Файл: Понятие и предмет конституционного права Конституционное право рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-принцип самостоятельности МСУ (ст. 12)

Означает, что МСУ имеет административную самостоятельность и финансовую автономию, не входит в систему государственной власти.

Под МСУ понимается самостоятельная и под свою ответственность деятельность МСУ, его выборы и выборы иных органов по решению вопросов местного значения.

Основы:

-правовая

-организационная

-территориальная

-финансово-экономическая

Организационная – система органов и должностных лиц

-глава

-представительный орган МСУ (муниципальный совет\совет народных депутатов)

-администрация

-контрольно-ревизионная комиссия (контролирует использование муниц.бюджета)

Территориальная: Закон 2003 изменил систему, сделав 2 уровня:

  1. Поселенческий (городские и сельские округа)

  2. Районные муниц.образования (население с межселенной территорией)

С 2006 отсутствует внутригородское МО.

Финансово-экономическая основа: образуют местные финансы.

-муниципальный бюджет с их доходными и расходными частями

-финансирование (дотации, субсидии, субвенции)

В связи с неплатежеспособностью МО, по решению органов власти вводится временная администрация. Если проблема не решена, то это МО прекращает свое существование. (ст.72 «О временной администрации»

20. Принцип приоритета прав и свобод человека

Принцип приоритета человека, его прав и свобод (ст. 2)

Специалисты критикуют главу за несоответствие юридической технике (нарушение законов формальной логики). Из-за этого принято считать, принцип свободы не человека, а человека, как личность, его права и свободы (????)

Принцип предполагает 2 элемента:

-наличие конституционно-закрепленного перечня прав, свобод и обязанностей человек а и гражданина (ст.2)

-гарантии защиты прав, свобод человека и гражданина государством (ст. 45)

Всю систему прав и свобод можно разделить на несколько групп.

  1. Признанные государством международные права

-конвенция по правам человека

-декларация прав и свобод человека и гражданина и др.

В Европейской суд граждане подают после прохождения всех инстанций, иск подается на государство, которое не смогло защитить права и свободы.

  1. Институциональные – реализуемые системой органов и должностных лиц.

Согласно ст . 80 президент несет ответственность за нарушение прав и свобод.

В механической реализации прав участвует Федеральное собрание. Оно принимает законы о гарантиях прав граждан. Но с другой стороны, парламент в лице ГД участвует в защите в лице уполномоченного по правам человека и гражданина. Особую роль играют судебные гарантии, предусматривающие возможность защиты прав в суде, право на возмещение ущерба. В особенности, это Конституционный суд, куда по конкретным делам обращаются граждане.


21. Принцип правового государства

Принцип правового государства (ст.1)

Это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существующая, развитая и непротиворечивая правовая система, действующая эффективная суд.система вместе с реализацией разделения властей в их эффективном взаимодействии и эффективном взаимоконтроле.

Можно выделить 3 основных элемента этого принципа:

  1. Наличие развитой и непротиворечивой правовой системы. О наличии можно судить при существовании 2 условий:

-жесткая иерархия НПА по юр.силе с признанием высшей юр.силы конституции

-отсутствие пробелов в действующем законодательстве, недопустимость их восполнения подзаконными НПА.

  1. Эффективная судебная власть. Степень эффекта зависит от самостоятельности судебной власти от остальных ветвей.

  2. Наличие институтов соц.контроя за осуществлением гос.властью – институты гражданского общества. Институты:

-независимые СМИ (независят от прямого государственного управления). Косвенное – установление статуса СМИ и т.д., недопуск монополии СМИ.

-Некоммерческие общественные организации (НКО). Различные объединения, созданные с целью защиты прав своих участников (жен.организации, ветеранские организации). Были созданы общественные палаты (на фед.уровне и на уровне субъектов). Их основная функция – общественный контроль за реализацией государственной политики. Сейчас деятельность организаций носит рекомендательный, неформальный характер. Но целью организаций является получение юридической силы своим решениям

22. Принцип федеративного государства

Принцип федеративного государства (ст. 1,5)

Более детально – гл. 8, ст.5

Содержит 5 элементов (ст.5):

  1. Принцип государственной целостности (Гос.целостность обеспечивается наличием единого экономического пространства, наличием единых правил денежной, валютной, финансовой организации, наличие единого гражданства РФ, наличие военных сил РФ, которые являются гарантом гос.деятельности и отсуствие у субъектов РФ права сецессии (одностороннего выхода из состава РФ)

  2. Принцип единства системы гос.власти

  3. Принцип разграничения полномочий и предметов ведения по вертикали между федеральными органами гос.власти и органами гос.власти субъектов

  4. Принцип равноправия и самоопределения у народов РФ. Каждый народ имеет право самостоятельно, в пределах ОКС развивать свои политические, культурные права (???). Формы: территориальный (устойчивый статус субъекта) и нетерриториальный (через национальную, культурную автономию)

  5. Принцип равноправия субъектов РФ. Существует 6 видов субъектов. Конституционный суд своим постановлением признал, что равноправие выражается не в правах между субъектами, а в отношениях между субъектом и фед.органом гос.власти.


23. Принцип суверенного государства.

Принцип суверенного государства (ст. 3,4)

Суверенное государство предполагает наличие 3х аспектов:

  1. Единство системы государственной власти, ее неделимость. Это означает, что в нашей стране органы федеральной гос.власти и гос.власти субъектов объединены, неделимы и едины.

  2. Верховенство государственной власти. Гос.власть имеет всю полноту на всей территории Рф в пределах государственных границ и в отношении всех лиц, находящихся на территории. В отдельных случаях гос. суверенитет может распространяться и за территорией государства. Например, зная, что в соседнем государстве готовится наступление на РФ, РФ в праве предпринять соответствующие действия.

  3. Независимость государственной власти. Государство самостоятельно, без других осуществляет внутреннюю и внешнюю полтитку, обладает абсолютной международной правосубектностью.

24. Экономическая основа Российского государства.

. Принцип экономической основы (ст. 8,9,35,36)

Экономической основой РФ выступает социально-ориентированное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распространение товаров и благ осуществляется, в основном, посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйства, находящиеся между собой в отношении конкуренции.

Принцип включает несколько элементов:

-признание и защита права частной собственности с сохранением многообразия форм собственности;

-свобода хозяйственной инициативы (право граждан заниматься предпринимательской деятельностью);

-свобода конкуренции. В нашей стране имеется запрет недобросовестной конкуренции, выражающейся в монополизации видов деятельности, в запрете частной монополии, использовании чужой товарной марки);

25. Принцип социального государства.

. Принцип социального государства (ст. 7)

Социальное государство – такой тип государства, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основан на закреплении правом принципа социального равенства, всеобщей солидарности, взаимной ответственности. В нашей стране этот принцип реализуется через социальную политику.


Социальная политика – часть общей политики государства, регулирующего отношения между социальными группами, между обществом в целом и отдельными гражданами, связанными с изменением в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшениями условий их жизни, удовлетворений их материальных и духовных потребностей, совершенствования образа жизни.

Главные задачи социальной политики:

-достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности;

-охрана труда и здоровья людей. Это меры по обеспечению занятости, защита от безработицы, создание условий для безопасности труда, различные права человека в сфере труда, охрана здоровья граждан, предполагающих создание учреждений в сфере услуг;

-государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Установлены дополнительные меры социальной поддержки. Социальная защита населения реализуется в 2х формах:

-социальное обеспечение

-социальное обслуживание

Соц.обеспечение – пенсии, пособия. Соц.обслуживание – оказание соц. услуг. Оно может быть надомным, стационарным и полустационарным

26. Принцип светского государства

Принцип светского государства (ст.14)

Светское государство – такой тип государства, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или исключительным. Его стоит отличать от государства клерикального, теократического и других.

Клерикальное государство – государство, где отдельные социальные функции переложены на церковь (ЗАГС, образование).

2 признака светского государства:

  1. Отделение религии и церкви от государства. Это выражается в том, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в определение гражданами в их отношении к религии, а религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства. Религиозные объединения не выполняют каких-либо соц.функций.

  2. Отделение в государстве образования и церкви.

27. Республиканская форма правления.

Принцип республиканской формы правления.

Для респ. фп харктерны 2 признака:

-выборность главы государства;

-сменяемость главы государства;

28. Понятие и принципы правового статуса личности


ПСЛ – это конституционно-правовой институт, нормы которого отражают наиболее существенные исходные начала, определенные положения человека в обществе и государстве и принципы их взаимоотношений.

Конституционно-правовой статус закрепляет не всю совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми субъект наделяется в процессе реализации всех норм права, а только основы правового статуса личности. Это понятие отражает всю систему взаимоотношений государства и личности.

Элементы:

-общие принципы статуса личности, которые проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности (принцип равноправия, гарантии основных прав и свобод и др)

-институт гражданства. Наличие гражданства является всеобъемлющим универсальным условием полной правосубъектности лица (наличие гражданства дает избирательное право)

-конституционные права, свободы и обязанности

Конституция закрепляет 4 основных принципа статуса личности:

  1. Принцип равноправия (ст.19) Понимается в 3х аспектах:

-равенство человека перед законом и судом. Он означает, что требования закона в равной степени одинаково для всех, а суд в равной степени доступен для всех в равной степени;

-равенство конституционно-закрепленного перечня прав, свобод и обязанностей лица;

-равенство мужчин и женщин;

  1. Принцип гарантии конституционных прав и свобод (ст.45). Государство гарантирует этот принцип через систему гос.гарантий. Этот принцип реализует президент, парламент, судебные органы.

  2. Принцип презумпции неотъемлемых основных прав и свобод (ст. 17, 55). Защищая свои права и свободы, человек не должен нарушать права и свободы других людей (ст.17). Ст.55 не допускает нарушения прав и свобод человека государством при выполнении им своих задач и функций. Однако, есть исключения (военное положение, чс), когда некоторые права могут ограничиваться (ограничение передвижения)

  3. Принцип корреспондированности конституционных прав и обязанностей (ст.6) Каждый гражданин, имея конституционные права, должен исполнять конституционные обязанности.

29. Понятие и принципы гражданства РФ.

Гражданство – установленная правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Признаки гражданства:

  1. Устойчивый характер отношений. Означает, что отношения гражданства, длящиеся и продолжающиеся, возникают при соблюдении специальной процедуры приобретения и прекращения гражданства. Права гражданства появляются у человека с момента рождения и прекращаются с его смертью.

  2. Правовой характер отношения человека и государства. Под ним понимается объективный и субъективный смысл.