Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательная власть. Они образуют систему представительных ОГВ. Важнейшее место ее в системе ГО определяется следующими моментами:

-они формируются непосредственно народом, как источником и носителем государственной воли, представляют эту волю;

-законодательные ОГВ принимают законы, положения которых обязательны для всех иных ОГВ. Поэтому при осуществлении собственной правотворческой деятельности иных ОГВ, их акты будут являться подзаконными;

В систему входят:

-Федеральное собрание РФ. Это двухпалатный парламент. Нижняя палата (Государственная Дума) является органом общенационального представительства. Верхняя палата (Совет Федерации) является органом представительства и защиты интересов субъектов федерации.

-Законодательные представительные органы власти субъектов федерации. Они имеют различные наименования (Государственное собрание, государственный совет, законодательные собрания, народные собрания и др) Встречаются двойные и тройные названия. Органы законодательной власти не обладают принципом соподчиненности, т.е. парламенты субъектов федерации не подотчетны Федеральному Собранию. У них различные полномочия.

Исполнительная власть. Они образуют единую систему во главе с федеральным правительством. Основным способом формирования является назначение. В системе разделения властей, органы исполнительной власти выполняют 2 функции:

-исполнительная (исполнение принятых парламентом законов)

-административно-распорядительная (управление государственными делами. Осуществляют совместно с Президентом РФ)

В систему входят:

-Федеральное правительство, составляющие его министерства и ведомства, службы, агентства (органы исполнительной власти);

-Высшие должностные лица, главы субъектов федерации;

-Правительства или администрации субъектов федерации, составляющие их министерства и ведомства (если правительство), либо управления и департаменты (если администрация);

Судебная власть. Поскольку РФ относится к романо-германской правовой семье, для нее характерно наличие принципа полисистемности, т.е. существует несколько ветвей юстиции. В анго-саксонских лишь одна ветвь – Верховный суд. Это:

-Система судов общей юрисдикции по разрешению гражданских, уголовных, административных и экономических споров, во главе с Верховным судом РФ; Она основана на принципе инстанционности (наличие инстанций). Причем, в систему судов входят как федеральные суды, так и суды субъектов федерации. К судам субъектов РФ относятся лишь мировые судьи. Остальные суды – федеральные.


-Конституционная ветвь, по рассмотрению и разрешению споров на основе конституции. Это Конституционный суд РФ и Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ. В отличие от судов общей юрисдикции. Здесь отсутствует принцип инстанционности. Это объясняется тем, что КС РФ и КУС РФ обладают непересекающейся компетенцией: Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела на основании Конституции РФ, а Конституционные (Уставные) суды – на основании Конституций\уставов субъектов федерации.

Органы государственной власти с особым статусом, которые нельзя в полной мере отнести к какой-то из ветвей:

-Прокуратура;

-Следственный комитет;

-Уполномоченный по правам человека;

-Уполномоченный по правам ребенка;

-Общественная палата;

-Центральный банк;

-Национальная гвардия;

-Центральная Избирательная Комиссия;

43. Понятие и система избирательного права РФ.

Избирательное право - подотрасль конституционного права. ИП можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле, ИП - подотрасль КП, регулирующая определенную совокупность общественных отношений.

Объект регулирования ИП в объективном смысле – обособленный комплекс общественных отношений, нуждающихся в системном правовом обеспечении.

Предмет ИП – весь спектр избирательных отношений, опосредующих любые избирательные компании в той мере, в какой это объективно необходимо в интересах обеспечения гражданского доверия выбором политического института с целью придания легитимного (законного) характера механизму их формирования и функционирования.

Таким образом, ИП в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту права граждан, и, в установленных законом случаях, иностранцев, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и процедуру, реализации такого права в процессе организации и проведения выборов в межвыборный период.

ИП в субъективном смысле – это право гражданина избираться в органы государственной власти и органы МСУ или участвовать в выборах органов путем личного голосования.



Различают активное и пассивное избирательное право.

Активное – избирать путем личного голосования.

Пассивное – избираться, выдвигаться в качестве кандидата на выборную должность в органы государственной власти и МСУ.

Система ИП:

ИП включает в себя общую и особенную часть.

Общая часть объединяет нормы избирательного права, имеющие универсальное значение и распространяющие свое влияние на осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы гос.власти и МСУ независимо от вида и уровня его реализации.

Это:

-принципы ИП

-субъекты

-финансовое обеспечение выборов

-избирательный процесс

-обеспечение избирательных прав граждан, включая обжалование их нарушений

-ответственность о нарушении избирательного законодательства

Особенная часть ИП – правила, предусматривающие специфические требования, касающиеся организации, проведения различных избирательных компаний

44. Понятие и типы избирательных систем.

Понятие избирательной системы рассматривается в узком и широком смыслах.

В узком, это вся процедура организации и проведения выборов с момента назначения их и заканчивая официальным опубликованием их результатов.

В широком, ИС – это способ(порядок) определения результатов выборов.

Есть 2 типа избирательных систем.

  1. Мажоритарная избирательная система (в дальн. МИС)

По МИС побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей.

Виды:

  1. МИС абсолютного большинства.

При ней победитель должен набрать не более 50% + 1 голос от общего числа избирателей, принявших участие.

  1. МИС относительного большинства.

Победитель должен набрать голосов больше, чем каждый из его конкурентов по отдельности.

  1. МИС квалифицированного большинства.

«Большинство» устанавливается либо конституцией, либо НПА «о выборах». Так, в Азербайджане установлен порог – 60% голосов избирателей.

Важный фактор – использование одномандатных округов.

Плюсом МИС является легкость в определении результатов. Минус – ее недемократичность, т.к. не учитываются мнения 49% избирателей.

  1. Пропорциональная избирательная система (ПИС)

Для нее характерно распределение депутатских мандатов в соответствии с числом голосов избирателей, полученных на выборах каждого избирательного объединения, т.е. устойчивая пропорция между числом депутатских мандатов от данного избирательного округа и колличеством проголосовавших избирателей в избирательном округе.


Признаки:

-Формирование многомандатных избирательных округов

-Голосование за партийные списки

Важное значение имеет избирательная квота, которая определяется по формуле (это естественная квота)

Количество проголосовавших в избирательном округе избирателей

Число депутатских мандатов от округа
Т.е. если избирателей 300000, а в парламент направленно 10 мандатов:



Партия получает столько депутатских мандатов, сколько раз избирательная квота уложится в число отданных за нее голосов избирателей.

В этих случаях, крайне редко избирательная квота полностью укладывается в число поданных за партию голосов избирателей. Возникает остаток и нераспределенные мандаты. Способ решения проблемы – метод наибольшего остатка: та партия, у которой наибольший остаток после первого распределения получает неопределенные мандаты и так по мере убывания остатка.

Второй способ – искусственная квота. Тогда к количеству депутатских мандатов добавляется какое-либо целое или дробное число. Оно устанавливается национальным законодательством. Она позволяет распределить депутатские мандаты сразу же, при первом же распределении.

Итак, разновидности ПИС:

-ПИС с естественной квотой;

-ПИС с искусственной квотой;

-ПИС с использованием искусственных делителей; Они бывают разных методов. Искусственные делители – любой ряд целых или дробных чисел, определяющихся национальным законодательством. Это может быть ряд натуральных чисел (1,3,5 и т.д.) В этом случае, количество поданных за каждую партию голосов избирателей последовательно делятся на ряд делителей. Депутатские мандаты распределяются по мере убывания получившихся при делении чисел.

Признаки пропорциональной системы:

-использование многомандатных избирательных округов;

-голосование не за отдельных кандидатов, а за партийные списки;

Главное достоинство ПИС в том, что оно позволяет учитывать интересы меньшинства. Побеждает не одна партия, а мандаты распределяются между несколькими победившими партиями, прошедшими установленный барьер и получившими избирательную квоту.

Заградительный барьер (чаще всего устанавливается в 5%, но может повышаться до 7% и снижаться до 1%) от числа участвовавших в партии. Партия должна набрать голосов не меньше, чем определенный законодательством барьер. Это позволяет отсеивать мелкие партии (наличие множества мелких партий осложняет ход законодательного процесса и принятия важных решений, парламент крайне нестабилен)


  1. Смешанная избирательная система (СИС)

Называется так потому, что совмещает достоинства МИС и ПИС. Существует 3 разновидности:

  1. Смешанная равновесная

50% депутатских мандатов распределяются по МИС, 50% - по ПИС. РФ долгое время использовала эту систему. Закон 2005 года с 2007 ввел полную ПИС. Но с 2016 года вновь используется смешанная равновесная ИС. Эта система так же используется в ФРГ.

  1. СИС с приоритетом МИС.

  2. СИС с приоритетом ПИС.

Наше законодательство на федеральном уровне определяет использование МИС абсолютного и относительного большинства на президентских выборах (первом – абсолютное, если требуется второй тур – там относительное) смешанная равновесная – при выборах в ГД.

45. Особенности избирательной системы РФ.

Органы государственной власти в РФ формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Но назначение на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти также осуществляется через выборы.

Суть выборов заключается в том, чтобы все граждане РФ смогли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.

Термин «избирательная система» часто употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. Различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.

Пропорциональная избирательная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за данный список.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» внесено дополнение – выборы по пропорциональной системе должны проходить по единому избирательному округу.

Мажоритарная система – избранным считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к другому кандидату, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

Понятие «Избирательное право» (в узком смысле) понимается как система норм, регулирующих порядок предоставления права участия в выборах. Избирательное право может быть активным (это право участвовать в выборах и избирать) и пассивным (это право быть избранным). Возникает с 18 лет.