Файл: Синтаксис и пунктуация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 762

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.      

Задание 117: Выписать имена числительные, записав их словами и указав разряд. Просклонять числительное.

  1. Ученые считают, что 7 чудес света были впервые названы в III в. до н. э. Но почему именно 7? Не три, не четыре, не пять?
          Кто не знает, какой страх внушает иным людям число 13? Тринадцать человек за столом, тринадцатый номер дома или квартиры могут всерьез испортить настроение знатоку различных примет. Происхождение этого суеверия объясняется тем, что у многих древних народов была не десятичная, а двенадцатиричная система счета, двенадцать (дюжина) считалось счастливым числом, а первая цифра, следующая за ним, казалось, приносила несчастья.
          Почитание числа 7 восходит к глубокой древности, когда в основу календаря был положен лунный. В течение 28 дней Луна убывает и прибывает, проходя 4 фазы: четверть Луны, половина, полная Луна, новолуние. Эти фазы сменяются каждые 7 дней и положены в основу нашей семидневной недели.

(По книге А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

  1. Эйфелева башня, построенная в Париже в 1889 году, имеет высоту 300 метров. Высота самого известного небоскреба в Нью-Йорке, имеющего 106 этажей, достигает 380 метров. А пирамида Хеопса, построенная фараоном, жившим в XXVIII веке до нашей эры, может свободно поместить внутри себя Исаакиевский собор Санкт-Петербурга. Все эти сооружения были в конце XIX и в XX веке, а пирамида Хеопса стоит уже почти пять тысяч лет. Высота ее достигала 147 метров (сейчас из-за обвала вершины ее высота равна 137 метрам), а каждая из сторон по длине составляет 233 метра. Для того чтобы обойти пирамиду кругом, надо пройти один километр. Вплоть до конца XIX века пирамида Хеопса считалась самым высоким сооружением в мире.

(По книге А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света»)

  1. Мотоциклы появились на улицах русских городов в середине 90-х годов XIX века. Большинство из них были трехколесными.
          Первые мотогонки были проведены 11 октября 1898 года в окрестностях Петербурга. Маршрут гонки — 36 верст. Все семь мотоциклов, участвующих в гонке, имели двигатели мощностью 1,75 лошадиных сил. Победитель гонки закончил ее за 1 час 33 минуты 36 секунд. Он показал скорость 24,5 версты в час. Два участника сошли с дистанции. Последним пришел автомобиль «Бенц». Он участвовал в соревновании вне конкурса. Его скорость оказалась немногим больше 17 верст в час.

  2. В 1775 году была открыта школа, в которой русских моряков обучали плавать и грести. Первую в России массовую школу плавания открыли в 1834 году в Петербурге.
          Первым в мире прошел Черное море по периметру на доске под парусом с 16 июля по 20 августа 1989 года 34-летний симферопольский спортсмен Сергей Найдич. В переходе его сопровождала яхта «Глория». За 25 ходовых дней было пройдено 1240 морских миль. Сергей ежедневно находился в движении по 12 часов. Выйдя из Евпатории, спортсмен попал в шестибалльный шторм, но это не остановило его. Сон во время путешествия составлял 4—5 часов. При переходе из Варны доску окружили дельфины и спокойно поплыли рядом. Потом они осмелели, стали подныривать под доску, раскачивать ее. Сотни раз Сергей оказывался в морской купели. Рекорд скорости был установлен, когда за 11 часов (с 40-минутным перерывом на обед) Сергей преодолел 70 миль. Наибольшая непрерывность движения на парусной доске во время путешествия составила 9 часов.


(Из книги «Самое первое»)

Обобщение.

Задание 118: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Морфологический разбор числительного. Просклонять числительное.

      Русский (средне)вековый город во многом отличался от (западно)европейского. Он всегда стро..лся свободно и просторно. Иностранцев поражала (М,м)осква. Они считали, что она по размерам превосход..т крупнейшие города (Е,е)вропы.
      Обширные дворы бескрайние огороды (не)объятные пустыри делали ее похожей на большую деревню. В западноевропейских городах (не)большие каме..ые дома тесно лепились друг к другу и создавали (не)прерывную стенку. Из-за тесноты они выр..стали в 2-3 этажа. Любой средневековый русский город можно назвать деревя..ым. Богатейшие запасы лесов на (Р,р)уси давали прекрасный строительный материал. Но главная угроза деревя..ых построек — пожары. Долгое время даже главная площадь Москвы в память о страшном пожаре 1493 года называлась (П,п)ожар.
      Первый каме..ый жилой дом появился в Москве в середине XV века.

(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)

Задание 119: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Морфологический разбор числительного. Просклонять числительное.

      Большинство памятников (древне)русского зодчества — церкви. Они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.
      В древние времена на (Р,р)уси строили в основном из дерева. Даже в первом десятилетии XIX века Москва была на 2/3 деревянной.
      Первая каме..ая постройка на Руси появилась в конце X века. Это была знаменитая (Д,д)есятинская церковь в (К,к)иеве. До наших дней она (не)сохранилась.
      Любое каме..ое сооружение Средневековья походило на (не)приступную крепость, а в случае необходимости и заменяло ее. Даже (не)большие щ..левидные оконца напоминали бойницы.
      В 1240 году татары ворвались в Киев. Население города оказало яростное сопротивление, но не смогло преодолеть натиск врага. Последние защитники города укрылись за стенами церкви. Татары подкатили стенобитные машины и разрушили храм. Под его обломками погибли мужестве..ые защитники города.

(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)

Задание 120: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Морфологический разбор числительного. Просклонять числительное.

      Озеро (А,а)саль стало известно европейцам с (не)давнего времени. Это самый соленый водоем на планете. Его вода в 10 раз солонее океанской. Это самая низкая точка (Аф,а)риканского континента — 155 метров ниже уровня моря.

2 Летняя температура воздуха здесь иногда превышает 50 градусов.
      Асаль — одно из самых (не)гостеприимных мест на (З,з)емле. На окружающих его холмах из лавы р..стет только случайно попавшая сюда колючка. Здесь (не)поют птицы, даже ящерица (не)пробежит по берегу. Но это место облада..т (не)обыкновенной красотой. У озера (не)обрывистые, а пологие берега. Они покрыты бл..стающими на солнце соляными корочками разных цветов (бледно)зелеными (темно)синими фиолетовыми. На берегу попадаются крупные образования из соли. Они похожи на стекля..ые капус..ные кочаны.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задание 121: Списать, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Морфологический разбор числительного. Просклонять числительное.

      Глубина озера (Б,б)айкал — 1640 метров.2 Оно самое глубокое на планете. В нем содерж..т..ся 5 часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара.2
      Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
      Окрестности Байкала одевают..ся в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковыва..т скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превраща..т ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
      Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достига..т двух метров. Он похож на (не)ровное одеяло.
      Летом даже в безветре..ый день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро станов..т..ся (не)ласковым морем.

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

      

Тема 5. МЕСТОИМЕНИЕ.

Задание 122: Списать, обозначить условия выбора дефисного и раздельногои слитного написания местоимений. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы

  1. Посадить какие(нибудь) р..стения; слыш..ш.. какой(то) ш..рох; раздают..ся чьи(то) шаги; прочитать что(либо); что(то) бл..стит; приобрести (кое)какие вещи; пребывать в каком(то) (не)доумении; (кое)(в)чем (не)согласиться; встрет..ш.. кого(нибудь).

  2. (Не)произвел (ни)какого впечатления; (не)(на)что ра..счит..вать; (не)чего приобрести; ра..сказать (не)что интересное; (ни)чем (не)интересует..ся; (ни)(у)кого (не)вызвал восторга; (не)боит..ся (ни)каких препятствий; (ни)чем (не)удивиш..; (не)(с)чем сравнить.

  3. (Ни)(у)кого (не)был; (не)кого ра..спросить; (не)(к)кому спешть; (не)(с)кем пререкаться; (ни)(перед)чем (не) преклонят..ся; (ни)кого (не)презирать; (ни)кому (ни)чего (не)расскажу;за (не)сколько мину; через (не)которое время.

  4. В (не)которых магазинах, заглавия (не)скольких книг, подготовить (кое)что, (кое)(о)ком из ребят, чьи(то) рассказы, в каких(либо) работах, сколько(нибудь) брош..р, препятствовать кому(нибудь), приготовит..ся за (не)сколько минут.

  5. Какие(либо) маршруты, познакомиться (кое)(с)кем, (кое)что узнать, (не)услышал (ни)кто, (не)предлагал (ни)чего (ни)кому, (не)загорел (ни)кто, (ни)что (не)забыто, (не)жалеть (ни)(о)ком, (не)расчитывал (ни)(на)что.

  6. (ни)каких трудностей, (не)(о)чем больше спорить, (не)чего возразить, (ни)когда (ни)(на)что (не)жаловался, (ни)(с)кем (не)посоветовался, (ни)(на)что и (ни)(на)кого (не)обижался, (не)где отдохнуть, (ни)когда (не)забуду, (не)(у)кого спросить.


Обобщение.

 Задание 123: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы.

Еще хмурит..ся свинц..вое небо, но в просветах облаков на (не)которое время пробивает..ся меч..м луч.. солнца. Весна наб..ра..т скорость.
      По утрам легкий холодок держ..т..ся в низинах, а на южной стороне пригорка уже заг..релись желтые огоньки какого(то) р..стения. Это мать-и-мачеха 3. (Ни)(с)чем (не)спута..шь желтые корзинки ее цветка.
      Вот что(то) бл..снуло в розовом веере лучей. Это мягко слива..т..ся с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
      Из кустов донос..т..ся чье(то) пение, словно звен..т серебря..ый колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, (не)приметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая(нибудь) неделя, и грачи..ый гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придет..ся преодолеть им на пути к родным местам, но (ни)какие препятствия (не)остановят их.

      Итоговое обобщение.

 Задание 124: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения. Морфологический разбор. Фонетический разбор.

      В отсветах вечерн.. зари видне..т..ся зубчатый ч..стокол елей. Сгущают..ся сумерки, и все и..чезает во мраке ночи.
      Но вот выгляд..вает месяц и мя..ким светом загоня..т потемки в лесную ч..щу, серебря..ым сияни..м залива..т (не)большую поляну. (Ни)что (не)нарушает тиш..ны.
      Вдруг хрус..нул сне.. под чьими(то) тяжелыми ногами. Это вышаг..вает (дымчато)серый лось. Пр..спокойно проб..рает..ся к осинк.. и белогубой паст..ю хвата..т пахуч..ю хвою, отфырк..ва..т..ся.
      Пр..скакал беляк пр..строился под (не)высокой но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился грациозно пр..поднялся на задних лапках. Аппетитная веточка пр..тягива..т его. Зайц.. всегда подб..рают за лосями побеги осин.
      Лось стоит среди блестящих от лун..ого света снегов жует хвою а рядом зайч..нок грызет лосиный подарок. Гореч.. осинки косому слаще сахара. (117 слов)

Задание 125: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения. Морфологический разбор. Фонетический разбор.
       Осень.

      Осень — пр..чу..ливая волшебница. Она ра..стила..т желтые покрывала на поля ра..брасыва..т разноцветные листья по дорожкам принос..т запах свежести и ле..кого моро..ца.

      Я люблю бр..дить по городу в осен..ие дни. Дерев..я об..яты плам..нем. Теперь (ни)кому (не)остановить осеннего пожара. Вот заг..релась осинка (ярко)красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он пр..к..снулся к березке, и вспыхнула она ж..лтым костром.
      Осень (не)хоч..т ра..стават..ся с людьми и часто плач..т. Печальный дождь пада..т из туч на землю. Люди смотрят на небо и грус..но говорят вот и осень, теперь жди зимы. Если бы осень умела г..ворить, она сказала бы я (не)хочу уходить от вас люди я хочу остат..ся.
      Но мчит..ся бе..сердечное время, и осень уходит. (112 слов)

(По А. Иллюминаторской)

Задание 126: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения. Морфологический разбор. Фонетический разбор.

      Сквозь зар..сли что(то) засияло ж..стяным блеском. Ваня пр..поднялся заглянул через (не)высокие кусты и увидел бл..стающую на солнце поверхность (не)большого искусстве..ого озерца. Мальчик обогнул кусты и оказался на берегу. Кто(то) выл..жил его ноздреватым камнем. В трещинах р..сли причудливые цветы и спускались прямо к вод.. . В ней на фоне торфяного зеленоватого дна проглядывали (тускло)желтые караси.
      Ванина собач..нка взгр..моздилась на камень и стала лакать воду. Караси (не)испугались. Они будто хотели обнюхать собач..ю морду. Это было (не)обыкновенное зрелище(!,?,.)
      Мальч..к пр..сел и опустил руку в воду. Теплая вода заколебалась, и караси и..чезли. Только луч..к солнца продолжал отражат..ся в вод.. . Вдруг к пальцам Вани пр..к..снулось что(то) холодное и сколь..кое. Он сжал кулак и почу..ствовал, что у него в руке бьет..ся, дрожит рыб..на. (117 слов)

Задание 127: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения. Морфологический разбор. Фонетический разбор.

      Потеплело, и от зар.. и до зар.. заливают..ся солов..и. Майская прохлада укр..щала их пение, а теперь самое время слушать (не)угомо..ую серенькую (не)величку. Всю ночь (не)смолка..т соловьи..ая трель в пр..брежных кустах (не)широкой, но красивой реч..нки.
      Солов..и любят пр..речные кустарники зар..сли лесных низин, в которых по утрам ра..стилает..ся густой туман. Но (не)сто..т заб..рат..ся в лесную глуш.., чтобы насладит..ся их пением. Выйд..те из дома ра..пол..ж..тесь в тени душистой сирени. Бе..предельная радость охватит вас, когда вы услыш..те эти без..скусные ч..рующие переливы. Голос певца то зам..ра..т, то громче во..носит..ся, и эхо вторит соловьиной песне.