучаемыми основных теоретических положений определенной темы. Они могут проводиться в кабинетах передового опыта, в классах тактической подготовки на картах, схемах, планах, макетах и на местности.
4.2.Групповые упражнения (деловые игры) целесообразно планировать совместно с занятиями по изучению объектов в оперативно-тактическом отношении, т.е. проводить их после изучения объекта. В зависимости от этого определяются особенности группового упражнения (деловой игры), а также соотношение непосредственной деятельности обучаемых в конкретной роли должностного лица и их действий по организации тушения пожара, ведению боевых действий по тушению пожара, в оценке обстановки на пожаре, подготовке расчетов сил и средств, принятию решений и отдаче распоряжений, составлению оперативной документации.
Продолжительность групповых упражнений (деловых игр) определяется объемом учебного материала по теме и может достигать до 4 часов.
4.3.При проведении группового упражнения (деловой игры) отрабатываются следующие вопросы теории и практики тушения пожаров:
-организация и ведение разведки пожара;
-оценка обстановки пожара и определение решающего направления действий по тушению пожара;
-принятие решений на боевые действия по тушению пожара;
-организация работы штаба, тыла и связи на пожаре;
-организация взаимодействия с инженерно-техническими работниками объекта, специальными службами; между подразделениями и участками тушения пожара;
-расчет сил и средств для тушения пожара.
4.4.Групповые упражнения (деловые игры) проводятся:
-в территориальном органе МЧС России:
Возможны два варианта проведения занятий.
Первый вариант: на занятия привлекается только начальствующий состав аппарата, СПТ и ЦППС.
Второй вариант: на занятия привлекается не только начальствующий состав аппарата, СПТ ФПС ГПС и ЦППС СПТ ФПС ГПС, но и подразделений ФПС ГПС (в этом случае комплектуются смешанные игровые коллективы).
-в подразделениях ФПС ГПС на занятия привлекается весь начальствующий состав подразделений ФПС. В отдельных случаях, по усмотрению начальника подразделения, могут привлекаться диспетчера (радиотелефонисты).
4.5.Условием успешного проведения группового упражнения (деловой игры) является предварительная разработка материалов, содержащих исходные данные, необходимые для подготовки обучаемых к занятию. Исходные данные для разработки материалов упражнения являются приказы и директивы, организационно-методические указания, программы, наставления, а также приказы и указания старших должностных лиц.
Тематику и учебные цели групповых упражнений (деловых игр) разрабатывает территориальный орган МЧС России (начальник подразделения ФПС), учитывая особенности охраняемого района и уровень подготовки начальствующего состава, который привлекается к занятиям. Деловые игры планируются не реже чем раз в квартал, и обязательно перед проведением пожарно-тактического учения.
4.6.К каждому групповому упражнению (деловой игре) должна предшествовать тщательная подготовка, в ходе которой руководитель должен последовательно решить следующие вопросы:
-уяснить тему занятия;
-определить учебную цель (если она не указана старшим должностным лицом);
-определить количество занятий, их продолжительность, учебные вопросы и учебные занятия, состав учебной группы;
-изучить учебную и специальную литературу, требования инструкций, приказов, распоряжений, относящихся к содержанию занятия и методике его проведения;
-подобрать объект (участок района выезда, здание, сооружение), отвечающий содержанию занятия, и изучить его оперативно-тактические особенности;
-подготовить необходимые наглядные пособия (макеты, схемы, чертежи, оперативные планшеты, диапозитивы, карты, планы, таблицы, графики, экспонометры, компьютерное моделирование развитие пожара и др.);
-подобрать примеры из опыта оперативно-служебной деятельности подразделений пожарной охраны, тушения и изучения пожаров, организации и проведения тактической подготовки;
-разработать тактический замысел упражнения;
-разработать задание для самостоятельной подготовки к групповому упражнению (деловой игре);
-составить план проведения группового упражнения (деловой игры).
4.7.Решение группового упражнения (деловой игры) проводится, исходя из тактического замысла.
Тактический замысел должен выражать ту ситуацию и оперативную обстановку, в условиях которой будут отрабатываться учебные вопросы, соответствовать содержанию темы и учебной цели занятий.
В этом разделе излагается идея старшего должностного лица о возможном в данной оперативной обстановке варианте организации и проведении разведки, оценки обстановки, определения решающего направления, организации работы оперативного штаба на пожаре, ведения действий по тушению пожара, а также наиболее оптимальные варианты оценки действий РТП, расчета сил и средств, расстановки сил и средств, принятия решений обучаемыми по управлению силами и средствами и так далее.
4.8.После разработки тактического замысла, разрабатываются задачи для обучаемых группы. Задачи отрабатываются на специально подготовленных макетах.
Задачи должны содержать сумму данных, которые позволили бы обучаемым оценить обстановку и принять правильное решение, давать возможность обучаемым уяснить содержание занятия.
Задача выдается обучаемым непосредственно на занятии совместно с планшетом и макетами.
4.9.При подготовке к групповому упражнению (деловой игре) руководитель занятия должен наметить рассмотрение вопросов, связанных с воспитанием обучаемых, творческого подхода к делу, инициативы, дисциплинированности, соблюдения законности и культуры в работе.
4.10.Руководитель занятия при разборе группового упражнения (деловой игры) должен, исходя из степени подготовленности обучаемых, наметить, каких теоретических положений следует касаться при разборе занятия, на какие вопросы надо обратить особое внимание обучаемых, чтобы обеспечить более полное достижение учебной цели занятия.
4.11.Каждое групповое упражнение (деловая игра) руководитель занятия начинает с проверки знаний у начальствующего состава указаний, инструкций, положений и других нормативных документов по теме занятий, путем постановки вопросов и получения ответов на них, проверка подготовленных проектов докладов (документов), расчетов и так далее.
Если обнаруживается, что обучаемый не подготовлен к занятиям, то его допускают к проведению группового упражнения (деловой игры) как наблюдателя и участия в принятия решения по вводным он не принимает. Проверив подготовку к занятию, руководитель делает анализ о ее качестве сразу и после занятия проводит разбор с неподготовленным личным составом группы.
При проведении занятий на местности не следует без особой надобности проверять знания вопросов теории. Целесообразнее это время использовать для практической работы.
4.12.Групповое упражнение (деловая игра) проводится в следующем порядке:
-проверка состава учебной группы;
-вводная часть (доведение структуры занятия и общее обсуждение проблемных вопросов при тушении пожара на объекте защиты в зависимости от класса функциональной пожарной опасности – не более 10 минут);
-разбор характеристики объекта защиты (руководитель доводит до слушателей – наименование объекта, конструктив здания, класс функциональной пожарной опасности, перечень рядом стоящих объектов, количество персонала и посетителей, ближайшие водоистончники, средства противопожарной защиты на объекте защиты, места где пожара принесет наибольший ущерб)
;
-просмотр динамики развития пожара при помощи компьютерного моделирования (компьютерное моделирование динамики развития пожара рассматривается на групповом упражнении (деловой игре) не 2 раз в год, просмотр динамики развития пожара сопровождается голосовым сопровождением руководителя занятия);
-анализ характеристики объекта и динамики развития пожара при помощи компьютерного моделирования – не более 10 минут (слушатели совместно с руководителям занятия обмениваются мнениями по динамике развития пожара и обсуждают наиболее проблемные вопросы, разобранные при просмотре характеристики объекта);
-учебная группа разбивается на подгруппы (подгруппы создаются из расчета не менее 3 человек, в целях оценки работы РТП-1, РТП-2 и РТП-3);
-выдача специально подготовленных макетов участникам подгрупп;
-постановка задачи РТП-1 каждой подгруппы (руководитель занятия обозначает очаг пожара и его площадь и имеющиеся СиС у РТП-1, РТП-1 выбирает решающие направление, производит расстановку СиС на специально подготовленных макетах и производит расчет достаточности СиС, после отведенного времени (не более 15 минуты) каждый РТП-1 производит доклад о выборе решающего направления и проделанных действия – все ответы должны быть аргументированы на основе нормативные документов в области пожаротушения и собственных примеров);
-постановка задачи РТП-2 каждой подгруппы (после заслушивания доклада РТП-1, руководитель занятия обозначает обстановку на пожаре, какие СиС возможно привлечь дополнительно и за какой промежуток времени, РТП-2 делает вывод по выбранному решающему направлению РТП-1(при этом РТП-2 назначает РТП-1 либо в штаб пожаротушения, либо на боевой участок), производит расстановку СиС на специально подготовленных макетах (в случая необходимости дополнительных СиС, РТП-2 запрашивает у руководителя занятия требуемые СиС) и производит расчет достаточности СиС, после отведенного времени (не более 20-25 минут) каждый РТП-2 производит доклад о проделанных действия (руководитель занятия вправе давать дополнительные вводные РТП-2 во время расстановки СиС) – все ответы должны быть аргументированы на основе нормативные документов в области пожаротушения и собственных примеров)