Файл: Программа Живая азбука природы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая азбука природы» является ознакомительной и адресована для обучающихся младшего школьного возраста. В программе «Живая азбука природы» большое внимание уделяется развитию эмоциональной сферы, так как любая информация, любые знания о природе должны «переживаться» ребёнком, вызывать чувства, эмоции, что обеспечивает их более глубокое осмысление личностью и формирование положительного отношения к природе.
Направленность программы - естественно-научная.
Актуальность дополнительной образовательной программы.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического обучения является младший школьный возраст. Дети познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, будут ли рачительными хозяевами, во многом зависит от взрослых. Дети приобретают экологические знания и применяют их в практической деятельности. Игры и опыты с водой, воздухом, песком, снегом, объектами растительного и животного мира служат теми методами, при помощи которых учащиеся знакомятся с окружающим миром, решают проблемные ситуации, делают простейшие умозаключения в лаборатории. Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся элементарных навыков исследовательской, опытно- экспериментальной деятельности, что является, безусловно, актуальным в связи с подготовкой к освоению программы основного общего образования. Таким образом, программа «Живая азбука природы» обеспечивает преемственность начального школьного и среднего школьного образования.
Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Новизна данной общеразвивающей программы в том, что она специально разработана на познание основ экологического знания непосредственно связана с экспериментальной деятельностью.
Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес детей к предметам и явлениям исследования поставке экспериментов и решению исследовательских задач. В процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Живая азбука природы» развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности, расширяется круг личностно-значимых проблем, решение которых обеспечит эффек- тивное развитие детей в зоне ближайшего развития.
Краткосрочная программа объединения дополнительного образования разработана на основе следующих документов:
1.
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.
Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года
(постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642);
3.
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р;
4.
Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г.№996-р);
5.
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6.
Постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правили норм СанПиН 1.2.3685-21 « Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»
(разд.VI Гигиенические нормативы по устройству ,содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения ,отдыха и оздоровления детей»);
8.
Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
9.
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября
2015 года №09-3242 «О направлении информации»)
10.
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
11.
Закона города Севастополя от 23 января 2015 года № 107-ЗС «Об образовании в городе
Севастополе»;
12.
Устава ГБОУ СОШ №13 им. А.И. Покрышкина», где установлены требования к организации образовательного процесса;
13.
Учебного плана дополнительного образования ГБОУ СОШ №13им.А.И.Покрышкина на 2022-
2023 учебный год.
14.
Положения ГБОУ СОШ №13им.А.И.Покрышкина о рабочих программах.
Целью программы является формирование у детей системы элементарных естественно - научных знаний и представлений, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в области живой и неживой природы.
Основные задачи:
- Обучающие: Дать представление о человеке как живом существе.
- Научить детей конкретизировать представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды для удовлетворения своих потребностей.
- Учить обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов.
- Учить моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи и понятия.
- Дать представления о росте, развитии и размножении живых существ, о стадиях роста и развития знакомых растений и животных разных мест обитания.
- Учить находить взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах: представление о составе сообществ, об условиях среды.
- Дать представления о земле, как части солнечной системы.
- Учить детей исследовать, проводить опыты и делать выводы.
- Дать представление детям о статическом электричестве.
- Учить детей видеть сходство и различие во внешнем виде людей.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства.
- Развивать умение связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их.
- Развивать чувство ответственности за тех, кого приручили (братьев наших меньших).
- Развивать желание узнавать, делиться своими маленькими открытиями.
Воспитательные:
- Воспитывать желание трудиться.
- Учить детей гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места.


- Воспитывать желание делать добро.
- Воспитывать интерес к своему краю.
Условия реализации программы
Рабочая программа рассчитана на обучающихся начального общеобразовательного уровня.
Формы занятий: очная.
Режим проведения занятий: групповой.
Уровень обучения: ознакомительный
Количество обучающихся в группе : 25 человек
Возраст детей: 6-10 лет;
Минимальный возраст зачисления:6 лет.
Продолжительность одного занятия: 1 час, с обязательным 15 минутным перерывом.
В соответствии с учебным планом дополнительного образования в 2022-2023 учебном году на реализацию рабочей программы выделено 3 часа в неделю 12 часов в год
Режим занятий: занятия проводятся 1 месяц (4 недели).
Календарно-учебный график
Год обучения
Дата начала занятий
Дата окончания занятий
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество учебных часов
Режим занятий
1 группа
03.10.22 31.10.22 4
12 12 3 раза в неделю
2 группа
03.10.22 31.10.22 4
12 12 3 раза в неделю
Методическое обеспечение образовательного процесса
Формы и методы подачи учебного материала:
При реализации программы преобладают групповые формы обучения (комплексные занятия, экскурсии, беседы, творческие коллективные дела, выставки, экологические акции и праздники, исторические ролевые игры).
Программа предусматривает использование следующих методов обучения и воспитания:
Методы обучения:
15. Словесные методы обучения:

Рассказ – устное повествовательное изложение учебного материала.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
16. Наглядные методы:

Метод иллюстраций представляет показ воспитанникам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин.

Метод демонстраций связан с демонстрацией приборов, опытов, кинофильмов.
17. Практические методы:

Упражнение – повторное, многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества.

Практические работы – предполагает применение полученных знаний к решению практических задач, формирует умение применять теорию на практике.
18. Дидактические игры:

Дидактическая игра – коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
19. Дискуссионные методы:



Интервью – деловой диалог с целью получения оперативной, первичной, личностной, эмоциональной информации по актуальной и значимой проблеме.

Пресс–конференция – метод, в основе которого лежит информационный процесс. Ядром метода является вопросно-ответная форма.
20. Метод проектов:

Предполагает выявление проблемной ситуации, её анализ, изучение и обеспечивает выход из создавшийся ситуации.
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение:
В качестве методического обеспечения используются:

Презентации: «Деревья и кустарники», «Первоцветы», «Животные домашние и дикие», «Птицы», «Растения в легендах», «Времена года».

Таблицы: «Основные группы растений», «Домашние и дикие животные»,
«Комнатные растения», «Первоцветы», «Животные и растения Красной книги».

Сценарии праздников: «Помоги пернатым», «Твори, не разрушая»

Вопросы викторин.

Практические работы: «Изготовление цветов из бумаги», «Оригами животных»,
«Поделки из природного материала», «Вода – путешественница».

Подвижные игры с тематическими заданиями: «Брось снежок, мяч – назови растение, животное».

Экскурсии: «Сезонные изменения», «Осенние краски», «Знакомство с декоративными растениями», «Разнообразие растений», «Откуда течет ручеек», «Чудесная кладовая», «На проталинке лесной».

Выставки: «Краски осени», Красная книга нашего региона.
Планируемые результаты реализации программы
Освоение детьми краткосрочной программы дополнительного образования естественно — научной направленности «Живая азбука природы» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты
Обучающиеся должны научиться:
1. Применять теоретические знания на практике.
2. Классифицировать объекты живой и неживой природы по признакам.
3. Применять знания в практической природоохранной деятельности через участие в социально — значимых мероприятиях (акциях, проектах).
4. Правилам поведения в природе.
Метапредметные результаты
Регулятивные

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё предположение (версию);

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную

оценку деятельности группы на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы ;
Коммуникативные

донести свою позицию до других: оформлять проект;

слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
1. оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
2. самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих нравственных ценностей);
3. в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить
Планируемые результаты:

Умение рационально строить самостоятельную деятельность, умение организовать место занятий;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной проектной работы;

Овладение умением выполнять простейшие проекты

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать
Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения программы
Критерии оценивания работ
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.
Оценка носит только качественный характер деятельности каждого ребенка на занятии: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации (исключая балльное оценивание).
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через защиту проекта, а также опросы, тестирование и игровых форм проведения контроля.
Шкала оценки: 5 – высокий уровень; 4 – выше среднего; 3 – средний; 2– ниже среднего; 1 – низкий.
Виды контроля и формы подведения итогов
Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка и определить