Файл: Руководство для работающих в благотоворительных организациях.(1899). В данной книге Мэри Ричмонд посещяли бедняков, в ней описаны научно обоснованные методы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основы социальной работы.
-
Основные этапы развития теории социальной работы.
Социальная работа рассматривается в двух направлениях : на профессиональном и непрофессиональный уровень. Как на непрофессиональном уровне зародилась значительно давно , когда человечество, люди помогали друг- другу.
На профессиональном уровне теоретическом осмысление становления социальной работы как професильном явления.
Начнём с того , что разберём кто же является основоположниками социальной работы как профессиональной деятельности . Это Мэри Ричмонд, Джейн Аддамс, Алиса Саломон.
Мэри Ричмонд- одна из основательниц теоретического осмысления профессиональной социальной работы. Самыми главными книгами Мэри Ричмонд это» Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотоворительных организациях.(1899). В данной книге Мэри Ричмонд посещяли бедняков , в ней описаны научно- обоснованные методы .
А в следующей ее книге « Социальные диагнозы» (1917). В данной книге она более подробно представила свой метод социальной работы, впоследствие получившего название индивидуального метода социальной работы.
Также на этом этапе были разработаны школы такие как Диагностическая и Функциональная.
Диагностическая школа была разработана Зигмунтом Фрейм. В данной школе особое значение и направление непосредственно связано с установлением точного дигноза и впоследствие оказании помощи.
Функциональная школа основателями которых были Карль Роджест и О. Ранка. Функциональная школа взяла за основу представления способности к восприятию помощи , а также о разделении функций в ходе оказания помощи данного желания. В отличии от диагностической школы основное значениеуделялось не решению детских травм, а постоновке точного дигноза , к началу присхождения умений.
-
Социальная работа как наука : ее особенности, закономерности, принципы социальной работы.
Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории , методов и методики т.к сама методика социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений.
Также есть объект и предмет исследования социальной работы как науки.
Объектом исследования социальной работы как науки являются связи , взаимодействия, механизмы , способы и средства регуляции поведения социальных групп и личностей способствующих реализации их жизненных интересов направленных на развитие социальной гармонии в обществе.
Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав. И свобод личности в обществе.
Так же компонентами социальной работы как науки будут являться: категории, методы , принципы.
Категории социальной работы подразделяется на три виды:
Первый вид категории, не являющиеся специфическими для социальной работы.(Личность, характер, социальная адаптация
Второй вид категории , относящиеся к теории социальной работы по преимуществу используемые также другими отраслями знаний.( реабилитация)
Третий вид категории, являющиеся собственными категориями социальной работы ( адресная социальная помощь)
Теперь разберём принципы социальной работы:
-
Общефилософские принципы -
Социально-политические принципы. -
Организационные принципы.
4 . Психолого- педагогические принципы.
-
Специфические принципы. -
Принцип универсальности. -
Принцип охраны социальных прав. -
Принцип социального регулирования -
Принцип профилактической направленности. -
Принцип клиентоцентризма. -
Принцип опоры на собственные силы -
Принцип максимизации -
Принцип конфиденциальности -
Принцип толерантности.
В заключении можно сказать , что принципы социальной работы используются при оказании помощи и поддержки социальным работником клиентам.
-
Социальная работа как особый вид деятельности, системный характер социальной работы.
Социальная работа как вид деятельности и социальной системы . работа относится к одному из многочисленных ви¬дов деятельности. Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без по¬сторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих слу¬чаях и жить
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически свя¬зан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.
Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.
Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятель¬ных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.
-
Основные понятия социальной работы: специфика, содержание, классификация
Изменение в экономической, политической и социальной жизни общества на современном этапе, внимание к вопросам социальной сферы , способствовали становлению профессии назначение которой – оказание компетентной социальной помощи населению, содействие в социальном формировании личности.
Компетенция (от лат. Competere — соответствовать, подходить) — личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.
Назначение социальной работы – это помогать, взаимодействовать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения жизни каждого. Социальный работник призван компетентно и грамотно , осуществлять защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблемы его жизнедеятельности.
Социальная помощь — помощь в денежной или натуральной форме, финансируемая государством или добровольными пожертвованиями, гражданам, которые находятся в тяжелом материальном положении.
Социальная поддержка — мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами.
Социальная защита – это комплекс политических мер и программ, призванных сокращать и предотвращать распространение бедности и факторов уязвимости на протяжении всей вашей жизни.
А теперь разберём цели и задачи социальной работы.
ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:
-
Изучение социальных потребностей различных категорий людей. -
Цель представительства и защиты интересов людей. -
Целью раскрытие творческих способностей -
Самостоятельно обеспечивать свои потребности . -
Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения – это концептуальная цель социальной работы .
Задачи :
-
Диагностика и профилактика социальных и личностных проблем -
Оказание социальной поддержки и помощи нуждающимся -
Социальное страхование -
Социальный надзор и ппопечительств -
Социальное проектирование -
Посредничество между клиентом и организацией.
5.Структура социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы.
Структура социальной работы состоит из нескольких относительно самостоятельных но в то же время зависимых друг от друга элементов или компонентов: объект, субъект,
Содержание средства и управление.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи, не могущие без нее обойтись.
Субъектом же принято считать людей или организации, задача которых оказание помощи и поддержки нуждающимся.
Пять субъектов социальной работы
Первый субъект- это любой человек или группа людей которые могут оказаться или уже находятся в слабой позиции
Второй субъект- это люди , которые оказывают социальную помощь – социальные работники
Третий субъект – это люди, которые учат этой работе
Четвёртый субъект – ее исследователь
Пятый субъект – административно – управленческие структуры.
Говоря о субъектах социальной работы важно иметь ввиду ещё одно обстоятельство среди них есть те , кто в основном занимается организации социальной работы их можно назвать организаторами или управленцами, а есть те кто непосредственно занимается оказанием социальной помощи их условия можно назвать практическими социальными работниками.
6.Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника.
Социальная работа является универсальным видом деятельности ,она. Требует от специалиста знаний в различных областях и умений применять на практике.
Человеку, не готовому работать в данной профессии будет морально достаточно сложно. Но если человек выбрал данную профессию абсолютно осознанно, где основой для выбора явилось призвание, то несмотря на все встречающиеся трудности, работа принесет пользу, в конечном итоге, и всему обществу
Нравственность, в данном случае, является фундаментом для становления личностных качеств социального работника.
Нравственное сознание социального работника состоит из трех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.
Социальный работник должен быть:
-профессионально подготовленным;
-эрудированным человеком в области культуры, политики, экономики и социального развития общества;
-твердо стоящим на ценностных позициях и умело проводящим их в жизнь;
-прозорливым человеком, умеющим предвидеть последствия своих действий;
-общительным человеком, имеющим навыки коммуникативного общения;
-тактичным человеком, соблюдающим конфиденциальность, деликатным в вопросах, затрагивающих личные стороны жизни;
-решительным человеком, способным быстро принимать правильные решения в трудных ситуациях;
-эмоционально устойчивым человеком ,готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.
Теперь разберём, что же относится к нравственным и духовным качествам социального работника.
К нравственным и духовным качествам социального работника относятся:-честность,-совесть,-объективность,-справедливость,-тактичность -внимательность,-наблюдательность,-терпимость,-выдержка,-самообладание,-доброта,-любовь к людям,-самокритичность,-адекватность самооценки,-коммуникабельность,-терпение,-оптимизм,-сила воли,-эмпатия,-стремление к самосовершенствованию,-творческое мышление.
Можно сделать вывод, что в процессе профессиональной и повседневной жизни социальный работник должен ориентироваться на нравственные и ценностные установки-основы его личности.
-
История социальной работы в древний период.
Профессия социального работника , имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры.
Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 году до н.э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему , заботе, о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как «филантропия» ( что в переводе с греческого означает «проявление любви в отношении человечества». В Риме как народная традиция.
В СССР социальная работа появилась в период проведения земкой реформы(1864) хотя и не называлась так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению ( призрение-т.е обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных, детей и бездомных людей пожилого возраста.
В конце ХХ века в СССР функции социальных работников выполняли представители коммунистьических партий и профсоюзов. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце ХIХ