Файл: Синтаксис и пунктуация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 763

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 32:Списать и вставить пропущенную букву, объяснить свои действия по ЗРЯ.

Пр..бывать в город — пр..бывать в горах, пр..зреть сироту — пр..зирать врага, пр..давать значение — пр..давать идеалы, пр..клонить голову перед знаменем — пр..клонить голову к груди матери, пр..творить мечту в жизнь — пр..творить дверь, пр..емник поэта — радиопр..емник.

Задание 33:Списать и вставить пропущенную букву, объяснить свои действия по ЗРЯ.

Пр..вилегии, пр..вольный, пр..ключение, пр..чудливый, пр..мерный, пр..митивный, пр..личный, пр..хоть, пр..казывать, пр..сущий, пр..сутствовать, пр..зидент, пр..следовать, пр..дставлять, пр..восходство, пр..пятствие, пр..митивный, пр..сутствовать, пр..льстить, пр..поручить, пр..надлежность.

Задание 34:Списать и вставить пропущенную букву, объяснить свои действия по ЗРЯ.

Пр..стать к берегу, пр..сытился конфетами, пр..озерный край, пр..градить путь, пр..рвать разговор, пр..страститься к чтению, пр..открыть завесу тайны, шорох в пр..брежных кустах, пр..вязать к дереву, пр..влекать внимание, беспр..рывный шепот волн, не бояться пр..град.

Задание 35: Списать и вставить пропущенную букву, объяснить свои действия по ЗРЯ.

Пр..спокойный человек, город пр..образился, пр..интересная книга, пр..зрительный взгляд, пр..скверный день, пр..одолевать трудности, пр..встать на цыпочках, пр..ображенный край, пр..вратился в лед, пр..кратить пр..рекания со старшими, пр..огромный желудь, пр..забавный рисунок, пр..следовать зверя.

Задание 36:Списать и вставить пропущенную букву, объяснить свои действия по ЗРЯ.

Непр..ступные вершины, пр..выкнуть к требованиям, пр..лежный ученик, непр..миримый человек, пр..страстное отношение, пр..ветливый сосед, пр..чудливый узор, пр..небрежительное отношение, пр..сутствовать на лекции, судить беспр..страстно.

Задание 37:Списать и вставить пропущенную букву, объяснить свои действия по ЗРЯ.

Пр..дать значение — пр..даваться воспоминаниям; пр..быть на заставу — пр..бывание на отдыхе; пр..дел мечтаний — пр..дел к дому; пр..ступить к работе — пр..ступать закон; пр..творить в жизнь — пр..творить дверь; пр..клоняться перед кем-то — дерево пр..клонилось к земле; пр..зирать опасность — пр..зреть сироту.

Задание 38:Списать и вставить пропущенную букву, объяснить свои действия по ЗРЯ.

Пр..зидент; пр..двинуть; пр..подаватель; пр..вилегия; пр..дания; пр..метный; пр..оритет; пр..пирательства; пр..мерный; пр..твора; пр..ятный; пр..страстие; пр..таиться; пр..остановиться; пр..гореть; пр..мудрый; пр..обладание; пр..ключение; пр..рекания; пр..своение; пр..влекательность; пр..вольный.


Задание 39: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Выделить приставки пре- и при-.

      1) Сне.. пр..мять н..гой в такой день жалко. (С. Галкин) 2) А радуга из снега все пр..бл..жалась и постепенно из розовой пр..вратилась в белую. (В. Пронин) 3) Кто совершил такое пр..вращенье? (Е. Евтушенко) 4) В пр..брежных камышах в..зились утки. 5) Ра..говор пр..рвал телефонный зв..нок. 6) Кривые сосенки будто на ц..поч..ках пр..встали над обрывом. (Э. Шим) 7) В справочной мне ответили, что сам..лет пр..бывает в (Ш,ш)ереметьево в одиннадцать утра. (Е. Яковлева) 8) Несколько минут я пр..бывала в состоянии ра..терянности. 9) Высота сне..ных заносов пр..вышает ..десь два метра. (В. Пронин) 10) Она пр..слушалась, но в доме царила тиш..на.

Задание 40: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Выделить приставки пре- и при-.

1) Экспедиция соб..рала былины, народные пр..дания. 2) Наступил пр..крас..ный майский вечер. 3) Он пр..слонился к дереву. 4) Находились бе..страшные скал..лазы, которые в..б..рались на непр..ступные кручи. (М. Семенова) 5) Воздух пр..пахивал паровозным дымом. (Э. Хруцкий) 6) Маша осторожно пр..творила дверь комнаты. 7) Настроение у всех было пр..поднятое. 8) Маш..на пр..т..рмозила у ворот. 9) В пр..дорожной канаве г..рел костерок. 10) Я подхожу ближе, пр..сматриваюсь.

Задание 41: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Выделить приставки пре- и при-.

1) Ребятишки пр..уныли. 2) Манит каждая п..лянка, каждый пр..горок. 3) Она пр..открыла печ..ную дверцу и пр..строилась у огонька. 4) Он пр..сел на траву, пр..таился. 5) Я (не)торопился пр..рывать ее ра..сказ. 6) Шоссе пр..мыкало к роще. 7) В углу стояла пр..чудливая лампа. 8) Это был человек пр..клонного возраста. 9) В..рона пр..зрительно каркнула с высоты. 10) Он пр..зрительно усмехнулся. 11) Охотники больше (не)пр..следовали зверя.

Обобщение.

Задание 42: Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание по ЗРЯ. Разобрать по членам предложения.

      На небе ра..г..рается заря. Я проб..раюсь у..кой дорожкой через густую рож... Тяж..лые к..лосья к..сают..ся лица и будто соб..рают..ся уд..ржать меня. Из придорожных зар..слей выпорхнула перепелка и скрылась во ржи.
      Поднимается солнце, и его лучи осв..щ..ют д..лекие поля, пр..брежные кусты возле реч..ки. Она ярко бл..стит на солнце.


      Вот и лес. Я предпол.гал собрать здесь много яго.. и отыскать грибы. Мои предпол..жения опр..вдались. Ягоды буквально уст..лали лесные поляны. Стоило пр..сесть — видиш.., как прячут..ся в траве г..ловки спелой з..мляники, подберезовики. 1
      Долго бр..дил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пр..сладких яго... За день мое лицо и руки заг..рели. После такой прогулки хорошо выкупаться и пр..лечь отдохнуть на свежем сене. (109 слов)
Задание 43: Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание по ЗРЯ. Разобрать слова по составу.

     Поз..ней осен..ю вып..дает первый сне... Он пр..ображает все вокруг. Пуш..стые сн..жинки осторожно к..саются з..мли, и она од..вает..ся в осл..пительный наря... Поб..лели дорожки и крыш.. домов. Заг..рают..ся, бл..стят разноцветные искорки инея. Свинцовая в..да т..мнеет среди беловатых пр..брежных зар..слей.
      Как прекрас..на белоствольная березовая рощ..! Веточ..ки покрыты хлопьями, но от любого пр..к..сновения снежинки осыпают..ся. В ельнике сне.. так засыпал деревца, что ты их (не)узнаешь. Елоч..ка становит..ся похожей на пр..чу..ливую сне..ную бабу. Всюду в..днеют..ся следы лесных зверюшек. По шелухе ш..шек можно отыскать белку.
      В пр..дзимние дни дома (не)с..дит..ся. Люди всех возрастов выходят на п..шеходные маршруты. Каждый хочет почу..ствовать свежесть первого морозца, с..грать в снежки.
      «..дра..ствуй, зима!» — радос..но г..ворят люди.

Задание 44: Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить их написание по ЗРЯ. Определить известные части речи.

      С вечера раз..гралась м..тель. Прошумела она, и волшебно пр..образился лес.
      Сл..пят гл..за бл..стящие на солнце сугробы. Заколдовала з..ма м..лчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжест..ю снега почти к..саются з..мли. Синич..ка сядет, а ветка не дрогнет.
      Под бере..ками пр..ютились крохотные елоч..ки. В пр..чу..ливый наря.. одела метель м..лодую поросль. От х..лодных лучей солнца заг..рается на них сне..ное покрывало. Как хороши они теперь!
      В..юга посеребрила пышные прически пр..огромных сосен. На их макушках пр..мостились пышные снежные шапки. Под соснами змеит..ся сле.. лукавой л..сицы.
      Вечером в чащ..бе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке бе..лунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно от..скать ..десь тр..пинку или даже д..рогу.

      (На основе книги Д. Зуева «Времена года»)

Задание 45: Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание по ЗРЯ.
Разобрать по членам предложения 7, 9 и 10 предложения.

      В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встр..чал его в лесу, когда перед ра..светом проходит над макушками ветер, когда четко обозн..чаются на фоне неба ч..рные верш..ны д..ревьев. На траве л..ж..т р..са. Множеством блесток св..ркает ра..тянутая в лесу паутина. Пахнет см..лою р..систым утром. Сквозь лесную ч..щ..бу стараеш..ся прол..жить тр..пинку к р..ке.
      Видел я восход со..нца над р..дными п..лями, над густыми зар..слями кустов возле реч..ки. В прозрачном зеркале в..ды отражают..ся побл..дневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бе..численных птиц и ш..пот камышей поднимает..ся солнце. Прохладная р..са на лугах сияет алмазной россыпью. Распол..гаеш..ся на берегу и ждеш.. рождения нового дня.

Задание 46:Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание по ЗРЯ. Разобрать слова по составу.
      В горах Памира.

      Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышают..ся ск..листые хребты. В д..линах распол..жились села, где р..стут с..ды, люди сеют ячмень, пш..ницу.
      По б..р..гам рек встреч..ют..ся развалины ст..ринных крепостей. Сейчас их стены и бойницы зар..сли густой р..стительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда ч..рные галки, в щ..лках камней ютят..ся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и и..чезла среди камней.
      Прибл..жаемся к подножию и распол..гаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цв..тущих р..стений. Вдруг зам..ч..ем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нар..совал ж..вотных, людей, написал ц..фры. Наскальная ж..вопись ра..сказывает о древнем Памире. Мы долго ра..сматривали эти удивительные рисунки.

Задание 47:Вставить пропущенные буквы, объяснить их написание по ЗРЯ. Определить известные части речи.
      Охраняйте леса!

      У нас ч..сто л..са гибнут от бе..жалос..ного обращения с ними. Люди бе..сознательно бр..сают спичку, и от ее огня пог..бают б..льш..е участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево ле..ко, а чтобы выр..стить его, надо д..сятки лет. 1
      За поса..ками м..л..дых деревьев сл..дит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, нам..чает, где надо ра..чистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, учас..вует в борьбе с вр..дителями леса. Гусеницы иногда с..едают подр..стающие побеги, об..едают листья. Зайц.., мыш.. обгрызают корни м..л..дых д..ревьев. Но есть у леса и друзья — птиц...2 Они прекрас..ные п..мощ..ники лесоводов.
      Берегите, ребята, лес! Это наше бога..ство. (98 слов)


         МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.

  Тема 1. Имя существительное.

Задание 48:  Распределить существительные в три колонки по склонениям.

Степь; демонстрация; постель; постелька; олень; дичь; брошюра; цыган; циркуль; местность; ненастье; шепот; чувство; луч; камыш; станция; циферблат; жюри; шов; предложение; тополь; милиция; декорация; шоколад; здание.

Мягкий знак на конце существительных
после шипящих.


Задание 49: Списать, вставить пропущенные буквы. Объяснить свой выбор по ЗРЯ.

Возле дач..; шалаш..; нет туч..; среди рощ..; правил..ная реч..; не увидиш.. зрелищ..; почувствуеш.. фальш..; мощ..ный клич..; потеряеш.. вещ..; нянчит.. доч..; возьмеш.. багаж..; окажеш.. помощ..; ландыш.. свеж.. и пахуч..; ненавидиш.. лож..; достанеш.. карандаш..; борщ.. хорош..; еж.. колюч..; среди чащ.. .

Задание 50: Распределить слова в две колонки и объяснить по ЗРЯ, где: 1) пишется ь; 2) не пишется ь на конце существительных после шипящих. Указать склонение существительных.

Суш..; лещ..; борщ..; рож..; дрож..; этаж..; кирпич..; матч..; много туч..; нет задач..; мало луж..; пустош..; от передач..; после встреч..; из рощ..; из-за туч..; обруч..; дич..; реч..; пейзаж..; плющ..; ковш..; доч..; тиш..; камыш..; глуш..; с пастбищ...

Буквы и — е в падежных окончаниях существительных.

Задание 51: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Определить падеж, склонение и род, выделить окончание существительных.

Купат..ся в проруб..; р..сти у речк..; побывать в цирк..; возле акаци..; яблоки на яблон..; на ц..ферблат..; идти по тр..пинк.. к речк..; на ветк.. сирен..; быть на юбилее.., в здани.., на лекции.. в планетарии.., в экспедиции.., в Африк.., в долин..; деревья в ине..; об удивительном случа..; в мягкой хво..; свернуть с алле..; заботит..ся о здоровь..; о русском пейзаж..; распол..жить по вертикал.. .

Задание 52:Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Определить падеж, склонение и род, выделить окончание существительных.

Оценки по истори.., географи.., математик.., ботаник.., геометри..; думать о Росси.., о родин..; на этой территори..; участвовать в демонстраци.., в соревновани..; вернуться из экспедици..; листья акаци..; ра..суждать о произведени..; ра..сти в оранжере.. .

Задание 53: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы. Определить падеж, склонение и род, выделить окончание существительных.