ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 759
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Задание 106: Списать по образцу, выделить суффиксы:
Чувствовал, чувствовать – я чувствую.
Опаздывал, опаздывать – я опаздываю (не на –ую).
-
Не чувств..вал приближения шторма; участв..вал в соревновании; присутств..вать на открытии выставки; команд..вать кораблем; свирепств..вал ураган; завед..вала библиотекой; преслед..вать зверя; попроб..вать новый сорт; посвист..вает в кустах; не огляд..вался назад. -
(Не)интерес..вался этой историей; приказ..вать отступить; раска..ваться в проступке; наста..вал на перемене маршрута; отста..вал интересы команды; уговар..вал подняться на вершину (не)приступной скалы; обрад..вался возвращению отца из командировки; образов..вался новый кружок. -
Настойчиво совет..вать, усиленно рекоменд..вать, честв..вать героев, развед..вать местность, (не)год..вать от возмущения, рассчит..вать на друзей, исслед..вать местность, испыт..вать новые модели, рассматр..вать вопрос, раздел..вать тушу. -
Подгляд..вать в щелку, команд..вать ротой, расчерч..вать таблицу, доклад..вать командиру, доказ..вать правоту, оцен..вать обстановку, ноч..вать в лесу, навед..ваться к друзьям, воспит..вать сестру, участв..вать в соревнованиях. -
Вслуш..ваться в мелодию, волн..ваться за маму, разыгр..вать роль, наста..вать на своем, завед..вать аптекой, похаж..вать по двору, рад..вать родителей, пропагандир..вать идеи, шеств..вать по шоссе, выкид..вать старые вещи, обслуж..вать посетителей.
Задание 107: Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор, используя ЗРЯ2. Разобрать по членам предложения.
-
1)Хорошо слышно, как постук..вают, погромых..вают за рощей поезда. (Э. Шим) 2) Голубое небо прогляд..вает в рамке леса. (Д. Зуев) 3) Вдруг глухарь поднял голову, расправ..л крылья и спланир..вал с дерева. Вышаг..вает важно по снежному насту, осторожно огляд..вается. (Д. Зуев) 4) Берег моря образов..вал длинную вогнутую дугу. (В. Пелевин) 5) Зыбкий розовый свет выхват..вал из темноты лица. (Э. Хруцкий) 6) Даша разгляд..вала узоры на покрытом инеем окне. 7) Разум отказ..вался верить в происходящее. (А. Маринина) 8) В воду рек опрокид..вались зори и тихо гасли. (В. Шукшин) -
1) На лесных тропинках провал..вался под ногами снег. 2) В густой еловой чащобе тихо посвист..вает рябчик. 3) Тихо потреск..вает костер. 4) Алым золотом отсвеч..вают мачты. 5) Я люб..вался узором заяч..их и лис..их следов. 6) Ра..сказывают, как на ежей охотят..ся хитрые лисиц.. . Свернувшегося в колючий клубочек ежа лисица тихонько скат..вает с крутого берега в воду, где еж быстро разверт..вается. Лисица быстро расправляется с ним. Такое продел..вают с ежами и умные собаки. 7) Ежи забирались передними лапами в собач..ю ч..шку и тихонько пофырк..вали. 8) Они (не)боялись людей, спокойно бегали по комнатам и (не)пытались сверт..ват..ся в клубочек. 9) В кустах пересвист..вались и перелетали веселые птич..ки. -
1) Над кувшинками летали и присаж..вались ле..кие стрекозы. 2) Зверек выдерг..вал из гнез.. зерна спелого подсолнуха и наб..вал ими защ..чные мешки. 3) Один из охотников отправлялся раз..ск..вать стаю. 4) Они устра..вали из еловых густых лап удобные шалаши. 5) Один за другим подсаж..вались к (не)хитрой приманке тетерева. 6) Потреск..вают от мороза в лесу стволы деревьев. 7) Покус..вают, мешают спать комары. 8) Я вгляд..ваюсь в снежную глубину леса. 9) Собаки не решались приблизит..ся к зверю и дружно облаивали его со сторонки.
Обобщение.
Задание 108:
1). Найти слова, в которых действуют ЗРЯ, выписать, объяснить правильное написание этих слов.
2). Выписать глаголы настоящего и будущего времени, выделить окончания, определить спряжение.
3). Выписать глаголы прошедшего времени, в скобках записать н.ф. глагола, выделить суффиксы.
Еще хмур..т..ся небо, но в просветах облаков пробивает..ся сверкающим мечом луч солнца. Весна наб..ра..т скорость. Проясняют..ся дали. Зимним цветом белеют еще поля, а уже зеленеют островками сосновые боры.
В лесу встречают..ся зима и весна. В потемках ельника серебрят..ся осины. От их корявых веток на мартовском снегу появляют..ся извилистые синие тени. Вокруг деревьев и пней обта..ли круглые лунки. На зеленом фоне хвои краснеют сережки ольхи. В ее ветвях суетят..ся говорливые чечетки. Раздают..ся свирельные вздохи снегирей.
Граница снегов отступа..т к северу, а за ней по пятам возвращают..ся к себе на родину птиц.. . Скоро журчащая песня жаворонка и гомон грачей объявят о приходе весны.
Прощай, зима! Здравствуй, весна!
(По Д. Зуеву)
Задание 109:
1). Найти слова, в которых действуют ЗРЯ, выписать, объяснить правильное написание этих слов.
2). Выписать глаголы настоящего и будущего времени, выделить окончания, определить спряжение.
3). Разобрать по членам предложения.
Таволга — полукустарник с крупными резными листьями. Переб..раеш..ся в лесу через ручей или овраг и сразу видиш.. его зар..сли. Они достигают иногда высоты человеческого роста.
Таволга выб..ра..т самые тихие и уютные уголки леса. Ветер шум..т верхушками сосен, лопоч..т листвой осин, а в овражках,5 где она растет,5 стоит тишина.
Поброд..ш.. в жарком бору и спуска..ш..ся в тенистый овраг. Здесь множество кустов: орешник, калина, черемуха. Цепкий хмель обвивает стволы и образует (не)пролазную зеленую паутину. Дно овражка густо покрыто таволгой и крапивой. Пахнет влажной землей. Маленький ручеек пробирается по овражку, переливается через вымытые корни. Пьеш.. холодную воду. Зеленый полумрак стоит в густых зар..слях. Такие укромные уголки любят лесные птицы: соловьи, пеночки.
(По И. Соколову-Микитову)
Задание 110:
1). Найти слова, в которых действуют ЗРЯ, выписать, объяснить правильное написание этих слов.
2). Выписать глаголы настоящего и будущего времени, выделить окончания, определить спряжение.
3). Разобрать глаголы по составу.
Быстро наступа..т вечер в глухом лесу. Темные тени ложат..ся под дерев..ями. Недвижно высят..ся старые сосны, чернеют густые ели. Пахн..т в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.
Скрылось за дальн..ми деревьями вечернее солнце, но еще (не)спят птицы в лесу. Слыш..ш.. торопливый стук дятла. Вертят..ся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, (не)проглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.
Глухая, бе..звучная ночь накрыва..т землю. Но вот прошуршала под ногами мыш... И опять тихо.
Потрескива..т костер, и колышут..ся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели бе..заботно похрапыва..т охотник.
(По И. Соколову-Микитову)
Задание 111:
1). Найти слова, в которых действуют ЗРЯ, выписать, объяснить правильное написание этих слов.
2). Выписать глаголы настоящего и будущего времени, выделить окончания, определить спряжение.
3). Морфологический разбор глаголов.
Солнце поднима..т..ся, и вся окрестность освеща..т..ся радос..ным светом. Пора отправлят..ся в путь. Соб..ра..м рюкзаки, по карте выб..ра..м маршрут. К вечеру мы должны добрат..ся до станц..и.
Дорожка в..ет..ся узкой лентой. По ее сторонам растут молоденькие березки. Еще издали вид..м огромный дуб, который широко раскинул свои могучие ветви. Подход..м к нему и распол..гаемся в его тени на отдых. Стрекочут кузнечики, слыш..т..ся пение птиц. Ветер тихо колыш..т листьями дуба и навева..т сон. Сладко спит..ся под ш..пот листвы.
Но мы не успели насладит..ся отдыхом, как услыш..ли раскаты грома. Они раздают..ся все ближе и ближе. В грозу опасно находит..ся под высокими деревьями. Надо скорее добрат..ся до ближайшей деревни и спрятат..ся там от дождя.
Задание 112:
1). Найти слова, в которых действуют ЗРЯ, выписать, объяснить правильное написание этих слов.
2). Выписать глаголы настоящего и будущего времени, выделить окончания, определить спряжение.
3). Фонетический разбор глаголов.
Расщедрилась природа и подарила теплые денечки. Но осень уже поселилась в лесу. Деревья сбросили свой роскошный наряд
, и лес заметно поредел.
Бесчисленные листья устилают землю. Они разных цветов: желтые, оранжевые, красные. Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. Только их шорох нарушает покой лесного царства.
Но страшен лес в непогоду. Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. Они уже не борются с ним. Дождь бьет по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются все растения: цветы, травы, кусты. Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие елочные шарики.6
Задание 113:
1). Найти слова, в которых действуют ЗРЯ, выписать, объяснить правильное написание этих слов.
2). Выписать глаголы настоящего и будущего времени, выделить окончания, определить спряжение.
3). Выписать глаголы прошедшего времени, в скобках записать н.ф. глагола, выделить суффиксы.
Заяц зимой жил возле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал, поводил усами, понюхал и сел в глубокий снег на задние лапы. Потом прыгнул и огляделся.
Снег лежал волнами и блестел. Над головой косого стоял морозный пар, и сквозь него виднелись яркие звезды. Заяц поиграл с товарищем, покопал с ним снег, поел озими и пошел дальше.
На востоке посветлело. Звезд становилось меньше, и еще гуще морозный пар вставал над землей.
Заяц перебежал дорогу, подошел к своей старой норе, раскопал снег, сделал новую нору, лег в нее, уложил на спине уши и заснул.
(По Л. Толстому)
Задание 114:Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Морфологический разбор глагола.
Брос..те (не)отложные дела, выйд..те поздним вечером на песча..ый берег реч..нки. Если вы буд..те долго пр..слуш..ваться, то услыш..те в камыш..вых зар..слях (не)понятные ш..рохи, (не)умолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письме..ым столом. Ноч.. была тихая, безветре..ая, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то (не)громкие голоса. Они походили на ш..пот птенц..в, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговар..вает под полом. Потом я догадался, что слыш..л возню ежей.
Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого (не)боят..ся, уничтожают вредных насекомых, борют..ся с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикр..вают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(По И. Соколову-Микитову)
Задание 115: Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по членам предложения.
С каждым километром пути озеро становит..ся дли..ее и ýже. На его стекля..ой поверхности гаснет (не)яркий свет заката. Легкий ветерок едва касает..ся глади озера и рябит воду, шуршит (темно)зелеными камыш..выми зар..слями. Водяные струи кажутся то серебря..ыми, то золотистыми. Они тихо бьются о (не)высокий песча..ый берег.
В прибрежных кустах завозился утиный выводок. Ра..дается (не)громкий гуси..ый гогот и другие птич..и голоса.
Вот показалась ни..кая деревя..ая избу..ка. Ло..ка причал..вает к берегу. Из избушки выходит хозяин, помогает нам выгрузит..ся, приглашает в дом. Гостеприимный хозяин ра..спраш..вает нас о дальнейш..м маршруте, предлагает остат..ся на ночлег.
Наступа..т теплая летняя ноч... Усталость дает себя чувств..вать. Добираемся до сарая, где приятно пахн..т свежим сеном. Засыпаем там крепким, здоровым сном.
Задание 116:Списать, вставить и подчеркнуть пропущенные буквы и знаки препинания. Разобрать по составу глаголы.
Зимой зайцы кормят..ся корой дерев..ев. За ноч.. они протапт..вают глубокий сле.. в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спаса..т косого. Он бе..страшно ход..т ночью по полям и лесам и проклад..ва..т прямые следы. Когда же приход..т утро, он от страха меч..тся из стороны в сторону. Проскач..т вперед, испуга..тся чего-то и отбеж..т назад по своему следу. Услыш..т какой-нибудь ш..рох — со всего размаха прыгнет в сторону и поскач..т дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь — косой опять повернется назад и направ..тся в сторону. Когда светлеет, он ложит..ся в снег.
Утром охотники разб..рают заяч..и следы, путают..ся в них и удивляют..ся хитрости косого. А он и не дума..т хитрить. Он просто всего боит..ся.