Файл: Прогноз социальноэкономического развития города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Прогноз социально-экономического развития города Москвы
на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов
Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2022 год
и плановый период 2023 и 2024 годов разработан с учетом сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, а также на основе анализа сложившихся тенденций социально-экономического развития Российской Федерации и города Москвы.
Макроэкономическая ситуация и основные текущие тенденции социально-экономического развития России
Мировая экономика в 2021 году активно восстанавливается, но темпы роста экономической активности – неравномерны по странам и макрорегионам. Так, экономика США по прогнозам экспертов полностью восстановится от падения 2020 года уже в текущем году, в то время как ВВП крупнейших стран еврозоны, Великобритании, Японии вернется к допандемическим уровням только в 2022 году, что связано, в том числе, с действовавшими в текущем году карантинными ограничениями. Кроме того, на экономический рост ряда развивающихся стран оказывают сдерживающее влияние ограниченные возможности в проведении вакцинации и осуществления стимулирующей макроэкономической политики.
Уверенный глобальный рост сопровождается ростом инфляции как в развитых экономиках (на 1,4-2,5 п.п. до 2,0-2,2 % к аналогичному периоду прошлого года в Великобритании и еврозоне, на 4,0 п.п. до 5,4 % в США), так и крупнейших странах с формирующимися рынками (от 0,9 до 4,5 п.п.).
Ключевые факторы ускорения инфляции в большинстве стран связаны как с восстановлением внутреннего спроса, так и с внешними факторами – ростом мировых цен на сырьевые товары, международные логистические услуги, нарушениями в логистических цепочках, обусловленных противоэпидемическими мерами.
На рынке нефти рост цен в 2021 году обусловлен восстановлением спроса крупнейшими потребителями, мощными финансовыми стимулами, а также ограничениями предложения в рамках сделки ОПЕК+, которые привели к сокращению избыточных запасов нефти, сформировавшихся в 2020 году. В результате в июне-июле 2021 года цена на нефть марки Urals выросла на 46,9 %, до уровней выше 70 долл. США за баррель.
После достижения странами ОПЕК+ новых договоренностей об увеличении совокупной добычи нефти цены на нефть скорректировались вниз. До конца года ожидается дальнейшее снижение нефтяных котировок по мере наращивания предложения ведущими экспортерами, в результате среднегодовая цена на нефть марки Urals составит в 2021 году 66,0 долл. США за баррель.
В 2021 году продолжился восстановительный рост российской экономики. Прирост ВВП по итогам 1-го полугодия составил 4,7 % к аналогичному периоду прошлого года (или 1,2 % к аналогичному периоду 2019 года), основной вклад в который внесло восстановление потребительского и инвестиционного спроса. Рост ВВП по итогам текущего года оценивается на уровне 4,2 %.
Динамика основных индикаторов экономической активности указывает на устойчивую траекторию восстановления экономики Москвы во 2-й половине 2020 – 1-й половине 2021 года. Об этом свидетельствуют увеличение объемов производства основных отраслей реального сектора, высокая инвестиционная и деловая активность, рост потребительского спроса, положительный финансовый результат деятельности организаций, рост занятости и реальной заработной платы.
Стабилизации и восстановлению экономики города к докризисному уровню, а также дальнейшему ее росту способствовала последовательная реализация общесистемных мер экономической политики города Москвы, основными элементами которой являются:
- реализация мероприятий в рамках Общенационального плана действий по восстановлению российской экономики;
- реализация антикризисных мер поддержки наиболее пострадавших отраслей;
- обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджетной системы города Москвы;
- активная инвестиционная политика, сфокусированная на улучшении инвестиционного климата и привлечении инвестиций в реальный сектор экономики;
- сохранение высокого социального стандарта и безусловное выполнение принятых социальных обязательств перед населением;
- стимулирующая налоговая политика – «точка опоры» городского бюджета, обеспечивающая равные условия ведения бизнеса и стимулы к эффективному использованию ресурсов;
- взвешенная тарифная политика, направленная на сдерживание роста тарифов;
- легальный рынок труда и миграционная реформа, нацеленные на обеспечение экономики Москвы необходимым человеческим капиталом.
Краткая характеристика основных вариантов прогноза социально-экономического развития города Москвы
В целях формирования бюджета города Москвы в соответствии с порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Москвы на среднесрочную перспективу
1 прогноз социально-экономического развития города Москвы на среднесрочную перспективу разработан в двух вариантах: базовом и консервативном.
Базовый вариант прогноза социально-экономического развития города Москвы описывает наиболее вероятный сценарий развития московской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и предусматривает выполнение в полном объеме запланированного комплекса мер по обеспечению развития экономики, социальной сферы и инфраструктуры города Москвы, в том числе реализацию антикризисных мер поддержки экономики, при выполнении условий базового варианта прогноза развития экономики Российской Федерации, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, эффективное выполнение мероприятий, предусмотренных государственными программами, национальными проектами и стратегическими инициативами Правительства Российской Федерации.
Консервативный вариант прогноза социально-экономического развития города Москвы основан на предпосылках о более существенном, чем в базовом варианте, замедлении роста мировой экономики в среднесрочной перспективе, и, как следствие - более низкой траектории нефтяных цен, а также о необходимости в более жесткой денежно-кредитной политике.
В качестве основного варианта прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу для проекта бюджета города Москвы до 2024 года применяется базовый вариант.
Основные итоги и прогноз социально-экономического развития города Москвы до 2024 года
Инфляция
В 1-ом полугодии 2020 года инфляция находилась на низком уровне, в диапазоне 102,4–102,8 % (в годовом выражении). Начиная со 2-го полугодия, инфляция стала постепенно ускоряться и достигла к концу 2020 году 103,8 % (к декабрю 2019 года). Ускорение инфляции происходило на фоне ослабления курса рубля (реальный эффективный курс снизился к концу 2020 года на 16,0 % относительно уровня декабря 2019 года), роста мировых цен на продовольствие, восстановления экономической активности и потребления.
С начала 2021 года инфляция продолжила ускоряться и достигла в июне значения 105,5 % (в годовом выражении).
Укрепившийся с начала года курс рубля стал благоприятным фактором для преодоления тренда дальнейшего роста уровня инфляции.
Месячная инфляция в июле–августе 2021 года составила 100,0–100,1 % (к предыдущему месяцу), что ниже среднего темпа роста цен годом ранее (100,2 % в среднем за июль–август 2020 года).
Сезонное снижение цен на продовольственные товары в августе (-0,85 % к предыдущему месяцу) оказалось выше соответствующего прошлогоднего снижения цен (-0,54 %). Но в других потребительских сегментах - непродовольственных товаров и услуг прирост цен в августе (0,66 % и 0,3 % к предыдущему месяцу) оказался по-прежнему существенно выше аналогичных прошлогодних значений (0,33 % и 0,1 % к предыдущему месяцу в августе 2020 года).
В целом за 8 месяцев 2021 года прирост потребительских цен в городе Москве составил 104,0 % (к декабрю 2020 года, 102,6 % - за аналогичный период 2020 года).
Ускорение инфляции в 1-й половине 2021 года на фоне быстрых темпов восстановления потребительского спроса и постепенного исчерпания эффекта действия временных проинфляционных факторов определяет повышенный (в сравнении с динамикой последних лет) уровень инфляции в 2021 году. К концу 2021 года рост потребительских цен составит 105,4 % (к декабрю 2020 года), в среднем за 2021 год инфляция оценивается на уровне 105,1 %. В среднесрочной перспективе при условии отсутствия значимых колебаний курса рубля инфляция закрепится на уровне 103,5-103,8 % в базовом и консервативном варианте прогноза (в годовом выражении) под влиянием следующих факторов:
- сохранения в качестве основополагающих принципов «бюджетного правила» и «инфляционного таргетирования» в бюджетной и денежной-кредитной политике;
- умеренных темпов роста заработных плат в экономике;
- взвешенного характера роста корпоративного и потребительского кредитования на фоне постепенного смягчения денежно-кредитной политики;
-
введения в действие демпферного механизма, направленного на снижение влияния мировой конъюнктуры на внутренние цены;
- сдержанного характера индексации регулируемых тарифов инфраструктурного сектора.
Экономическая динамика и предпринимательская активность
В 2020 году ситуация в экономике города Москвы, по предварительным оценкам, сложилась лучше, чем в целом по стране. Объем валового регионального продукта города Москвы (далее – ВРП) уменьшился на 1,6 % в сопоставимых ценах к предыдущему году (в Российской Федерации снижение ВВП в 2020 году составило 3,0 %).
Снижение экономической активности в городе Москве в 2020 году было связано с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках, изменением направления развития ведущих мировых экономик в сторону рецессии на фоне повсеместных ограничений, связанных с борьбой с пандемией новой коронавирусной инфекции и карантинными мероприятиями в субъектах Российской Федерации.
Наиболее пострадавшими в 2020 году оказались виды экономической деятельности, связанные с предоставлением услуг – гостиницы и общепит, транспортировка и хранение, сфера культуры, спорта, досуга и развлечений, розничная и оптовая торговля, туристический бизнес.
Текущая динамика прямых и косвенных индикаторов экономической активности указывает на ее динамичное восстановление во всех основных секторах экономики города. По итогам 2021 года рост добавленной стоимости ожидается практически во всех секторах городской экономики. В результате ВРП города Москвы в 2021 году вырастет на 4,2 % и достигнет в номинальном объеме величины 23,2 трлн рублей.
В среднесрочной перспективе на фоне замедления темпов роста мировой экономики, устойчивой динамики российской экономики на основе расширения внутреннего спроса темпы роста экономики города Москвы по базовому варианту прогноза составят 3,0 % ежегодно, по консервативному варианту – на уровне
2,5-2,8 %.
Приоритеты экономической политики города Москвы остаются неизменными и ориентированы на развитие городской инфраструктуры, на создание условий для привлечения инвестиций, на распространение практики государственно-частного партнерства, на оптимизацию расходов и увеличение доходов бюджета и на улучшение качества жизни в городе.
Инвестиции и строительство
В 2020 году на фоне общероссийского спада Москве удалось избежать снижения инвестиционной активности - по предварительным данным объем инвестиций в основной капитал в экономику города увеличился по сравнению с 2019 годом на 1,7 % (в сопоставимых ценах) и достиг 3,6 трлн рублей (17,7 % от общероссийского объема).
В обрабатывающей промышленности динамика инвестиций в 2020 году оставалась стабильной, однако на фоне пандемии, выросла доля привлеченных средств (18,7 %). Объем финансирования из привлеченных источников вырос как за счет увеличения объемов бюджетного финансирования, так и за счет внебюджетных привлеченных средств.
Высокие темпы роста в строительстве стимулировали инвестиционную активность как строительных компаний, подрядчиков, реализующих проектные работы, так и организаций из смежных секторов, а также частных инвесторов.