Файл: Справочник по теории и методам оказания психологической помощи людям как непосредственно во время экстремаль ной ситуации, так и на отдаленных ее этапах.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 4823
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОЧАГЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
1.2 ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.3 ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
ГЛАВА 2 ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО: МОДЕЛИ И ДИАГНОСТИКА
2.1 СТРЕСС, ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР)
2.3 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПТСР
2.6 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УЯЗВИМОСТЬ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМЫ
ГЛАВА 3 ПСИХОТЕРАПИЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР)
3.1 ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПИИ ПТСР
3.2 ПСИХОТЕРАПИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТРАВМ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ (ДПДГ)
3.4 КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
3.5 СИМВОЛ-ДРАМА (МЕТОД КАТАТИМНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОБРАЗОВ)
3.7 НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
ГЛАВА 4 ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.1 ДИАГНОСТИКА ПТСР У УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.2 ОСОБЕННОСТИ СЕКСУАЛЬНЫХ ДИСФУНКЦИЙ
4.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕМ ПСИХОТЕРАПИЯ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
4.4 ТРЕНИНГ ПО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАДАПТАЦИИ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
5.1. ДОМАШНЕЕ (СЕМЕЙНОЕ) НАСИЛИЕ
5.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕМЕЙНОГО НАСИЛИЯ
5.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЖЕРТВ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
5.5 ТРЕНИНГ ПО РИТМО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
6.6 ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ У ДЕТЕЙ
6.7 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ ЖЕРТВ НАСИЛИЯ
6.8 ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
6.9 ТРЕНИНГ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
ГЛАВА 7 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
7.1 ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
7.2 ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
7.3 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ
7.4 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ УЦЕЛЕВШИХ ПОСЛЕ САМОУБИЙСТВА
7.5 ПОДДЕРЖКА ДЛЯ КОНСУЛЬТАНТА
7.6 ГРУППОВАЯ КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
8.1 ГОРЕ УТРАТЫ КАК ПРОЦЕСС. СТАДИИ И ЗАДАЧИ ГОРЯ
8.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТА, ПЕРЕЖИВШЕГО УТРАТУ
8.3 ТРЕНИНГ «ИСЦЕЛЕНИЕ ОТ ГОРЯ»
8.4 ТРЕНИНГ ПО КРАТКОСРОЧНОЙ ПОЗИТИВНОЙ ТЕРАПИИ
9.1 СИНДРОМ ВЫГОРАНИЯ И ВТОРИЧНАЯ ТРАВМА
9.2 ОЦЕНКА ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ
5. Стадия завершения. Цель этой стадии – устранение негативных эмоций, вызванных воспоминаниями о травматическом эпизоде.
ПОЛУСТРУКТУРИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТЕЙ
Ф.И.О.________________________
Возраст________________________
Пол___________________________
Дата__________________________
| Возраст (лет) |
Неполная семья | |
Развод родителей | |
Дисгармоничная семья | |
| |
| |
| |
Автомобильная катастрофа | |
Другая катастрофа (несчастный случай) | |
Пожар | |
Стихийное бедствие | |
Серьезное физическое заболевание | |
Длительная или повторные госпитализации | |
Физическое насилие | |
Сексуальное домогательство или насилие | |
Смерть близкого человека | |
Пребывание в зоне военных действий | |
Пребывание в качестве заложника | |
Другое травмирующее событие (уточните) | |
Критерий А
| Критерий | Вопрос | Допустимые объяснения | Кодировка ответов | |
1 | A | Чувствовал ли ты ужас, когда это происходило | Очень сильный страх | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
2 | A | Чувствовал ли ты, что ты не можешь ничего изменить | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
3 | A | Чувствовал ли ты, что никто не может тебе помочь в этой ситуации'' | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
4 | A | Чувствовал ли ты отвращение, когда это происходило' | Казалось ли тебе происходящее в тот момент неприятным, противным7 | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
5 | A | Был ли ты более раздражительным, подвижным сразу после того, как это произошло. | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
6 | В | Вспоминаешь ли ты о каких-то неприятных ситуациях, которые с тобой произошли. Если да, то как часто | С большинством людей в жизни случаются неприятные ситуации, а с тобой случались | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
7 | В | Ты рассказываешь кому-то об этих воспоминаниях. Если да, то как часто. Если нет, то не рассказываешь потому, что не вспоминаешь. | Ты не рассказываешь об этих ситуациях, потому что не вспоминаешь, или тебе не хочется кому-то о них рассказывать | Нет = 0 1 раз = 1 Вспоминает, но не рассказывает = 1 Более 1 раза = 2 | |
8 | В | Ухудшается ли твое самочувствие, когда что-то напоминает тебе о неприятном событии? | Например, у тебя начинает сильнее биться сердце, учащается дыхание, потеют руки, болит голова. | Нет = 0 Не знаю = 1 Да-2 | |
9 | В | Ты думал когда-нибудь о какой-то неприятной ситуации, когда тебе совсем не хотелось о ней думать? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
10 | В | Ты представлял какую-то неприятную ' ситуацию, случившуюся с тобой? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
11 | В | Ты рисовал какую-то неприятную ситуацию, случившуюся с тобой? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
12 | В | Бывает ли так, что неприятные чувства, которые ты когда-либо переживал, возникали у тебя снова, как если бы та ситуация повторилась, как будто ты опять вернулся в то время? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз= 1 Более 1 раза = 2 | |
13 | В | Случалось ли, что ты начинал вести себя так, как если бы неприятная ситуация, которая с тобой когда-то происходила, повторилась вновь? Если да, то как часто? | Бывает ли, что ты ведешь себя так, как будто какая-то неприятная ситуация, которая с тобой когда-то происходила, повторяется? | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
14 | D | Бывает ли тебе трудно заснуть? Если да, то как часто'' | | Нет = 0 1 раз = 1 Более" 1 раза = 2 | |
15 | D | Бывает ли, что ты просыпаешься ночью? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
16 | D | Бывает ли, что ты просыпаешься слишком рано утром? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз = 1 Более I раза = 2 | |
17 | D | Стали ли тебе сниться неприятные сны, кошмары? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
18 | В | Снились ли тебе сны о неприятном событии, которое с тобой когда-то произошло? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
19 | F | Приходишь ли ты иногда ночью спать к родителям? Если да, то как часто? | | Нет = 0 1 раз = 1 Более 1 раза = 2 | |
20 | D | Вскакиваешь ли ты, когда слышишь неожиданный или громкий звук? | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
21 | D | Стал ли ты более раздражительным? | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
22 | D | Стал ли ты чаще ссориться с другими людьми'' | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да-2 | |
23 | С | Стараешься ли ты держаться на расстоянии or друзей и одноклассников | Бывает ли так, что ты стараешься держаться отдельно от своих друзей. | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
24 | F | Трудно ли тебе оставаться наедине с друзьями и одноклассниками | Когда, например, в классе или в каком-то другом месте остаются только один человек и ты | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
25 | С | Стараешься ли ты держаться на расстоянии от взрослых | Бывает ли так, что ты стараешься держаться отдельно от родителей и учителей | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
26 | F | Трудно ли тебе оставаться наедине с учителями | Когда, например, в классе или в каком-то другом месте остаются только учитель и ты | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
27 | F | Трудно ли тебе оставаться наедине с родителями | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
28 | С | Стараешься ли ты избежать чего-либо, что напоминает тебе о каком-то неприятном происшествии | | Нет-0 Не знаю = 1 Да-2 | |
29 | С | Стараешься ли ты избегать действий, которые напоминают тебе о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)'' | Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
30 | С | Стараешься ли ты избежать мест, которые напоминают тебе о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)7 | Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
31 | С | Стараешься ли ты избегать общения с людьми, которые напоминают тебе о чем то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)7 | Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
32 | С | Стараешься ли ты не думать о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)7 | Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
33 | С | Стараешься ли ты избегать разговоров, которые напоминают тебе о чем-то неприятном в твоем прошлом (прилагаешь ли какие-то усилия для этого)9 | Делаешь ли ты для этого что-нибудь специально | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
34 | F | Стало ли тебе сложнее выполнять свои обязанности (работу по дому)7 | Было ли тебе раньше легче, например, убирать за собой свои вещи, помогать родителям | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
35 | F | Требуется ли тебе больше времени, чем раньше, чтобы выполнить свои обязанности (работу по дому)? | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
36 | F | Стало ли тебе сложнее понимать, узнавать новые вещи (учиться)? | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
37 | D | Изменилась ли в последнее время твоя память? Может быть, она стала лучше или хуже? | Стало ли тебе сложнее запоминать разные вещи? | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
38 | D | Стало ли тебе сложнее сосредоточиться? | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
39 | D | Стало ли тебе сложнее долго сидеть спокойно на одном месте? | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
40 | С | Кажется ли тебе, что окружающий мир стал выглядеть или звучать по-другому? | Вещи, к которым ты привык, кажутся тебе не такими, как раньше. | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
41 | С | Можешь ли ты себя представить взрослым, старым? | | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 | |
42 | С | Изменились ли в последнее время твои представления о будущем? | Не так, как раньше. | Нет = 0 Не знаю = 1 Да = 2 |
Обработка результатов
Проводится подсчет баллов по каждому из критериев.
Вопросы 1–5,8,20–40,42 оцениваются: 2 балла за ответ «да», I балл за ответ «не знаю» и 0 баллов за ответ «нет».
Вопросы 6,7,9–19 оцениваются: 2 балла за ответ «да, чаще, чем один раз за последний месяц», 1 балл за ответ «да, один раз за последний месяц» и 0 баллов за ответ «нет, никогда».
Вопрос 41 оценивается: 2 балла за ответ «нет», 1 балл за ответ «не знаю» и 0 баллов за ответ «да».
Критерию А соответствуют вопросы: 1; 2; 3; 4; 5.
Критерию В соответствуют вопросы: 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 18.
Критерию С соответствуют вопросы: 23; 25; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 40; 41; 42.
Критерию D соответствуют вопросы: 14; 15; 16; 17; 20; 21; 22; 37; 38; 39.
Критерию F соответствуют вопросы: 19; 24; 26; 27; 34; 35; 36.
Общий индекс посттравматической реакции оценивается суммированием баллов по критериям В, С, D и F.
РОДИТЕЛЬСКАЯ АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТЕЙ
Обоснование выбора методики
Использование самозаполняемых анкет позволяет охватить большее количество семей, чем метод интервью, так как не требует непосредственного присутствия психолога при ее заполнении. Кроме того, этот способ позволяет охватить те категории родителей, которые не проявляют достаточной активности (не приходят в школу или не обращаются к психологу), так как анкета может быть передана в этом случае через ребенка,.
Описание метода
Анкета для родителей была составлена нами на основе анкеты для изучения стрессовых реакций у детей (Child Stress Reaction Checklist - National CenterforPTSD, Boston VAMC; Boston University School of Medicine (Shriners Burn Institute) Harvard Medical School; National Center for PTSD, White River Junction, VM). Анкета предлагается родителям для самостоятельного заполнения и поэтому содержит необходимые инструкции.
Порядок проведения
Перед началом исследования с родителями проводится беседа, основная цель которой – мотивировать родителей на ответственное и точное заполнение анкеты.
Далее каждому родителю выдается пакет, в котором содержится подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, собственно анкета и карточка с телефонами, по которым они могут задать необходимые вопросы. На другой стороне этой карточки – напоминание о том, что вся полученная от родителей информация конфиденциальна и не будет разглашаться.
Анкета состоит из трех частей:
Биографические данные. Эта часть содержит необходимый минимум данных о ребенке: Ф.И.О., возраст, пол. Здесь же отмечается, кто именно из родителей или опекунов заполнял анкету.
Скрининг. Эта часть направлена на определение типа травмы и возраста травматизации ребенка. Родителям предлагается отметить в списке возможных травматические ситуации, пережитые ребенком, и его возраст во время травмы. Дается следующая инструкция: «Возможно, ваш ребенок пережил какое-либо событие, которое могло травмировать его психику. Пожалуйста, отметьте галочкой каждое из событий (и напишите возраст вашего ребенка во время каждого из случаев) в списке, приведенном ниже». Затем приводится список возможных травматических ситуаций. Список, используемый в анкете, более подробный, чем приведенный в литературном обзоре, некоторые типы травм вынесены отдельно, поскольку в таком виде анкета более понятна для родителей и более полно отражает реальную ситуацию. Далее для уточнения характера, степени тяжести травмы и непосредственной реакции ребенка на нее родителям предлагается рассказать о травматической ситуации более подробно: «Пожалуйста, опишите это событие (например, где это произошло, кто был с вашим ребенком во время происшествия, насколько часто это происходило, как долго это продолжалось, насколько тяжелыми были последствия для ребенка, обращались ли вы за медицинской или психологической помощью по этому поводу и т. д.)».
Утверждения. Эта часть состоит из двух таблиц, перед заполнением которых дается инструкция: «Пожалуйста, отметьте в следующем списке (поставьте крестики в соответствующие столбцы), насколько характерны данные чувства или подобное поведение для вашего ребенка. Если ребенок пережил несколько травмирующих случаев, то отвечайте о наиболее тяжелом из них»
Первая таблица содержит 5 вопросов, касающихся непосредственной реакции на травматическую ситуацию – критерий А. Перед таблицей уточняется, что речь идет о поведении ребенка непосредственно после травмы.
Затем следует вторая таблица из 30 вопросов, относящихся к четырем шкалам (навязчивое воспроизведение, избегание действий, мыслей, мест и людей, напоминающих о травматическом событии, возросшая возбудимость и нарушения функционирования), которые соответствуют критериям В, С, D и F шкалы для клинической диагностики ПТСР DSM-IV, соответственно. Эти вопросы описывают поведение ребенка в течение последнего месяца. Вопросы, относящиеся к одному и тому же критерию, были разнесены для большей достоверности результатов.
Обе таблицы содержат по три варианта ответов: «да», «нет», «скорее да». Такое смешение вариантов ответов было использовано для того, чтобы уравновесить стремление родителей предоставить социальное желаемое описание ребенка, отвечая отрицательно на большинство вопросов. Ответ же «скорее да» не является слишком категоричным и более охотно используется родителями.