Файл: Дипломная работа специалиста поисковоспасательные работы в природной.docx
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 2581
Скачиваний: 57
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие принципы поисково-спасательных работ
Руководство поисково-спасательными работами.
Глава 2. Фазы поисково-спасательной операции.
Этапы поисково-спасательной операции.
Глава 3. Способы поиска заблудившихся
Поведение заблудившихся и пропавших в лесной зоне
Вывод заблудившихся из леса по телефону
Глава 4. Формирование деятельности ПСО
Глава 5. Математический расчет поисков
Глава 6. Поисково-спасательные отряды в Ленинградской области.
поисков параллельными отрезками.
Ширина полосы поиска (W) варьируется от 50-100 м при высоте полета 50 м при обследовании плотного леса до 300-400 м при высоте полета 200 м
при обследовании открытой местности. За час полета обследованная площадь составит от 10 до 60 кв. км, что равносильно труду в течение часа от
30 до 180 участников наземных поисков. На акватории ширина полосы поиска может составить 1 км и более.
До взлета летательного аппарата руководитель ПСГ на его борту должен согласовать с командиром экипажа действия в случае обнаружения пропавшего и невозможности для вертолета приземлиться. Как вариант может рассматриваться сброс контейнера с радиостанцией и инструкцией, наведение на пропавшего наземной ПСГ, десантирование спасателей, в крайнем случае – подъем пострадавшего на борт с помощью лебедки в спасательном кресле или корзине.
Развитие поисковых работ, вызывающих пристальное внимание общества – розыск детей, групп туристов, судов и летательных аппаратов – приводит к организации поисков большими силами, с применением авиации и привлечением к наземным поискам многих десятков и даже сотен людей. Эффективное использование большого количества участников сталкивается с трудностями, в первую очередь, организационного характера.
Кроме профессиональных спасателей поисково-спасательных подразделений, к поискам могут привлекаться:
Взяв в свои руки руководство группой из более чем 10-20 человек, РПСР уже не в состоянии самостоятельно решить все возникающие вопросы и должен выстроить временную структуру управления, предприняв делегирование своих полномочий.
Схема управления может различаться в каждом конкретном случае, однако РПСР каждый раз должен придерживаться общих принципов построения.
Построение структуры управления происходит сверху вниз. По мере необходимости РП назначает следующих руководителей, входящих в состав штаба, передавая им часть своих полномочий и оставляя себе наиболее важные:
В первую очередь, чаще всего, назначается руководитель обеспечения, который занимается вопросами снабжения, транспорта, питания, организации полевого лагеря и т.п. и руководит группой обеспечения.
Руководитель ведения операций отвечает за реализацию разработанного плана операционного периода.
Руководитель планирования при проведении поисков назначается, как правило, в последнюю очередь и отвечает за формирование планов операционных периодов. До его назначения планированием занимается РПСР.
Ответственный за учет и финансирование организует документирование финансово значимых сведений
– ведение табелей, расходных документов и ведомостей, выдает денежные средства.
Ответственный за организацию взаимодействия проводит работу непосредственно на месте поисков, согласовывая и решая вопросы с представителями взаимодействующих ведомств. Его деятельность перекликается с работой координатора поисков, находящегося на стационарной базе.
Ответственный за работу со СМИ и информирование общественности назначается редко. Кроме выпуска пресс-релизов и проведения интервью, ему можно поручить информирование участников поисков и доведение до них общей картины происходящего.
Ответственный за безопасность инструктирует участников по мерам безопасности и охраны труда, контролирует состояние снаряжения, средств защиты, оснащение групп на предмет соблюдения норм безопасности.
Система радиосвязи устанавливается следующим образом. РП имеет отдельный канал для связи со стационарной базой.
РП на другом отдельном канале работает только с сотрудниками своего штаба и руководителями ПСГ, а в случае работы большого числа групп – только с сотрудниками штаба. С руководителями групп работает на отдельном канале руководитель ведения операций.
Руководитель группы работает с членами группы в лучшем случае на отдельной частоте, в худшем – на общей частоте для всех участников.
Группа обеспечения работает на отдельном канале.
Ответственный за взаимодействие организует систему связи, ведет реестр позывных и в случае необходимости назначает позывные радиостанциям. Пресекает в эфире излишнюю болтовню, использование имен и кличек вместо назначенных позывных, устраняет путаницу
с позывными.
Каждый участник поисков должен быть подчинен только одному руководителю и иметь с ним канал связи. По прибытию на место он сбора должен быть проинструктирован сотрудником штаба по следующим вопросам:
При проведении массовых поисков важнейшее значение имеет обеспечение максимальной эффективности задействованных ресурсов. Каждый участник поисков должен провести максимальное время в процессе перемещения по назначенному сектору, а время, затрачиваемое на
«непроизводственную» деятельность должно быть сведено к минимуму. К непроизводственным затратам времени относится доставка в сектор поиска и в лагерь, переезды, устройство ночлега, приготовление пищи. Сюда же входит время на сборы, ожидание задания и другие простои.
План операционного периода должен быть готов задолго до его начала. Если установлена продолжительность периода в 24 часа, план должен быть разработан вечером после получения информации от всех ПСГ.
Время выезда на поиски должно быть объявлено заблаговременно. Для переездов каждая группа должна иметь свое транспортное средство, готовое
к выезду до момента поступления команды. Организация ночлега поручается группе обеспечения.
Приготовление пищи должно быть централизованным. При больших масштабах в силах организации, проводящей поиски, привлечь к обеспечению питанием предприятие общественного питания.
Продолжительность работы участника поисков ограничивается его усталостью.
Усталость сопровождается потерей внимания. Первые признаки усталости появляются уже через 2-3 часа ходьбы. Наиболее приемлем режим работы, при котором переходы в течение 40-50 минут прерываются 10-20 минутными перерывами, которые можно совместить с перестроениями при прочесывании. Участник должен работать на маршруте 8 часов в течение суток, в крайнем случае – 12 часов. После 4 часов работы рекомендуется перерыв на 40-60 минут.
Усталость на поисковых работах накапливается в зависимости от погоды и нагрузки на 4-7 день. В зависимости от мотивации участник начинает испытывать отвращение к исполняемой работе и сознательно или бессознательно уклоняется от нее.
Ширина полосы поиска (W) варьируется от 50-100 м при высоте полета 50 м при обследовании плотного леса до 300-400 м при высоте полета 200 м
при обследовании открытой местности. За час полета обследованная площадь составит от 10 до 60 кв. км, что равносильно труду в течение часа от
30 до 180 участников наземных поисков. На акватории ширина полосы поиска может составить 1 км и более.
До взлета летательного аппарата руководитель ПСГ на его борту должен согласовать с командиром экипажа действия в случае обнаружения пропавшего и невозможности для вертолета приземлиться. Как вариант может рассматриваться сброс контейнера с радиостанцией и инструкцией, наведение на пропавшего наземной ПСГ, десантирование спасателей, в крайнем случае – подъем пострадавшего на борт с помощью лебедки в спасательном кресле или корзине.
-
Наземные поиски большими силами.
Развитие поисковых работ, вызывающих пристальное внимание общества – розыск детей, групп туристов, судов и летательных аппаратов – приводит к организации поисков большими силами, с применением авиации и привлечением к наземным поискам многих десятков и даже сотен людей. Эффективное использование большого количества участников сталкивается с трудностями, в первую очередь, организационного характера.
Кроме профессиональных спасателей поисково-спасательных подразделений, к поискам могут привлекаться:
-
сотрудники пожарных и пожарно-спасательных служб; -
члены общественных аварийно-спасательных формирований; -
сотрудники органов внутренних дел; -
работники лесхозов, охотхозяйств, авиалесоохраны; -
воинские подразделения; -
лица, призванные на военные сборы и направленные на поисковые работы; -
родственники, друзья, коллеги пропавшего; -
добровольцы, самостоятельно или откликнувшись на обращения органов власти прибывшие для участия в поисках.
Взяв в свои руки руководство группой из более чем 10-20 человек, РПСР уже не в состоянии самостоятельно решить все возникающие вопросы и должен выстроить временную структуру управления, предприняв делегирование своих полномочий.
Схема управления может различаться в каждом конкретном случае, однако РПСР каждый раз должен придерживаться общих принципов построения.
Построение структуры управления происходит сверху вниз. По мере необходимости РП назначает следующих руководителей, входящих в состав штаба, передавая им часть своих полномочий и оставляя себе наиболее важные:
-
Руководитель ведения операций -
Руководитель планирования -
Руководитель обеспечения -
Ответственный за учет и финансирование. -
Ответственный за организацию взаимодействия -
Ответственный за работу со СМИ и информирование общественности -
Ответственный за безопасность.
В первую очередь, чаще всего, назначается руководитель обеспечения, который занимается вопросами снабжения, транспорта, питания, организации полевого лагеря и т.п. и руководит группой обеспечения.
Руководитель ведения операций отвечает за реализацию разработанного плана операционного периода.
Руководитель планирования при проведении поисков назначается, как правило, в последнюю очередь и отвечает за формирование планов операционных периодов. До его назначения планированием занимается РПСР.
Ответственный за учет и финансирование организует документирование финансово значимых сведений
– ведение табелей, расходных документов и ведомостей, выдает денежные средства.
Ответственный за организацию взаимодействия проводит работу непосредственно на месте поисков, согласовывая и решая вопросы с представителями взаимодействующих ведомств. Его деятельность перекликается с работой координатора поисков, находящегося на стационарной базе.
Ответственный за работу со СМИ и информирование общественности назначается редко. Кроме выпуска пресс-релизов и проведения интервью, ему можно поручить информирование участников поисков и доведение до них общей картины происходящего.
Ответственный за безопасность инструктирует участников по мерам безопасности и охраны труда, контролирует состояние снаряжения, средств защиты, оснащение групп на предмет соблюдения норм безопасности.
Система радиосвязи устанавливается следующим образом. РП имеет отдельный канал для связи со стационарной базой.
РП на другом отдельном канале работает только с сотрудниками своего штаба и руководителями ПСГ, а в случае работы большого числа групп – только с сотрудниками штаба. С руководителями групп работает на отдельном канале руководитель ведения операций.
Руководитель группы работает с членами группы в лучшем случае на отдельной частоте, в худшем – на общей частоте для всех участников.
Группа обеспечения работает на отдельном канале.
Ответственный за взаимодействие организует систему связи, ведет реестр позывных и в случае необходимости назначает позывные радиостанциям. Пресекает в эфире излишнюю болтовню, использование имен и кличек вместо назначенных позывных, устраняет путаницу
с позывными.
Каждый участник поисков должен быть подчинен только одному руководителю и иметь с ним канал связи. По прибытию на место он сбора должен быть проинструктирован сотрудником штаба по следующим вопросам:
-
общая картина случившегося, описание пропавшего, описание района поисков, цель проводимых работ, состояние дел на текущий момент; -
система организации поисковых работ, имя и должность руководителя поисков, состав штаба, вертикаль подчинения участника; -
организация системы связи; -
прогноз погоды; -
минимальная экипировка участника; -
правила ведения поиска; -
опасности, с которыми может столкнуться участник, меры безопасности и охраны труда, правила поведения в аварийных ситуациях; -
организация обеспечения; -
правила поведения в лагере.
При проведении массовых поисков важнейшее значение имеет обеспечение максимальной эффективности задействованных ресурсов. Каждый участник поисков должен провести максимальное время в процессе перемещения по назначенному сектору, а время, затрачиваемое на
«непроизводственную» деятельность должно быть сведено к минимуму. К непроизводственным затратам времени относится доставка в сектор поиска и в лагерь, переезды, устройство ночлега, приготовление пищи. Сюда же входит время на сборы, ожидание задания и другие простои.
План операционного периода должен быть готов задолго до его начала. Если установлена продолжительность периода в 24 часа, план должен быть разработан вечером после получения информации от всех ПСГ.
Время выезда на поиски должно быть объявлено заблаговременно. Для переездов каждая группа должна иметь свое транспортное средство, готовое
к выезду до момента поступления команды. Организация ночлега поручается группе обеспечения.
Приготовление пищи должно быть централизованным. При больших масштабах в силах организации, проводящей поиски, привлечь к обеспечению питанием предприятие общественного питания.
Продолжительность работы участника поисков ограничивается его усталостью.
Усталость сопровождается потерей внимания. Первые признаки усталости появляются уже через 2-3 часа ходьбы. Наиболее приемлем режим работы, при котором переходы в течение 40-50 минут прерываются 10-20 минутными перерывами, которые можно совместить с перестроениями при прочесывании. Участник должен работать на маршруте 8 часов в течение суток, в крайнем случае – 12 часов. После 4 часов работы рекомендуется перерыв на 40-60 минут.
Усталость на поисковых работах накапливается в зависимости от погоды и нагрузки на 4-7 день. В зависимости от мотивации участник начинает испытывать отвращение к исполняемой работе и сознательно или бессознательно уклоняется от нее.