Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Законодательная власть. Они образуют систему представительных ОГВ. Важнейшее место ее в системе ГО определяется следующими моментами:
-они формируются непосредственно народом, как источником и носителем государственной воли, представляют эту волю;
-законодательные ОГВ принимают законы, положения которых обязательны для всех иных ОГВ. Поэтому при осуществлении собственной правотворческой деятельности иных ОГВ, их акты будут являться подзаконными;
В систему входят:
-Федеральное собрание РФ. Это двухпалатный парламент. Нижняя палата (Государственная Дума) является органом общенационального представительства. Верхняя палата (Совет Федерации) является органом представительства и защиты интересов субъектов федерации.
-Законодательные представительные органы власти субъектов федерации. Они имеют различные наименования (Государственное собрание, государственный совет, законодательные собрания, народные собрания и др) Встречаются двойные и тройные названия. Органы законодательной власти не обладают принципом соподчиненности, т.е. парламенты субъектов федерации не подотчетны Федеральному Собранию. У них различные полномочия.
Исполнительная власть. Они образуют единую систему во главе с федеральным правительством. Основным способом формирования является назначение. В системе разделения властей, органы исполнительной власти выполняют 2 функции:
-исполнительная (исполнение принятых парламентом законов)
-административно-распорядительная (управление государственными делами. Осуществляют совместно с Президентом РФ)
В систему входят:
-Федеральное правительство, составляющие его министерства и ведомства, службы, агентства (органы исполнительной власти);
-Высшие должностные лица, главы субъектов федерации;
-Правительства или администрации субъектов федерации, составляющие их министерства и ведомства (если правительство), либо управления и департаменты (если администрация);
Судебная власть. Поскольку РФ относится к романо-германской правовой семье, для нее характерно наличие принципа полисистемности, т.е. существует несколько ветвей юстиции. В анго-саксонских лишь одна ветвь – Верховный суд. Это:
-Система судов общей юрисдикции по разрешению гражданских, уголовных, административных и экономических споров, во главе с Верховным судом РФ; Она основана на принципе инстанционности (наличие инстанций). Причем, в систему судов входят как федеральные суды, так и суды субъектов федерации. К судам субъектов РФ относятся лишь мировые судьи. Остальные суды – федеральные.
-Конституционная ветвь, по рассмотрению и разрешению споров на основе конституции. Это Конституционный суд РФ и Конституционные (Уставные) суды субъектов РФ. В отличие от судов общей юрисдикции. Здесь отсутствует принцип инстанционности. Это объясняется тем, что КС РФ и КУС РФ обладают непересекающейся компетенцией: Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела на основании Конституции РФ, а Конституционные (Уставные) суды – на основании Конституций\уставов субъектов федерации.
Органы государственной власти с особым статусом, которые нельзя в полной мере отнести к какой-то из ветвей:
-Прокуратура;
-Следственный комитет;
-Уполномоченный по правам человека;
-Уполномоченный по правам ребенка;
-Общественная палата;
-Центральный банк;
-Национальная гвардия;
-Центральная Избирательная Комиссия;
43. Понятие и система избирательного права РФ.
Избирательное право - подотрасль конституционного права. ИП можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах.
В объективном смысле, ИП - подотрасль КП, регулирующая определенную совокупность общественных отношений.
Объект регулирования ИП в объективном смысле – обособленный комплекс общественных отношений, нуждающихся в системном правовом обеспечении.
Предмет ИП – весь спектр избирательных отношений, опосредующих любые избирательные компании в той мере, в какой это объективно необходимо в интересах обеспечения гражданского доверия выбором политического института с целью придания легитимного (законного) характера механизму их формирования и функционирования.
Таким образом, ИП в объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту права граждан, и, в установленных законом случаях, иностранцев, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления и процедуру, реализации такого права в процессе организации и проведения выборов в межвыборный период.
ИП в субъективном смысле – это право гражданина избираться в органы государственной власти и органы МСУ или участвовать в выборах органов путем личного голосования.
Различают активное и пассивное избирательное право.
Активное – избирать путем личного голосования.
Пассивное – избираться, выдвигаться в качестве кандидата на выборную должность в органы государственной власти и МСУ.
Система ИП:
ИП включает в себя общую и особенную часть.
Общая часть объединяет нормы избирательного права, имеющие универсальное значение и распространяющие свое влияние на осуществление и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы гос.власти и МСУ независимо от вида и уровня его реализации.
Это:
-принципы ИП
-субъекты
-финансовое обеспечение выборов
-избирательный процесс
-обеспечение избирательных прав граждан, включая обжалование их нарушений
-ответственность о нарушении избирательного законодательства
Особенная часть ИП – правила, предусматривающие специфические требования, касающиеся организации, проведения различных избирательных компаний
44. Понятие и типы избирательных систем.
Понятие избирательной системы рассматривается в узком и широком смыслах.
В узком, это вся процедура организации и проведения выборов с момента назначения их и заканчивая официальным опубликованием их результатов.
В широком, ИС – это способ(порядок) определения результатов выборов.
Есть 2 типа избирательных систем.
-
Мажоритарная избирательная система (в дальн. МИС)
По МИС побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей.
Виды:
-
МИС абсолютного большинства.
При ней победитель должен набрать не более 50% + 1 голос от общего числа избирателей, принявших участие.
-
МИС относительного большинства.
Победитель должен набрать голосов больше, чем каждый из его конкурентов по отдельности.
-
МИС квалифицированного большинства.
«Большинство» устанавливается либо конституцией, либо НПА «о выборах». Так, в Азербайджане установлен порог – 60% голосов избирателей.
Важный фактор – использование одномандатных округов.
Плюсом МИС является легкость в определении результатов. Минус – ее недемократичность, т.к. не учитываются мнения 49% избирателей.
-
Пропорциональная избирательная система (ПИС)
Для нее характерно распределение депутатских мандатов в соответствии с числом голосов избирателей, полученных на выборах каждого избирательного объединения, т.е. устойчивая пропорция между числом депутатских мандатов от данного избирательного округа и колличеством проголосовавших избирателей в избирательном округе.
Признаки:
-Формирование многомандатных избирательных округов
-Голосование за партийные списки
Важное значение имеет избирательная квота, которая определяется по формуле (это естественная квота)
Количество проголосовавших в избирательном округе избирателей
Число депутатских мандатов от округа
Т.е. если избирателей 300000, а в парламент направленно 10 мандатов:
Партия получает столько депутатских мандатов, сколько раз избирательная квота уложится в число отданных за нее голосов избирателей.
В этих случаях, крайне редко избирательная квота полностью укладывается в число поданных за партию голосов избирателей. Возникает остаток и нераспределенные мандаты. Способ решения проблемы – метод наибольшего остатка: та партия, у которой наибольший остаток после первого распределения получает неопределенные мандаты и так по мере убывания остатка.
Второй способ – искусственная квота. Тогда к количеству депутатских мандатов добавляется какое-либо целое или дробное число. Оно устанавливается национальным законодательством. Она позволяет распределить депутатские мандаты сразу же, при первом же распределении.
Итак, разновидности ПИС:
-ПИС с естественной квотой;
-ПИС с искусственной квотой;
-ПИС с использованием искусственных делителей; Они бывают разных методов. Искусственные делители – любой ряд целых или дробных чисел, определяющихся национальным законодательством. Это может быть ряд натуральных чисел (1,3,5 и т.д.) В этом случае, количество поданных за каждую партию голосов избирателей последовательно делятся на ряд делителей. Депутатские мандаты распределяются по мере убывания получившихся при делении чисел.
Признаки пропорциональной системы:
-использование многомандатных избирательных округов;
-голосование не за отдельных кандидатов, а за партийные списки;
Главное достоинство ПИС в том, что оно позволяет учитывать интересы меньшинства. Побеждает не одна партия, а мандаты распределяются между несколькими победившими партиями, прошедшими установленный барьер и получившими избирательную квоту.
Заградительный барьер (чаще всего устанавливается в 5%, но может повышаться до 7% и снижаться до 1%) от числа участвовавших в партии. Партия должна набрать голосов не меньше, чем определенный законодательством барьер. Это позволяет отсеивать мелкие партии (наличие множества мелких партий осложняет ход законодательного процесса и принятия важных решений, парламент крайне нестабилен)
-
Смешанная избирательная система (СИС)
Называется так потому, что совмещает достоинства МИС и ПИС. Существует 3 разновидности:
-
Смешанная равновесная
50% депутатских мандатов распределяются по МИС, 50% - по ПИС. РФ долгое время использовала эту систему. Закон 2005 года с 2007 ввел полную ПИС. Но с 2016 года вновь используется смешанная равновесная ИС. Эта система так же используется в ФРГ.
-
СИС с приоритетом МИС. -
СИС с приоритетом ПИС.
Наше законодательство на федеральном уровне определяет использование МИС абсолютного и относительного большинства на президентских выборах (первом – абсолютное, если требуется второй тур – там относительное) смешанная равновесная – при выборах в ГД.
45. Особенности избирательной системы РФ.
Органы государственной власти в РФ формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Но назначение на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти также осуществляется через выборы.
Суть выборов заключается в том, чтобы все граждане РФ смогли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.
Термин «избирательная система» часто употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. Различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы.
Пропорциональная избирательная система – порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов. Партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель голосует за данный список.
В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» внесено дополнение – выборы по пропорциональной системе должны проходить по единому избирательному округу.
Мажоритарная система – избранным считается кандидат, получивший в ходе выборов наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по отношению к другому кандидату, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей.
Понятие «Избирательное право» (в узком смысле) понимается как система норм, регулирующих порядок предоставления права участия в выборах. Избирательное право может быть активным (это право участвовать в выборах и избирать) и пассивным (это право быть избранным). Возникает с 18 лет.