Файл: Руководство для работающих в благотоворительных организациях.(1899). В данной книге Мэри Ричмонд посещяли бедняков, в ней описаны научно обоснованные методы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы социальной работы.

  1. Основные этапы развития теории социальной работы.

Социальная работа рассматривается в двух направлениях : на профессиональном и непрофессиональный уровень. Как на непрофессиональном уровне зародилась значительно давно , когда человечество, люди помогали друг- другу.

На профессиональном уровне теоретическом осмысление становления социальной работы как професильном явления.

Начнём с того , что разберём кто же является основоположниками социальной работы как профессиональной деятельности . Это Мэри Ричмонд, Джейн Аддамс, Алиса Саломон.

Мэри Ричмонд- одна из основательниц теоретического осмысления профессиональной социальной работы. Самыми главными книгами Мэри Ричмонд это» Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотоворительных организациях.(1899). В данной книге Мэри Ричмонд посещяли бедняков , в ней описаны научно- обоснованные методы .

А в следующей ее книге « Социальные диагнозы» (1917). В данной книге она более подробно представила свой метод социальной работы, впоследствие получившего название индивидуального метода социальной работы.

Также на этом этапе были разработаны школы такие как Диагностическая и Функциональная.

Диагностическая школа была разработана Зигмунтом Фрейм. В данной школе особое значение и направление непосредственно связано с установлением точного дигноза и впоследствие оказании помощи.

Функциональная школа основателями которых были Карль Роджест и О. Ранка. Функциональная школа взяла за основу представления способности к восприятию помощи , а также о разделении функций в ходе оказания помощи данного желания. В отличии от диагностической школы основное значениеуделялось не решению детских травм, а постоновке точного дигноза , к началу присхождения умений.

  1. Социальная работа как наука : ее особенности, закономерности, принципы социальной работы.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории , методов и методики т.к сама методика социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений.


Также есть объект и предмет исследования социальной работы как науки.

Объектом исследования социальной работы как науки являются связи , взаимодействия, механизмы , способы и средства регуляции поведения социальных групп и личностей способствующих реализации их жизненных интересов направленных на развитие социальной гармонии в обществе.

Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав. И свобод личности в обществе.

Так же компонентами социальной работы как науки будут являться: категории, методы , принципы.

Категории социальной работы подразделяется на три виды:

Первый вид категории, не являющиеся специфическими для социальной работы.(Личность, характер, социальная адаптация

Второй вид категории , относящиеся к теории социальной работы по преимуществу используемые также другими отраслями знаний.( реабилитация)

Третий вид категории, являющиеся собственными категориями социальной работы ( адресная социальная помощь)

Теперь разберём принципы социальной работы:

  1. Общефилософские принципы

  2. Социально-политические принципы.

  3. Организационные принципы.

4 . Психолого- педагогические принципы.

  1. Специфические принципы.

  2. Принцип универсальности.

  3. Принцип охраны социальных прав.

  4. Принцип социального регулирования

  5. Принцип профилактической направленности.

  6. Принцип клиентоцентризма.

  7. Принцип опоры на собственные силы

  8. Принцип максимизации

  9. Принцип конфиденциальности

  10. Принцип толерантности.

В заключении можно сказать , что принципы социальной работы используются при оказании помощи и поддержки социальным работником клиентам.

  1. Социальная работа как особый вид деятельности, системный характер социальной работы.

Социальная работа как вид деятельности и социальной системы . работа относится к одному из многочисленных ви¬дов деятельности. Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без по¬сторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих слу¬чаях и жить


Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически свя¬зан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции.

Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.

Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятель¬ных, но в то же время зависимых друг от друга компонентов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.

  1. Основные понятия социальной работы: специфика, содержание, классификация

Изменение в экономической, политической и социальной жизни общества на современном этапе, внимание к вопросам социальной сферы , способствовали становлению профессии назначение которой – оказание компетентной социальной помощи населению, содействие в социальном формировании личности.

Компетенция (от лат. Competere — соответствовать, подходить) — личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.

Назначение социальной работы – это помогать, взаимодействовать восстанавливать взаимовыгодное взаимодействие между личностью и обществом для улучшения жизни каждого. Социальный работник призван компетентно и грамотно , осуществлять защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблемы его жизнедеятельности.

Социальная помощь — помощь в денежной или натуральной форме, финансируемая государством или добровольными пожертвованиями, гражданам, которые находятся в тяжелом материальном положении.

Социальная поддержка — мероприятия, проводимые органами социальной защиты в рамках социальной политики, направленные на предоставление отдельным категориям граждан помощи в соответствии с законодательными и правовыми актами.

Социальная защита – это комплекс политических мер и программ, призванных сокращать и предотвращать распространение бедности и факторов уязвимости на протяжении всей вашей жизни.

А теперь разберём цели и задачи социальной работы.

ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  1. Изучение социальных потребностей различных категорий людей.

  2. Цель представительства и защиты интересов людей.

  3. Целью раскрытие творческих способностей

  4. Самостоятельно обеспечивать свои потребности .

  5. Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения – это концептуальная цель социальной работы .


Задачи :

  • Диагностика и профилактика социальных и личностных проблем

  • Оказание социальной поддержки и помощи нуждающимся

  • Социальное страхование

  • Социальный надзор и ппопечительств

  • Социальное проектирование

  • Посредничество между клиентом и организацией.

5.Структура социальной работы. Объекты и субъекты социальной работы.

Структура социальной работы состоит из нескольких относительно самостоятельных но в то же время зависимых друг от друга элементов или компонентов: объект, субъект,

Содержание средства и управление.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи, не могущие без нее обойтись.

Субъектом же принято считать людей или организации, задача которых оказание помощи и поддержки нуждающимся.

Пять субъектов социальной работы

Первый субъект- это любой человек или группа людей которые могут оказаться или уже находятся в слабой позиции

Второй субъект- это люди , которые оказывают социальную помощь – социальные работники

Третий субъект – это люди, которые учат этой работе

Четвёртый субъект – ее исследователь

Пятый субъект – административно – управленческие структуры.

Говоря о субъектах социальной работы важно иметь ввиду ещё одно обстоятельство среди них есть те , кто в основном занимается организации социальной работы их можно назвать организаторами или управленцами, а есть те кто непосредственно занимается оказанием социальной помощи их условия можно назвать практическими социальными работниками.

6.Профессиональные и духовно-нравственные качества социального работника.

Социальная работа является универсальным видом деятельности ,она. Требует от специалиста знаний в различных областях и умений применять на практике.

Человеку, не готовому работать в данной профессии будет морально достаточно сложно. Но если человек выбрал данную профессию абсолютно осознанно, где основой для выбора явилось призвание, то несмотря на все встречающиеся трудности, работа принесет пользу, в конечном итоге, и всему обществу

Нравственность, в данном случае, является фундаментом для становления личностных качеств социального работника.

Нравственное сознание социального работника состоит из трех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.


Социальный работник должен быть:

-профессионально подготовленным;

-эрудированным человеком в области культуры, политики, экономики и социального развития общества;

-твердо стоящим на ценностных позициях и умело проводящим их в жизнь;

-прозорливым человеком, умеющим предвидеть последствия своих действий;

-общительным человеком, имеющим навыки коммуникативного общения;

-тактичным человеком, соблюдающим конфиденциальность, деликатным в вопросах, затрагивающих личные стороны жизни;

-решительным человеком, способным быстро принимать правильные решения в трудных ситуациях;

-эмоционально устойчивым человеком ,готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

Теперь разберём, что же относится к нравственным и духовным качествам социального работника.

К нравственным и духовным качествам социального работника относятся:-честность,-совесть,-объективность,-справедливость,-тактичность -внимательность,-наблюдательность,-терпимость,-выдержка,-самообладание,-доброта,-любовь к людям,-самокритичность,-адекватность самооценки,-коммуникабельность,-терпение,-оптимизм,-сила воли,-эмпатия,-стремление к самосовершенствованию,-творческое мышление.

Можно сделать вывод, что в процессе профессиональной и повседневной жизни социальный работник должен ориентироваться на нравственные и ценностные установки-основы его личности.

    1. История социальной работы в древний период.

Профессия социального работника , имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры.

Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 году до н.э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему , заботе, о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как «филантропия» ( что в переводе с греческого означает «проявление любви в отношении человечества». В Риме как народная традиция.

В СССР социальная работа появилась в период проведения земкой реформы(1864) хотя и не называлась так. Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению ( призрение-т.е обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных, детей и бездомных людей пожилого возраста.

В конце ХХ века в СССР функции социальных работников выполняли представители коммунистьических партий и профсоюзов. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце ХIХ