Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, последнее может иметь два вида - косвенное и многостепенное. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей либо каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими. 
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

47. Избирательный процесс: понятие и стадии


Под избирательным процессомследует понимать совокупность правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов органов государственной власти и местного самоуправления; подведение итогов выборов и их легитимацию.

Характерной чертой избирательного процесса является его стадийность. В научной литературе отсутствует единое мнение относительно состава стадий избирательного процесса и их наименования. Необходимо отметить, что их деление носит условный характер, поскольку они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Стадия избирательного процесса -это динамическая, относительно замкнутая совокупность закрепленных действующим законодательством способов, методов, норм, выражающих строгое и неуклонное осуществление процедурно-процессуальных требований.

Следует назвать следующие стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) регистрация (учет) избирателей и составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение и регистрация кандидатов на выборные должности (списков кандидатов); 6) финансирование выборов; 7) предвыборная агитация; 8) организация и порядок голосования; 9) определение итогов голосования и результатов выборов; 10) опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов выборов.

Избирательный процесс – направленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации, закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления определенной последовательности избирательных действий.

Принципы избирательного процесса – это его основные начала, важнейшие требования, предъявляемые участникам процесса.

  1. Принцип осуществления и организация проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами – избирательными комиссиями.

  2. Принцип непрерывности и поступательности избирательного процесса. Непрерывность означает, что начавшись в положенный срок, избирательный процесс должен пройти все предусмотренные законом стадии и обязательно должен заканчиваться опубликованием результатов выборов. Поступательность – заранее заданную законом последовательность смены стадий избирательного процесса.

  3. Принцип законности. Он означает обязанность всех участников процесса действовать в рамках предоставленных законом полномочий и исполнять соответствующие обязанности. За нарушение участникам предусмотрены 3 вида ответственности: избирательно-правовая, административная и уголовная.

  4. Принцип гласности или открытости. Основное действие этого принципа сказывается в деятельности избирательных комиссий. Не все участники избирательного процесса совершают свои действия открыто и гласно. Например, порядок распределения мест в избирательном списке партий совершается работниками отдельно.

  5. Принцип равноправия однопорядковых субъектов избирательного процесса. Он означает равенство полномочий одинаковых по статусу субъектов.

  6. Принцип документальности избирательного процесса. Он означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Перечень этих документов очень большой. Он содержится в приложении к закону «об основных избирательных правах».


Принципы, определяющие ход отдельных стадий избирательного процесса:

  1. Принцип равенства избирательных округов.

  2. Принцип равного доступа к СМИ.

  3. Принцип единого порядка установления единого голосования и др.

Стадии избирательного процесса.

Избирательный процесс включает установленную законом совокупность стадий. Их назначение состоит в обеспечении последовательного по времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных избирательных действий и процедур. Это обеспечивает легитимный характер выборов, легитимность в избрании соответствующих должностных лиц.

Основными элементами стадий являются:

  1. Технологические компоненты.

  2. Избирательные процедуры.

  3. Избирательные действия.

Технологические компоненты – сроки отдельных стадий, финансирование избирательного процесса и др.

Избирательные процедуры – конкретный порядок совершения предусмотренных избирательным законодательством совокупностью действий, принятие соответствующими избирательными комиссиями решений, которые обеспечивают реализацию избирательных прав участников процесса на соответствующих стадиях. Избирательные действия – это процесс осуществления избирательных мероприятий.

Порядок расположения стадий избирательного процесса и их содержание определяются, прежде всего, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав». Применительно к конкретным выборам, содержание стадий раскрывается более конкретными НПА. Н, ФЗ «О выборах Президента РФ» и т.д., региональных и муниципальных правовых актах.

Стадии:

1 стадия. Назначение выборов. Осуществляется специальными управомоченными органами. Выборы Президента назначает Совет Федерации ФС РФ. Выборы Государственной Думы – Президент РФ. Если управомоченный орган не осуществляет назначение выборов, то назначение осуществляется Центральной Избирательной Комиссией РФ.

2 стадия. Составление списков избирателей. Списки избирателей составляются и контролируются муниципальными органами власти. Ответственность несет глава муниципального образования. Перед выборами списки проверяются избирательными комиссиями.

3 стадия. Образование избирательных округов и избирательных участков.

4 стадия. Формирование избирательных комиссий. Избирательная комиссия действует как на постоянной основе, так и действует во время выборов. Постоянные: ЦИК, избирательная комиссия субъектов федерации и избирательная комиссия муниципальных образований. На период выборов: территориальная ик
i и участковая ик, окружные ок (при мис).

5 стадия. Выдвижение кандидатов. Как правило, оно производится избирательными объединениями, но закон допускает и самостоятельное выдвижение, но сопровождаемое дополнительными требованиями.

6 стадия. Регистрация кандидатов. Производится избирательными комиссиями.

7 стадия. Предвыборная агитация. Она заканчивается за сутки до дня голосования.

8 стадия. Голосование. Оно производится в назначенный для этого день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Исключение – труднодоступные местности.

9 стадия. Определение результатов выборов, которое включает подсчет голосов избирателей и составление протоколов участковыми ик, которые свозятся в вышестоящие ик и формируется сводная таблица результатов голосования. Общие итоги выборов и составление сводной таблицы осуществляется ЦИК, которая и публикует результаты выборов.

10 стадия. Составление итоговых финансовых отчетов кандидатов и избирательных объединений.

Возможна факультативная стадия избирательного процесса при применении МИС (при выборах Президента). Когда ни один из кандидатов не набирает нужного количества голосов, то проводится второй тур голосования.

1 Органы государственной власти

i
48. Понятие и законодательное регулирование референдума РФ
Конституция РФ в ч.3 ст.3 провозглашает референдум наряду в выборами – высшим непосредственным выражением власти народа. Это две формы прямой демократии.

Сходства и различия референдума и выборов:

  1. Круг лиц, имеющих право принимать участие в выборах и референдумах, практически одинаков. Это избирательный корпус страны.

  2. Различается объект волеизъявления избирателей. Так, голосование на выборах придает юридическую силу мандату какого-либо лица. В отличие от выборов, голосование на выборах придает юр.силу решению какого-либо вопроса. Таким образом, при проведении референдума, объектов волеизъявления избирателей является определенный вопрос, по которому проводится референдум.

  3. Различаются принципы определения результатов выборов и референдумов. Так, результаты выборов могут определяться как по МИС, так и по ПИС. А результаты определяются только по принципам МИС- по принципам большинства.

  4. Организационная сторона выбора и референдума практически одинакова за исключением того, что при проведении референдума не нужно создавать избирательных округов.

  5. По юридической силе принятого решения. Решение, принятое на референдуме, обладает высшей юридической силой и не нуждается в каком-либо последующем утверждении.

При проведении референдума, следует выполнять определенные условия:

  1. Выносимый на референдум вопрос должен быть вполне доступен для понимания рядового избирателя.

  2. До референдума решение, принимаемое путем его проведения, должно быть обстоятельно разъяснено через СМИ, с указанием желательных и возможных нежелательных последствий.

  3. Референдум– одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

  4. Референдум РФ– голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

  5. В зависимости от содержания законопроекта,вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяютреферендумы:1) конституционный; 2) обыкновенный.

  6. В зависимости от времени проведения референдумыделятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).

  7. По порядку проведениямогут бытьреферендумы:1) обязательные; 2) факультативные.

49. Виды референдумов

Виды референдумов.

  1. По масштабу, по охвату той или иной территории:

  1. Общенациональный референдум (Референдум РФ);

  2. Референдум субъекта РФ;

  3. Местный референдум;

  1. По предмету референдума. Это вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования.

  1. Конституционный референдум. Это референдум, посредством которого решается вопрос о принятии Конституции. Например, проект новой конституции.

  2. Законодательный референдум. Проводится по вопросу, имеющему важное для жизни страны значение.

  3. По предмету референдума (2):

  1. Факультативный. Референдум, который можно проводить, а можно и не проводить. Его назначение зависит от усмотрения органа, компетентного назначать референдумы, либо от наличия предусмотренной законом инициативы.

  2. Обязательный. Является необходимой стадией принятия решения определённой КРФ или законом:

  1. Абсолютно-обязательный. Когда референдум считается необходимым в качестве одной из стадии процесса выработки и утверждения определенного решения. Например, принятия конституции.

  2. Относительно-обязательный. Предусматривается в качестве обязательного средства разрешения разногласий между органами власти по определенному вопросу. Речь при этом должна идти не о содержательной, о процедурной части вопроса. Такой вид референдума не используется в РФ. Вопросы решаются Конституционным Судом.

Отдельная группа- консультативный референдум. Он проводится с целью выяснения воли избирательного корпуса при решении важных вопросов, имеющих, как правило, международное решение. Например, Брейксвиль – голосование в Великобритании по вопросу выхода из ЕС.

Ограничение предметов референдума (вопросы, которые не могут выноситься на референдум):

1. Изменение статуса субъекта РФ.

2. Досрочное прекращение или продление сроков полномочий Президента, СФ, ГД; О проведении досрочных выборов Президента, СФ, ГД; Отсрочка выборов.

3. Принятие и изменение федерального бюджета, исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств.

4. Вопросы о введении, изменении или отмене финансовых налогов и сборов, освобождение от их уплаты;

5. Принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, т.е. о введении чрезвычайного положения или военного положения.

6. Вопрос об амнистии и помиловании. Амнистию осуществляет исключительно ГД, а помилование – Президент.

50. Организация и проведение референдума РФ.

Порядок организации и проведения общероссийского референдума

Организация и проведение референдума состоят из следующих стадий.

1. Инициатива проведения референдума — она должна принадлежать не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ проживают не более 10 % из них.

При проведении референдума по инициативе граждан образуется инициативная группа, которая обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с ходатайством о регистрации группы.

Избирательная комиссия субъекта РФ, утвердив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям Федерального конституционного закона, принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии тех субъектов РФ, которые инициативная группа указала в ходатайстве.

Также инициатива проведения референдума может принадлежать Конституционному собранию РФ, которое вправе, разработав проект новой Конституции РФ, вынести его на всенародное голосование.

Если в соответствии с международным договором РФ проект нормативного акта или вопрос государственного значения подлежит вынесению на референдум, то такой референдум назначается по инициативе федерального органа государственной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение этого акта.

2. Назначение референдума РФ во всех случаях производится Президентом РФ с помощью издания указа. Не позднее 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ для рассмотрения. Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, то Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает своим указом референдум. В указе определяется дата проведения референдума, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования указа.

51. Правовой статус Президента РФ: общая характеристика

Институт П был учрежден в СССР – в 1990, в РСФСР – в 1991. Общий правовой статус П устанавливает КРФ (глава 4), а применительно к особому статусу П – ст. 80 КРФ. С момента введения в 1991 и до вступления в силу КРФ 1993, статус Президента был иным – он был главой исполнительной власти. На сегодня П – глава государства. В качестве него П – символ государства и официальный представитель всего народа.

Элементы обще-правового статуса П:

  1. Президент является гарантом Конституции. Он обеспечивает соблюдение конституционных норм всеми органами государства.

В качестве гаранта конституции он вправе налагать Вето законам, не соответствующим КРф, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, отменять распоряжения и постановления Правительства.

Может обращаться в суды. Так, он является одним из инициирующих субъектов, который может обращаться за толкованием в Конституционный суд.

  1. П является гарантом прав и свобод человека. Эта функция реализуется П путем издания указов и выступления с законодательной инициативой по вопросам защиты правового положения личности в целом или по правовому регулированию статуса отдельных категорий граждан.



  1. Президент принимает необходимые меры по охране государственного суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. В этом качестве П вправе исключать дублирующие функции органов гос. власти, совершенствовать вопросы разграничения полномочий и предметов ведения. Являясь верховным главнокомандующим вооруженными силами РФ, Президент осуществляет общее командование. При вступлении в должность, Президент в своей присяге прямо клянется обеспечивать охрану суверенитета, независимости, безопасности и целостности РФ.



  1. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Основная функция П в механизме разделения властей – координация деятельности ОГВ и контроль за осуществлением ими своих полномочий. Одним из наиболее эффективных средств является Согласительная процедура. Ее сущность заключается в поиске компромиссных решений, в достижении взаимного согласия спорящих сторон.



  1. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ. Он делает это ежегодно в «Послании Президента РФ». Оно делается в декабре. Его значение состоит в том, что оно определяет основные задачи внутренней и внешней политики, согласно которым выстраивается график правотворчества законодательной ветви.



  1. Президент выполняет представительскую функцию, т.е., представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Он от имени РФ подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты, на основании которых признается обязательность международного договора в РФ; участвует в переговорах, в международных конференциях. При взаимодействии с органами субъектов Федерации, он выступает от имени РФ.

Символы Президента:

  1. Знак Президента РФ – основной символ. Это равноконечный крест с расширяющимися концами, который П надевает при инаугурации.

  2. Президентский штандарт. Это государственный герб на гос.флаге.

  3. Официальная резиденция – Московский Кремль.

В соответствии со ст.91 КРФ, П обладает неприкосновенностью. Это значит, что во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применять к нему физическое или психическое насилие, задерживать его, обыскивать, арестовывать, допрашивать, привлекать к любому виду ответственности, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля. В соответствии со ст. 278, П не может быть свергнут или отстранен от исполнения своих обязанностей.

Президент РФ – глава государства и не входит ни в одну из ветвей власти. Он выполняет контрольно-координирующую функцию в механизме разделения властей.
52. Порядок выборов Президента РФ.

Порядок выборов П определяется КРФ и ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 года.

Ст.81 КРФ определяет, что Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при общем голосовании. Срок избрания был увеличен с 4 до 6.

Ч. 2 ст.81 устанавливает требования к кандидату на пост Президента. Это может быть гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Постоянно проживающий – в течении одного года, лицо не должно жить за пределами РФ более трех месяцев подряд. Возможно переизбрание Президента РФ. Он может исполнять полномочия не более 2 сроков подряд.

Выборы П проводятся по мажоритарной избирательной системе.

Стадии выборов Президента:

  1. Принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента.

  2. Подготовка к проведению выборов. Она включает подготовительную деятельность избирательных комиссий разного уровня.

  3. Выдвижение кандидатов. Кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право на участие в выборах и в порядке самовыдвижения при условии поддержки группы избирателей. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо не менее 500 граждан РФ. Они должны обратиться в ЦИК с ходатайством о регистрации группы избирателей. Кандидат, вдвинутый в порядке самовыдвижения и политическая фракция, выдвинувшая кандидата, должны собрать не менее 2 миллионов подписей избирателей. От этого освобождаются парламентские партии. По завершении сбора, подписные листы предоставляются в ЦИК вместе с итогами протоколов, списками лиц, осуществляющих сбор подписей, сведениями об изменениях данных о кандидате. ЦИК проверяет достоверность предоставленных сведений, включая сведения о размере и источниках доходов кандидатов и его супруга, об имуществе, принадлежавшем кандидату и его супруге\гу на праве собственности, о ценных бумагах и т.д.

  4. Проведение предвыборной агитации. Ее вправе осуществлять сами кандидаты. И выдвинувшие их организации. Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной компании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата.

  5. Голосование. Проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату.

  6. Подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов, определение победителя, назначение (при необходимости) второго тура выборов или признание выборов недействительными.

  7. Опубликование результатов выборов, церемония вступления П в должность. В соответствии с КРФ, всенародно избранный Президент РФ вступает в должность на 30 день со дня официального опубликования результатов выборов ЦИК. Официальное опубликование результатов осуществляется на третий день после подписания ЦИК протоколов.

Ч. 1 ст. 82 определяет вступление П в должность (инаугурация).

\Вступление в должность монарха – коронация, вступление в должность церковного деятеля – интервизация\

Присяга произносится в присутствии депутатов парламента, высших должностных лиц, судий органов конституционного контроля, руководителей общественных образований, деятелей официальных конфессий. Присяга приносится на официальном тексте конституции (текст КРФ переплетен в кожу варана).

53. Прекращение полномочий Президента РФ.

Срок полномочий президента отсчитывается с момента инаугурации и заканчивается с момента инаугурации вновь избранного президента. По общему правило, Президент прекращает исполнение своих полномочий с произнесением клятвы другим президентом.

Есть три случая досрочного прекращения полномочий:

  1. Отставка

Это добровольный уход с поста Президента с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности. Такое заявление он должен сделать публично. Уход в отставку имеет окончательный характер, т.е., подав в отставку, П. не в праве вернуться к исполнению своих обязанностей. Полномочия автоматически прекращаются с момента отставки. Обязанности временно исполняет председатель правительства.

  1. Прекращение полномочий по состоянию здоровья.

Здесь возможны 2 варианта:

1 вариант – Президент болен, но находится в ясном уме и способен самостоятельно принимать решение. Это разновидность отставки, но с указанием причины – невозможности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия.

2 вариант – Президент не в состоянии самостоятельно принимать решение. Он находится в бессознательном состоянии или есть серьезные основания его способности принимать решения. В этом случае, требуется заключение специальной авторитетной медицинской комиссии. Если П временно не может исполнять полномочия, то он передает временно свои полномочия председателю (Пример – Ельцин передавал свои полномочия Черномырдину в связи с операцией).

  1. Отрешение президента от должности (ст. 93 КРФ)

В теории, этот случай называется импичментом, но термин не используется в рос.законодательстве. Основанием отрешения П от должности является совершение им гос.измены или иного тяжкого преступления.

1 этап - Выдвижение импичмента осуществляется Гос.Думой. Но инициатива должна исходить не менее чем от 1\3 депутатов ГД. Прежде чем, ГД будет принимать официальное решение о выдвижении импичмента, там создается и работает специальная комиссия, которая рассматривает действия президента. Выдвижение обвинения в адрес президента выдвигается лишь при наличии заключения этой комиссии. Решение ГД о выдвижении обвинения должно приниматься квалифицированным большинством голосов в 2\3 от общего числа депутатов.

Второй этап содержит необходимость подтверждения решения ГД Верховным и Конституционным судами. Верховный суд, как суд общей юрисдикции, квалифицирует преступление президента, т.е., дает заключение о наличии в действиях президента признаков преступления. Конституционный суд дает заключение о соблюдении выдвижения импичмента.

3 этап. Отрешение П от должности Советом Федерации. Он принимает такое решение на основе следующих процедур:

  1. Решение ГД о выдвижении обвинения против президента

  2. Заключение Верховного суда

  3. Заключение Конституционного суда

  4. Заключение специальной комиссии ГД

Решение в СФ принимается большинством голосов в 2\3.

КРФ специально оговаривает срок с момента выдвижения обвинения до принятия решения СФ. Этот срок составляет не более 3 месяцев. Если этот срок не соблюден, обвинения снимаются и процедура отрешения прекращается.

Отрешение президента влечет автоматическое прекращение им своих полномочий. Он теряет неприкосновенность и может быть привлечен к ответственности в уголовном порядке. Отличие третьего случая от других в том, что в 3ем случае Президент теряет гарантии, которые предоставляются ему, как бывшему президенту.

. Президенту, прекратившему свои полномочия в первых двух случаях и в установленный срок, а так же членам его семьи предоставляются правовые, социальные и иные гарантии. Перечень гарантий и условия предоставления регламентируются ФЗ «О гарантиях президенту РФ, прекратившего исполнение полномочий и членам его семьи» от 12.02.2001

  1. Пожизненное предоставление государственной охраны в местах постоянного или временного пребывания.

  2. Право на медицинское обслуживание в том же объеме, что для действующего президента.

  3. Обязательное гос.страхование жизни и здоровья за счет государственного бюджета.

  4. Неприкосновенность. Президент, прекративший свои полномочия, не может быть привлечен к ответственности за деяния, которые были совершенны в период исполнения полномочий. Но он лишается неприкосновенности в случае факта совершения тяжкого уголовного преступления.

  5. Право на ежемесячное пожизненное содержание (пенсия). Оно равно 75% от зарплаты президента. Если П занимает иную должность, выплаты прекращаются.

  6. В пожизненное пользование предоставляется одна из государственных дач.

  7. Бесплатное пользование правительственной связью.

  8. Право на содержание аппарата помощников за счет фед.бюджета.

  9. После смерти президента членам семьи назначается ежемесячное пособие, равное 6кратному размеру пенсии. Так же предоставляется право на пользование служебным транспортом, на медобслуживание в течении 3х лет после смерти Президента.

Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях: 1) истечения срока полномочий; 2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья; 3) смерти Президента РФ; 4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.

С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.

Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ.

Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Добровольная отставка Президента РФ возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.

Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке.

Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

Во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется: 1) неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления; 2) выплата установленной пенсии Президенту в размере, отвечающем его положению; 3) сохранение всей его личной собственности, за исключением предоставленной ему в связи и на срок исполнения полномочий Президента РФ; 4) другие права, установленные федеральным законодательством.

В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.
54. Компетенция Президента РФ.

Под полномочиями понимаются официально предоставленные должностному лицу права и обязанности в определенной сфере деятельности. Полномочия П вытекают из его общего правового статуса (глава государства) и представляют собой конкретные права и обязанности главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Те полномочия, которые присущи только П и осуществляются им единолично, называются прерогативой.

Полномочия разделяются на несколько групп:

1группа - Полномочия в области кадровой политики (ст. 83 КРФ). Они связанны с участием П в формировании ОГВ.

  1. Назначение с согласия Гос.Думы председателя правительства РФ. По предложению председателя правительства – назначение на должность и смещение с должностей заместителей председателя и федеральных министров.

  2. По представлению ГД, назначение и освобождение от должности председателя центрального банка.

  3. Представление Совету Федерации для назначения кандидатур судий федеральных судов и генпрокурора. Предложение об освобождении генпрокурора от должности.

  4. Назначение и освобождение от должности высшего командования вооруженных сил РФ, полномочных представителей Президента, дипломатических представителей РФ.

  5. Полномочия П по формированию Администрации Президента.

2Группа. Полномочия в сфере взаимодействия с парламентом (ст.84).

  1. Президент ежегодно обращается с «посланием» федеральному собранию.

  2. Президент обладает правом законодательной инициативы. Законопроекты, внесенные Президентом в Гос.Думу, являются приоритетными и рассматриваются без очереди.

  3. Обладает правом промульгации (подпись и обнародование законов).

  4. Право вето. В РФ вето Президента носит относительный характер: оно может быть преодолено повторным голосованием.

  5. Право назначать выборы ГД. Право назначать референдум.

  6. Право на роспуск ГД. Он означает прекращение, начиная с момента назначения даты выборов, осуществления ГД предусмотренных КРФ полномочий. До момента избрания новой ГД эти полномочия никаким другим органом не исполняются. Ст. 111 и 117 КРФ прямо определяют случаи, когда нижняя палата может быть распущенна. Это трехкратное отклонение ГД –ой представленных кандидатур на должность председателя правительства, либо повторное выражение правительством ГД-ме. Роспуск ГД необязателен:

3 группа – Полномочия в области исполнительной власти.

  1. Участвует в формировании правительства РФ.

  2. Президент вправе отправлять правительство в отставку. Он не мотивирует при этом свое решение. (Было проявлено в отправлении в отставку министра эконом.развития)

  3. Право председательствовать на заседаниях правительства;

  4. Проводить регулярные встречи с председателем правительства, заслуживать его отчеты. Как минимум, раз в две недели ПП отчитывается перед П.

  5. Право отмены решений правительства: постановлений и распоряжений.

4 группа – полномочия в военно-вооруженных сил.

  1. Президент формирует и возглавляет совет безопасности (ст. 83). Совет Безопасности – это совещательный коллегиальный орган, в состав которого по должности входят руководители федеральных министерств и ведомств в сфере обороны и безопасности.

  2. Утверждает военную доктрину, военно-морскую доктрину, стратегию национальной безопасности. В этих документах фиксируется военные, военно-политические, технические и экономические основы официально принятых гос.взглядов на предотвращение войны, на защиту, обеспечение основ безопасности.

  3. Ст 87. Президент является верховным главнокомандующим ВС РФ. Воинское звание президента подполковник.

  4. Ст. 87, 88. Президент вводит в указанных случая на территории всей РФ или в отдельных ее местностях режимы чрезвычайного или военного положения. Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на всей территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ, в случае агрессии\ непосредственной угрозы агрессии. Чрезвычайное положение – вводимое на всей территории РФ или в отдельных ее местностях особый правовой режим деятельности ОГВ, органов МСУ, организаций независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и должностных лиц, допускающих отдельные ограничения прав и свобод граждан, ин.граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а так же возложение на них дополнительных обязанностей. Оно вводится при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционного строя РФ, устранение которых невозможно без принятия ЧП.

5 группа – полномочия в сфере внешней политики.

  1. П осуществляет общее руководство внеш.политикой. МИД находится в непосредственном подчинении Президенту.

  2. Ведет международные переговоры, участвует в межд.конференциях.

  3. Подписывает ратификационные грамоты. Это документ, свидетельствующий об утверждении ФЗ международного договора РФ-ей.

  4. Принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей. Верительная грамота – документ, содержащий полномочия конкретного лица.

6 группа – полномочия в сфере регулирования правового статуса личности (ст. 89).

  1. Решает вопросы гражданства РФ (приема в гражданство, восстановления, выхода)

  2. Право награждать государственными наградами РФ (за заслуги перед отечеством, орден андрея первозванного)

  3. Право присваивать почетное звание

  4. Присваивает высшее воинское звание (генерал)

  5. Право осуществлять помилование.

55. Акты Президента РФ

Отдельно – в соответствии с ст.90, Президент обладает правотворчеством. Он издает указы и распоряжения.


Указы – это НПА, содержащие общие правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассчитанные на многократное применение, являющееся основной формой реализации.

Распоряжения – не являются актами нормативного характера. Они связанны с решениями текущих вопросов государственного управления.

Так же Президент дает поручения в отношении подчиненных ему непосредственно органов. Этот вид акта так же не нормативный.

Акты Президента не подлежат утверждению законодательным органом, за исключением указов о введении Военного и Чрезвычайного положений. Акты П – подзаконные НПА, которые по юр.силе находятся ниже ФЗ, но выше актов Правительства.

56. Администрация Президента РФ: правовое регулирование.

Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности П и АП осуществляется «Управлением делами президента» (не входит в аппарат гос.власти) Это самостоятельный орган исполнительной власти, имеющий статусу фед.агенства и входящий в структуру правительства РФ.

Администрация президента.

Ее структура определяется указом президента. АП является гос.органом, обеспечивающим деятельность Президента и осуществляющим контроль за исполнением его решений.

АП состоит из:

-руководителя АП,

-его заместителей (один из заместителей по должности – секретарь Гос.совета РФ),

-помощников П.,

-пресс-секретаря (он одновременно заместитель руководителя АП),

-руководитель протокола президента (занимается организацией официальных мероприятий президента)

-официальный представитель

-советники президента

В структуру, наряду с управлениями, входят:

-аппарат Сов.Безопасности

-аппарат уполномоченных представителей П. в фед.округах

-аппарат советников

-канцелярия

-секретариаты руководителя и его заместителя

Полномочия:

  1. Организация подготовки законопроектов для внесения их в ГД

  2. Подготовка предложений о подписании Президенту о подписании ФЗ и об их отклонении

  3. Осуществление контроля за исполнением ФЗ, касающихся, прежде всего, полномочий президента, указов президента.

  4. Подготовка проектов обращение П. в Конституционный суд.

  5. Сбор, обработка и анализ информации о положении дел в стране и за рубежом.

  6. Обеспечивает деятельность Гос.Совета, Сов.Безопасности. Это органы, в которых председатель –президент. А так же деятельность советов и комиссий при президенте.

57. Правовой статус Федерального Собрания РФ: общая характеристика

Это парламент России. До 1993 года парламента в РФ не было. Парламент - (что-то вроде партера с говорящими людьми). В соответствии с Конституцией РФ Федеральное Собрание является парла.ментом РФ..Признаки и черты ФС как парламента1) ФС - представительный орган гос. власти. (конст - 94ст.) - формир-ся и избир-ся нас-ем. 2) ФС - явл. парламентом страны, т.к. именно ФС и только оно м. принимать законы, и обладает бюджетно-контрольной функцией страны.3) ФС состоит из 2-х палат (с разными правовыми статусами, разветвленной системой постоянных и временных комитетов, комиссий и др. рабочих органов палат ФС).4) ФС - постоянно действующий орган. Депутаты Гос. Думы и члены СФ работают на постоянной, профессиональной основе (конст. 99ст.). 5)ФС (и только он) наделен правом осуществлять законодательную власть на федеральном уровне, то есть принимать ф.з.
Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ. 

Федеральное собрание состоит из двух палат: 

1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 
2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования). 

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 

1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 
2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица). 

Черты Федерального Собрания РФ: 

1) Федеральное собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 
2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой. 

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 

1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 
 

2) Федеральное собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 
3) Федеральное собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 
4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием. 

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов. 

Федеральное собрание РФ осуществляет: 

1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 
2) контроль за исполнительной властью. 

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России. 

Федеральное собрание независимо в осуществлении своих полномочий. 

Но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях:

1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 
2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ. 

58. Конституционный статус палат Федерального Собрания

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

59. Внутренняя организация палат Федерального Собрания.

Внутренняя организация палат Федерального Собрания определена Конституцией РФ, регламентами палат.

Каждая палата избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Председатель палаты представляет ее во взаимоотношениях с государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями, государственными деятелями и парламентариями зарубежных государств, международными парламентскими организациями. Председатель Государственной Думы также организует работу Совета Государственной Думы.

Совет Государственной Думы играет большую роль в организации работы этой палаты. Он создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц и т.д. В Совет Государственной Думы входят ее Председатель, руководители фракций и депутатских групп.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, ее депутаты образуют депутатские объединения – фракции и депутатские группы. Они образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу (с включением и депутатов от этого избирательного объединения, избранных по одномандатным округам), именуются фракциями. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы либо не входить в депутатские объединения.

Большую роль в деятельности парламента играют комитеты и комиссии палат. Комитеты и комиссии палат – постоянно действующие органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции. Они, однако, не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат. Будучи одной из форм организации работы депутатов, комитеты и комиссии палат способствуют ее действенности, осуществлению прав и обязанностей депутатов. Комитеты палат осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

Палаты создают комитеты по широкому кругу вопросов применительно к разным сферам государственной и общественной жизни (с учетом специфики каждой палаты). Совет Федерации создал, в частности, Комитеты по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам экономической политики; по делам Севера и малочисленных народов и т.д.

Все депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, за исключением председателей палат и их заместителей, а также руководителей депутатских объединений Государственной Думы, обязаны состоять в одном из комитетов соответствующей палаты.
60. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
 соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":

1) Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД.

2) Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.

4) Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5) Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

татус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.

К парламентариям не могут быть применены: 1) личный досмотр; 2) задержание; 3) арест (заключение под стражу); 4) обыск как уголовно– и административно-процессуальная мера.

Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения.

К парламентариям могут быть применены меры принуждения: 1) в случае задержания члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы на месте преступления; 2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.

Депутаты Государственной Думы и члены Федерального Собрания обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.

Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются днем вступления в силу решения об избрании (о назначении) вновь избранного члена Совета Федерации РФ.

Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях: 1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий; 2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого несовместимы с полномочиями парламентария; 3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ; 4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства; 5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания; 6) вступления в законную силу судебного решения об ограничения дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным; 7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; 8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия; 9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.
Членами Совета Федерации являются представитель законодательного и исполнительного органов субъекта РФ, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Депутатом Государственной Думы являетсяизбранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Согласно Закону о статусе депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ они руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Срок полномочий депутатов и членов палат начинается со дня их избрания или утверждения в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата и члена палат.

В соответствии с Законом РФ о статусе депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ они обладают правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатами. Депутат и член Совета Федерации принимает личное участие в заседании палаты, депутатом и членом которой он является.

Депутат и член Совета Федерации вправе обращаться с запросом к Правительству Российской Федерации, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти. По вопросам своей деятельности депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами.

Наряду с этим федеральное законодательство устанавливает для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации дополнительные юридические гарантии охраны их прав в области трудовых, административно-правовых, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений. Депутат Государственной Думы и член Совета Федерации обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ.
61. Порядок работы Федерального Собрания РФ и его палат.

Порядок работы палат федерального собрания.

Работа палат Федерального Собрания Российской Федерации строится на следующих принципах:

- законность (легитимность) деятельности парламента;

- постоянная деятельность палат;

- раздельная работа палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 100 Конституции РФ);

- открытость работы палат;

- коллегиальность работы палат.

Особенность функционирования Совета Федерации заключается в том, что члены Совета Федерации работают в Совете федерации не постоянно. Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, 1-2 дня ежемесячно. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета федерации, Правительства РФ, субъекта Федерации, комитетов Совета Федерации либо по предложению не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Заседания Совета Федерации проводятся в г. Москве. Однако по решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено.
Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.
Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат: послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов, федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации; предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, предложения о направлении запросов в Конституционный Суд; федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам ратификации и денонсации международных договоров.
На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение.
Проект повестки дня заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации на основании предложений, внесенных комитетами, комиссиями Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численность не менее 10 человек, или двумя членами Совета Федерации представляющими в Совете Федерации один субъект Российской Федерации, а также полномочным представителем Президента РФ в Совете Федерации. Сформированный проект повестки дня заседания Совета Федерации выносится на голосование Совета Федерации. Решение по нему принимается большинством голосов от общего числа членов.
В ст. 65 Регламента Совета Федерации содержится перечень вопросов, подлежащих первоочередному включению в повестку дня очередного заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования. На каждом заседании Совет Федерации может принять решение о проведении «часа голосования» по федеральным законам.
Порядок голосования и принятия решений. Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным
62. Законодательный процесс: понятие и стадии

В соотв. с К (ст. 104, 105, 106) и регламентом ГД. Законодательный процесс нач. с внесения законопроекта в ГД.Правом законодат. инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, ГД, Правительству, законодательным органам гос. власти S-в РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ.

Законопроекты по налогам, об изменении фин. обязательств гос-ва, и др. законопроекты, предусм. расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, м.б. внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.

2 стадия-обсуждение законопроекта в ГД.

3 стадия-принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД,т.е. 50% +1голос от 450депутатов ГД.

4 стадия-обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14 дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ (Обязательны к рассм. ФЗпо вопросам фед. бюджета, фед. налогам, фин., валютн., тамож., кредитного регулироваия, ден., эмиссии, ратификации м/н договоров РФ, войны и мира).

5 стадия- в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ уже не передается для рассмотрения в СФ.

6 стадия-подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

7 стадия- в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (без права вето).

8 стадия- опубликование и вступление в силу ФЗ.

Законодательный процесс, связанный с ФКЗ.

Особенности принятия ФКЗ:

1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К.

2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).

4) Опубликование и вступление в силу ФКЗ.

63. Акты палат Федерального Собрания РФ

АКТЫ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые палатами Федерального Собрания — Государственной Думой и Советом Федерации по вопросам их ведения. Согласно ст.ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума, осуществляя свои полномочия, принимают решения в форме постановлений. Постановлением палаты оформляется и принимаемый палатой закон, и политическое заявление или обращение. При этом каждая из палат принимает постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ, а также по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат. Обе палаты Федерального Собрания могут принять постановление в целом, могут принять проект постановления за основу. В последнем случае дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частям проекта постановления. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом.

Постановления принимаются большинством голосов (т.е. не менее чем 50% плюс один голос) от общего числа членов (депутатов) палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею федерального закона последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты. Не менее 2/3 голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона. Постановление о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

64. Состав и порядок формирования Правительства РФ.

В соотв. с К. (ст. 110,111, 112).

Формирование Правительства:

1) В теч. 2 недель после отставки старого прав-ва или избрания нового Президента, Президент предлагает ГД кандидатуру председателя прав-ва. ГД в теч. недели рассматривает и утверждает кандидатуру председателя (после трехкратного отклонения Президент назначает председателя прав-ва и распускает ГД).

2) Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ (Конст. ст. 112). Президент своим указом утверждает ее.

3) Председатель прав-ва предлагает Президенту кандидатуры заместителей (в т.ч. первых).

Состав правительства: Председатель, зам-ы, фед. министры.

Правительство – коллегиальный орган. В его структуру входят: 1) должностные лица (Председатель Правительства РФ (он назначается на должность Президентом РФ с одобрения Государственной Думы РФ, при этом Президент РФ вправе предлагать кандидатуру Председателя Правительства на одобрение Государственной Думы не более 3 раз, если же нижняя палата Федерального Собрания трижды отклонит эту кандидатуру, то после третьего отклонения Думой представленной Президентом кандидатуры Президент обязан назначить самостоятельно Председателя Правительства и распустить Думу с назначением новых ее выборов), заместители Председателя Правительства РФ (они назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ), федеральных министров (назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ)); 2) структурные подразделения (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

Правительство Российской Федерации – высший исполнительный орган государственной власти. Согласно Конституции РФ (ст. 110) оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и возглавляет единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации.

1. Председатель Правительства – назначается П РФ с согласия ГД.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия ГД из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Предложение о кандидатуре вносится не позднее двухнедельного срока после вступления П РФ в должность или отставки ПравРФ, либо не позднее недельного срока со дня отклонения кандидатуры Председателя ПравРФ ГД-ой РФ;

ГД рассматривает кандидатуру Председателя ПравРФ в течение 1 нед. Может принять или отклонить. После трехкратного отклонения П РФ назначает Председателя ПравРФ, распускает ГД и назначает новые выборы.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе до назначения нового Председателя Правительства Российской Федерации поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства Российской Федерации одному из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации на срок до двух месяцев.

65. Прекращение полномочий Правительства и министров.

Прекращение деятельности состава Правительства. Правительство формируется с заранее неопределенным сроком действия. Максимально возможный срок его деятельности соответствует сроку полномочий Президента, сформировавшего Правительство, т.е. четырем годам, к которым следует прибавить время, необходимое вновь избранному Президенту для вступления в должность. Следует различать конституционные механизмы отставки Правительства, сложения им своих полномочий. Освобождение от должности отдельных членов Правительства. В некоторых случаях они могут быть взаимосвязаны.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Закон предусматривает, что освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. В день принятия решения об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет об этом палаты парламента.

По смыслу закона Президент не вправе освободить от должности Председателя Правительства по своему усмотрению, не потребовав у него заявления об отставке. И хотя заявление — акт добровольного волеизъявления, в данной процедуре выбора у Председателя Правительства нет. В силу принципа согласованного взаимодействия органов государственной власти он обязан подать в отставку по требованию Президента. Если же заявления не последует, Президент отправляет, в отставку все Правительство.

Конституция РФ предусматривает несколько процедур отставки Правительства:

1.              заявление Правительства об отставке (ч. 1 ст. 117);

2.              конституционная инициатив Президента (ч. 2 ст. 117);

3.              выражение Государственной Думой недоверия Правительству (ч. Зет. 117);

4.              отказ Государственной Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117):
В соотв. с К. сущ. несколько оснований прекращения полномочий Правительства РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.Срок деят-ти Правительства связан со сроком деят-ти Президента РФ. Президент избирается сроком на 4 года =общий срок полномочий Правительства РФ тоже 4 года. По истечении срока полномочий предыдущего Президента, и вступлении в должность вновь избранного Президента, прежнее Правительство РФ д. прекратить свою деятельность. Вновь избранный Прези­дент формирует новое Правительство РФ.

Досрочное прекращение полномочий Прави­тельства.В соотв. с К. сущ. 4 условия при

возможно досрочное прекращение полномочий Правительства.

1) Правительство м. подать в добровольную отставку, принимается или отклоняется Президентом. Решение вопроса остается за Президентом РФ.

2) Президент сам м. принять решение об отставке Правительства. В этом случае, напротив, инициатива исходит от самого Президента РФ.

3) В результате выражения недоверия Правительству со стороны ГД, при согласии Президента с этим решением ГД. Если повторный отказ в течение 3 месяцев - то распускается ГД.

4) Правительство (в лице Председателя), ставит перед ГД вопрос о доверии Правительству. Если ГД в доверии Правительству отказывает, то Президент в течение 7 дней либо отправляет в отставку Правительство, либо распускает ГД и назначает ее новые выборы.

Во всех указанных случаях, по поручению Президента Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ, осуществляя при этом в основном решение вопросов оперативно-организа­ционного характера.

66. Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет– федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
67. Полномочия Правительства РФ и организация его деятельности.

Срок полномочий Правительства РФ равен 4 годам и начинает течь (истекает) с принятием своих полномочий вновь избранным Президентом РФ. Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ): 1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения; 2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; 3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; 4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; 5) управление федеральной собственностью; 6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью; 7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти – как федеральных, так и субъектов РФ – по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъектов. Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, т. е. Правительство РФ вправе вносить законопроекты в Государственную Думу РФ, подготовленные по поручению Президента РФ, и направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах.

Правительство в пределах своих полномочий выносит: 1) постановления (носят нормативный характер и принимаются по вопросам, затрагивающим основные вопросы деятельности Правительства РФ); 2) распоряжения (принимаются по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера).

Постановления и распоряжения Правительства РФ носят правовой и обязательный характер для исполнения на всей территории РФ.

высший орган федеральной исполнительной власти Правительство обладает очень широким кругом полномочий.

Правительство РФ руководит работой федеральных и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Полномочия Правительства РФ определены главой 3 Федерального Конституционного Закона РФ «О Правительстве РФ».

К общим полномочиям Правительства отнесены:

-организация реализации внутренней и внешней политики РФ;

-осуществление регулирования в социально-экономической сфере;

-обеспечение единства системы исполнительной власти в РФ, направление и контроль деятельности её органов;

-формирование федеральной целевой программы и обеспечение их реализации;

-реализация предоставленного права законодательной инициативы;

-передачи органам исполнительной власти субъектов РФ права осуществления части своих полномочий;

Федеральным Конституционным Законом так же предусмотрены полномочия Правительства РФ в различных сфера как то:

- в сфере экономики (регулирование экономическими процессами, обеспечение единства экономического пространства и экономической деятельности, осуществление управления федеральной собственностью и т.д.);

- в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики, разработка и реализация налоговой политики, принятие мер по регулирования рынка ценных бумаг, валютное регулирование и валютный контроль и т.д.);

- в социальной сфере (обеспечение проведения единой государственной социальной политики, принятие мер по реализации трудовых прав граждан, разработка и осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма и т.д.);

- в сфере науки, культуры, образования (разработка и осуществление мер государственной поддержки развития науки, обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, обеспечение государственной поддержки культуры и т.д.);

- в сфере природопользования и охраны окружающей среды (обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды, организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов и т.д.);

- в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти и т.д.);

- по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ ( организация оснащения вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ и т.д.);

- в сфере внешней политики и международных отношений (осуществление мер по обеспечению реализации внешней политики РФ, обеспечение представительства РФ в иностранных государствах и международных организациях и т.д.).

Как и полномочия, так и порядок деятельности Правительства определятся Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г.

Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации его политики, участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства и обеспечивают их исполнение, координируют в соответствии с распределением обязанностей работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, контролируют их деятельность, рассматривают проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

Федеральные министры участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства, обеспечивают их исполнение, принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений, обладают установленными законодательством полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ проводит свои заседания не реже одного раза в месяц.

Заместители Председателя Правительства РФ федеральные министры участвуют в заседаниях лично. В случае невозможности участия в заседании они должны проинформировать об этом Председателя Правительства РФ.

Отдельные вопросы Правительство РФ вправе рассматривать на закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовать Президиум Правительства РФ. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства РФ принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

68. Акты Правительства РФ.

Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения носят подзаконный характер.Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента.