Файл: Синтаксис и пунктуация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 758

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составитель: Л.В. Каранчук

Домашние упражнения по русскому языку

6 класс

ЯЗЫК ЕСТЬ ИСПОВЕДЬ НАРОДА, В НЁМ СЛЫШИТСЯ ЕГО ПРИРОДА, ЕГО ДУША И БЫТ РОДНОЙ...

П. ВЯЗЕМСКИЙ

2018г.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

Тема 1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Задание 1:Списать. Расставить знаки препинания.

1)Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает ложится. (И. Суриков) 2) Солнце за день нагулялося за кудрявый лес спускается. (И. Никитин) 3) Вот и солнце встает из-за пашен блестит за морями ночлег свой покинуло. (И. Никитин) 4) Уж ночь идет огни по небу рассекает. (И. Никитин) 5) Пальнул Федор Федорович по сороке да не попал. (Е. Чарушин)

Задание 2:Списать. Расставить знаки препинания.

1) Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек. (К. Паустовский) 2) Солнце с каждым днем раньше всходило по утрам и все неохотнее скрывалось по вечерам. (В. Бианки) 3) Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом прикосновении. (Ф. Залтен) 4) Малиновка щебетала четко весело звонко. (Д. Зуев) 5) Ветер осенний в лесах поднимается шумно по чащам идет. (И. Бунин)

Задание 3:Списать. Расставить знаки препинания.

 1) После летней разлуки прилетают в город галки вороны и занимают зимние квартиры карнизы чердаки крыши. 2) Сбиваются в стаи и кружатся над полями полчища птиц грачей скворцов чаек ласточек. 3) С севера летят к нам другие птицы щеглы сойки клесты. 4) Синица съедает вредных насекомых жучка листогрыза листовертку. 5) В стужу белка кормится осенними припасами орехами желудями грибами шишками.

Задание 4:Списать. Расставить знаки препинания.

1) В сентябре удочкой ловится разная рыба судаки сомы. 2) На клумбах зажигаются кострами цветы астры георгины флоксы. 3) Зяблик уничтожает вредных насекомых гусениц жучков мелких бабочек. 4) Умылись дождем деревья тополя осины орешник. 5) В октябре сбор даров лета калины рябины клюквы.


Задание 5:Списать. Расставить знаки препинания.

1) Мы лечили разных птиц цаплю синицу скворца. (Л. Успенский) 2) Дождь бил по стеклам по жестяным крышам по деревянным перилам журчал по водосточной трубе. (В. Бурлак) 3) Облепили лампу мошки греют тоненькие ножки. (В. Лунин) 4) Солнце за море садится машет рыжей головой. (С. Козлов) 5) По ночам в леса в овраги заползает синий мрак. (В. Левин) 6) Месяц огненным шаром встает красным заревом лес обдает. (И. Никитин) 7) Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. (А. Толстой) 8) Села пчелка на цветок опустила хоботок. (Г. Ладонщиков) 9) Весной голые прутики на берегу расцветут и превратятся в чудесные кусты вербы. (Г. Снегирев) 10) Филька запахнул тулупчик выскочил на улицу и побежал к мельнице. (К. Паустовский) 11) На рисунке этом вещи ящик щетка плащ и клещи. (А. Барто) 12) Снег долго сыпал белой пылью запорошил стекла. (К. Паустовский) 13) Кот воровал все рыбу мясо сметану. (К. Паустовский) 14) На воде россыпью сидит множество птиц утки разных пород лебеди чайки.

    Тема 2. Знаки препинания
при обращении и при прямой речи.


Задание 6:Списать. Расставить знаки препинания.

1) Воевода говорит Петушок опять кричит. (А. Пушкин) 2) А ты чего тут распоряжаешься?  вмешался Незнайка. (Н. Носов) 3) А почему медведь зимой не спит?  спросила Катюша отца. 4) Петька встретил меня ворчаньем Ты что так долго? 5) Бабушка сказала сейчас уху варить будем. 6) Расскажи попросила мама. 7) Мама напомнила далеко от дороги не ходите. 8) Что-то мне плохо сказал раненый. 9) Раненый поинтересовался отец-то где работает? 10) Теперь с Сенькой помириться не стыдно объявил Петька. 11) Петька выпалил слышали ваш разговор. 12) А как ее звать? спрашивают ребята. 13) Ребята после этого вовсе на голубую змейку осердились не будем о ней говорить! 14) Девочка попросила возьми меня завтра на рудник с собой. 15) Она и говорит вот бы мне такой цветочек. 16) Девочка тогда и говорит она тебя в снегу согреет и домой выведет. 17) А как же зимой в лесу ночевать станешь?  спрашивает Даренка.

Задание 7:Списать. Расставить знаки препинания.

1) Алеша помоги мне поймать курицу! кричала кухарка. 2) Король отвечал не думал я, что ты такой ленивец. 3) Знаете ли вы урок ваш? спросил учитель. 4) Министр сказал сквозь слезы алеша я вас прощаю.  5) Повернись ко мне избушка передом говорит Иван. 6) Квакушка говорит царевичу отправляйся один на пир, а я следом за тобой буду. 7) Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил этим ковром только от дождя лошадей накрывать. 8) Хочешь Пулька я подарю тебе твой портрет? предложил Незнайка. 9) Стыдно малыши! воскликнула Синеглазка. 10) Гусля залез на сцену и закричал ко мне братцы! 11) Смотрите братцы кто-то бежит за нами! закричал Пончик.



МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ.

Тема 1. Буквы з и с на конце приставок.

Задание 8: Списать, выбрав правильную букву. Объяснить написание, используя ЗРЯ1.

  1. Сумерки (с,з)гущаются; бесследно и(с,з)чезнуть в темноте; бе(с,з)снежная зима; громко ра(с,з)смеяться; (с,з)дание школы; (с,з)жал руку; (с,з)делал правильно; (с,з)дешний климат; (с,з)бил огонь; красивая ро(с,з)пись; ра(с,з)писаться в журнале; бе(с,з)численные вопросы; хмурый ра(с,з)свет; бе(с,з)звездная ночь; ра(с,з)целовать бабушку; бе(с,з)цельный; ра(с,з)пилить; ра(с,з)чирикался; (с,з)дуть; и(с,з)далека; бе(с,з)шумный; в(с,з)пахать; (с,з)двинуть; бе(с,з)полезный.

  2. Ра(с,з)цвел под окном; ра(с,з)смотреть пейзаж; бе(с,з)связный ра(с,з)сказ; бе(с,з)сердечный человек; ра(с,з)спросить отца; ра(с,з)следовать до конца; точно ра(с,з)считать; точный ра(с,з)чет; бе(с,з)спорный ответ; ра(с,з)сыпать; в(с,з)дрогнуть; ра(с,з)толочь; (с,з)гибать; бе(с,з)ценный; бе(с,з)звучный; (с,з)бросил; ро(с,з)сказни; бе(с,з)жалостный; (с,з)жег; бе(с,з)толковый; ра(с,з)спросить;

Задание 9: Списать, выбрав правильную букву.Объяснить написание, используя ЗРЯ.

1) Много поразительных открытий (с,з)делали ученые на древней египетской земле. 2) Ра(с,з)копки в(с,з)крыли остатки каменной кладки. 3) Ученый ра(с,з)считывал найти остатки пирамиды. 4) Трудно было ра(с,з)гадать тайну пирамиды. 5) Известняковую скалу ра(с,з)чищали от песка и вырубали в ней отверстия. 6) Из небольших отверстий (с,з)верху свет ни(с,з)падал на мраморный пол храма. 7) Надписи пирамид во(с,з)хваляли фараонов. 8) (С,З)десь можно увидеть сцены жизни простых людей. 9) До наших дней на каменных страницах стен сохранились ра(с,з)сказы о жизни египтян. 10) Тяжелые стволы колонн (с,з)бросили на землю. 11) (С,З)дание было ра(с,з)рушено. 12) Для строительства нужно было (с,з)делать точные ра(с,з)четы. 13) Ученые обнаружили бе(с,з)численные мраморные обломки. 14) Во время землетрясения статуя (с,з)двинулась с места и верхняя ее часть рухнула на землю. 15) Работы не прекращались.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Тема 2. Буквы а — о в корнях
-лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-.


Задание 10:Списать. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о. Вставить гласные и согласные, объяснить их написание.


  1. Изл..гать содержание; хорошо изл..жить; знать признаки прил..гательных; написать изл..жение; сл..гаемые числа; распол..житься на ночлег; распол..гать свободным временем;
    роскошные р..стения; гул нар..стает; зáр..сли кустов; молодой р..сток; зар..сло травой; выр..сли цветы; зеленые водор..сли; ср..щение костей.

  2. Город Р..стов;
    предпол..жения не осуществились; капельки р..сы; тропа зар..стает; р..стительное масло; возл..гать обязанности; изменить пол..жение; сл..гать стихи; лепестки р..стений; желуди прор..сли; сберечь р..стения; просека зар..стает; отр..стить волосы; прол..жить лыжню; нал..жить шов; предл..гать помощь.

Задание 11:Списать. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о. Вставить гласные и согласные, объяснить их написание.

  1. Прибл..жались сумерки, но мы прод..лжали бр..дить по лесу. Казалось, л..сные п..ляны нал..вались густой т..мнотой. Она п..лзла откуда-то из з..мли, л..жилась у наших ног, на р..стения. Птицы постепенно з..м..лкали. Скоро стало трудно разл..чать оч..ртания веток. След знакомой тр..пинки стал проп..дать, но сквозь густые зар..сли кустов еще в..днелись лучи солнца.

  2. Мы пр..езжали по ж..вописным м..стам. Вдруг горы словно ра..двинулись. Со..нце во..пользовалось этим и ярко ..св..тило ущел..е, которое р..стянулось до самого г..ризонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой ст..р..ны от м..ста слышалось бе..прерывное журчание ручья, который внезапно и..чезал в зар..слях кустов. С левой ст..роны г..ры были покрыты густой р..стительностью. Мы предпол..гали ..десь ..делать остановку.

 Задание 12:

1)Списать.

2)Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

3)Вставить гласные и согласные, объяснить их написание (в скобках проверочное слово).

4)Найти (по одному примеру) слова, строение которых соответствует схемам:

 — существительное,
 — глагол,
 — прилагательное.


 5)Одинаков ли морфемный состав слов розового и белого? Доказать. Подобрать синонимы к словам тосковала, поразительное.


Одно из семи чудес света.

  По приказу царя Вавилона в честь его жены во..двигли в..сячие с..ды. Это поразительное сооружение. Сады ра..пол..гались на ш..рокой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выл..жены плитами розового и белого цвета.
      Царица тосковала по прохладе и тени г..рных л..сов, среди которых она р..сла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые р..стения. Они нап..минали ц..рице о родине. В садах р..сли р..скошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в бе..лесном Вавилоне казались людям чудом.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

Задание 13:

1)Списать.

2)Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о.

3)Вставить гласные и согласные, объяснить их написание (в скобках проверочное слово).

4)Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам:

  —  прилагательное,
 —  глагол,
 —  существительное.

  1. 1)Л..жился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто выр..стают однобокими. 3) Цветы р..сли прямо у кустов. 4) Плотной стеной темнели зар..сли камыша. 5) Щенок успел выр..сти в толкового пса. 6) В доме еще не л..жились спать. 7) Утки зябли в зар..слях и крякали всю ночь. (К. Паустовский) 8) Я добрался до пихтовой зар..сли и распол..жился на крохотной полянке. (В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все р..сли и обратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен)

  2. 1) В густой тени елового леса р..стут лишь немногие р..стения. (И. Соколов-Микитов) 2) Вдоль стен распол..гались шкафы с книгами. 3) Мы предпол..гали выехать утром. 4) Густые кусты разр..слись по склонам оврага. 5) Кратко изл..жи содержание параграфа. 6) Дом распол..гался на краю поселка. 7) Песня р..сла, разливалась. (И. Тургенев) 8) Волны выбросили на берег много водор..слей. 9) Из семечка липы выр..стает могучее дерево.

      Тема 3. Буквы е — о после шипящих в корне.

Буквы и — ы после ц.

Задание 14: Списать, вставив пропущенные буквы, объяснить их написание.